Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Подвиг общения

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Подвиг общенияСейчас очень многие живут в крупных городах, напоминающих большие муравейники. Но вот парадокс: чем больше людей окружают человека, тем менее он расположен к живому общению с ними.

В наших современниках заметно стремление как-то обособиться, закрыться. Многие горожане не знают своих соседей, даже тех, кто живет за дверью рядом. Частные дома огорожены высокими глухими заборами, что совсем недавно было редкостью. Даже с близкими людьми мы разговариваем все меньше, несмотря на стремительное развитие средств связи. Что уж говорить про непосредственное общение? Все реже бывают у нас и бескорыстные встречи с друзьями, и задушевные семейные вечера.

А между тем дети, причем не только малыши, но и школьники, и даже студенты, крайне нуждаются в тактичном участии взрослых родственников, в первую очередь родителей. Для полноценного развития ребенка необходимо содержательное, неформальное общение. Оно не только формирует его личность, но и во многом определяет судьбу. Ждет от взрослых детей доброго слова и старшее поколение.

Но сейчас связь поколений в семье нередко бывает нарушена. Разобщены даже самые близкие родственники, живущие под одной крышей. Дети слышат от лежащего на диване или сидящего перед экраном папы: «Отойдите, не шумите, я устал». Похожие слова они слышат и от мамы с телефоном в руках: «Идите, поиграйте там, не мешайте мне». «Мам, пап, некогда сейчас!» — нередко слышат пожилые люди в ответ на попытку узнать, как живут их дети.

Сознаем ли мы, как часто стремимся любым способом отгородиться от тех, кто находится рядом, «отдохнуть» от них. Нам хочется тишины, простора, уединения. Но вместо того чтобы выбраться с близкими людьми на природу, сходить в храм, отправиться в интересное паломничество, мы сидим перед большим или маленьким экраном в своей квартире и находим предлоги, чтобы отправить детей от себя в другую комнату, а разговоры с престарелыми родными, даже по телефону, сократить до минимума.

Помню, как весело и непринужденно умели радоваться общению еще несколько десятилетий назад, когда жизнь проходила в тесноте, да не в обиде. Горожане, жившие в коммунальных квартирах, собирались в одной из комнат и сообща отмечали праздники. В небольшие деревенские домики за накрытым столом вполне умещалось полсела. Когда появлялась своя дача — совсем небольшой домик, в него радушно приглашали погостить всех родных и друзей, и одновременно порой собиралась довольно большая компания. Люди не унывали даже во времена дефицита или дороговизны: всегда находилось, чем всех накормить, куда всех уложить спать. Тогда вовсе не казалось, что тесно, а скучно не было точно.

Недаром и сегодня счастливы те, кто хранит дружбу, которая началась еще в ранней юности или даже в детстве. Сколько вместе пережили веселого и грустного, сколько раз помогали друг другу, сколько времени вместе провели... Общение со старыми друзьями — это бесценное богатство, которое не заменят никакие дорогие развлечения и новые престижные связи.

Казалось бы, именно сейчас можно больше времени уделять общению, когда в нашем распоряжении оказалось столько средств, облегчающих быт, уход за детьми, за больными и немощными. Логично предположить, что, имея возможность тратить меньше сил и времени на обеспечение самого необходимого, люди станут больше времени и сил уделять близким, ценить проведенное вместе с ними время. Но в реальности получается по-другому: до своих родных, до их проблем и радостей многим сейчас вообще нет дела. Люди самого разного возраста хотят только, чтобы от окружающих не было никакого беспокойства.

Нормой современной жизни стало подолгу не видеться с друзьями и родными, а неравнодушные вопросы собеседника воспринимать как посягательства на «личное пространство». При этом те же самые замкнутые в себе, необщительные люди порой проявляют поразительную открытость, готовность рассказать или показать «всему свету» то, что еще совсем недавно рассказывали или показывали только врачу или иному специалисту ради получения от него помощи.

Местом откровений и советов с чужими, незнакомыми людьми стал Интернет, в первую очередь — социальные сети, мессенджеры, форумы и т.п. Там можно опубликовать или найти весьма откровенные фотографии и рассказы людей о себе, своей семье, знакомых. Там идет обсуждение таких проблем, о которых здравый смысл и правила приличия подсказывают не упоминать при посторонних, да и при младших членах семьи тоже, а ведь они имеют доступ к тем же электронным ресурсам.

Не вдаваясь в подробный анализ причин, замечу, что в общении на просторах Интернета многих привлекает безответственность. Можно начать знакомство и оборвать его в любой момент, создать в сети фейковый аккаунт, зарегистрироваться на форуме под псевдонимом, выдать чужие фото за свои, расписать реальную ситуацию с выгодной для себя стороны и т.п. С живым, реальным человеком, тем более родным или давно знакомым, все это не получится. Реального собеседника не забанить в один клик, в разговоре с ним не прикрыться смайликом, при знакомстве трудно значительно увеличить или уменьшить свой возраст, тем более изменить пол.

Сознательно или неосознанно в Интернет нередко убегают именно от тех жизненных обстоятельств, которые Господь дает для спасения. Общение в реальной жизни требует немало усилий, внутренней работы, выдержки, терпения, умения прощать обиды и выносить чужой характер. Но оно и дает несравненно больше, особенно в семье, среди родных, большинство из которых мы не выбираем. Именно с этими живыми, реальными людьми, с их недостатками и проблемами, мы призваны налаживать отношения, жить в согласии, изживая свои страсти и совершенствуясь в христианской любви.

Еще в древности даже самые строгие уставы монастырей предписывали полное уединение только на определенный срок, по окончании которого иноки собирались в храме на общую молитву. Даже подвижникам необходимо общение, ибо оно дает возможность увидеть в себе те страсти, которые не могут проявиться в отсутствие других людей.

Что бы ни тяготило и даже раздражало в окружающих, следует относиться к общению с ними как к подвигу ради Христа. Если видеть в детях, родителях и всех, кто нуждается в общении, Его младших братьев (ср. Мф. 25, 40), то время, проведенное с ними, будет приближать нас к Богу.

«Вечерняя Москва»

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика