Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Климент...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Климент. Что почитать: юбилейный сезон Патриаршей литературной премии

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Что почитать: юбилейный сезон Патриаршей литературной премии

МНовый сезон Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — десятый, юбилейный. В прошлом году не удалось провести награждение участников, а в этом лучшим представителям современного литературного сообщества премия будет вручена на торжественной церемонии 20 мая.

В короткий список вошли писатели, поэты, драматурги, литературные критики. Среди них: Анатолий Байбородин, Владислав Бахревский, Игорь Волгин, Василий Дворцов, Мушни Ласуриа, Валерий Лепахин, Владимир Малягин, Андрей Убогий. Я хочу коснуться творчества нескольких номинантов.

Подлинная литература всегда пробуждает в человеке лучшие его свойства: сострадание к окружающим людям и другим живым существам, милосердие. Именно таким произведением является рассказ-притча Анатолия Байбородина «Утром небо плакало, а ночью выпал снег». Писатель рассказывает о нищем, бездомном старике и о выгнанном хозяином старом псе.

Судьба старика сокрыта от читателей. Есть только отрывочные сведения: детство его прошло в деревне, молодость он провел на войне, затем пережил гибель сына.

Почему писатель не повествует о жизни главного героя? Он акцентирует внимание читателя на настоящем, когда старик остался никому не нужным. Анатолий Байбородин живописно обрисовывает состояние этого человека: «Старик не просил милостыню Христа ради, а лишь присел, чтобы после заутрени утихомирилась дрожь в коленях; затем встал, с хрустом разогнул немеющую спину и побрел, томительно шаркая подошвами».

Другой герой рассказа-притчи — старый пес. Хозяин отвез его на свалку и там оставил. Вся «вина» преданного животного состояла в том, что оно состарилось. Даже воспоминания о том, что пес спас жизнь хозяину, не пробудили в этом человеке сострадания. Когда пес нашел дорогу домой и лег у забора, бывший хозяин прогнал его палкой.

Ни старик, ни пес не вызывают интереса и жалости у людей, у которых все благополучно. Сочувствуют им только немногие. Так пес привлекает внимание маленькой девочки, которая подходит к нему и отдает свой пряник. Появившаяся из-за калитки мать девочки ругает дочь и уводит ее подальше от «опасного» зверя.

Деревенская женщина боится старика, но сочувствие побеждает страх. Она, спохватившись, заворачивает ему в пакет шаньгу — сытную лепешку с творогом. Старик кланяется доброй женщине и, перекрестив ее, шепчет слова молитвы.

Когда этот престарелый человек впадает в забытье, сквозь сон, он вдруг ощущает тепло живого существа. Это «такой же ветхий, как и он, сиротливый пес, облизавший ему лицо и руки». «Младенчески-беззубая» улыбка трогает «синеющие стариковские губы».

Анатолий Григорьевич Байбородин тонко подмечает внутреннее состояние современного человека, и его бесчувственность и отгороженность от проблем других и всего окружающего мира.

Мысли о вере в Бога, человечности и честности прослеживаются в поэзии Мушни Таевича Ласуриа. Он напоминает читателям о том, что главное для человека — не материальные блага, а состояние души, его моральные качества.

Без Божьего благословенья хило

И хрупко все, что нажил и урвал.

Удачливость — негодное мерило,

Не стоит оборотистость похвал.

…Богат иль беден, славен иль безвестен,

Ты людям дорог, если добр и честен,

И если человечностью велик, —

Твой труд — твой нескудеющий родник!

В своей лирике Мушни Таевич особое внимание уделяет внутренней составляющей человеческой личности. Призывы поэта созвучны евангельским словам о том, что прежде всего необходимо искать Царство Божие и правду Его, а все остальное человеку приложится (ср. Мф. 6:33).

Мы знаем Владислава Анатольевича Бахревского в первую очередь как автора исторических романов и повестей, но особую ценность составляют его стихотворения для детей. В Издательстве Московской Патриархии выходили книги Владислава Анатольевича Бахревского «Рождество Твое, Христе Боже наш…» и «Времена года», где собраны его лучшие стихотворения для читателей младшего возраста. Эти поэтические строки позволяют восхититься красочностью, многоцветием Божиего мира:

Вы мечтали о морозе?

Нынче снег, как жар, горит.

Вместо листьев — на березе

Розовые снегири.

Над рекою пар клубится,

В снежном кружеве леса.

Прилетели к нам синицы

И повадилась лиса.

Вот уж истинно – огневка!

Полыхнув, исчезнет ловко.

И дразнит из-за куста

Кончик рыжего хвоста.

В книге «Рождество Твое, Христе Боже наш…» помимо стихотворений есть поучительный рассказ. В лесной избушке вечером детям было страшно. Но они вспоминают о скором Рождестве, молятся и успокаиваются: «Тьма никуда не делась, а нам светло. Рождество в сердце посветило. И мне, и Настеньке, и маленькому Женьке».

Произведения Владислава Анатольевича учат молодое поколение надеяться на Бога, обращаться к Нему с молитвой, относиться с добром и пониманием к окружающим людям.

Валерий Владимирович Лепахин — автор, известный под псевдонимом Василий Костерин, в художественной форме описывает многовековую историю Ченстоховского образа Пресвятой Богородицы. Книга «Омофор над миром: Ченстоховская чудотворная» позволяет оказаться в другом времени, побывать в нескольких странах, ощутить себя свидетелем исцелений, происходивших по молитве перед иконой Матери Божией.

В другом произведении «Пораненные образы» Валерий Владимирович рассказывает об Иверской чудотворной иконе. Заметно, что писатель с большой любовью рассказывает о событиях, связанных с иконами Пресвятой Богородицы. Книги этого автора помогают и читателям ощутить благоговение перед Матерью Божией, преисполниться благодарностью к Ней.

Многократного прочтения достоин рассказ Василия Владимировича Дворцова «Грянуло». Я советую его людям, которые оказываются в спорных жизненных ситуациях. Во-первых, в этом произведении затрагивается проблема расстановки жизненных приоритетов, во-вторых, достаточно точно описывается процесс развития греховных помыслов.

Супругу деда Зубровина избрали старостой храма, и она на некоторое время уехала по делам. Сам дед Зубровин был не против ее хлопот. Только ему казалось, что в летний погожий день, нужно обязательно сено запасать, а дела будущего храма могут подождать. В итоге он решил один ехать на покос.

По пути дед увидел семьи, вместе работающие на поле, и в его мысли вкралась зависть. Она усилила сомнения в успешности строительства храма. Старик забыл о помощи Божией, и его мысли вылились в грех.

Интересен выбор названия произведения — «Грянуло». С одной стороны, образ надвигающихся туч и приближающейся грозы глубоко передает состояние человека, чьи мысли постепенно преобразуются в грех. С другой стороны, название связано с ключевым событием произведения, которое помогает деду Зубровину осознать собственную неправоту.

Василий Владимирович Дворцов помогает современному читателю избрать вместе со своим литературным героем путь раскаяния, пересмотреть некоторые жизненные приоритеты. Это одинаково важно и для молодых людей, и для представителей старшего поколения.

Произведения номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия помогают человеку заглянуть внутрь себя, задуматься над вопросами, которые повседневная суета отодвигает на второй план, вспомнить об истинных человеческих ценностях — «сокровище некрадомом» (см. Мф. 6:20) и обратиться к Богу.

«Вечерняя Москва»

Почему главным способом сохранения семьи сегодня считают разделение детей и родителей? Все чаще встречаю на информационных ресурсах слова о том, как перестать зависеть от родителей, объяснения, почему так важно отделиться от отца и матери. Поскольку исторически сложилось, что в нашем государстве многие родители жили в семьях детей, думаю, современная позиция: «Спасение в разделении!» — достаточно сомнительная.

С другой стороны, мне скажут, что может быть хорошего, если родственники живут вместе? Положительные моменты все же есть. Приведу пример из жизни одной знакомой семьи. После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в одном доме жили: дедушка-плотник, его двое взрослых сыновей с женами и дочь и мужем, внуки, которых было семеро.

В этой семье сложилось так, что люди разных характеров и степеней родства постепенно притерлись характерами. Как гласит пословица, вместе мокли, вместе сохли. Со временем они научились поддерживать друг друга, все делать сообща: слаженно работать, распределяя обязанности, и вместе отдыхать.

Бывало, теплыми летними вечерами на улицу выходил дедушка, садился на скамейку. К нему постепенно подтягивались дети, приходили невестки и зять, выбегали внуки. Они подолгу разговаривали, шутили: одни умело рассказывали истории, другие показывали пантомиму, третьи могли спеть любимые песни.

Не удивительно, что внуки росли в атмосфере дружбы и единодушия. Уже впоследствии, когда выросли, они регулярно навещали родных, поддерживали их, если те оказывались в сложной жизненной ситуации.

Умение находить общий язык с окружающими, приходить на выручку, прощать близких, им пригодилось. Из всех семей, созданных поколением внуков, ни одна не разрушилась, ведь эти люди стремились сохранить брак, окружали супруга/супругу любовью.

Семейная жизнь в православном понимании не может обойтись без работы человека над собой, борьбы с себялюбием и тщеславием. Сохранение взаимопонимания между супругами во многом зависит от веры людей, их готовности уступать, терпеть, прощать, бороться с собственными недостатками. Жизнь семьи, в наивысшем проявлении, ведет человека к высокой мере христианского подвига — исполнению двух главнейших заповедей о любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:36—40).

Как с этим сочетается современное представление о том, что сепарация от родителей способна спасти семью? Как «разделение» может что-либо «сохранить»?

Мне вспоминается такая притча. Один монах ушел подвизаться в уединенное место, поскольку решил, что в монастыре окружающие мешают ему бороться со страстями. Однажды с ним случилась неприятность: он набрал кувшин с водой и поставил его на землю, а тот перевернулся. Монах снова набрал воду и поставил емкость. Она опять упала. Когда в третий раз произошло то же самое, монах не выдержал и изо всех сил ударил кувшин о землю. Осколки разлетелись во все стороны. Когда монах пришел в себя, то понял, что не окружающие влияют на его состояние. Он был один, но все равно оказался побежден страстью гнева. То есть, в каких бы человек условиях ни находился, для того, чтобы сохранить мир, в том числе, мир в семье, в первую очередь необходимы усилия самого человека, его готовность бороться со своими страстями.

К чему я вспомнил эту притчу: если молодые люди, создавая семью, изначально будут настроены на то, чтобы прислушиваться к мнению друг друга (мужа или жены), с терпением относиться к окружающим обстоятельствам, устраивать жизни на принципах Евангелия, то с Божией помощью, семья устоит, даже если супруги будут поддерживать тесную связь с родителями.

Напротив, если люди копят в себе обиду, не желают уступать, то, независимо от того, живут ли люди с родителями или нет, семье постоянно будет угрожать разрушение.

Мне кажется, отгородиться от отца и матери — самых близких людей — это не решение проблемы. Главный выход необходимо искать в собственной готовности замечать других, учитывать их мнение и интересы, способности в каждой конкретной ситуации руководствоваться евангельскими заповедями. Христос сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (МФ. 7:12). Только так можно сохранить баланс: уберечь семью и не оставить в одиночестве родителей.

 

«Вечерняя Москва»

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика