Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Кто есть кто

Журнал "Российский Кто есть Кто" №2 (23) 2001

Интервью журналу "Российский Кто есть Кто".

1. Когда, где вы родились? Кто Ваши родители, деды, прадеды. В какой обстановке, каких традициях Вы воспитывались Ваше образование? Какие события и люди формировали Ваш характер?

Родился в Подмосковье в 1949 году, когда страна еще живо помнила ужасы Второй Мировой войны и памятен был для всех Парад Победы, но конечно не для меня. Я послевоенной формации, но тот дух патриотизма и любви к Родине, который был присущ тому времени, имел большое на меня влияние. Мой отец с первых дней войны был на фронте, имел ранение, был отмечен государственными наградами, и он нам много рассказывал о той, для нашего народа Великой войне и Великой победе.

В семье всегда сохранялась вера в Бога. Помню, еще был маленьким, отец водил меня в храм, он находится где-то в 8-10 минутах ходьбы от дома. Но главное влияние как на меня, так и моих братьев оказала мама, она верующий человек, и жившие напротив дома две сестры - монахини. У них весь дом был завешен иконами, мы к ним часто приходили, и они нам рассказывали о Христе и показывали Евангелие с картинками. Их рассказы и изображения в Евангелии глубоко запали в мою тогда детскую душу.

Жили мы небогато, хотя был свой дом, но большую часть его приходилось сдавать квартирантам, а у нас была комната 16 м2 на 6 человек и кухня. Вспоминаю, проснусь ночью и вижу, как мама молится. Позднее она рассказывала, что она прочитывала за каждого акафист Божией Матери, чтобы у нас в жизни было все хорошо.

Когда исполнилось семь лет, поступил в обычную советскую школу. Тогда другого пути получить образования не было. Стать священником было моей мечтой с детства. Во время учебы в школе мы всей семьей очень часто ездили в Троице-Сергиеву Лавру, и тогда я видел семинаристов и исповедывался у лаврских духовников. Одно и другое, оказывало на меня большое влияние. Особенно на мою отроческую и юношескую душу действовали беседы с маститыми и духовно опытными старцами Лавры. Они учили меня в то время не только правильно молиться, но и видеть грех в душе, пусть самый маленький, но который может привести к большему греху. После службы в армии Господь исполнил мое желание детства и привел меня в Московские духовные Семинарию и Академию.

2. Вы, Владыка, монах. Какие события подвигли избрать этот путь служения Церкви?

Не знаю, Богу одному известно. Когда был школьником, всякий раз приезжая в Лавру и видя там монахов, я мечтал стать монахом. Но скажу откровенно, я не понимал в то время, в чем состоит подвиг монашества. В юности были мысли и жениться, но Бог определил иначе. Когда я поступил в Семинарию, то открыл для себя нечто ранее мне неизвестное. С детства я ходил в храм, был верующим, и думал, что я достаточно знаю о Боге, о Церкви, но первые же лекции мне показали, что знаний у меня мало. Ведь тогда не издавалась религиозная литература, краткий молитвослов был редкостью, храмы закрывались, верующие высмеивались. Это же 60-е годы. Не всем можно было посещать храм. Поступив в Семинарию учиться, я загорелся желанием больше познать богословие, а в Академии у меня определилось намерение принять монашество, ибо считал, что монахом я смогу больше удовлетворить свою духовную потребность. После первого курса я хотел поступить в братию Троице-Сергиевой Лавры, но академическое начальство рекомендовало мне еще учиться, а монашество принять позднее, т.к. послушание в Лавре не дало бы мне возможность в полную меру заниматься в Академии. То же мне советовал и мой духовник архимандрит Тихон. Он сказал тогда: "Учись, профессором станешь". После окончания Академии я защитил кандидатскую работу и преподавал там, а профессором не стал, меня в сане епископа направили служить в Америку.

3. Какие события в Вашей жизни Вы считаете самыми важными?

Я считаю для человека все важно, и особенно в его духовной жизни. Все поступки человека, его мысли, желания имеют для него большое значение. Даже, к примеру, отдых, как его проводить. Сейчас распространено отдыхать у телевизора, но люди не задаются вопросом, как влияет телевизор на их духовное и нравственное состояние, на их поведение. Чаще всего это влияние отрицательное. Главное у человека – это его душа, а поэтому для его духовного важным является все. А если желаете, чтобы я что-то выделил, то скажу, я встречаю очень много хороших людей.

4. Что представляет собой Ваша епархия? Какие перемены произошли в ней за последнее время?

Калужская епархия соответствует Калужской области. В епархии действуют более 150 приходов, 5 епархиальных монастырей, из них два мужских и три женских, 2 монашеские общины, а также 2 ставропигиальных монастыря - Оптина пустынь и Свято-Амросьевская Казанская пустынь в Шамордино. Для сравнения скажу, что в год празднования 1000 летия Крещения Руси в епархии не было ни одного монастыря, а действующими было всего 24 храма, в которых служили 32 клирика. Сегодня епархиальный клир составляют 156 человек. Кадровую проблему во многом помогает решить Калужская духовная семинария, которая возобновила свою деятельность в 1992 году, и Епархиальное женское училище, созданное на два года позже.

За последнее время значительно возрос интерес к нашей Церкви, все больше людей стремятся узнать основы православного вероучения и евангельской нравственности, хотят воспитывать своих детей в вере и благочестии. В целях удовлетворения этих потребностей нашего общества в епархии созданы Духовно-просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь» в г. Обнинске, Миссионерский центр при храме Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жиздре, две православные гимназии - в городах Калуге и Козельске. При приходах и монастырях создана сеть Воскресных школ как для детей, так и для взрослых. Для организации полноценного отдыха детей и их духовно-нравственного воспитания круглогодично функционирует епархиальный Православный молодежный центр «Златоуст», это бывший пионерский лагерь. Мы взяли его заброшенным и сейчас восстановили, так что в нем можем организовывать отдых для детей круглый год. Кроме того, несколько приходов организуют свои детские летние лагеря.

Для осуществления социального служения функционируют две православные благотворительные миссии в Калуге и Обнинске. При Свято - Никольском Черноостровском монастыре в г. Малоярославце действует православный детский приют «Отрада» для девочек из семей с наркологической зависимостью. В г. Кондрово при Свято-Троицком храме организована община сестер милосердия во имя иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».

Новые возможности расширения служения потребовали от нас изменить структуру епархиального управления, теперь вместо трех штатных сотрудников, как было десять лет назад, в епархии работают несколько отделов, осуществляющих ее деятельность по главным направлениям. Особое внимание уделяем религиозному образованию, миссионерскому служению, работе с молодежью, благотворительности, взаимодействию с Вооруженными Силами, а также по ряду направлений, связанных с внутренним устройством и развитием епархии. В сентябре месяце проводим ежегодные Рождественско-Богородичные чтения, в которых принимают участия директора и педагоги, врачи, деятели культуры, а также представители епархии.

Тем не менее мы постоянно ощущаем, что запросы общества в служении Церкви растут быстрее наших возможностей их удовлетворения. К примеру, мы организовали миссионерские поездки в те села, где еще нет православных приходов. Так эти поездки уже запланированы на много месяцев вперед, и постоянно приходят все новые заявки, а также высказываются пожелания, чтобы приехали снова. У нас действует, как я уже сказал, детский приют для девочек при женском монастыре, но мы уже сталкиваемся с потребностью создания подобного приюта для мальчиков, сразу встает вопрос о финансировании. Количество пожеланий о восстановлении храмов и строительства новых во много раз превышает материальные и кадровые возможности епархии. В епархии строится сейчас 7 храмов, а потребность есть еще как минимум в десятке новых храмов. Несмотря на то, что наша семинария ежегодно выпускает около двадцати человек с богословским образованием, и что совершаются регулярно хиротонии во священный сан, у нас есть вакантные приходы, мы не можем удовлетворит все потребности в священниках, и у нас сохраняется практика, когда один священник обслуживает несколько приходов.

Самое главное, и на этом я утверждаю оптимистичную оценку современного положения епархии - это оживление приходской жизни. У нас не просто увеличивается количество приходов, у нас есть приходы развивающиеся, где много молодежи, приходы эти ведут и духовно-просветительскую, и миссионерскую, и благотворительную деятельность, помогают восстанавливать храмы и сами участвуют в образовании новых приходов. Все это свидетельствует о том, что подобные приходы - это здоровый живой организм, в котором истинно осуществляется возрождение и спасение человеческих душ. У нас есть монастыри, в которых возрождается глубокая сосредоточенная внутренняя жизнь, и вместе с тем в них заботятся о ближних, прежде всего о воспитании подрастающего поколения. В епархии умножаются очаги истинного духовного оздоровления, происходит не только внешняя, но и внутренняя духовная созидательная работа - это самые главные изменения за последнее время.

6. Известно, что наша Церковь - это «Церковь бедных». Но как может она достичь своих целей в противостоянии с сильными в материальном плане соперниками? (Имеется ввиду совокупность соблазнов современного «рыночного» мира с его приоритетами рационализма, крайнего индивидуализма, нравственной всеядности)

Здесь я немного не соглашусь, когда Вы говорите, что наша «Церковь бедная» и приводите соблазны духовного и нравственного плана. В духовном плане наша Церковь богатая и своим духовным богатством она побеждает соблазны современного мира, сильные в материальном плане.

Во-первых, Церковь - это богочелоческий организм. Она объединяет в единое целое ныне живущих в ее ограде людей - Земную Церковь, а также Церковь Небесную - всех праведников, главою Церкви является Христос-Спаситель. Из Вашего пояснения видно, что соперники, о которых Вы спрашиваете, в христианском понимании есть ни что иное как мир - совокупность всех соблазнов, внешних и внутренних, увлекающих человека в греховную жизнь.

Земная Церковь, несмотря на то, что она действует в материальном мире, сохраняет свою духовную сущность, и противостояние, о котором Вы спрашиваете, это духовное противостояние. Задача Церкви - помочь человеку одержать победу в этой духовной битве. И человек верующий имеет большое духовное превосходство в этой борьбе, ибо с ним Господь. Иисус Христос сказал своим ученикам: «мужайтесь, Я победил мир» (Ин.16, 33).

Материально соперники христианства были сильны и раньше, например в первые века христианства. Тогда противниками, гонителями Церкви были все сильные мира сего - цари и военоначальники, государственные мужи, знать и вообще большая часть общества. Но Церковь в особенно тяжелых условиях все более укреплялась и увеличивалась. Можно привести такое сравнение. На Ваш взгляд, когда воины искуснее, когда становятся героями и получают награды - в мирное время или во время боевых действий? Благоприятные условия расслабляют, а препятствия, наоборот, испытывают верность, прибавляют решимости, закаляют волю к победе.

Духовная война никогда не прекращается, идет борьба за каждую душу и в продолжении всей жизни человека от детства до самой смерти. «Сатана борется с Богом, и поле битвы - сердце человеческое», - сказал Ф.М. Достоевский. Победа в этой борьбе зависит от направленности воли человека, к кому он устремляется. Церковь помогает человеку поддержать его устремление к Богу, дает ему силы и средства побеждать грех.

Сегодня мы видим в окружающей нас действительности поистине разгул демонических сил, экран телевизора самый яркий тому свидетель. Но вместе с тем наша Церковь дает современному человеку самые разные возможности духовного совершенствования, достижения богосыновства. В любом возрасте, в любом социальном и материальном положении, с любыми физическими силами и природными дарованиями люди могут найти свое место в Христовой Церкви. Об этом засвидетельствовал прошедший Архиерейский Собор, его материалы адресованы каждому, они дают ответы на многие вопросы, которые породила современная цивилизация, которые никогда не стояли ранее перед человеком. Одним словом, Православная Церковь дает каждому человеку возможность противостоять всем соблазнам мира и одерживать духовную победу, как бы не были они сильны материально.

Возьмите пример: бедный, но честно живущий человек - он трудится над очищением своего сердца, сражается с грехом внутри себя и со всеми его проявлениями, и для этого ему совсем не обязательно иметь материальный достаток. Посмотрите: он не поддается гневу, зависти, желанию нажиться на обмане и т.п. Он гнушается пошлости и разврата. Его не мучит недовольство своим положением - он за все благодарит Бога. Он истинно свободен, потому что умеет воздерживаться от лишнего и довольствоваться тем, что имеет. Ему одинаково чужды расточительность и скупость. Он лишен многих пустых страхов и опасений, но боится только одного - чем-либо оскорбить Милостивого и Праведного Бога, принесшего Себя в жертву за всех людей, и за него в частности. Он старается во всем поступать, как поступал Господь Иисус Христос, когда жил среди людей. Чем может, он помогает другим людям, он способен сказать доброе слово, утешить, он умеет сострадать. Такой человек оказывается духовно сильнее, красивее, богаче, чем живущие неправедно и эгоистично, даже если они самые богатые люди.

7. В чем сущность попыток изменить язык богослужений (с церковно-славянского на русский)? Какие есть еще попытки обновленчества? С чем они связаны?

Язык - это носитель культуры. Церковнославянский язык православного богослужения несет в себе полноту православной культуры, зиждущейся на догматах и предании Святой Апостольской веры, которую принял наш народ в момент Крещения и сохраняет эту веру неповрежденной более тысячи лет. Наш современный русский язык отражает оскудение духовно-нравственных начал в современном обществе. Мы все чаще встречаемся с подменой языковых понятий в современной жизни. Самое святое втаптывается в грязь нравственной индифферентности. Наш язык стал секулярен и загрязнен, как секулярно и загрязнено сознание нашего общества. Одно и то же слово в церковнославянском и современном русском языке может иметь разные смысловые значения, и чтобы сохранить свой высокий смысл оно должно оставаться в церковнославянском контексте. Вдобавок наша жестокая современная действительность формирует устойчивые негативные языковые ассоциации. Мне рассказали случай, когда один человек недоумевал, каким образом милосердие Божие может быть беспредельным, т.к. последнее слово у него ассоциировалось только со злом и насилием.

Изменение языка богослужений приведет к утрате истинных духовно-нравственных ценностей нашего народа, которые хранит наша Церковь. Церковно-славянский язык был возвышенным для крещавшегося русского народа, поскольку он содержал понятия, неизвестные русскому человеку-язычнику тысячу лет назад. За века отечественной истории церковно-славянский язык сформировал мировоззрение и национальное самосознание нашего народа, стал основой литературного языка, на котором написана вся наша русская классическая литература. В настоящее время его пытаются представить устаревшим, требующим перевода. Но он должен быть возвышающим и для современного русского человека - в сущности, неоязычника. Вы, я думаю, понимаете, что в данной ситуации изменение языка богослужения, а не сознания человека, приведет к дальнейшей деградации последнего.

Касательно употребляемого за богослужением церковно-славянского языка я отмечу следующее. О замене богослужебного языка на русский говорят те, кто недавно пришел в Церковь, или живет поверхностной в ней жизнью. Но здесь следует сказать, что Церковь не может приспособиться для каждого. И когда мы идем в Церковь, то должны хоть сделать один шаг, чтобы могли воспринять и понять, что в храме происходит. Представьте себе, что пришедший первый раз в театр на оперу "Князь Игорь" будет требовать, чтобы артисты пели так, как может понять он. Что будет? Для того, чтобы понимать происходящее на сцене театра необходимо там чаще бывать, так и в храм надо чаще приходить, чтобы понимать богослужение. И вопрос здесь не в языке, а в личной гордыне лидеров движения, и не желании отдельных лиц принять то, что создавала и хранила Церковь на протяжении веков. Это что-то светское принесено в Церковь, желание устроить ее на свой лад. А для этого есть закон о партиях, сколько хотят, столько их могут создавать, но только вне Церкви. А что касается самого церковно-славянского языка, то это не тот язык, который был при святом князе Владимире, он редактировался на протяжении всей нашей истории, и сейчас Архиерейский Собор принял решение продолжить редактирование богослужебных текстов. При этом редактировании заменяются слова труднопонятные современному человеку, на другие славянские слова, которые не искажают смысла, но более ясные для современного человека.

Несмотря на эти доводы, которые высказываются не только православными богословами, но и светскими учеными-культурологами, современное обновленческое движение выдвигает требование перевести богослужебные тексты на современный русский язык в качестве своего лозунга. Это уже, в сущности, политика.

Обновленческое движение, появилось в Русской Церкви в начале века и имело целый ряд подобных лозунгов, большей частью протестантского толка. Появление обновленчества было результатом двухсотлетнего периода секуляризации сознания русского народа. Его лидеры под предлогом возвращения к первохристианской общинной жизни Церкви стремились реализовать свои личные амбиции, нарушая каноническое единство Церкви. История показала их истинное лицо. Достаточно сказать, что именно на обновленцев опирались большевики в своей кампании по уничтожению Православной Церкви в России.

Сегодня обновленцы заявляют о своей непричастности к своим историческим корням (прародителям), но сущность обновленчества не изменилась. Они привлекают к себе симпатии духовно неопытных людей и используют их доверчивость, чтобы достичь своих личных интересов, нарушая внутрицерковный мир и согласие. О таковых сказал Апостол, что «они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19).

Их деятельность характеризуется вольным обращением с традициями и установлениями Православной Церкви, самовольными нововведениями в богослужебной практике, нарушениями канонической дисциплины, противопоставлением себя другим священникам, священноначалию и всей Церкви. В управлении приходом они стремятся к обособленности и изолированности, которые проистекают от ложного сознания своей исключительности, правильности, что, в сущности, характерно для сектантов, но абсолютно чуждо православной традиции. На Соборе была дана негативная оценка стремлениям отдельных священников организовать приходскую жизнь по образцу первохристианской общины. В частности, в докладе Святейшего Патриарха говорилось, что «хранение церковной традиции должно строго согласовываться с исторической данностью, ибо искусственная реставрация отживших форм приходской жизни способна серьезно исказить духовный строй общины и внести смуту».

8. Говорят, что решение о канонизации царской семьи было принято после обращения президента России Владимира Путина к Святейшему Патриарху. Так ли это? Какие суждения высказываются рядовыми прихожанами?

Нет, это не так. Вопрос о канонизации царской семьи рассматривался неоднократно на Архиерейских Соборах нашей Церкви, и он несколько лет обсуждался в народе. В ходе дискуссии большинство высказалось за канонизацию членов царской семьи. Нынешний Собор подвел итог 10-летней дискуссии и принял решение о возможности канонизировать последнего русского царя и членов его семьи не за его жизнь и управление страной, а как страстотерпцев, т.е. как пострадавших от беззаконных и жестоких гонителей, как явивших пример христианского терпения скорбей и принявших смерть по-христиански.

Рядовые прихожане и ранее высказывались в большинстве своем за канонизацию членов царской семьи, многие из них давно уже почитают их святыми, молитвенно обращаются к ним за помощью. Во время моего служения на приходах ко мне нередко обращались с просьбой высказаться за их канонизацию на Соборе, пересказывали случаи покровительства и заступничества Божия по молитвам царственных мучеников, сообщали и о мироточении иконы святых страстотерпцев. Почитаются они во многих приходах и монастырях нашей епархии. Так что решение Архиерейского Собора о канонизации царской семьи было встречено с одобрительно многими верующими епархии.

9. Известно, какую роль в отношении СССР сыграл Ватикан. В печати даже высказывалась формула «СССР разрушил папа Римский». Какова сегодня политика Ватикана на «восточном» направлении?

Полагаю, что эту политику наиболее наглядно демонстрируют вопросы, представляющие главную трудность в двусторонних отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Во-первых, это ситуация конфликта между православными и униатами на Западной Украине. Во-вторых, прозелитическая деятельность, осуществляемая католиками на территории Русской Православной Церкви. В течение последних лет на всех встречах официальных делегаций нашей Церкви и Ватикана обсуждаются исключительно эти две проблемы.

Что касается первой из них, то о важности ее свидетельствует тот факт, что именно она явилась причиной приостановки нашего богословского диалога с католиками в конце 80-х – начале 90-х годов. Тогда униатами были буквально разгромлены три епархии Русской Православной Церкви – Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. С тех пор в этой ситуации не произошло никаких изменений к лучшему, несмотря на всю многолетнюю переговорную работу, которая ведется нами как на официальном, так и на местном уровнях. Скорее, наоборот, на Западной Украине продолжаются притеснения со стороны греко-католиков в отношении православных, сохраняющих каноническую связь с Московским Патриархатом. Кроме того, есть факты униатской экспансии в регионах, где исторически униатских церквей никогда не было: Восточная Украина (Донецк) и даже Москва. В столице России существуют 4 греко-католические общины, из которых лишь одна состоит из украинцев. Есть такие общины и в Сибири. Они называют себя «католиками византийского обряда». Но ведь здесь не было никогда униатской церкви. Образование этих общин раскрывает истинное лицо Ватикана и его «восточную» по отношению к России политику.

Следующей главной проблемой в наших отношениях с Ватиканом, которая также говорит об истинных целях католиков – это прозелитизм, то есть направленная работа по созданию структур Римско-католической Церкви в России из крещенных в Православии, с привлечением их в Католицизм, и открытие для этих целей католических приходов там, где их никогда не было. Или были единичные общины, состоящие, к примеру, из немцев или поляков. И здесь надо учесть, что мощные католические церковные структуры открываются в крупных городах и исторических центрах России, хотя там проживает только незначительное число верующих-католиков. Это особенно характерно для Сибири. Из этого становится очевидным, что под видом заботы о католиках Ватикан в России проводит работу по привлечению в свое лоно людей, которые либо крещены в Православии, либо имеют православные корни. Приведу к примеру ситуацию в Калуге. В городе проживают, может быть полтора десятка католиков, максимум 25 человек, но там создано 2 прихода и готовится организация в пригороде Калуги монастыря. Спрашивается: для кого? Цели этого ясны, и они наглядно говорят о политике Ватикана. Ведь вся это программа хорошо финансируется. Подобное происходит и в Иркутске, Омске, Смоленске, Владимире, Самаре, Астрахани, Твери, Пскове и других городах России. А сколько католического духовенства в России, это явно не соответствует пастырским нуждам собственно католического населения. Все это показывает, что политика Ватикана в настоящее время крайне недружелюбная к России.

 

9. Что представляют собой зарубежные приходы Русской Православной Церкви? Как можно определить внутренний мир зарубежных прихожан? Далеко ли они от России?

Развивающаяся в дальнем зарубежье внешнеэкономическая деятельность России, эмиграционные процессы, значительно увеличили число проживающих в зарубежных странах российских граждан. Это в свою очередь вызвало насущную необходимость пастырского окормления и заботы о духовном состоянии наших сограждан со стороны Русской Православной Церкви, которая в настоящий момент осуществляет свое служение в более чем сорока странах мира. Служение наших священников за рубежом главной целью имеет духовное окормление россиян, но также это способствует сохранению родного языка и культуры.

Следует однако отметить, что за рубежом кроме канонической Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), возглавляемой Патриархом Московским Алексием II, действует и так называемая “Русская Православная Церковь Заграницей” (РПЦЗ) с центром в США, образованная иммигрантами в 1922 году, которую возглавляет в настоящее время митрополит Виталий и в Западной Европе есть “Архиепископия русских приходов в Западной Европе” во главе с архиепископом Евкарпийским Сергием, находящаяся в подчинении Константинопольского Патриархата.

Эти две структуры сложились в период лихолетья XX века и не представляли ранее, и сейчас не представляют интересов России и ее граждан, а ведут независимую, и порой враждебную линию по отношению к Московскому Патриархату.

Большинство прихожан канонических приходов Московского Патриархата на протяжении десятков лет стойко сохраняли верность Матери - Русской Православной Церкви. Для многих из них естественное стремление сберечь веру отцов, родной язык, культурную самобытность, поддерживать тесные контакты с Отечеством оказались превыше “разделений и соблазнов” (Рим. 16; 17) мира сего.

Наша Церковь, глубоко понимая и полностью поддерживая желание русского православного сердца обрести живую духовную связь с Россией и подлинного приобщения к богатству русской православной культуры, всегда придавало особенно большое значение деятельности своих зарубежных приходов и учреждений.

10. Как Вы определите духовное здоровье россиян?

Духовное здоровье я понимаю это, как те усилия, та направленность жизни человека, которые делают его душу более возвышенной, способствуют достижению им Царства Божия, приводят к спасению. Духовное здоровье характеризуется покаяным состоянием человека, напряжением всех его сил в борьбе со грехом, в исправлении своей жизни, в укреплении в евангельской добродетели.

К сожалению, пока состояние большинства русских характеризуется нераскаянностью, уверенностью в своей непогрешимости, что говорит об отсутствии у них духовного здоровья и даже более того, говорит о некой духовной испорченности. Церковь учит человека увидеть, «узреть» свой грех, осознать свою греховность. В этом большую помощь оказывает совесть человека, но у большинства она либо спит, либо ее голос подавляется, либо она вообще сожжена. Нужна помощь Божия, молитвы Церкви, чтение Слова Божия, чтобы совесть проснулась в человеке и уязвляла сердце болью о каждом согрешении, о наклонности воли ко греху, о глубоком повреждении всех душевных сил. Тогда только начнется выздоровление души и исправление жизни, когда будет покаяние. Сейчас много говорят о покаянии. Святой Иоанн Лествичник писал, что покаяние - это завет с Богом об исправлении жизни. Надо понимать, что покаяние - это целый процесс в жизни человека, а не двухминутное предстояние перед священником, склонив голову.

Современная жизнь свидетельствует о серьезных духовных недугах всего нашего общества в целом. Несколько десятилетий в стране насаждался воинствующий атеизм, господствовала материалистическая идеология, нормы нравственности диктовались партийными установками. Сегодня на смену государственному атеизму пришел общественный плюрализм и либерализация сознания. Самой опасной, на мой взгляд, в настоящее время тенденцией является стирание границы между добром и злом в сознании людей. Русский человек всегда знал, что является грехом, и знал, что такое святость. У современного человека эти представления туманные, у подрастающего поколения они отсутствуют. Невозможно направлять свою жизнь к духовному, если отсутствуют истинные духовные ориентиры.

Но, к счастью, русский народ действительно богоизбранный хранитель Святой веры. Отступив от нее, предав Бога, он терпит страдания - мы все испытываем это на себе. Все наши беды - и общественные, и частные - проистекают из одной духовной язвы: наш народ предал Бога, встал на богоотчужденный путь развития. Горькие плоды этого пути будем пожинать и мы, и наши потомки. Важно теперь сделать правильный выбор и не повторять ошибки, сделанной в начале прошлого века. Необходимо сегодня обратиться к Богу в покаянии. В том, что все больше русских людей осознают свою болезнь - ибо многие факты говорят о стремлении людей к духовному возрождению - есть залог грядущего выздоровления. Если каждый обратиться к покаянию и будет на своем рабочем месте, в своей семье преобразовывать свою жизнь по духовным законам Евангелия, то постепенно наше общество станет духовно здоровым.

 

12. Мы вступили в новое тысячелетие. Что значит рубеж веков и тысячелетий в церковном понимании? Какие в связи с этим цели и задачи ставит перед собой Русская Православная Церковь?

Православная Церковь, а с ней и все человечество ведет отсчет времени от Рождества Христова - от того момента, когда Сын Божий принял человеческую плоть ради спасения людей. Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос освятил историю, положил начало обновленному человечеству. Так что счет веков показывает продолжительность новой истории - спасительного пути человечества, когда «Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойники и блудницы, … дверь отверзлась Царствия уже, и предвосхищают его фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся» (Великий Канон святого Андрея Критского). Рубеж веков и тысячелетий призван напоминать нам о любви Бога к людям, о великом предназначении человека, о призвании каждого быть достойным явленной в Боговоплощении Божественной любви.

Переступая рубеж нового тысячелетия, мы словно открываем новую страницу в истории человечества, в истории нашего народа, в нашей личной судьбе. То, что мы впишем в нее с самого начала, послужит заголовком для всей страницы, которая имеет протяженность в 100 и 1000 лет. Мы должны давать себе отчет в этом и постараться написать лучшее, на что мы способны, и сделать это не только ради себя, но и ради будущих поколений.

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика