Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - ПХ3 Управление делами Московской Патриархии

Интервью митрополита Климента журналу «Православный Христианин» № 3 за 2005 год

Тема: «Управление делами Московской Патриархии»

1. Владыка, более года назад Вы были назначены Управляющим делами Московской Патриархии. Как Вы сами восприняли своё назначение? Как высокое доверие к Вам или как большой груз ответственности, возложенный на Ваши плечи?

Свое назначение на должность Управляющего делами Московской Патриархии я воспринял с покорностью воле Божией. Господь судил мне Своим Промыслом быть помощником Святейшему Патриарху в управлении Русской Православной Церковью. С чувством глубокой признательности благодарю Его Святейшество за оказанное мне высокое доверие.

 

В каждом назначении на какую-либо должность христианин видит прежде всего всеблагую волю Божию, которую он должен выполнить с покорностью Богу и мыслью о благе других, как бы ни было тяжело ему при этом. Господь всегда ставит человека на то место, где он может принести добрый плод, применить те таланты, которые даны ему Творцом. И человек на любом месте должен стараться приумножить эти таланты. А пастырю необходимо всегда помнить об этом, ибо он совершает не свое служение, а от Господа. Бог поставил нас на служение спасению людей, и мы должны стремиться приводить людей ко Христу. Помогать Святейшему Патриарху – это большая ответственность, ибо Патриарх ответственен за всю Церковь. И я всегда помню, что Господь спросит с меня, насколько ревностно я нес это важное для Церкви послушание.

2. Вы вступили в должность, которая, по сути, является второй по значимости после должности Патриарха. Скажите, сложно управлять такой крупной церковной структурой как РПЦ?

Все зависит от того, как человек относится к своей должности. Церковная иерархия в корне отлична от светской власти. Об этом отличии говорил Господь Своим ученикам и апостолам: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так (Мф. 20, 25–26). Здесь более приемлема аналогия с властью в семье: родители – главные, но сколько труда они прилагают, чтобы вырастить и воспитать детей, отец и мать – старшие над детьми, но сколько сердечной боли им стоит благополучие в семье и добродетельная жизнь их потомков. В Церкви чем больше значимость, тем больше обязанностей перед Богом, перед Его Церковью, перед паствой.

Если говорить о трудностях в моем служении, то сейчас груз ответственности значительно увеличился. Теперь я управляю не только своей епархией, но и делами на общецерковном уровне. Во всех мероприятиях, которые проводит сегодня Церковь, я должен не просто участвовать. Мне необходимо вникать в суть дела, глубоко изучать поставленные перед Церковью проблемы и находить пути их решения.

3. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в РПЦ? Вызывает ли что-нибудь у Вас беспокойство или всё обстоит благополучно?

В любой области человеческой деятельности дела зависят от того, как они выполняются в соответствии с поставленной задачей. Целью и задачей Церкви всегда, независимо от исторических условий, является спасение людей, соединение их с Богом. А отсюда и трудности. Человек ХХI века не считает Евангелие нормой своей жизни. Он не стремится ко Христу и не желает жить по Его заповедям. Современное общество – это человечество дохристианской эры. Хотя сейчас в секулярном мире принято говорить, что человечество вступило в постхристианскую эпоху, и развивать соответствующие этой идее социальные теории, но я скажу, что по своим порокам и направленности жизни, в основе которой положена похотливость и гордость, наше общество вернулось к дохристианской ментальности, которая формирует соответствующие ей образ жизни и социальную организацию. В этих условиях Церковь должна привести людей к Христу, иначе наш народ обречен на исчезновение. Сегодня как никогда остро стоит проблема будущего России: быть ей или не быть. Мы должны брать уроки из прошлого: дохристианская ментальность привела к разрушению нравственных устоев и гибели могущественных цивилизаций древности. Все это не может не беспокоить и не волновать Русскую Православную Церковь.

4. Какие основные проблемы в управлении делами Московской Патриархии стояли перед Вами и стоят сейчас? Какие задачи Вы считаете приоритетными и особо важными?

Дело спасения людей – вот главная задача. Нужно понять здесь одну простую истину: Церковь – это не бюрократический институт, где созданы все условия для личной выгоды и наживы. Евангелие рассматривает ценность человеческой жизни через «богатение в Бога»: приобретение духовных сокровищ, а не земных благ. Если мы будем стремиться только к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, тогда Церковь не будет отличаться от любой коммерческой организации. В таком случае она теряет свое истинное назначение – служить спасению людей.

А что касается первостепенных задач, то проходивший в прошлом году в Москве Архиерейский Собор РПЦ указал на ряд общецерковных проблем, требующих серьезного рассмотрения. Среди них диалог с РПЦЗ и старообрядцами, развитие религиозного образования и богословской науки, вопросы регулирования внутрицерковной жизни, информационная политика Церкви, а также социальные проблемы общества, в первую очередь разрушение религиозно-культурной идентичности нашего народа, депопуляция коренного населения и угроза терроризма. Именно решение этих главных вопросов Церковь сейчас считает особенно важным и приоритетным.

5. Насколько крепкой является сегодня материально-техническая база Церкви? Восстановила ли РПЦ свой потенциал, в сравнении с дореволюционной эпохой – до октября 1917 года?

В ХХ веке Русская Православная Церковь пережила много трудностей. За годы атеистической власти в стране были прерваны, надломлены и исковерканы православные традиции, поруганы святыни, разрушены многие монастыри и храмы, разграблены древнейшие церковные ценности, – все, что было дорого русскому самосознанию – сознанию православному, было попрано или уничтожено.

Конечно, за 15 лет относительной свободы, мы еще не до конца преодолели кризис прошлых лет. Но главная трудность нашего времени заключается далеко не в материально-технической базе. Сейчас другие реальности. Вообще, ставить сегодня в пример дореволюционный период я считаю не вполне уместным. То время, со свойственными ему особенностями, далеко ушло в прошлое. Сегодня вся проблема заключается в ментальности людей: она далека от православной.

6. Считаете ли Вы, что, по справедливости, государство должно в полной мере вернуть РПЦ то, что было отнято большевиками: храмы, недвижимость, земли, церковные ценности и культурные памятники (иконы, книги), то, что сейчас находится до сих пор в государственной собственности или уже, потихонечку «приватизировано» недобросовестными дельцами?

Что касается возвращения недвижимого имущества – да, но это должно осуществляться разумно. Необходимо разобраться, в каком состоянии и где находится тот или иной объект. Возьмем, например, храмы. Известно, что до революции они возводились в населенных пунктах, в городах и селах, где приход обеспечивался исключительно за счет прихожан – местных жителей. За ХХ век география сельской местности в нашей стране сильно изменилась. И если посмотреть на карту сегодня, то мы увидим, что наибольшее количество храмов, построенных до 1917 года, которые и сейчас еще в полуразрушенном состоянии, находится возле вымерших деревень и сел. Допустим, государство передаст все хоть сколько уцелевшие из них в собственность Русской Православной Церкви. Возникнет вопрос: «А как их восстановить?». Ответственность за их нынешнее состояние лежит на государстве: оно забрало в свою собственность действующие храмы в хорошем состоянии, с иконами и церковной утварью, а потом вывезло из них все ценное на продажу или в музеи, а сами храмы оставило разрушаться, беспощадно эксплуатируя их – переделывая под свои нужды, складируя в них разъедающие вещества, и при этом в них не производился капитальный ремонт. За десятилетия варварского использования они сильно пострадали, но до сих пор стоят. Неудивительно, что теперь они превратились в руины. Я не против возвращения храмов Церкви. Конечно, надо вернуть и восстановить все, что осталось – ведь это наша история. Но надо думать и о том, как восстановить.

Немного по-другому обстоит дело с землями. Если вернуть сразу все, то кто будет их возделывать? Надо возвращать бывшие церковные земли, исходя из реальных потребностей. Ведь далеко не каждый монастырь или приход способен сегодня в полной мере их обрабатывать. Но если есть, например, у монастыря возможность обрабатывать землю, вести на ней хозяйство, то ее необходимо ему передать.

7. РПЦ является самой крупной в мире православной Церковью. Сейчас в РПЦ более 26000 приходов и десятки миллионов прихожан, более 25000 клириков и около 8000 монашествующих. Достаточно ли этого для полноценной жизни РПЦ и развития Православия в России? Требуется ли увеличивать количество приходов, клириков и монастырей?

Вы правы, действительно Русская Православная Церковь на сегодняшний момент является самой крупной Православной Церковью в мире. Но, несмотря ее масштабы, на значительную численность храмов, монастырей и клириков, сегодня едва обеспечены потребности внутрицерковного служения: до сих пор существует практика обслуживания нескольких приходов одним священником; в стране есть целые регионы, где годами ждут священника, чтобы принять Крещение; даже у нас, рядом со столицей, существуют места, где служит один священник на весь район. А для служения современному бездуховному обществу Церковь должна иметь еще и громадный миссионерский потенциал. Россия еще не оправилась от того безбожного времени, когда на протяжении семи десятков лет пытались уничтожить и искоренить в ее народе православную веру. Не одно поколение страны выросло за этот период на антицерковных идеях, которые заменили православное мировоззрение атеистическим с материалистической центричностью жизни. По сути, мы живем в обществе, где господствует нехристианская ментальность, и Церковь, используя весь свой духовный опыт, должна приложить все усилия для просвещения общества Евангельским светом. Во многом будущее нашей страны зависит от православных священнослужителей, которые призваны жертвенно служить делу спасения людей. В связи с такими целями, конечно, Церкви нужно увеличивать численность и клириков, и приходов, и количество насельников в монастырях.

 

8. Что, на Ваш взгляд, сегодня является главным препятствием для развития Православия в России и РПЦ, в частности?

Православие – это непрестанное шествие ко Христу. Его основа – осознание своей отдаленности от Него, от того идеала святости, который Спаситель дал нам Своей жизнью, Своим учением, Своим искупительным подвигом ради любви к человеку. Это сознание является фундаментом и движущей силой молитвы, покаяния и вообще всего аскетического пути христианина, оно порождает благоговение и привлекает Божию благодать, которая лечит, исправляет и совершенствует во Христе. Это сознание делает человека частью Христовой Церкви, которую Спаситель приобрел честною Своею кровию. Как образ жизни и как образ мысли Православие требует определенного внутреннего настроя. Преградой к его восприятию и совершенствованию в нем является все, что развлекает, настраивает на внешнее.

Одним из главных препятствий является реклама на телевидении, которая изменяет сознание людей, придает жизни чисто внешнее направление. Сегодня совершенно открыто пропагандируется порок, особенно пьянство и табакокурение. Всем известный девиз «Бери от жизни все» в сущности своей несет разложение духовных основ личности, навязывает нецеломудренный образ мышления и насаждает исключительно потребительское отношение к жизни. Показ непристойных фильмов и сцен жестокости оставляет серьезный отпечаток в сознании человека. С детства ребенок привыкает мыслить так, как он видит на экране телевизора. Насилие, убийства, разврат, жизнь в свое удовольствие и т.п. – вот на чем воспитывается будущее поколение нашей страны.

Отсюда возникают проблемы в создании полноценных семей, где от супругов требуются жертвенность, любовь и сострадание. Яркий тому пример – пропаганда чуждого русской традиции дня «святого Валентина». Этот так называемый праздник, активно укореняемый в молодежной среде, направлен против целомудрия, которое заложено в каждом человеке для того, чтобы он мог быть счастлив в браке. В этот день широко рекламируются бесстыдство и распущенность в отношениях между молодыми людьми, которых в этот день призывают реализовать любые похотливые потребности. Не удивительно, что именно в этот день зафиксировано большее количество аморальных преступлений.

9. Считаете ли Вы, что Церковь должна быть отделена от государства или возможна иная форма сосуществования?

Существует два подхода к отделению Церкви от государства. Если рассматривать его как невмешательство Церкви в политическую, экономическую и другие сферы деятельности государства, то, конечно, в этом отношении, Церковь должна быть отделена от государства. Но, что касается общественной жизни, то здесь Церковь и государство имеют одно и то же поле проявления своей деятельности. Я имею ввиду человека, его жизнь. В этом отношении, поскольку и Церковь, и государство состоят из одних и тех же людей, они не могут быть полностью разделены. Поэтому в сфере общественной жизни должно быть соработничество. При этом и сфера влияния, и методы воздействия на человека у государства одни, а у Церкви иные. Но, взаимно дополняя друг друга, их усилия могут быть направлены к одной цели – к тому, чтобы человек устраивал свою жизнь на основе высоких нравственных идеалов. Отступление от них или полное их забвение всегда порождали проблемы у людей, живущих в стране, и это всегда были проблемы одновременно и Церкви, и государства. Если обратиться к отечественной истории, то мы увидим, как Церковь в тяжелые времена была всегда едина со своим народом. Она давала ему силы на терпение скорбей и самоотверженное служение Отечеству и через это служила укреплению государства. Взять хотя бы окончание Смутного времени или победы в Отечественных войнах 1812 и 1941–45 годов. Чем чаще Церковь и государство достигали симфонии в своем служении, тем сплоченнее чувствовали себя люди, тем сильнее проявлялся духовный потенциал нашего Отечества.

10. Должна ли Церковь в большей мере опираться на помощь государства или же наоборот, Церковь должна помогать государству?

Если Церковь и государство имеют общие сферы деятельности, то в таком случае естественна обоюдная поддержка. Например, в Германии налоговое право предусматривает регулярное отчисление средств на социальную работу Церкви: на строительство и содержание домов престарелых, приютов для беспризорных, ночлежек для бездомных, бесплатных больниц и других медицинских учреждений и т.п. Созданием социальных учреждений там Церковь занимается давно, и в настоящее время их организация чаще всего происходит по инициативе и проектам самой Церкви, а государство, в свою очередь, оказывает ей в этом активную поддержку. Как видите, и в западном демократическом обществе у Церкви и государства есть сферы сотрудничества.

 

11. Церковь должна укреплять свою независимость от государства и развивать свою самостоятельность или это не имеет особого значения?

Церковь и государство независимы друг от друга. У них разные цели и задачи. Государство призвано обеспечивать нормальную правовую, экономическую, политическую жизнь общества, сохранять его единство и обеспечивать внешнюю безопасность. Церковь же, как я говорил, должна служить спасению людей, соединять их со Христом. И через призму этой основной цели она имеет попечение об устроении земных дел. Например, организация церковных приютов, богаделен и подобных им заведений – это реализация заповеди Спасителя о служении ближнему. Но церковные учреждения не могут полностью подменить соответствующие государственные социальные службы. Они существуют там, где есть верующие, готовые посвятить себя такому служению. Конечно, если они получают поддержку со стороны государства, то у них больше возможности реализовать свои намерения. В чем-то Церковь и государство могут сотрудничать, но по существу они различны.

12. РПЦ является, по сути, государством в государстве. Насколько важным Вы считаете участие РПЦ в разрешении проблем России как государства и русского народа как носителя православной веры?

Нельзя сказать, что Русская Православная Церковь – это государство в государстве. У неё совершенно иная природа. Церковь – это Богочеловеческий организм. В сущности своей она не ограничена ни временем, ни территорией, ни нацией. Да, Церковь имеет здесь, на земле свою иерархию, отличную от государственной системы правления. Но в то же время, одно из свойств Церкви – соборность – подчеркивает Ее непричастность какой-либо ограниченности временем или пространством. Церковь – это непоколебимая хранительница истины независимо от исторического процесса. Люди разных народностей, эпох и поколений, объединенные единой православной верой, апостольским священноначалием и спасительными благодатными таинствами, в совокупности своей составляют Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Русская Православная Церковь, являясь Церковью Поместной, со свойственными ей иерархическими, культурно-историческими и географическими особенностями, одновременно обладает всей полнотой Церкви Вселенской.

13. И все же, зависит ли от Церкви будущее России, и есть ли у России будущее?

История человечества свидетельствует о том, что при отступлении людей от истинного Бога их постигали различные несчастья: неизлечимые болезни, засуха, голод, междоусобицы, нападение внешних врагов, иностранное владычество и многие другие беды. От их губительного действия с лица земли исчезли целые государства… Но как только народы в покаянии снова обращались ко Господу и старались исправиться, Он миловал их. Вспомним, например, древнюю Ниневию. За то, что его жители проводили жизнь, противную заповедям Божиим, этот город был обречен на гибель. Но после обличений пророка Ионы, люди, живущие в нем, обратились к Богу, и Ниневия осталась невредимой.

Россия не является исключением. Были у ее народа испытания, научившие его, как через покаяние и обращение к Богу возрождать свою государственность и силу. И сегодня нашему обществу, долгое время пребывавшем в богоотступничестве, молитвами новомучеников Российских дано время на покаяние. От нас, нашей жизни зависит будущее нашей страны и наших детей. Пора понять, что без Православия русский человек теряет свою культурную и национальную идентичность. В годы семидесятилетнего пребывания нашего народа на стороне далече (Лк. 15, 13) только Православная Церковь сохранила те духовные и нравственные традиции, на которых зиждется его национальное самосознание и его культурное своеобразие. Но чтобы люди, живущие в современной России, восприняли их и воспитали в них будущие поколения россиян, от нас самих требуется подвиг жизни во Христе. В силу единства где присутствует часть, там пребывает и целое, где один христианин – там и вся Церковь Христова. Для того, чтобы у России было будущее, каждый православный сегодня своей жизнью должен нести Евангельское благовестие окружающему миру, освящать жизнь своей семьи, всего нашего общества, и тем самым созидать будущее России – хранительницы Православия. Так что, быть будущему России или нет, зависит от каждого из нас.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика