8 мая 2024 года, в среду Светлой седмицы сестры Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря посетили Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в селе Шамордино и Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.
Автобус с сестрами прибыл в Шамординский монастырь к началу Божественной литургии, которую в этот день служил Преосвященнейший Иосиф, епископ Можайский, наместник монастыря Оптина пустынь и викарий Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Вместе с сестрами Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря за Литургией в Шамордино приехали помолиться игумения Параскева (Ляхова), настоятельница женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери, игумения Михаила (Осипова), настоятельница Свято-Успенсокого Гремячего женского монастыря с сестрами, монахиня Вероника (Абрамова), назначенная старшей сестрой Архиерейского подворья при храме в честь Вознесения Господня б. Вознесенского монастыря города Козельска, некоторые сестры Спасо-Преображенского женского монастыря.
На 8-е мая приходится девятый день со дня кончины строителя и духовника Шамординской обители архимандрита Поликарпа, который также был духовником настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Игумении Николаи. Помолившись за архиерейской пасхальной Божественной Литургии, пройдя вместе с шамординскими сестрами пасхальным крестным ходом вокруг Казанского собора, сестры из Малоярославца пообедали вместе со всеми в большой трапезной Шамординского монастыря, и направились на могилу отца Поликарпа, чтобы отслужить там пасхальным чином литию.
После литии у могилки отца Поликарпа Владыка Иосиф благословил всех, сказав несколько слов о почившем и о Шамординском монастыре как его духовном наследии. По просьбе Малоярославецких сестер о батюшке Поликарпе немного рассказала игумения Михаила (Осипова), настоятельница Свято-Успенского Гремячего монастыря, когда-то, как и игумения Николая, бывшая одной из первых насельниц монастыря в Шамордино и делавшая под его руководством первые шаги в монашеской жизни. Архимандрит Поликарп (Ничипорук) буквально с 10-летнего возраста воспитывался при Почаевском монастыре, часто бывая на службах и впитывая традиции монастырского благочестия этой строгой обители. В 20 лет пришел в Свято-Троицкую Сергию Лавру, сначала поступив в семинарию, а затем приняв постриг, и вскоре после этого рукоположение в иеродиакона и иеромонаха. С 1987 года иеромонах Поликарп нес послушание в переданном Церкви начавшем восстанавливаться Даниловом монастыре, где с ним познакомилась игумения Николая, в миру Людмила Дмитриевна Ильина, заведующая лабораторией искусственного интеллекта в одном крупном НИИ, много сил и времени отдававшая уже тогда служению Церкви.
По благословению отца Поликарпа, когда его перевели в Оптину пустынь, за ним туда отправились и его духовные чада, горевшие желанием помочь в восстановлении этого старинного монастыря. Среди них была и игумения Николая, трудившаяся сначала в Оптиной, ожидая возможности встать на монашеский путь в женской обители. И как только открылось Шамордино, она стала там одной из первых сестер, приняв на себя почти с первых дней обязанности эконома. Игумения Михаила рассказала о том, что отец Поликарп в первую очередь учил сестер послушанию, ввел Афонский богослужебный устав с ночными службами. Немногословный, строгий в первую очередь к самому себе, любящий молитву отец Поликарп еще больше учил монашеству своим примером. Сегодня о нем вспоминают на Афоне - те, кто лично с ним познакомился, бывая в паломничествах в России. Вспоминают в Америке, в женском монастыре в Аризоне, бывшем под руководством Старца Ефрема Филофейского. Вспоминают в женских монастырях в России от Калуги до Хабаровска и от Вятки и Кемерово до Крыма – те, кто когда-то посещал батюшку Поликарпа вместе с его чадом игуменией Николаей и обращался к нему за духовными советами и молитвами. «Настоящий афонит», доказывающий своим примером, что «Афон – это не место, а образ жизни» - так отзывались об отце Поликарпе те, кто его посещал.
Историю о помощи Божией по молитвам Отца Поликарпа у его могилки рассказала и настоятельница Свято-Успенского скита в селе Серебряно монахиня Феофания (Евдокимова). Когда-то она обратилась к отцу Поликарпу с просьбой помолиться о своем далеком от Церкви отце Василии, а он ей ответил, что ей, в свою очередь, следует помолиться об упокоении его отца, погибшего в Великую Отечественную войну воина Василии. Последние дни своей жизни отец монахини Феофании провел у своей дочери в скиту, регулярно бывал в храме, часто соборовался, причащался. И почил в один день с воином Василием – отцом архимандрита Поликарпа.
После молитвы у могилы отца Поликарпа у алтаря Троицкого храма в Шамордино сестры Черноостровском обители отправились в Оптину пустынь. Приложившись к мощам преподобного Амвросия и других Оптинских Старцев, спев пасхальные стихиры в часовне Оптинских новомучеников, сестры из Малоярославца вместе с игуменией Параскевой и игуменией Михаилой отправились в конференц-зал Оптиной пустыни на встречу с наместником епископом Иосифом, которая прошла в формате настоящей монашеской конференции.
Наместник Оптиной пустыни пригласил вместе с собой на встречу главного братского духовника Оптиной пустыни архимандрита Лаврентия (Балаева) и архимандрита Антония (Гаврилова). Также за «президиум» Владыка Иосиф пригласил игумению Параскеву и игумению Михаилу. Беседу Владыка Иосиф начал с объяснения, что, будучи на похоронах отца Поликарпа ему и игумении Николае пришла мысль о том, чтобы на день памяти, девять дней со дня кончина отца Поликарпа устроить для Малоярославецких сестер встречу в Оптиной. И в качестве основы для беседы предложил выступление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви 25 сентября 2023 года. Этот текст Владыко Иосиф обсуждал с братией своего монастыря на синаксисе вскоре после съезда. Говорил о нем и с матушкой игуменией Николаей. Первый из вопросов из беседы по этому докладу – это участие в богослужениях. Владыко Иосиф рассказал о богослужебном и монашеском уставе Оптинской обители, традициях этого монастыря, которые он старается бережно хранить. О ревности и духе любви среди оптинской братии, которую сам всем сердцем полюбил. О монашеской семье и послушании. О келейном правиле – его составе, времени на его исполнение и ответственности за его совершение или несовершение. О несении послушаний. О духовном чтении.
Владыка Иосиф передавал микрофон для выступлений отцу Лаврентию и отцу Антонию, матушкам игумениям, просил малоярославецких сестер задавать вопросы. Сам спрашивал о традициях и Уставе Малоярославецкого монастыря, и в частности, Карижского хозяйственного скита в несении послушания и организации молитвенной жизни. Духовная беседа вызвала большой интерес как у малоярославецких сестер, так и со стороны Оптинских участников, поэтому владыкой Иосиф было предложено продолжить встречи как Оптиной пустыни, так и в Малоярославце. У Свято-Никольского Черноостровского монастыря с XIX века очень тесная связь с Оптиной пустынью, так как оттуда в Малоярославец приезжали самые известные и деятельные настоятели - архимандрит Макарий (Фомин), восстановитель Черноостровского монастыря в начале XIX века, преподобный Антоний Оптинский (Путилов), архимандрит Никодим (Демутье), в схиме Николай, схиархимандрит Пафнутий (Осмоловский), архимандрит Илия (Шиляев) в начале XX века. Возродителем монашеской жизни в Черноостровском обители в конце XX века стала игумения Николая, также свой монашеский путь начинавшая в Оптиной и Шамордино. Поэтому для Черноостровского Малоярославецкого монастыря важно сохранять эту духовную связь с Оптиной.
После беседы с наместником и духовниками Оптинской братии Малоярославецкие сестры посетили Иоанно-Предтеченский скит, прочитали акафист преподобному Амвросию в его келье. После акафиста Оптинский скитоначальник игумен Тихон (Борисов) помазал сестер маслом из лампады в келье преподобного Амвросия и сказал сестрам несколько напутственных слов о послушании своей духовной наставнице.
Завершением паломнической поездки стало посещение Архиерейского подворья при храме в честь Вознесения Господня б. Вознесенского монастыря города Козельска, где монахиня Вероника с сестрами организовали для них чай с куличами и другими угощениями. Воодушевленные богатой духовными впечатлениями паломнической поездкой сестры поспешили в родной монастырь – молиться на службе и готовиться к праздникам - Дню Победы и Живоносному Источнику.
Материал подготовлен Свято-Никольским Черноостровским женским монастырем.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.