"Культура чтения и читатели в современном мире"

"Культура чтения и читатели в современном мире" (протодиакон Сергий Комаров)

8 октября 2021 г. Круглый стол в Общественной палате в рамках Богородично-Рождественских образовательных чтений

Молодежь увлекается всем новым – любыми достижениями своей современности. В XIX в это были книги, кружки, театры, потом кинотеатры, телевизор, теперь гаджеты. Происходит смена поколений. Вокруг постоянно говорят, что мы должны воспитать или воспитывать молодое поколение. Мы можем дать им пример, который они «ВОСпримут» и «вПИТают». Остальная часть воспитания нам не принадлежит. Молодежь воспитывается хоть и на примере старшего поколения, но уже своим временем. Единственное, что остается вечным – это истины мироздания и бытия. Кто я в этом мире? Какова моя миссия? Для чего я живу? И тут мы не воспитатели, мы хранители и трансляторы того опыта и тех знаний, которые получили от предыдущего поколения и которые приобрели в свое время сами.

Вот посмотрите, сделайте срез истории. Что объединяет все поколения от древних цивилизаций до современности? Грех и добродетель, страсти и духовное совершенство, добро и зло, если уж совсем упрощать. Что-то новое разве появилось? Все притчи Евангелия и мудрые изречения философов работают до сих пор. Я специально разделили на две категории опыт поколений, так как христианский опыт постижения мироздания, кроме житейской мудрости метафизических идей несет еще опыт наполнения души нравственными идеалами, возвышающимися над физическим бытием.

Таким образом, литературное творчество – один из способов передачи опыта поколений, изложенное в увлекательной, логично построенной, поучительной форме. В какой-то степени изучение литературного наследия – элемент воспитания молодежи поэтому нам очень важно знать и понимать, что и почему сегодня читает молодежь.
Почему же у нас возникают проблемы с передачей этого опыта через литературу? Говорят, что молодежь сегодня меньше читает. Но что такое чтение? Это получение информации, это опять же получение опыта предыдущего поколения. Чувствуете подвох? На что я намекаю? Информацию то молодежь получает, да еще в каком количестве! Она «читает» картинками, видеороликами. Классическое чтение – это удел интеллигенции и так было всегда. Так вот надо различать проблематику: то ли мы говорим о том, что молодежь не держит бумажный источник информации в руках, то ли она устраняется от восприятия опыта поколений вообще.

Перейдем от теории к практике. Вот немного статистики и социологических исследований. Любовь Борусяк, специалист в области социологии, кандидат социологических наук провела значительное исследование на тему: что и как читает современная молодёжь. Я сравнил ее данные с другими показателями, и есть уверенность, что цифрам с небольшой погрешностью можно доверять.

Возраст конечно уже не школьный – от 17 до 23 лет, но все же еще молодой. Интересно, каких авторов читают, различия между девушками и юношами, какой преобладает тип коммуникации с книгами и т.д.

Тезис молодежь «читает меньше». - По сравнению с каким историческим периодом? С советским, с перестройкой? Тогда тоже не все поголовно читали серьезную литературу. Но всё-таки читают меньше, это очевидно. И дело не только в том, что появилось очень много других досуговых занятий, конкуренцию с которыми не выдерживает чтение книг. Важно ещё и то, что чтение перестало быть особой ценностью. Эта литературоцентричность русской культуры держалась на авторитете интеллигенции как группы, задающей ценности. Эта группа свой авторитет утратила, соответственно, изменилась и ценность чтения. Мы видим, что люди активно избавляются от домашних библиотек, для многих книги - это уже просто предмет домашнего быта, который захламляет квартиру.

Многие говорят, что устарела и традиционная система преподавания литературы в школе. Как это ни грустно звучит, но большинство старшеклассников не могут прочесть такие огромные произведения, как «Война и мир» и «Тихий Дон», а многие произведения им просто не интересны, всё это скорее приводит к снижению, а не повышению интереса к чтению. Школа формирует представление о ценности литературы, прежде всего, русской классической, но не формирует представление о том, что чтение — это интересно и увлекательно. Этот процесс должен базироваться на удовольствии читателя, даже наслаждении. Иначе чтение — это вынужденное, нудное занятие из-под палки. Интересно также, что во всём мире женщины читают намного больше, чем мужчины.

Возникает другой вопрос, любое чтение имеет ценность или чтение тех книг, которые нам кажутся «правильными», нужными и полезными? Популярное фэнтези, например, мы берём в зачет? Ещё добавлю, что есть небольшой набор чрезвычайно популярных у молодёжи книг, которые не только читают, — ими живут: пишут фанфики (массовое явление), участвуют в ролевых играх и т. д. Это новая форма обращения литературы, причём, преимущественно именно молодёжная. Соответственно сама коммуникация с книгой меняется. Какие авторы фигурируют у молодежи на стене в соцсетях. Спасибо школе, русская классика присутствует, и Достоевский с Толстым занимают первые позиции. Больше всего современной зарубежной литературы П. Коэльо, Чак Паланик, популярные фэнтези и фантастика — как зарубежные Дж. Толкин, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг и «Сумерки» Стефани Майер. Отмечают отечественных писателей Д. Глуховского и С. Лукьяненко. Далее братья Стругацкие, Эрих Мария Ремарк, Экзюпери и Сэлинджер, а также Дэн Браун. И, конечно, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — культовый роман для современной молодёжи.

В этом списке очень мало современной отечественной литературы. Я не могу судить о качестве всей современной литературы, я не филолог, не литературовед. Между Владимиром Сорокиным, Дарьей Донцовой и Дмитрием Глуховским очень большая разница. Вопрос в другом: почему у российской книги имидж негативный, а внимание к зарубежной книге не ослабевает? По версии некоторых социологов, большинство молодых читателей уверено, что современные российские авторы пишут либо что-то заумное, сложное и непонятное. С другой стороны, их произведения сравнивают с классикой, при этом на ценностном уровне современное заведомо уступает проверенному временем. А вот зарубежная литература — это просто литература, поскольку её не особенно изучают в школе. Школьная программа основана на русской классике, она преподносится как ценность, даже сверхценность для отечественной культуры. На уровне практик чтения интерес к ней школа формирует не очень успешно, а вот на уровне ценностей ей это удается хорошо. Занимательная иностранная литература не перегружена дополнительными смыслами, её в ценностном смысле не поверяют классикой. Современной отечественной повезло в этом смысле гораздо меньше. Если она не «серьёзная», то это вроде уже и не литература вовсе, если же серьёзная, то, значит, скучная, уступающая русской классике, а потому её можно не читать.

Вот и возникает такая коллизия, то что преподают в школе формирует правильное мировоззрение, но не популяризует ценность чтения как токового, а зарубежная литература наоборот. Вот нам надо как-то придумать полезное и поучительное сделать еще и интересным. А еще скажу, раз мы начали с воспитания и подачи примера, что мало читают взрослые, а если не читают родители, то все их призывы детям, что надо читать обязательно, работают слабо.
И все же в защиту русской классики. Нельзя сравнивать современные произведения и творчество Достоевского. Чтобы знать, кто сейчас популярен из авторов, надо посмотреть количество продаж и тиражей.

Сразу после печати романа «Идиот» на автора набросился с критикой, издевкой весть литературный мир. Не поняли. Достоевский пишет не для того, чтобы рассказать какую-то историю, – он пишет для того, чтобы изменить мир. Этим Достоевский отличается от Толстого, который работает над моралью. Федор Михайлович работает с религией, потому что под этим понятием мы понимаем связь человека с Богом. Для Достоевского цель – любовь ко Христу, и это он транслирует через текст. Бунин писал, что у Достоевского Христос каждой бочке затычка». Это грубо, но то, что для Достоевского Христос – страсть жизнь, правда.

В ХХ веке он становится путеводителем ко Христу для людей, которые не читали Евангелия. Достоевского иногда цитируют в проповедях старые священники. Очень многие из поколения ныне служащего духовенства – это люди, которые пришли в Церковь благодаря Достоевскому. В 1970-е годы, когда в храмы вдруг пришла молодежь, многие на вопрос: «Почему?» – отвечали: «Читал Достоевского». Классик написал в XIX в. то, что смогло транспортировать общество изнутри в безбожные годы XX в. Текст Достоевского перенасыщен скрытыми цитатами из Библии. Каждую сцену он превращает из бытовой в евангельскую. Поэтому, кому- то для прихода в церковь нужна скорбь и трагедия, кому-то чудо, а кому-то Достоевский. Он учит Богообщению, пишет о том, что много ответных шагов навстречу Богу было не сделано. Старец Зосима, говорит что «жизнь есть рай». Христос сделал шаг навстречу, «стоит и стучит» и ждет, откроет ли Ему человек. И Бог будет ждать до конца – об этом все творчество Достоевского.

Протодиакон Сергий Комаров, член Общественной палаты Калужской области

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика