Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Восстановить историческую справедливость

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Восстановить историческую справедливость

 

 

Интервью председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента посвящено культуре чтения, исторической теме в современной литературе, а также лауреатам конкурса «Просвещение через книгу».

– Ваше Высокопреосвященство, книгу когда-то называли учителем, другом, советчиком. Кем или чем книгу можно назвать сегодня?

– Книга может быть учителем, если эта книга хорошая, и она ведет человека к добру и свету, учит избегать зла, любить ближнего, как самого себя. Сейчас у многих издателей преобладает желание заработать, и они выбирают те произведения, которые принесут прибыль, а это чаще книги пустые по содержанию, нередко с сомнительными и безнравственными сюжетами, а порой по-настоящему вредные. Так что учителем я бы называл не каждую книгу.

Думаю, по названным причинам, и другом может стать не каждое издание. Если мы прочитали что-то, где нас убеждают, что не нужно бороться со склонностью к плохим делам, со своими слабостями, что жить нужно в первую очередь ради удовлетворения своих желаний, что думать нужно только о своем благе, особенно материальном, то какой же друг такая книга? Поэтому, я назвал бы другом только те книги, которые учат добру, любви, подвигу, раскрывают смысл жизни.

То же можно отнести к книге, как советчице. Все зависит от того, что она будет советовать.
Поэтому, книге ближе всего роль собеседника. Автор что-то говорит, предлагает, рассказывает, убеждает в чем-то, но соглашаться с этим или нет – решать читателю. Идти ли туда, куда зовет книга, верить ли ей, верить ли автору – решать читателю.

Собеседники нам в жизни встречаются очень разные. От некоторых лучше побыстрее уйти. И некоторые книги лучше бы поскорее закрыть или вовсе не открывать. Других собеседников нужно слушать с осторожностью. В чем-то соглашаться, в чем-то нет. Похожая ситуация и с книгами: в одной книге может быть и что-то хорошее, и что-то сомнительное, важно уметь это вовремя заметить. А есть собеседники, общение с которыми нам на пользу. От них можно получить новые знания, они поделятся опытом, поддержат, помогут сделать правильный выбор, принять правильное решение. И есть немало книг, чтение которых приводит к схожим результатам. Именно такие издания мы отмечаем в рамках конкурса «Просвещение через книгу».

– Вы сказали, что книга – в первую очередь собеседник. Будем надеяться, что сможем выбрать для себя хороших собеседников и взять из общения с ними все самое лучшее и полезное. Но что могут эти книги-собеседники? Велико ли их влияние на нас – читателей – сегодня?

– Сегодня люди много читают, но, к сожалению, их больше привлекает легкое «чтиво» из интернета, которое без идей и художественных достоинств. Важно, чтобы человек понял, какая ему книга полезна для чтения. А чтение может дать немало. Во-первых, мы через книгу получаем новые знания, автор, через описание жизни героев, поделится с нами их жизненным опытом, который нам будет полезен. Книга заставляет нас размышлять, искать ответы на вечные вопросы, задумываться о жизни. Мы можем не соглашаться с героем, и в своем сознании ведя диалог с ним, находить новые решения, которые нам могут пригодиться. И пусть это историческое произведение, рассуждая о действиях персонажей, мы им можем давать нравственную оценку и делать для себя полезные выводы. Считаю, что художественные произведения о прошлом нашего отечества могут способствовать и восстановлению исторической справедливости.

– Книги могут даже это? Не люди, а книги?

– Конечно, люди, которые пишут такие книги. Приведу пример. Предположим, нашелся человек или группа людей, которые увидели, что в истории у нас целые области знаний или периоды остаются неосвещенными, а то и вовсе по каким-то причинам, чаще политическим, было одностороннее или искаженное освящение. Например, о состоянии России до 1917 года. Исследователи начинают серьезную работу по изучению этого времени. Работают в архивах, находят источники, обращаются к научным трудам, если они есть, сравнивают, сопоставляют документы и свидетельства современников, изучают, что известно по этому вопросу в смежных областях знаний. Собираются на совещания, конференции, обмениваются мнениями, дискутируют, читают доклады, пишут статьи. И справедливость историческая может быть восстановлена, и «белые пятна» восполнены, но все это будет известно специалистам. Художественное произведение поможет более широкому кругу узнать, как все было. И не просто донести информацию, а вызвать живой эмоциональный отклик к тому или иному историческому событию или персонажу, даже пусть он носит отрицательный отпечаток на своих подвигах. Например, Иван Каляев, кто он – террорист, а люди живут на улице, названной его именем, думают, что он герой. Почему такое получилось? Советская историография говорила о нем как о герое. И многое тогда, что было до 1917 года, преподносилось с позиции политической ангажированности. Историческая интерпретация фактов того периода в советское время зависела от государственной идеологии.

Благодаря появлению новых книг тысячи людей узнают, как было на самом деле. Это может быть и художественная литература, и научно-популярная, и издания публицистического характера. Восстановить историческую справедливость в умах тысяч людей способна именно книга.

– Можете ли Вы назвать книги, созданные с такой целью?

– Одна из книг, получивших специальный приз на конкурсе изданий «Просвещение через книгу», называется «С нами Бог!». Есть у нее и еще одно название: «Православные священники в сражениях за веру и отечество». Издана она «Музеем техники В. Задорожного». Это самый настоящий художественный альбом. Издатели тоже обозначают ее именно так. Увеличенный формат, качественная мелованная бумага, множество фотографий, других иллюстраций, не менее информативных, чем сам текст. Вот такая книга – это в первую очередь восстановление справедливости.
Чьи имена люди хорошо знают? Полководцев, генералов, отдельных воинов, совершивших какие-то подвиги, а православных священников в войсках – как будто и не было. Как будто эти люди не рисковали собой ежеминутно, как будто не находились на поле боя подолгу, помогая раненым, воодушевляя уставших, обессилевших бойцов, у которых, казалось, сил уже вовсе нет, но если их просто оставить, они погибнут, и нужно их поднимать, звать, почти вдохновлять. А если еще и командиры погибли? То простые священники брали на себя все: и заботу об умирающих, и помощь раненым, и поддержку, воодушевляли тех, кто уже совсем без сил, но при этом цел и мог передвигаться сам. В руках у священника только крест. Никакого оружия у него нет. Он ни в кого не стреляет, он никого не убивает. Он ничего не делает для того, чтобы прервать чужую жизнь – даже самого явного врага своей родной страны. Он только наравне с воинами рисковал своей жизнью, а нередко отдает ее ради того, чтобы спасти чужую.

Священники на фронте часто находились в самых опасных местах – в передовых цепях. У них были и воинские награды. Приведу только один пример из книги «С нами Бог!». Илия Бенеманский после окончания Тверской семинарии избрал для себя путь военного священника. С 1908 по 1917 г. Был полковым священником (полк несколько раз менялся). Перечислю его награды: набедренник, орден св. Анны 3-й степени с мечами; орден св. Владимира 4-й степени с мечами, камилавка, орден св. Анны 2-й степени с мечами, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества. Награды – это свидетельство того, что руководство видело его подвиги и понимало необходимость для воинов полкового священника, ценило его бесстрашие и готовность к самопожертвованию ради ближних.

С 1917 по 30-е гг. отец Илия был священником в Твери. Как вы понимаете, в эти годы отношение к священникам стало совсем иным. Не награды теперь получал отец Илия, а не раз подвергался арестам. В 1937 году он был приговорен тройкой НКВД к расстрелу. Вот такая жизнь. И судеб таких, к сожалению, множество. Отец Илия причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Когда в советские годы разрушали храмы, ссылали или расстреливали священников, это была борьба не только с ними, а со всей нашей историей. Вот и выросли поколения людей, не знающих о стойкости и героизме священников на полях сражений в прошлые века. Выросли поколения, даже не знающие, что священники в войсках были и на поле ратном находились рядом с воинами. Поэтому книга «С нами Бог!» – это в первую очередь восстановление справедливости, возвращение в истории имен этих достойных людей.

Фотографии, открытки, плакаты прежних времен помогают нам самим почувствовать, увидеть время, в которое жили, самоотверженно служили эти простые, скромные пастыри, о судьбах которых мы узнаем из книги. Им награды были не нужны, их желание было помочь солдату воину защитить Родину.

– Какую еще справедливость могут восстановить книги?

– Они могут вернуть в культуру то, что по праву должно бы в ней быть. Русская литература – настоящая сокровищница. Но понимаем ли мы, что сокровищ там могло бы быть гораздо больше? Например, Великая Отечественная война унесла не только миллионы жизней, но и множество талантов. В том числе талантов поэтических.
Если бы молодые поэты не погибли, наша художественная словесность обогатилась бы россыпью самоцветов – прекрасных поэтических строк. Но поэты отдали жизнь за свободу родной земли. Вспоминаю строки Захара Городисского:

Если мне смерть повстречается близко
И уложит с собою спать,
Ты скажешь друзьям, что Захар Городисский
В боях не привык отступать.

Что он, нахлебавшись смертельного ветра,
Упал, не назад, а вперед,
Чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра
Вошли в завоеванный счет.

Поэт умер от ран в девятнадцать лет. И как же их много, погибших совсем молодыми и даже юными, просто не успевшими раскрыть свой талант, напечататься в литературных журналах, издать свои сборники стихов.

Об этой неизвестной нам странице в литературе мы узнаем из книги «До свидания, мальчики. Судьбы, стихи и письма молодых поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны», изданной «Никеей». Эта книга в первую очередь восстановление справедливости. Талантливые люди не пожалели ничего для защиты родной земли, стояли до конца, жизнями заплатили за свободу своей страны, соотечественников от фашистских захватчиков. И нужно сделать так, чтобы их имена стали людям известны, строки их, пусть немногочисленные, стали известны, их письма, мысли стали доступны потомкам.

Спасибо «Никее», что есть эта книга, любой человек может ее открыть. В ней немало авторов и немало стихов. Каждое стихотворение достойно внимания. Но сейчас мне особенно хочется сказать о строках Георгия Вайнштейна. Он погиб в 22 года. Ему было всего 16 лет, когда он сделал поэтическое переложение «Плача Ярославны» из «Слова о полку Игореве». Приведу отрывок из него:

Ранним утром, светлым утром
Ярославна причитает,
Одинокою кукушкой
Робко голос подает.
Ранним утром, светлым утром
Ярославна причитает.
И тоскует и рыдает
У Путивлевских ворот.
«Я кукушкой полетаю
По широкому Дунаю,
Над Каялой помахаю
Я бобровым рукавом.
Рану Игоря промою
Я студеною водою,
Чтоб он смог опять сражаться
С басурманом Кончаком»…

Напомню, это небольшая часть из переложения, сделанного человеком, которому всего 16 лет. Каким хорошим должен был бы быть поэт, когда бы его талант расцвел и обрел творческую зрелость. Думаю, у нас было бы еще одно по-настоящему прекрасное поэтическое переложение всего «Слова о полку Игореве» и не только этого произведения.

Имена возвращены в литературу, строки доступны читателям. Но как бы хотелось, чтобы на этом все не закончилось. В книге названо еще немало имен молодых людей, которые тоже отдали жизнь за свободу родной страны, тоже были талантливы, но о них пока неизвестно почти ничего. И есть надежда, что со временем их имена, их строки вернутся в литературу, что появятся книги о них и с их стихами.

Беседовала Валентина Курицина

Источник

 

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика