Главная   Новости   О подвиге новомучеников   Cвященномученик Ко...
Cвященномученик Константин Георгиевич Немешаев

Cвященномученик Константин Георгиевич Немешаев

Священномученик Константин родился 23 ноября 1879 года в селе Песочном Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника Георгия Немешаева.

Константин Немешаев духовное образование получил в Калужской губернии: он обучался в Мещовском духовном училище с 1890 г. по 1895 г. включительно; далее – в Калужской духовной семинарии по 1901 г. включительно. В ходе обучения и подготовки к пастырскому служению он показал усидчивость, трудолюбие, которые были и у его родителя. Он в учебе был намного успешнее своих старших братьев. В сочетании с его способностями, прилагаемые им усилия и старания давали высокие баллы по успеваемости. Если во время обучения в духовном училище и до 4 класса семинарии Константин относился к ученикам 2 разряда, то перед выпуском из КДС, в пятом и шестом классах, он отмечен как ученик 1 разряда, уволенный по окончании обучения в КДС со званием студента семинарии.

Поскольку молодой выпускник семинарии не состоял в браке, он был Преосвященнейшим Макарием епископом Калужским и Боровским назначен 15 июня 1901 г. псаломщиком в церковь Рождества Богородицы с. Песоченский Завод Жиздринского уезда, т. е. в храм, где служил его родитель. С детства в этом Доме Божьем все было знакомо Константину. В 1901 году штат храма по-прежнему состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. В приходе насчитывалось 3500 душ мужского пола. В 1901 году в приходе произошло важное событие – стараниями духовенства и прихожан было открыто церковно-приходское попечительство при Богородице-Рождественской церкви.

Константин Немешаев прослужил псаломщиком на своей малой родине чуть больше года. 29 сентября 1902 г. Преосвященнейшим Вениамином епископом Калужским и Боровским он был определен на вакансию священника к церкви с. Бутчино того же уезда, а 2 декабря 1902 г. рукоположен во священника. В возрасте 25 лет Константин Немешаев стал третьим священником. В приходе церкви Рождества Богородицы с. Бутчино числилось 864 дома, 4335 лиц мужского пола и 4369 женского. Третий священник церкви отец Константин Немешаев окормлял часть прихода: 1498 лиц мужского пола и 1518 женского, проживавших в 305 домах
с. Бутчино и окрестных деревнях.

По первому месту священнического служения иерей Константин Немешаев числился членом Бутчинского церковно-приходского попечительства, храмостроительного комитета, состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы и церковной школы грамоты. Помимо этих обязанностей, для батюшки на первом месте было пастырское служение. Это подтверждается документами, в клировой ведомости особо указано: «За год произнес собственного составления 6 поучений». При этом следует обратить внимание на то, что молодой священнослужитель сам работал над текстами проповедей. В церковных документах церкви с. Бутчино есть и следующие добавления: «Еженедельно в субботу служит всенощное бдение в церковно-приходской школе». Кроме того, в клировой ведомости Богородичной церкви с. Бутчино о семье отца Константина значилось следующее: «Зять священника Василия Боголюбова. Жена Лидия Васильевна – 20 лет.
Дочь Зинаида – 1 год».

10 мая 1905 года отец Константин был Его Преосвященством Преосвященнейшим Вениамином перемещен к церкви с. Введенского (с. Селища тож) Тарусского уезда, как указывалось в сообщении о перемещении, опубликованном в местной православной периодической печати: «Для пользы службы». Ко времени отъезда из Бутчино в семье ожидалось пополнение, и родился второй ребенок – сын Владимир. В будущем глава семьи надеялся на то, что Господь даст многочадие. В связи с этим он озаботился о постройке дома в с. Введенском по новому месту службы, что подтверждается документами: «Собственный дом на церковной земле. С разрешения Епархиального Начальства воспользовался церковным лесом… Указ Консистории от 20 апреля 1906 г. № 4973». Позже, уже во Введенском, в семье родились сын Николай и дочь Валентина. Отец Константин и матушка Лидия воспитывали четверых детей.

В храме с. Введенского у отца Константина были замечательные предшественники: с 1890 года там служил Алексей Рождественский, с 1892 года – Николай Соколов. При отце Алексее были открыты в приходе воскресные и праздничные собеседования о предметах православной веры и христианской нравственности. В 1892 году Алексей Рождественский и Николай Соколов были перемещены один на место другого. При этом отец Николай Соколов до этого служил в храме Рождества Богородицы с. Песоченский Завод. При нем в приходе храма с. Введенского (Селищах тож) произошли следующие положительные изменения: с января 1894 года были открыты действия Братства во имя Богоматери «Радость всех скорбящих», в этом же году было открыто отделение для производства продажи книг религиозно-нравственного и православно-полемического характера. Отец Константин продолжал традиции приходской жизни.

В церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Введенского Тарусского уезда отец Константин Немешаев прослужил много лет. Исполняя обязанности настоятеля, проявляя заботу о религиозности паствы, он, как и его предшественник, состоял членом Тарусского православного Братства, депутатом Калужского общеепархиального съезда по избранию от духовенства 1 округа Тарусского уезда, участвовал в ревизиях Тарусской епархиальной свечной лавки по избранию на общеепархиальном съезде. За этот период он получил Архипастырское благословение Его Преосвященства «за постановку на должную высоту преподавания Закона Божия в Левшинском и Яблоновском сельских училищах», «за отлично-ревностную и полезную службу Церкви Божией». Последовали и награждения пастыря: набедренником в 1910 г., скуфьей в 1912 г.

Если бы не революция 1917 года и последующие события, возможно, отец Константин закончил бы через много лет свое служение в с. Введенском. Но жестокая действительность вносила свои изменения, которые не ожидались в приходе Введенского храма. Испытания, обрушившиеся на Отечество, не испугали отца Константина, не заставили его ограничиться в общении с паствой. Он еще активнее стал участвовать в жизни общества, помогая не только молитвой сирым и обездоленным. В таких благих делах настоятель церкви с. Введенского встретил 1917 год и новые трудности.
Несмотря на достаточно сложное экономическое положение в приходе, благодаря настоятелю храма, местные жители помогали тем, кому было еще хуже. Подтверждением этого является публикация в Калужском церковно-общественном вестнике за 1917 год: «Преподано Архипастырское благословение Его Преосвященства с выдачей установленного свидетельства – священнику с. Введенского, Тарусского уезда, Константину Немешаеву, за изыскивание средств и оказание денежной помощи семьям лиц, призванных на войну».

Приход к власти большевиков изменил всю жизнь православной державы, каждой семьи. Не исключением стала и семья Немешаевых. В 1917 году старшая дочь отца Константина была переведена в 4 класс Калужского женского епархиального училища, а сын Николай учился в Николаевской мужской гимназии. Их будущее и будущее младших детей не могло не волновать родителей. Изменения, происходившие по всей стране, не сулили ничего хорошего. Не все представители духовенства продолжали служить Богу и людям. Были такие примеры и в Тарусском уезде. Они, наверняка, были известны не только духовенству, но и прихожанам. Но подобная ситуация не сломила отца Константина. Он продолжал исполнять свой пастырский долг, стараясь укреплять людей в вере.

В Деле о регистрации священно-церковнослужителей Тарусского уезда (начато 24.01.1922 г. – окончено 15.05.1923 г.) в числе других зарегистрировавшихся по требованию новой власти священников числится отец Константин Немешаев. Короткая информация, содержащаяся в документе, свидетельствует о его служении в том же храме: «Введенская церковь с. Введенье. Священник Константин Георгиевич Немешаев – 43 года. Социальное положение: Доход и сельское хозяйство. Образование: Окончил курс КДС. Продолжение служения: 22 года. Место рождения: с. Песоченский Завод, Жиздринского уезда Калужской губернии».

Но настали еще более сложные времена, поэтому отец Константин вынужден был покинуть место своего многолетнего служения. В любом случае. это было не раньше 1923 года, судя по спискам духовенства Тарусского уезда, выписка из которых помещена выше. Как хороший семьянин и заботливый отец, священник Константин Немешаев постарался максимально обезопасить членов своей семьи. По некоторым предположениям, какое-то время отец Константин ограничился переездом по территории Калужской губернии. Но документального подтверждения этого у нас нет. С каждым годом ситуация становилась все серьезнее и опаснее.

В 1929 – 1930 гг. было сфабриковано много следственных дел, проведены аресты духовенства не только на Калужской земле, но и по всей многострадальной православной России. В таких условиях трудно было предпринять что-либо в полной мере спасительное для своих близких. Но переезд в другую область давал некоторую надежду на возможность для спасения семьи. Поэтому дальнейшее служение отца Константина проходило не на родной Калужской земле. Как известно, последним местом его служения и местом ареста стало для отца Константина с. Дединово Московской области, где была действующая церковь в честь Живоначальной Троицы. Многочисленные аресты представителей белого и черного духовенства в этот период, усиление гонений на Церковь не предвещали ничего хорошего, но отец Константин продолжал оставаться верен своему пастырскому долгу.

Отец Константин Немешаев был расстрелян 21 ноября 1937г. на полигоне в Бутово. Как и многие другие будущие новомученики ХХ века он был захоронен в общей безвестной могиле. Подвиг жизни и смерти пастыря по достоинству был оценен потомками. Реабилитация невинно пострадавшего священника произошла 27 июня 1989г. Память о подвиге его жизни и смерти была жива в народе, в том числе и по месту его служения. Были собраны все необходимые материалы для канонизации священника, который в течение всего своего служения никогда не отступал от пастырского долга, заботился о спасении души прихожан. В первую очередь он своим личным примером показывал, как нужно любить Бога и соблюдать традиции предков. 27 декабря 2000г. отец Константин Немешаев был причислен к лику святых в чине священномученика. С Божьей помощью была восстановлена законная справедливость и продемонстрировано отношение современного общества к событиям недавнего прошлого.

К сожалению, Введенский храм с. Введенского не действует в силу ветхости. Но нельзя обойти вниманием те факты, которые показывают, что служение отца Константина укрепляло в вере местных жителей. Многие из них пронесли эту веру через период гонений на РПЦ. Они не стали открыто бороться с богоборческой властью, когда это грозило расправой для них и их семейств. Но вера их была жива, помогала им, давала надежду на возрождение храма в родном селе. Кому-то это казалось несбыточной надеждой, но были и те, кто хорошо помнил проповеди отца Константина. При первой же возможности бывшими прихожанами Введенского храма, которые знали отца Константина, были предприняты меры для открытия церкви.

Точкой отсчета стал 1944 год, когда была создана Калужская область, и власть стала получать заявления об открытии храмов. В с. Введенском тоже было составлено заявление о создании приходской общины и восстановлении храма. Первым ходатаем выступил Максим Иванович Рыбаков (1874 года рождения), который стал настоящим народным ходаком по поводу восстановления церковной жизни в стенах старого храма. Он не только посылал заявления, но и отправлялся в областной центр для личных встреч с представителями власти. Наступил 1945 год, но решение не было принято. Раб Божий Максим, находясь в преклонном возрасте, не переставал бороться за права верующих. Вот отрывок из одного из последних его писем во властные структуры:

«Заведующему церквями т. Митюшкину
От гражданина Рыбакова М. И.
16 июля с.г. я был у Вас на приеме и устно заявил Вам об открытии Введенского храма. Вы записали в книжку и обещали выслать мне ответ через 1-2 недели. До сих пор я ответа не имею. 16 августа с. г. я был в Калуге в Облисполкоме у т. Казакова и у Управляющего делами Калужской епархии протоиерея Соловьева И. А. У них никаких указов не имеется. Прошу Вас дать указание соответствующим организациям об ускорении открытия Введенского храма и вышлите мне ответ.
20 августа 1945 г. Гражданин Рыбаков».

К сожалению, Максим Иванович не дожил до светлого дня, приход которого он старался приблизить всеми силами. Нашлись у него последователи. 1 апреля 1946 года на заявлении председателя Общины верующих Федора Беляева была поставлена виза, позволяющая узаконить требования Общины. 2 апреля 1946 г. была выдана справка о регистрации. Было написано несколько заявлений, не сразу, но службы в стенах, которые слышали голос отца Константина, возобновились. Община состояла из 21 человека. Потом число членов Общины дошло до 33. Этим составом были начаты восстановительные работы. Через 10 лет некоторые члены Общины, рожденные в 1880, 1884, 1889 годах, отошли ко Господу (в 1950, 1955, 1956 гг.). Самые поздние по рождению прихожане были с 1908, 1914 гг. Пример этих людей свидетельствует о том, что они помнили заветы своего пастыря. Старания отца Константина не прошли для них даром. Они покидали этот мир с осознанием того, что совершили то, что должны были сделать – продолжать традиции предков, ценить их, любить Бога и ближних. К сожалению, богоборческие времена не прошли без последствий, в хрущевские времена храм все-таки был закрыт, а здание передано местной власти.

Почитание святого ХХ века – священномученика Константина (Немешаева) – в настоящее время имеет особое место в с. Дединово Московской области и в г. Кирове Калужской области (в прошлом с. Песоченский Завод). Храмы, в которых когда-то служил будущий новомученик, восстановлены. Главное – возрождение в них церковных служб, традиций приходской жизни.

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика