Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью - Афонские встречи

Ответы на вопросы к материалу «Афонские встречи»

ж-л «Православный христианин» №6

1. Ваше Высокопреосвященство, Вы недавно побывали на Святой Горе Афон. Известно, что там хранятся многие святыни Православной Церкви. Но считают, что и лучшие представители христианства, даже современные святые, живут именно там. Довелось ли Вам соприкоснуться с такими людьми?

Не место делает человека святым, а человек действием благодати, которая подается достойным, освящается сам и освящает окружающий его мир. Жизнь, всецело устремленная к Богу, делает человека святым, а не какое-то определенное место. Возьмите нашу Русскую Землю - сколько она дала миру святых, и особенно в прошлом 20-м веке сколько было явлено в России святых мучеников и исповедников Христовых.

 Говорить, что только в определенном месте живут современные святые неправильно. Человеческая жизнь освящается в каждом храме, за каждым таинством, за каждой Литургией. Святым человек может стать, и живя в миру. Такой пример дает нам в совсем недалеком прошлом жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Или возьмите пример из жизни преподобного Макария Египетского, который, живя в пустыне, вел суровую подвижническую жизнь, но однажды Господь открыл ему, что в ближайшем городе проживают вместе две женщины, которые достигли большего, чем он духовного совершенства.

Другое дело, где легче совершать подвиг. Сам Афон - уникальное место. Там человек имеет большие возможности для правильной духовной жизни, он отрешен от житейских забот, там ему легче сосредоточиться для молитвы, для совершения внутреннего духовного делания, там легче преуспевать в покаянии, а, следовательно, расти духовно. Но и на Афоне спасение человека зависит от него самого в том смысле, что оно совершается не без его личного участия, личных усилий и постоянной работы над собой. Афон является благоприятным местом спасения, там внешние условия, внешняя изоляция от мирской суеты располагают человека к духовной жизни. Но, если не прилагать усилий, не исправлять своей греховной природы, то и там можно погибнуть.

2. Правда ли, что достижения современного мира совсем не отразились на жизни святогорцев?

Смотря, что понимать под достижениями. Электричество на Афоне есть - там стоят генераторы, монастыри имеют современную систему водоснабжения. Помню, когда я был на Афоне 10 лет назад, то от включения генератора просыпался весь монастырь. Сейчас его работу не слышно, но он обеспечивает электричеством весь монастырь и его подсобные хозяйства. В келиях устроено освещение от солнечных батарей, и даже есть такие накопители электрической энергии, вырабатываемой солнечными батареями, что в трапезной могут целый день готовить пищу на электрической плите. В афонских монастырях есть телефоны, факсы, компьютеры. Но они используются только для работы, необходимой для монастыря. Святогорцы считают, что удобнее хранить информацию на компьютере, пользоваться факсом для ее передачи и оперативно связываться по телефону для решения тех или иных вопросов. В монастырях имеются морские катера для доставки паломников и перевозки продуктов питания. Между монастырями по горным дорогам ездят на джипах, а не на ишаках. Монахи пользуются всеми этими техническими средствами, но не имеют к ним пристрастия. В духовной жизни проблему создает не какая-то вещь, а пристрастие к ней. Главное правильное отношение ко всему. Если Господь дал разум человеку, и человек что-то придумал, считают святогорцы, то почему на благо это не использовать. Зачем гонять осла за дровами по горам целую неделю, когда машина привезет все эти дрова за один раз. Жизнь афонских монахов показывает, что не надо чуждаться достижений человеческого разума, а надо правильно все использовать.

3. Владыка, во время Вашей поездки Вы имели встречу со старцами?

Да. У меня и всей нашей делегации состоялась довольно продолжительная - два с половиной часа - встреча с духовником всего Афона старцем Иоанном, который живет в скиту Святой Анны. Ему 86 лет. К «папе Ианнису», как его называют греки, приезжают люди со всего мира, до 6 тысяч человек в год. Он принимает всех, и мы с ним смогли побеседовать.

4. К людям, несущим особый духовный подвиг старчества, люди обращаются за помощью по всем затруднительным вопросам жизни. Но как может человек, живущий вдалеке от современной реальности, дать нужный совет?

Духовник дает духовный совет. В беседе он выявляет духовную проблему. Пусть обратившийся за советом человек и говорит о земных проблемах, но даже в этом выявляется его духовное состояние. Как врач, будучи сам здоровым, лечит болезни, определяя их по известным симптомам, так и старец по духовным симптомам определяет духовное состояние человека. Духовник, раскрывая духовные основы проблемы человека, заставляет его заглянуть вовнутрь себя, и через этот взгляд в глубину своей души человек получает помощь.

Кроме того, если, как к старцу Иоанну приезжают 6 тысяч человек в год, и все говорят о скорбях и обстоятельствах, которые они терпят, живя в этом мире, то он имеет достаточное представление о современной реальности. Все говорят о схожих ситуациях, об одних и тех же проблемах.

5. О чем была Ваша беседа со старцем?

О многом. Мы просили у старца молитв за калужскую паству, говорили о трудностях спасения в современном обществе. Разговор шел о том, как выполнять свой долг епископу и священнослужителям, когда народ мало слушает, как помогать людям спастись. Старец сказал, что ни епископ, ни священник не должны отделяться от паствы, они должны быть ближе к людям. Спаситель говорил: «и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин.10, 3-4). То есть каждый священнослужитель должен быть не над паствой, а среди паствы и вести людей ко Христу. Вопрос, как помочь людям придти ко Христу, и особенно молодежи, был главный, и отец Иоанн, не задумываясь, сказал: «Пастырь это может сделать своей праведной жизнью и своим примером».

6. Каково настроение у афонских монахов? Радостное или, может быть, унылое? Можно ли употреблять слово «настроение» по отношению к монашествующим?

Духовно живое, я бы назвал. В нашем монастыре братия рада, что живет на Афоне, что совершает свой монашеский подвиг в уделе Пресвятой Богородицы. Богослужение всегда совершается с подъемом. Ни у кого нет уныния от пребывания там. Есть скорбь о том, что грех приступает к человеку, и даже на Афоне вносит в жизнь человека разделение.

Слово «настроение» можно употреблять, но лучше подходит слово «состояние». Монах, если он выполняет там свое делание, то пребывает в состоянии одухотворенности, состоянии шествования за Христом, состоянии духовного обновления и восхождения. Я встречался с молодыми монахами и видел их в духовной радости, что они пребывают в месте, где каждый уголок полит потом подвижников, освящен их молитвами. Ведь на Афоне столько было вознесено молитв и подъято подвигов. Это соединение небесного и земного.

 

7. За время Вашей поездки произошло ли что-то, что укрепило бы в вере?

Я верующий с детства, поэтому лучше бы сказал «духовно укрепило». Да, такое было и не раз. К примеру, Господь исцелил одного из моих спутников у чудотворной иконы Божией Матери Иверская. Это оказало большое воздействие на всех нас: мы предстоим перед величайшей святыней, и совершается чудо - трудно передать словами.

Затем, скажу следующее: мы во время всего нашего пребывания на Афоне спали 3-4 часа в сутки, ели один или два раза в день - это был Петров пост, когда в понедельник, среду и пятницу на Афоне положена одна трапеза в день и без растительного масла, ежедневно по жаре совершали длительные поездки по монастырям и скитам Святой Горы, а вечером и ночью неопустительно были на богослужении, которое на Афоне длится по несколько часов, - и при этом совсем не чувствовали усталости, но, наоборот, особую легкость, облагодатствованность. И после поездки это состояние долго оставалось. Когда вернулись домой, мне хватало совсем немного времени на сон, и силы восстанавливались. Это также говорит об особенности Афона.

8. Мне кажется, что по святым местам едут, чтобы уйти на время от суеты, постоянных жизненных проблем, чтобы побыть наедине с Богом. За время Вашей поездки было ли место, где особенно хорошо молилось?

Везде, где мы были, было легко молиться, потому что там всюду великие святыни. В каждом монастыре чудотворные иконы и святые мощи. То, о чем слышал с детства, на Афоне я видел воочию и припадал, и поклонялся в действительности, и молитва шла сама собой. Это было чаянием многих лет жизни. Действительно там забывалось все, что оставил здесь, помнил только свою паству и просил, чтобы Господь и Божия Матерь укрепили ее, уменьшили грех и порок в нашем обществе, чтобы народ наш познал Бога, чтобы молодежь полюбила Христа и обратилась бы ко Христу.

9. Соприкосновение с какими святынями на Вас произвело наибольшее впечатление?

Я уже говорил про Иверскую икону Божией Матери. Также назову другие чудотворные иконы Божией Матери: Троеручица, Всецарица, Достойно Есть. Глава святого апостола Андрея Первозванного, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона. И еще раз отмечу, во всех монастырях очень много святынь.

10. Молятся ли на Афоне за Россию?

В нашем монастыре и во всех его скитах молятся за Россию, поминают Святейшего Патриарха Алексия и в его лице всех россиян. Кроме того, во многих греческих монастырях с теплотой относятся к русскому народу и возносят о нем свои молитвы. Например, игумен греческого монастыря Ватопед архимандрит Панкратий посещал Россию, и он очень хорошо отзывался о Святейшем Патриархе и говорил, что молится за Россию.

11. Трудно ли стать русским монахом на Афоне?

На Афоне монахом может быть только мужчина. Женского монашества на Святой Горе нет, т.к. уже много веков женщины в пределы Афона не допускаются. Проблема в том, что у нас в стране в последнее время очень мало мужчин хотят быть монахами. Это видно и по российским монастырям - мужские обители насчитывают, как правило, всего по несколько человек, редко - несколько десятков. В начале 20-го века Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне был самым многочисленным - его братия насчитывала более двух тысяч человек, не считая послушников и паломников. Русские храмы на Афоне до сих пор самые большие. Сегодня многие из них разрушаются, есть недостроенные красивые храмы, и они тоже терпят разрушение. В настоящее время в нашем монастыре проживает 62 насельника. Желающих пополнить их число невелико, и притом это еще молодые ребята - по 18-20 лет. Они живут на подворье Свято-Пантелеимонова монастыря и готовятся к поездке. Но, я скажу, этот возраст еще очень трудный, это еще дети. Они загорелись желанием быть монахами и поехать на Афон, но что будет с ними через 3-4 года… К монашеству и поселению на Афоне надо относиться серьезно. Это не костюм одеть, а посвятить себя Богу. Подчеркну, не кому-то обещать хранить верность, а Богу, и здесь надо подходить со всей серьезностью. Дело в том, что молодежь очень часто испорчена с детства: наслышится, насмотрится всего, и здесь-то опасность - сможет ли она выстоять против искушений. Трудно быть монахом, и особенно нелегко им быть на Афоне. Там тяжело нести крест земной жизни, но легче получить венец, да и венец там монаху особый.

Кроме этого, чтобы стать насельником одного из монастырей на Афоне, необходимо получить разрешение от Константинопольского Патриарха, т.к. все монастыри на Афоне находятся в его юрисдикции, а там не всегда с радостью дают такое разрешение.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика