Третье искушение было самое тонкое — духовное приражение.
Дьявол возвел Господа на крыло Иерусалимского храма и перед массой народа предложил Ему совершить чудо: «Если Ты Сын Божий, – сказал он, – бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4, 9—11).
Это был соблазн показать чудо, чтобы продемонстрировать окружающим свою исключительность. Апостол называет это искушение «гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). В раю оно сработало: после дьявольского наущения люди захотели обладать запретными плодами, потому что они дают знания (см. Быт. 3, 6). Прародители поверили: как только они вкусят этих плодов, все произойдет само собой — они изменятся, станут равными Богу. Вот она — гордость житейская!
Почему это искушение самое тонкое и страшное? Потому что оно может быть незаметным для посторонних. Если подлеца, блудника или скупца можно распознать, и положительных чувств они ни у кого не вызовут, то человек, обуянный гордостью, может быть окружен в обществе почетом и уважением.
В качестве примера можно вспомнить рассказ игумена Никона (Воробьева) о хирурге, который жил в городе, где он служил священником. Весь город знал этого хирурга: он приходил на помощь в любое время дня и ночи, не жалея сил, никому не отказывая. И вот он умер. Его жена пришла к отцу Никону с просьбой сказать о нем добрые слова на похоронах (это было советское время). А священник отказался. Жена была поражена его отказом, возмущена, и тогда отец Никон стал с ней беседовать. Видимо, он попытался объяснить ей, что двигало ее мужем, когда он бросал все и безотказно шел на вызов к больному. Все поражались его безотказности, все о нем говорили, его боготворил весь город! А дело в том, что корни этой безотказности крылись в непомерной гордыне. Ради удовлетворения своей страсти человек горы свернет: не пожалеет ни своего сна, ни отдыха, только бы насыщаться этим чувством «избранности», «великости», «незаменимости».
Отец Никон, как опытный священник, видел все эти страшные процессы, происходившие в душе хирурга, видел, что духовная болезнь зашла так далеко, что человек даже не желает излечения, — он упивается этим всеобщим поклонением, как комар упивается человеческой кровью. Эта страсть подпитывала силы человека, потому что взамен он получал «наркотик», который был нужен ему для жизни: всеобщее поклонение. Так человек стал рабом своего таланта, превратившегося в страсть, которая управляла им. Видимо, игумену Никону удалось объяснить вдове хирурга, что творилось с ее мужем в духовном плане, и после беседы от гнева женщины не осталось и следа.
У человека, хорошо знающего текст Псалтири, вызывает невольное внутреннее преткновение пересказ Священного Писания устами искусителя. Предлагая совершить явное чудо, он говорит: «Написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4, 10—11). Однако это место в девяностом псалме изложено иначе: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90, 11). Слова «на всех путях Твоих» дьявол умышленно не договаривает, поскольку предлагает Богочеловеку свои пути, которые неизбежно привели бы к искажению служения Христова.
Цель Боговоплощения состояла именно в разрушении царства дьявола и освобождении от его рабства всех людей, о чем и писал апостол Иоанн Богослов: «Явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8). Но сатана в самом начале служения Спасителя предпринимает попытки отвратить Его от данного служения. Господь приходит на землю ради свободы человека быть с Богом. Дьявол же, предлагая покорить людей то хлебом, то властью, то чудом, добивается, чтобы Христос сделал из человека своего раба, то есть пытается соблазнить Спасителя собственной целью, которая состоит в том, чтобы, как говорил Великий Инквизитор у Достоевского, управлять человечеством, как благодарным и послушным стадом.
В продолжение Своего земного служения Господь будет умножать хлебы и насыщать голодных, проявлять Свою власть над миром и совершать невиданные прежде чудеса. Но главное, ради чего Он все это будет делать, — вновь вернуть человека на путь в Царство Отца Небесного, а не поработить его с помощью хлеба, власти или чуда.
«И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4, 13).
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.