Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - ПХ 4 2002

Интервью Архиепископа Климента журналу «Православный Христианин» № 4’2002

1. Ваше Высокопреосвященство, сейчас внимание многих православных людей обращено на события, происходящие на Святой Земле. Известно, что подвергаются разрушениям христианские святыни. Вы не так давно были там. Расскажите, пожалуйста, о нынешней ситуации.

Да, Господь сподобил меня в марте этого года посетить Святую Землю. С тех пор, ситуация изменилась. Тогда обстановка была уже напряженной, но не было еще таких широкомасштабных военных действий, которые происходят сейчас. В настоящее время там ведутся активные боевые действия, обстрелы, военные операции.

Когда находились в Вифлееме, а там мы ночевали одну ночь, израильская авиация нанесла несколько ракетно-бомбовых ударов по сооружениям в Вифлееме, от которых пострадал целый квартал, а дом паломника так содрогался, что мы боялись, как бы не обрушились перекрытия.

Причиной конфликта является человеческая гордыня. Один народ не признает право другого народа на равноправное сосуществование. Два самобытных народа со своей культурой и со своей верой оказались на одной территории, и при этом народ, столетиями проживающий на этой земле, не признается равным. Палестинцы хотят жить в отдельном государстве, где они не будут людьми «второго сорта». Это им гарантировано международными актами.

Есть неправда в действиях и той, и другой стороны. Одни имеют право жить самостоятельно, но борются за это право недопустимыми средствами, в результате которых гибнут мирные жители. Другие, пренебрегая законными требованиями палестинцев, не признают за ними права иметь свою территорию и самостоятельно устраивать на ней свою жизнь, и тем самым толкают их на совершение террористических актов. Наша Церковь осуждает терроризм, но признает право палестинского народа на самостоятельность. Нас глубоко тревожит гибель многих людей. Особенно прискорбно, что среди убитых есть мирные люди, женщины и дети.

Сейчас ситуация там очень сложная. Существует угроза величайшей святыне христианства - храму Рождества Христова в Вифлееме. Внутри храма находятся палестинцы, а израильская армия окружила его, используя танки и БТР, подтянула большие силы солдат, и обстреливает его. В прессе иногда сообщают, что в храме находятся боевики. На самом деле, Палестинское государство, получив право на автономию, имело свою армию и свою полицию. Вооружение палестинской армии состояло из автоматов, у нее не было тяжелой техники. Остатки этой, т.н. «регулярной армии», будучи зажаты на площади перед храмом Рождества Христова, были вынуждены скрыться в храме, т.к. им больше некуда было деваться, когда на площадь въехала израильская бронетехника. Входя в храм, они сложили оружие и не оказывали насилия находившимся там священнослужителям. Сейчас в храме Рождества Христова кроме палестинцев находятся четыре православных монаха, а также есть католические священники и монахини. В результате осады и военных действий может пострадать древнейший храм, воздвигнутый в IV веке над тем местом, где родился Спаситель. А ведь со времен Константина Великого никто из завоевателей не посягал его разрушить.

2. Стоит ли православным бояться событий, происходящих на Ближнем Востоке?

С христианской позиции мы должны особо бояться тех беспорядков, что творятся в нашей душе. Конечно, мы обеспокоены происходящими на Ближнем Востоке событиями, мы молимся о примирении враждующих сторон - Господь призвал нас быть миротворцами. Но главное для каждого христианина – это следить за своей душой.

Все опасения и предречения о наступающем конце света содержат неправославный взгляд на происходящее. Как и вся история человечества, последние события в Вифлееме подтверждают слова Спасителя: «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21,9). Верующий человек не должен привязываться к событиям, и на основе их определять свою жизнь и судьбы мира. Ожидая и выискивая «знамения времени», мы забудем о душе. Надо помнить, что никто не знает своего последнего часа, когда будет его последний вздох. А Господь будет судить каждого из нас по тому, какими мы встретили последний миг своей жизни. Поэтому не будем заключать смысл нашей жизни в свершении тех или иных событий, но больше внимания будем обращать на свое духовное состояние, усиливать молитву, пребывать в покаянии и сохранять упование на милость Божию.

3. Существует ли реальная угроза для жизни паломников на Святой Земле или паломников нет?

Сейчас в Святой земле паломников почти нет. Святые места пустые. Но молитва на Святой Земле не прекращается. Члены Русской Духовной Миссии, насельницы Горненского монастыря продолжают нести свое послушание. Они молятся у Гроба Господня о нашей стране, о мире в Палестине и во всем мире. А для тех немногих, кто приезжает из России, составляется программа посещения святых мест с учетом их безопасности.

4. Владыка, как Вы сами ездили, ведь уже была напряженность, как Вы сказали?

Мы во всем полагались на волю Божию. И посетили все святые места. Даже те, которые были закрыты для посещения туристов правительством Израиля из-за опасности попасть в зону конфликта. Для нас было главным побывать у святынь. Никто не боялся. Мы рассуждали, что если и умрем, то это счастье закончить земную жизнь там, где страдал Христос-Спаситель. В поездке нас укрепляла Сила Божия, и внутренне мы были наполнены радостью, ведь мы ходили по стопам Христа.

5. Вы служили во многих святых местах, в том числе и на Гробе Господнем. Действительно ли там каждое богослужение переживается, как Пасха?

Пасха была на душе во все время пребывания в Святой Земле, ибо там в действительности и реально соприкасаешься с тем, что связано с земной жизнью Богочеловека Христа. Где мы ни были – не только на Гробе Господнем, но и на реке Иордан, где совершилось Его Крещение, и на горе Фавор, где Он предстал Своим ученикам в небесной славе, и у Мамрийского дуба, где Патриарх Авраам сподобился принять Бога под видом трех путников, и в Вифлееме, где родился Богомладенец Христос – везде виден свет воскресения. От апостолов до времени было сокрыто, а нам известно: все было Христом совершено, пережито, даже Его смерть – все это Он претерпел, чтобы свершилось Воскресение.

Вот город Иерихон. Рядом Гора искушений. Христос провел в пустыни сорок дней и ночей, чтобы победить грех, чтобы потом наступило Воскресение. Тут же, в самом городе у дерева Закхея, вспоминаешь, как Христос засвидетельствовал возрождение души раскаявшегося человека. Так и все святые места и события, связанные с ними, призывают человека к воскресению собственной души. Спаситель сделал все, чтобы был побежден грех в душе человека. Ведь ради этого и была Его страдальческая, полная лишений жизнь, ради этого Он претерпел невыносимые мучения, предательство ближайших учеников и надругательства толпы, чтобы воскресла душа каждого человека, и наша в том числе.

На Гробе Господнем каждую ночь совершается Божественная Литургия, приносится бескровная жертва за весь мир. И каждую ночь, заканчивая богослужение, священнослужитель, выходя из Кувуклии, свидетельствует: Христос Воскресе! И я хочу пожелать всем читателям, чтобы наша жизнь была тем же свидетельством миру, чтобы наша вера, наши слова и дела свидетельствовали окружающим, что Христос воистину воскрес.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика