Главная   Новости   Новости за 2012 год:   Круглый стол: «Зач...

Новостная хроника Калужской епархии:

Круглый стол: «Зачем России культурная революция? Последствия федерального закона «О культуре в РФ»»

Круглый стол: «Зачем России культурная революция? Социальные последствия федерального закона «О культуре в РФ»19 июня в Калужской епархии состоялся круглый стол по теме: «Зачем России культурная революция? Социальные последствия федерального закона «О культуре в РФ», прошедший по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента.

Мероприятие предварил молебен на начало всякого доброго дела, который совершил священник Сергий Третьяков, секретарь комиссии по культуре Калужской епархии в семинарском храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Круглый стол открылся вступлениями организаторов иерея Сергия Третьякова и Александра Митрофанова. Затем выступил культуролог Андрей Карпов, который представил развернутый анализ обсуждаемого законопроекта. Далее обсуждение продолжили протоиерей Иоанн Паюл, благочинный Калуги, Сенькина Алла Николаевна, кандидат культорологии, декан юридического факультета КФ РПА. В дискуссии приняли также участие: депутаты Законодательного собрания Калужской области Донченкова Галина Михайловна, Горбатин Вячеслав Александрович, Гороховатский Виталий Николаевич, председатель КО ИППО, священнослужители Калужской епархии, ученые КГПУ, лидеры общественных движений, православная общественность.

В заключение заседания была принята резолюция.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Участники Круглого стола, обсудив проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», отмечают, что ряд положений законопроекта может привести к негативным социально- политическим последствиям.

Среди культурных ценностей, защищаемых государством, числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм.

Статья 9 законопроекта устанавливает: «Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Таким образом, безнравственность узаконивается и становится лишь одной из разновидностей нравственного поведения, имеющей свою культурную ценность.

При этом статья 22 законопроекта устанавливает приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей. Широта формулировки нивелирует понятие общественной морали и нравственности.

Законопроект полностью исключает из сферы культуры духовные ценности, которые составляют основу как православного вероучения, так и иных традиционных конфессий, и ставит под сомнение возможность публичных призывов о соблюдении духовно-нравственных норм.

Следует заметить, что законопроект обещает государственную защиту подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным сообществам. Под культурным сообществом, как это определяет статья 2 (п. 3) законопроекта, понимается «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Согласно законопроекту культурное сообщество не обязано иметь никаких внешних формальных признаков, достаточно лишь желания участников считать себя членами сообщества. Подобный либеральный подход приведёт к тому, что закон может быть использован для защиты самобытности любых деструктивных групп и течений, в том числе маргинальных молодежных субкультур, таких как чайлд-фри (бездетность), движение за суициды, сатанинские культы и тоталитарные секты и т.п.

Обычаи, формы представления и выражения таких культурных сообществ, а в некоторых случаях отдельных лиц, признаются нематериальным культурным наследием независимо от их качественного содержания.

Статья 31 законопроекта гарантирует сохранение и поощрение культурного разнообразия (на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим и иным культурным сообществам Российской Федерации доступа к средствам выражения и распространения идей). Это развяжет руки деятелей искусства, зарабатывающих себе славу на аморальных, безнравственных и кощунственных произведениях, сделает совершенно неуязвимыми средства массовой информации, пропагандирующие насилие, жестокость, безнравственность, аморальный образ жизни и т.д.

Данный законопроект подрывает базовые культурные ценности нашего общества, делает его безнравственным и лишает духовной основы.

Данный законопроект не соответствует смыслу Конституции РФ, согласно которой защита нравственности является государственно - значимой категорией, сопоставимой с обеспечением обороны страны и безопасности государства, защитой основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов граждан, ради обеспечения которых допускается ограничение общепринятых прав и свобод.

Последствиями принятия законопроекта станут рост преступности, наркотизация, алкоголизация населения, рост заболеваний, связанных с асоциальным образом жизни, маргинализация населения, снижение общего уровня духовности и культуры. Культура «на потребу дня», «культура потребителя» не стимулирует человеческих потенций к созданию и развитию семьи.

Возникает также вопрос, среди каких моральных принципов в случае принятия нового закона будут воспитываться наши дети.

На основании изложенного участники круглого стола рекомендуют:

  • Изменить концепцию проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации». Устранить многообразие культурных форм независимо от их содержания, их поддержку и защиту государством наравне с традиционными культурными ценностями. Установить верховенство базисных ценностей, принятых на XV Всемирном Русском Народном Соборе в мае 2011 года и признанных всеми политическими партиями, представленными в Государственной Думе.
  • Включить традиционные духовные ценности в качестве наиважнейшей составляющей понятия культурного наследия Российской Федерации, как это предусмотрено в действующем законодательстве.
  • Исключить из законопроекта положения, предусматривающие свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, заменив его конституционным понятием свободы творчества.
  • В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации включить в текст законопроекта нормы, направленные на защиту общественной нравственности.
  • Предусмотреть правовые механизмы обеспечения духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Официальное обращение будет направлено в адрес Президента, Председателя Государственной Думы, Председателя Совета Федераций Российской Федерации, Администрации губернатора и председателя Законодательного собрания Калужской области.

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика