Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Слово о Русском СевереМитрополит Калужский и Боровский Климент:

Слово о Русском Севере

 

 

 

Русский север всегда был интересен для исследователей, писателей, путешественников. Он богат самобытным культурным наследием северных народов. В этом году на конкурс изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее художественное произведение» поступила книга Б. В. Шергина «Добрым людям на услышание», в которую входят поморские рассказы, былины, дневники этого замечательного автора. Эксперты и члены конкурсной комиссии присудили ей первое место.

Хочу поблагодарить издательство «Никея» за эту книгу. Во-первых, произведения Бориса Викторовича Шергина, к огромнейшему сожалению, редко переиздают, поэтому современные читатели не всегда имеют возможность найти их хотя бы просто для чтения, а тем более приобрести для своей домашней библиотеки. И издательство «Никея» сделало всем нам настоящий подарок – в наши дни выпустило книгу с произведениями Бориса Шергина, которые по праву входят в сокровищницу нашей словесности и при этом, к сожалению, нередко остаются неизвестными широкой читательской аудитории. Еще я хочу поблагодарить тех, кто потрудился по подготовке этого издания, за замечательное оформление книги. Гармония содержания и оформления очень важна, и издательство блестяще справилось с этой задачей. Все в этой книге замечательно, но я особо хочу обратить внимание читателей на чудесные черно-белые фотографии, которых в издании немало.

Благодаря произведениям Бориса Шергина мы узнаем Русский Север. Какое произведение я люблю у него больше всего? Невозможно назвать что-то одно. Хотя первым вспоминается «Круговая порука». Когда пострадавшее от непогоды датское судно смогло укрыться у берега, на помощь сразу бросились русские поморы. Стали помогать, чинить. Датский шкипер стал спрашивать о цене за их труд, но люди даже не сразу поняли, о чем он говорит: для них было само собой разумеющимся помочь, попавшим в беду. Поняв, что плату с него староста не возьмет, шкипер стал предлагать деньги отдельным людям, которые участвовали в починке, но и тогда никто ничего не взял. Даже просто гостинцы из коробов, поставленных на тропинке, нетронутыми остались. Поморы объясняли шкиперу: «Мы помогли тебе в беде и этим крепко обязали тебя помочь нам, когда мы окажемся в морской беде. Ежели не нам, то помоги кому другому. Это все одно. Все мы, мореходцы, связаны и все живем такою круговою помощью». Здесь принято помогать, не ожидая вознаграждения. И есть уверенность: тебе тоже помогут, если понадобится. И тоже бескорыстно. «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч. 18; 25).

Борис Шергин не только сам записывал северные былины, рассказы, но и сохранял память о сказителях, исполнителях: «Кривополенова, блестящая исполнительница былин, и сама по себе была каким-то чудом и счастьем для всех, кто видел ее и слышал. Маленькая, худенькая, одетая в темный, старинного покроя сарафан, застегнутый сверху донизу на серебряные пуговки, в темном вдовьем повойнике, она была похожа не то на девочку, не то на древнюю старуху. Приехав из дремучих лесов Севера, она не боялась многолюдной аудитории – наоборот, полюбила ее, чувствовала себя непринужденно и всегда и везде умела держать ее в напряженном внимании».

Борису Шергину было свойственно особое чувство языка: он умел его слушать и слышать, умел передать. Как точно он написал: «Не язык изощрять надобно, а ум обогащать. Тогда и речи будут». Понимал Борис Шергин красоту славянизмов, их незаменимость: «Прочитывая «Слово о полку Игореве», прочитывая подлинный текст, убедимся, что славянизмы не отягощают, не обременяют. Благодаря высокому стилю древней речи поэма становится крылатой, красота ее – вневременной».

Борис Шергин подбирал особые слова, чтобы говорить о природе. Особенно красивы его строки о зиме: «С субботы метель метет. Приятно думать: город стал мягкий, белый, нарядный. Часа в три ночи нароком выскочил я на улку. Ни огонька… Серебристо-белый снег от напавших везде – крыши, карнизы, заборы, деревья, дороги – снегов белых, пушистых. Будто и не ночь, а день, только не наш будничный, а день в сказке, полудень-полуночь в некотором царстве. Молча падают снега, все молчит, ждет продолженья сказки. Сказочная свадьба снежного царевича неслышно должна проехать этими уготованными к празднику лебяжьими переулками… Как люди-те уснут, снега устелют дороги, чисто, неслышно припадет – тут сказка и свершится».

Но не просто любовался природой Борис Шергин. Он видел больше: «Любовь к природе – начало всякого добра. Ежели книга природы любимое твое чтение, ты на благодарном пути. Приникая к красотам природы, увидишь тайну. Красивые виды природы заставляют подумать о Художнике, равно как и благоухание малого цветочка. Пределы человеческой изобретательности – мертвенные машины. Но в том, что создано Богом, – дерево, цветок, – жизнь непостижимая…» Подтверждение этому можно найти и у многих святых отцов. Например. У свт. Николая Сербского: «Вся красота природы исходит из таинственности Таинственного. Без этой таинственности Таинственного природа ни на миг не могла бы сохранить ту тихую целомудренную красоту, которая светится сквозь нее». Или: «Сотворенная природа – облако, укрывающее ослепительное сияние Божественного огня. Прозрачность или непроницаемость этого облака зависят от нашего духовного зрения: для утонченного и высокого духа оно тонко и прозрачно, для грубого – темно и непроницаемо». И т. д.

Можно было бы еще цитировать и цитировать Бориса Шергина, но такую книгу нужно читать самим. Не стану даже приводить выдержки ни из одной былины. Тексты так завораживают, что не хочется брать только часть: пусть читатель сам откроет, неспешно прочитает.

Есть в книге и поговорки. «Праздное слово сказать – все одно, что без ума камнем бросить». Люди, у которых сложилась такая поговорка, понимали цену слова. Это мы его, к сожалению, обесцениваем все больше, бросаем слова без мысли, без раздумья. А между тем и слово может ранить не меньше камня, разрушения может нести с собой. Вот что говорил святитель Лука Крымский о силе слова: «Слово в христианстве – не просто что-то слетевшее с уст, но драгоценность и сила». «По Слову Бога сотворен мир. Словом именует Бога евангелист Иоанн, говоря, что с Него все начало быть».

Книгу можно рекомендовать для семейного чтения. Малышам рановато, а со школьниками можно пробовать читать вместе. Если не получается, сложновато, пока отложить, но позже обязательно вернуться к такому чтению. Вся книга может оказаться сложной для школьников. Но есть в ней, например, «Ваня Датский» – произведение, которое несколько лет назад издавалось отдельно для детей. Оно доступно ребятам. Есть и другие вполне доступные рассказы.

Сколько бы нам ни было лет, у нас благодаря этому изданию есть возможность открыть для себя Бориса Шергина, даже если мы до этого имени такого не слышали. Воспользуемся этой возможностью.

«Вечерняя Москва»

 

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика