Выступление протоиерея Александра Рябова благочинного 1-го округа Песоченской епархии на Секции «Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством, обществом и СМИ: опыт Калужской митрополии» в рамках конференции «Православное образование. Аспекты регионального опыта» по I направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».
Современная норма взаимодействия духовенства с учителями, преподающими «Основы православной культуры»: опыт 1-го округа Песоченской епархии Калужской митрополии
Ваше Преосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры, и все участники Секции!
В своем выступлении я постараюсь кратко описать современную норму взаимодействия духовенства с учителями, преподающими «Основы православной культуры» (далее – ОПК), основываясь на опыте нашего благочиния – 1-го округа Песоченской епархии.
С введением курса ОПК в школы Калужской области началось активное взаимодействие между благочинием и районной администрацией. Вскоре это взаимодействие получило официальное юридическое закрепление в форме подписания ДОГОВОРА о сотрудничестве в сфере образования, культурно-просветительской и социальной деятельности между администрацией муниципального образования «Город Киров и Кировский район» и Приходами благочиния.
В прошедшем году (2017 г.) мы заключили новые договора, уже конкретно с общеобразовательными организациями.
С 2014 года представители благочиния участвуют в деятельности Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию при Кировской районной администрации.
В системе образования Кировского района 16 школ. Учителя, которые преподают ОПК, «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР), прошли курсовую подготовку. В 2018 году запланировано повторное обучение педагогов.
Курс ОРКСЕ (в 4 классах) ведут 22 педагога, курс ОДНКНР (в 5 классах) – 17 учителей, ОПК в кружковой форме (в старших классах) 85 учителей (в основном классные руководители).
Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается число педагогов, желающих принять участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». В 2015 году было 3 участника, в 2016 – 4 участника, среди них есть победитель регионального этапа: 2 место в номинации «Лучшее педагогическое исследование года», в 2017 году – 15 участников и победитель в региональном этапе: 1 место в номинации «Лучшая методическая разработка по предметам ОРКСЭ и ОДНКНР».
Взаимодействие духовенства с учителями ОПК проходит в самых разнообразных формах, начиная от личных бесед и консультаций, заканчивая массовыми мероприятиями:
• региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»;
• районный Сретенский фестиваль духовной и народной музыки;
• День православной книги;
• мероприятия, посвященные Дню славянской письменности;
• конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся;
• муниципальный фестиваль «Храм души моей»;
• экскурсии для школьников и педагогов в храмы города и района;
• экскурсионные поездки по святым местам Калужской области;
• районные мероприятия, посвященные Православным праздникам;
• семинары, круглые столы, лектории, открытые занятия в рамках плана работы районного методического объединения учителей ОПК.
Большой позитивный отклик имеет лекторий для педагогов ОПК, который проводят священники. Тематика лекций разнообразна.
• Какие ценности называются духовно-нравственными?
• Крещение Руси: становление православного государства и общества, формирование русской православной культуры.
• Церковное служение русских князей. Подвиг святителей Русской Церкви (X–XII, XX вв.).
• Свержение монархии в России в ХХ в., уничтожение православного государства. Подвиг новомучеников и исповедников российских.
• Изменение отношений Церкви и государства в ходе Великой Отечественной войны. Подвиги веры в военное время; русские традиции ратного служения.
• Прекращение гонений на Русскую Церковь и возрождение церковной жизни.
• Влияние христианской веры на становление древнерусской письменной традиции (наиболее яркие духовные писатели Древней Руси, шедевры древнерусской письменности и их основные темы).
• Русские святые, чей монашеский путь связан с Афоном.
Подобный лекторий проводится и для воспитателей ДОУ (дошкольных образовательных учреждений). Здесь темы лекций немного отличаются.
• Как сочетаются традиции духовно-нравственного воспитания и современного светского образования.
• Особенности духовно-нравственного становления личности в раннем и дошкольном детстве.
• Церковная символика. Церковные атрибуты, используемые во время церковной службы, их назначение.
• Знакомство детей с библейскими заповедями.
Учителя, преподающие ОПК в основном люди, недавно пришедшие к вере, но все они глубоко переживающие за нравственное и духовное состояние подрастающего поколения. Среди них есть глубоко верующие, которые являются постоянными прихожанами приходов города и участвуют в таинствах Церкви. Некоторые педагоги сподвигли своих директоров на освящение школы. Духовенство окормляете учителей не только в стенах храмов и соборов, но и в школах, помогая им учебном процессе. Так, священники епархии закреплены за разными образовательными учреждениями с целью их духовного окормления. Батюшки бывают в качестве приглашенных гостей на торжественных мероприятиях по случаю Дня знаний, на Выпускных вечерах, а также в течение года на мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию и на открытых уроках. И всегда, священник не просто член комиссии или гость, но проповедник, который в своем выступлении дает духовные наставления всем присутствующим.
Трем педагога нашего района посчастливилось побывать на Форуме в рамках Богородично-Рождественских чтений в ПМЦ Калужской епархии «Златоуст». График работы Форума был очень насыщенным и плотным, но учителя вернулись полными впечатлений и новой полезной информации, а также очень воодушевленными и готовыми к работе по духовно - нравственному воспитанию детей и молодежи.
По решению Координационного совета в восьми школах города было проведено социально-психологическое исследование, направленное на изучение отношения обучающихся 4-11 классов и их родителей (законных представителей) к введению курса (кружка) «Основы православной культуры» в образовательных организациях.
Исследование проводилось в сентябре 2017 года. Первичное исследование было проведено в сентябре 2016 г. Исследование проводилось анонимно.
Количество участников: 401 обучающийся и 411 родителей (законных представителей). Всего опрошено 812 человек. В предыдущем году в исследовании приняли участия 931 человек (из них 474 обучающихся, и 457 родителей).
Цель исследования: изучение отношения обучающихся 4-11 классов и их родителей (законных представителей) к введению курса ОПК в образовательных организациях (далее ОО).
Задачи:
1. изучение отношения родителей (законных представителей) к введению в курс программы ОО урока (кружка) ОПК;
2. изучение эмоционального состояния обучающихся на уроках ОПК, уровня их интереса к предмету;
3. изучение влияние уроков ОПК на личностные особенности обучающихся 4-11 классов;
4. изучение степени удовлетворённости ожиданий родителей (законных представителей) введением курса ОПК в ОО;
5. изучение влияния предмета на формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
В качестве метода исследования использовалась анкета, состоящая из 8 вопросов для обучающихся 5-11 классов и 7 вопросов для их родителей (законных представителей).
Кратко о полученных результатах исследования.
Большинство обучающихся (69% от всех опрошенных) с удовольствием посещают уроки (кружки) ОПК. 13% обучающихся не хотят посещать данный предмет, и 18% участников опроса затрудняются ответить, как они относятся к посещению данного предмета. По сравнению с предыдущим годом результаты исследования изменились незначительно.
61% участников опроса испытывают интерес на уроках (кружках) ОПК, 49% обучающихся чаще всего испытывают спокойствие и комфорт на данном уроке, 31% обучающихся испытывают на уроках (кружках) ОПК творчество и активность.
69% опрошенных обучаемых отметили положительное влияние, которое оказывают на них уроки ОПК.
80% участников опроса большую часть об основах православной культуры получают именно на уроках (кружках) ОПК. 36% обучающихся ОО данную информацию получают от родителей. 21% обучающихся – находят в дополнительных источниках (интернет, телевидение, книги), 14% - от представителей Церкви. Изменения при сравнении с предыдущим годом незначительны.
89% опрашиваемых обучающихся ОО в случае трудной жизненной ситуации обратятся за советом к родителям, 10% - к священнослужителю.
Не менее интересна интерпретация результатов опроса родителей (законных представителей) обучающихся 4 - 11 классов ОО.
На изучение ОПК родители пишут заявление. В процентном отношении 94 % всех обучающихся района выбирают курс по изучению Основ православной культуры.
73% родителей обучающихся ОО отнеслись к введению предмета ОПК положительно, 9% родителей относятся равнодушно, 6% родителей – отрицательно, 12% родителей затрудняются ответить на поставленный вопрос.
31% родителей обучающихся ОО отметили, что с введением курса ОПК их дети стали более компетентны в вопросах православной культуры; 26% родителей отметили, что их дети стали добрее,
19% родителей, обучающихся обратили внимание на то, что их дети с введением предмета ОПК стали понимать, что такое «добро», «зло», «грех»;
15% родителей заметили, что их дети стали задумываться о смысле жизни,
13% родителей отметили, что их дети стали более активно интересоваться вопросами православной культуры.
55% родителей обучающихся ожидали от введения курса (урока, кружка) ОПК расширения кругозора в вопросах культуры и истории. 31% родителей ожидали, что данный курс повлияет на духовно-нравственное развитие их детей.
Для большинства опрошенных родителей (59%) курс ОПК оправдал все возложенные на него ожидания.
30% родителей обучающихся считают, что необходимо повысить качество преподавания курса ОПК. 26% родителей обучающихся считают, что нужно чаще приглашать на данный курс (урок) представителей Церкви. 40% родителей обучающихся всё устраивает. 49% родителей школы считают, что надо давать больше часов на урок ОПК. 3% родителей считают, что необходимо отменить курс ОПК.
Таким образом, больше половины опрошенных обучающихся с удовольствием посещают курс ОПК, испытывают на уроках разнообразные положительные эмоции, отмечают положительное влияние данного предмета на формирование своей личности.
В ходе сотрудничества с преподавателями ОПК мы стараемся совместно решать возникающие проблемы. Но есть такие вопросы, которые мы не в силах решить на местном уровне.
Одна из трудностей – нехватка учебно-методического обеспечения (на местах). Обширный материал существует, его достаточно много, но в большинстве своем нам в глубинке он мало доступен.
В целях решения этой трудности мы совместно с руководителем администрации района написали прошение митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой о содействии. Владыка сразу же нам помог. Благодаря его огромному вкладу сейчас все школы района обеспечены учебно-методическими комплектами полностью. В школы района поступили учебные пособия А.В. Бородиной «Основы православной культуры» (1-8 кл.) – 955 шт., словари-справочники «Основы православной культуры» – 120 шт.
Следующая трудность – приобретение более качественных учебников из Федерального перечня. Так, дети с 2012 года изучают ОПК в ОРКСЭ по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича уже более 5 лет, и мы имеем право поменять его на другой учебник из списка, Федерального перечня учебников по ОРКСЭ от 31.03.2014 г. № 253. Например, перевести преподавание ОПК по учебнику Бородиной Аллы Валентиновны. Тем более, что автор лично участвовала в районных мероприятиях, где бывала на открытых уроках наших педагогов и является нашим постоянным гостем региональных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Пользуясь, случаем, хочется выразить огромную благодарность митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, Вам, владыка Серафим, за внимание к вопросам преподавания в школах Калужской области курса ОПК и в целом к решению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, за продвижение многих проектов этой направленности и помощь в их реализации.
А также слова благодарности хочется выразить министру образования и науки Калужской области Александру Сергеевичу Аникееву за содействие продвижению в общеобразовательных школах и иных учебных заведениях курса «Основы православной культуры».
Особые слова благодарности муниципальной власти г. Кирова и Кировского района Калужской области, а также всем учителям, преподающим ОПК.
Помощи Божией в трудах.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.