Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью - Реальность Церкви

РЕАЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ НЕ ОГРАНИЧЕНА ВРЕМЕНЕМ...

Интервью с архиепископом Калужским и Боровским Климентом

- Владыко, нынешнее Рождество вы встретили на Святой Земле в составе большой делегации от Русской Православной Церкви, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Известно, что, кроме собственно паломнических, эта поездка имела и ряд других целей и задач. Чтобы Вы выделили в первую очередь?

Какие бы цели поездки не были, в первую очередь, безусловно, необходимо выделить те духовные переживания, которые все мы имели во время пребывания в Святой Земле. Скажу откровенно, что когда готовилась программа прошедших юбилейных торжеств в Иерусалиме, а подготовка длилась четыре года, я не думал, что меня Господь сподобит быть участником этих исторических событий.

 Ценность всех проходивших мероприятий заключается в их духовном значении. Мы тогда только вступили по гражданскому календарю в новый двухтысячный год, который вводит нас в третье тысячелетие после Рождества Христова. И этот год, милостью Божией, Патриарх, сопровождающие его архиереи, духовенство, паломники, среди которых официальные государственные лица, начинаем на Земле Христа. На той земле, которую воплотившийся Сын Божий освятил своей жизнью. В канун Рождества мы были на поле, где пастушки в ту благословенную ночь пасли стадо и первыми узнали весть о рождении Христа, и там до нас из глубины двух тысячелетий доносилось ангельское славословие. Мы приклоняли колена на том месте, где также приклонялись перед Ним – Младенцем Его Пречистая Матерь, праведный Иосиф, пастухи и волхвы. Вокруг нас была земля, на которую вступали Его пречистые ноги. Мы повергали себя ниц с осознанием своей вины на месте Божественной Голгофы. Мы целовали тот камень, на котором лежало Его, пострадавшее за наши грехи, Тело. Мы служили Литургии на месте Его Воскресения, и предстояли Божественной Кувуклии, откуда воссияло наше спасение. Трудно на словах передать те духовные переживания, которые мы имели в дни многопамятного пребывания в Святой Земле. Несмотря на то, что визит длился всего пять дней, и у нас было четыре Божественных Литургии, много встреч, поездок, различных юбилейных мероприятий и приходилось спать всего по 4 – 5 часов, никто не чувствовал усталости. Благодать Святых Мест нас укрепляла.

Основной же целью визита Святейшего Патриарха в Святую Землю в праздник Рождества Христова было участие во всеправославных мероприятиях, посвященных началу священной годовщины 2000 – летия воплощения Сына Божия. На празднование в Иерусалим прибыли почти все главы Православных Церквей. Не был там по болезни патриарх Александрийский Петр, патриарх Антиохийский Игнатий не смог принять участие по политическим обстоятельствам, т.к. граждане Сирии и Ливана не имеют права въезда на территорию Израиля. Не был приглашен на торжества глава Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий, т.к. греческие церкви не признают афтокефалию Церкви в Америке. Остальные главы Православных Церквей все приняли участие в этих торжествах.

О проходивших там мероприятиях можно говорить очень много. Само событие необычное – начало всеправославных юбилейных мероприятий, посвященных 2000 – летия Рождества Христова, сам юбилей неповторим, встреча почти всех глав Православных Церквей и проведенный собор, на котором было выработано обращение глав Церквей ко всей верующей полноте очень важны, а участие одновременно во всех мероприятиях (кроме собора) и присутствие за праздничным богослужением в Вифлееме глав государств, где Православие является традиционной религией – это историческое событие. Никогда ранее не собирались вместе для участия в религиозном мероприятии главы России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Румынии, Болгарии, Греции, Кипра. Они раньше встречались и вместе участвовали на различных политических форумах, но никогда вместе их не собирала православная вера. В Святую Землю они прибыли на православное торжество и осознавали, что представляют страны, где Православие является исторически традиционной верой народа. Это очень важный и религиозный и политический момент.

- Кроме делегации от Русской Православной Церкви в этом паломничестве участвовали и многие крупнейшие российские политики. Как строились отношения церковных иерархов и государственных деятелей в такой непривычной обстановке? И можно ли на основе этих отношений судить об уровне взаимодействия Церкви и государства, Церкви и общества в современной России в целом?

- В российских средствах массовой информации, насколько мне известно, сообщалось о церковных наградах, которыми патриарх Иерусалимский Диодор отметил то внимание к нуждам Православной Церкви, которое на государственном уровне оказывается в ряде стран бывшего Советского Союза. Напомню, что награждены были первый президент Российской Федерации Ельцин, президент Белоруссии Лукашенко, президент Украины Кучма и президент Молдовы Лучинский. Эти награды - символический знак одобрения тех благотворных перемен, которые в последнее десятилетие уходящего века происходят в отношениях руководства указанных государств к Православной Церкви. Надеемся, что эти положительные перемены будут продолжаться и впредь.

Судить же об уровне отношения бывших в Святой Земле политиков к Церкви лишь на основе впечатлений от непродолжительного общения достаточно сложно. Тем более сложно что-то прогнозировать. Но важным является то, что они прибыли туда в связи с церковным юбилеем, их никто не обязывал быть там, они сами пожелали прилететь в Иерусалим и в Вифлеем.

Мы живем сейчас в очень трудное для страны, переходное время. Постоянно говорится об экономической и политической нестабильности, неустойчивости в нашем государстве. С неменьшими основаниями можно говорить и о неустойчивости идеологической. Ведь государственной идеологии как таковой в России сегодня нет, ее придется формировать. И вот в этом отношении я могу с уверенностью сказать, что очень многие современные влиятельные российский политики и государственные деятели с большим интересом и вниманием присматриваются к православному мировоззрению, к православным основам государственного строительства. Это вселяет надежды, потому что Россия сможет в третьем тысячелетии достойно, на равных с другими государствами, существовать. Недавно был произведен общественный опрос мнений о будущей идеологии государства, и где-то 67% указали, что они надеются что в основе будущего развития государственности будет проходить на основе Православия. Это очень важно, ибо народ связывает свое будущее с Церковью. И я уверен, если наше общество пойдет своим путем творческого усвоения основ Православия на всех уровнях жизни (от социально-политического до культурного и семейно-бытового), оно сможет решить все стоящие перед ним проблемы.

- Владыко, какие конкретно мероприятия уже проведены в связи с Юбилеем в нашей Калужской епархии?

- Мы сейчас находимся на пороге нового тысячелетия, общий духовный вектор которого будет определять молодое поколение, т. е. те которые еще, может быть, только готовятся вступить во взрослую жизнь. Поэтому юбилейные мероприятия в нашей епархии начались с открытия 19 декабря минувшего года Областной выставки детских рисунков и сочинений, посвященных теме 2000-летия Рождества Христова. В отличие от подобного мероприятия, которое проводилось епархией в 1998 году, в этот раз оно приятно обрадовало не только обилием присланных работ, но и их высоким смысловым и художественным уровнем. Это говорит о том, что наша молодежь с интересом ответственно отнеслась к конкурсу и способна серьезно и глубоко воспринимать евангельские события.

Другое важное мероприятие, которое началось в прошлом году и продолжалось в этом, - это миссионерские поездки наших священнослужителей и семинарского хора по селам и поселкам, где нет храмов, в предрождественские и рождественские дни. Эти миссионерские поездки совершаются в те населенные пункты, в которых отсутствует храм, и жителям которых даже при желании практически не возможно посетить храм в рождественские дни. Благодаря нашей договоренности с местными администрациями, жители таких мест смогли помолиться, встретиться со священниками, задать им наболевшие вопросы, послушать духовные песнопения, колядки и народные песни в исполнении семинаристов и т. д. Подобные мероприятия крайне необходимы, и мы дальше будем проводить такие поездки.

Вообще в течение всего 2000-го года в связи с юбилеем будут проводиться самые различные просветительские, благотворительные, миссионерские мероприятия, и главная их цель – помочь людям почувствовать радость праздника.

- Теперь несколько вопросов более глобального масштаба. Две тысячи лет – это не просто огромный период времени, это великая историческая эпоха, в течение которой значительная часть человечества так или иначе вдохновлялась Евангельской проповедью. Каковы на Ваш взгляд положительные и, с другой стороны, отрицательные итоги 2000-летия?

Самым важным, с христианской точки зрения, итогом этой великой, как вы сказали, исторической эпохи можно считать то, что благовестие о Христе дошло "до края земли". О Евангелии в наше время известно во всем мире. Теперь практически каждый человек имеет возможность раскрыть эту Священную Книгу и сделать свой духовный выбор перед открывающейся в ней вечной Истиной, перед Богом. Это, может быть, самый положительный результат исторического развития христианства.

С другой стороны, этот же факт имеет и обратную, отрицательную сторону. Да, Евангелие дошло "до края земли", но всегда ли в чистом, незамутненном виде? Адекватна ли, например, баптистская, адвентистская или пятидесятническая проповедь евангельскому учению, или же в данных случаях можно говорить не о евангелизации многих и многих людей, а об их духовной американизации.

Не секрет, что любую, даже самую возвышенную идею можно извратить до неузнаваемости. Поэтому, как говорится, не дай Бог, если кому-то приходится принимать весть о Христе из уст таких "благовестителей" как "Свидетели Иеговы" или "Дети Бога". Но, к нашей скорби, весь мир и наше общество наполнено ими и им подобным новым учителям, новым пророкам, новыми апостолами, которые, хотя и держат в руках Евангелие, чужды Духу Христову. Трудно даже сказать, что хуже - полное незнание Евангелия или знакомство с ним через такого рода сектантских проповедников.

Второе, о чем необходимо в положительном смысле говорить подводя итоги 2000-летия, - это то, что, по сути, все подлинные ценности европейской культуры и цивилизации являются плодами христианского мировоззрения. Это касается и личностного достоинства человека, и высокого значения семьи, и нравственных взаимоотношений людей, и даже позитивной науки, которая стала возможной только после того, как христианство положило конец обоготворению природы, космоса. Напротив, отступление современной цивилизации от евангельских принципов, сползание ее к языческому мировосприятию, как следствие, приводит к тем горьким плодам шокирующей бездуховности, безнравственности, апатии, людской разобщенности, которые становятся сейчас практически нормой жизни. К сожалению, большинство современных людей этого практически не осознают, поэтому всем нам нужно об этом говорить как можно чаще.

- Для церковных людей самым значимым явлением в жизни России последнего десятилетия стала возможность открытой проповеди Православия, говорилось даже о втором Крещении Руси. Скажите, Владыко, какова, на Ваш взгляд, первая трудность, с которой приходится сталкиваться православному миссионеру на рубеже тысячелетий?

Одной из первых трудностей для православного проповедника-миссионера в современной России по-прежнему остается некая чуждость людей евангельского духа. Когда начинаешь с нецерковным человеком говорить о Евангелии, о вечности, о душе, встречаешь много неправильных антихристианских представлений, которые препятствуют непредвзятому восприятию нашей проповеди. Дело в том, что когда многие наши соотечественники начинают размышлять о значении христианства в истории человечества, подспудно из их подсознания всплывают те искусно навязанные антихристианской пропагандой негативные образы "церковных фанатиков и мракобесов", которые, якобы, гнали науку, преследовали культуру, боролись с искусством, всячески принижали достоинство женщины, всевозможными путами связывали человеческую свободу и т. д., и т. п. Так мыслящий человек даже не пытается задуматься о том, а так ли было все на самом деле и было ли вообще. Вместо этого ему, например, вспоминаются с детства врезавшиеся в память и теперь просто гипнотически действующие имена Галилея или Коперника, и сразу воссоздается ассоциативный ряд: Евангелие, христианство, Церковь, черные рясы, Инквизиция, преследование свободомыслия и т. д.

И только после того как объяснишь, что Инквизиция - это плод не христианства как такового, а уклонения от него, совершившегося на католическом Западе; что Галилей вообще-то был богословом, Коперник - священнослужителем, и конфликты, связанные с их именами, - это не столкновение христианства и науки, а столкновение различных религиозных представлений; что женщину христианство, напротив, возвысило - в языческой древности ее и за человека-то не считали, а мы воспеваем Пресвятую Богородицу как совершеннейшую из всего творения, включая ангелов... Вот только после всех этих объяснений можно начинать нормальный, спокойный разговор о том, что же такое христианство и что оно дает человеку.

Другой сложностью для принятия Евангелия в свою жизнь человеку мешает пронизавший "до мозгов костей" материализм. В нашего современника так въелось материалистическое отношение ко всему происходящему как внутри его самого, так и вокруг него, что он все свои отношения и даже к вопросам, относящимся к его душе, определяет с позиции материального восприятия. Для человека плотского трудно принять то, что дается от Бога. Требуется перерождение человека из плотского в духовного, но здесь старые привычки, они мешают. Человек сжился с грешками, даже маленькими, и не желает с ними расставаться и менять привычный уклад жизни. До людей с таким духовным состоянием очень трудно достучаться. Они глухи на все обращения.

- Нельзя не заметить, что Юбилей 2000-летия Рождества Христова празднуется на фоне очевидного распространения неоязычества в самых различных его формах. В средствах массовой информации как в России, так и на Западе нередко можно встретить рассуждения людей, мягко говоря, нерасположенных к Евангелию, которые злорадно предвкушают якобы неотвратимо последующий за юбилейными торжествами уход христианства "на пенсию", иногда говорят даже о неизбежных "похоронах" христианства и т. д. Насколько обоснованы, по Вашему мнению, подобные "надежды" наших недоброжелателей?

Любые разговоры о "похоронах" христианства лишены какой-либо серьезности уже по той причине, что христианство - это не "изобретение" человеческого гения, но плод Божественного Откровения, дар Бога людям. И Церковь не является каким-то чисто земным учреждением, т. е. обычным сообществом людей, которое можно разогнать, или социальным институтом, который может самоупраздниться.

Церковь богочеловечна, она основана Богочеловеком Христом, Который обетовал: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18). Т. е. реальность Церкви Христовой, не ограничена временем, она не связана какими-то временными рамками, не определена сроками и датами, не зависит от отношения к ней отдельных людей или целых народов, государств или обществ, даже если речь идет об абсолютном большинстве человечества. За 2000 лет своего земного пути историческая Церковь переживала всякое: и явные ожесточенные гонения, и попытки подрыва изнутри через ереси и расколы, и обмирщенность многих своих членов, и такую "расположенность" сильных мира сего, которая хуже всяких преследований. Но, несмотря ни на что, обетование Христа, что никакие силы или явления в мире "не одолеют ее" всегда остается в силе.

Согласно Откровению, в конце земной истории человечества истинная вера в Бога, будет подменена лжеверованием, истинные последователи Христа будут преследуемы в мире и так сказать будут "выдавлен" из социальной и общественно-политической жизни, но тем не менее, несмотря на всеобщий антихристианский настрой, до скончания мира будет сохраняться "малое стадо" Церкви и любые "врата ада" бессильны будут с этим что-либо сделать. Как сказано: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33). Любое торжество земных победителей временно, оно рано или поздно заканчивается. Христос же - Победитель вечный, Его торжество непреходяще. Так что "могильщикам" христианства всех мастей, видимо, просто невдомек против какой силы они пытаются вести борьбу, с Кем они пытаются тягаться.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика