Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Знамя за 2000г

Газета "Знамя" за 29 декабря 2000 года.

1. На исходе второе тысячелетие, скоро наступит его последний день. Хотелось бы начать с вопроса, как лучше проводить уходящий век и тысячелетие?

Уходящий ХХ век был самым трагичным в истории человечества: множество страданий и бед выпали на долю людей. Особенно тяжелые испытания выпали на долю нашего Отечества, где эксперимент построения справедливого общества обернулся геноцидом народа, где гонения на Церковь Христову по силе и размаху превзошли гонения на христиан в первые века.

Миллионы наших соотечественников приняли мученическую кончину в этом трагическом столетии, поэтому в последний день года, 31 декабря, а это будет воскресенье, после Божественной литургии будет отслужена лития по всем отцам, матерям, братьям, сестрам и детям нашим, почившим в уходящем веке. Думаю, что лучшими проводами уходящего века и тысячелетия будет теплая молитва об упокоении их душ в вечных селениях с праведными.

2. Владыка, промелькнуло сообщение, что в ночь с 31 декабря на 1 января будут открыты храмы, и в них будет проходить богослужение. Что вызвано такое необычное решение?

Да, информация, которая поступила в прессу, действительна. На Епархиальном совете обсуждался вопрос о том, как лучше встретить новое тысячелетие. Мы хотим, чтобы это (встреча нового тысячелетия) не сводилось бы к одним телесным и чувственным удовольствиям, но имела бы пользу для души, принесла бы людям духовное утешение. Не звон бокалов с горячительным содержанием должен увлекать людей в первые минуты нового тысячелетия, а устремление души к Богу и Добру, чтобы новый век не был бы столь тяжелым и трагическим как уходящий. Вот почему было решено войти в новое тысячелетие с молитвой ко Господу. Эта идея была поддержана духовенством епархии. Во многих храмах города и области ровно в полночь с 31 декабря на 1 января начнется Божественная литургия.

3. А как потом добираться домой - ведь, когда окончится богослужение, время будет уже далеко за полночь, к тому же в новогоднюю ночь на улице окажется много людей, только что вставших из-за стола?

У нас есть договоренность с Городским Головой о том, что по основным направлениям будет ходить общественный транспорт до двух часов ночи. Литургия закончится где-то в половину второго ночи. Так что все, кто будет в храме за богослужением, смогут доехать домой.

4. Всё же люди привыкли встречать новый год в кругу своих родных и близких, а Вы предлагаете в новогоднюю полночь начать богослужение.

В этом я вижу только хорошее. Собраться в храме можно и с родными. Помолиться Богу можно и вместе с друзьями. Но что изменится, если за стол сесть не в 12 часов, а после Литургии, через 1,5-2 часа как на Пасху или Рождество, но при этом получить Божие благословение на грядущий год, тем более что мы входим в новое тысячелетие и в новый век. Кроме хорошего я здесь ничего не вижу. И, наоборот - к чему приводят эти предновогодние и новогодние застолья? Что делается за ними с нашими детьми, с нашей молодежью? Только безумие человека говорит в эту ночь «ешь, пей, веселись» (Лк. 12,19). Ведь сколько после этого бывает несчастных случаев! Обычно мы не задумываемся об этом и, только когда случится беда, начинаем осознавать весь трагизм укоренившейся у нас, но чуждой русскому духу «традиции». Ведь само празднование нового года, как оно бывает у нас сейчас - шумно, разгульно, невоздержно - стало распространяться с Петра I, а раньше у русского народа была традиция встречи нового года богослужением. В этот год мы решили возродить эту совсем забытую у нас традицию.

5. То есть Вы хотите сказать, что традиция начинать новый год с богослужения является духовно-нравственной альтернативой общепринятому новогоднему застолью перед телевизором.

Я бы не стал в данном случае говорить о какой-либо альтернативе. То, что предлагает Церковь, не является альтернативой, поскольку альтернатива представляет собой иной путь к той же цели. Церковь же предлагает единственный путь спасения души. Еще в Ветхом Завете Господь говорит через Своего Пророка: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21,8). Церковь всегда предлагает человеку путь жизни, то есть средства и силы измениться к лучшему. А какое изменение к лучшему может произойти с человеком среди шумного застолья, вредных излишеств, сквернословия, непристойных развлечений? Это способно только отягчить совесть человека, удалить его от Бога, от спасения. Церковь же предлагает встретить новый год, новое столетие и новое тысячелетие с чистой совестью, так, чтобы празднование способствовало очищению души от греха и греховных привычек, чтобы оно не отдаляло нас от Бога, а приближало к Нему.

6. В последнее время Рождество было объявлено государственным праздником и в обществе возникло представление, что Рождество - праздник духовный, а Новый год никак не связан с Церковью. Выходит, что какая-то связь все же существует? И почему об этом вспоминается только сейчас?

Такое представление в корне неправильное. Нельзя отделить Церковь от общества, поскольку Церковь неотделима от людей, из которых общество состоит. Она призвана проявлять попечение обо всех и о каждом, в какое время он не жил бы, чем бы не занимался. Во Христе спасены все люди, как бы тяжело и долго они не грешили, и Церковь неустанно несет это спасение всем и каждому. Она не оставляет человека ни в каких обстоятельствах, даже самых скорбных и тяжелых: провожает воинов на битву за Отечество, приходит в больницы и тюрьмы. Даже когда человек забывает о Боге, коснеет во грехе, все же Церковь не забывает его, она молится о нем и предлагает ему все средства к обращению от греха и спасению души.

Все люди - и верующие, и неверующие, но потенциальные члены Церкви, являются ее паствой, и Церковь должна непрестанно обо всех заботиться. Почему же Церковь должна оставить человека в то время, когда он входит в новый век, в новое тысячелетие? Что плохого в том, что человек задумается над своей жизнью, пожелает исправить ее к лучшему, удалиться от зла и устремится к добру.

7. Что значит рубеж веков и тысячелетий в церковном понимании?

Православная Церковь, а с ней и все человечество ведет отсчет времени от Рождества Христова - от того момента, когда Сын Божий принял человеческую плоть ради спасения людей. Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос освятил историю, положил начало бытию обновленного человечества. Так что счет веков показывает продолжительность новой истории - спасительного пути человечества, когда «Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойники и блудницы, … дверь отверзлась Царствия уже, и предвосхищают его фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся» (Великий Канон святого Андрея Критского). Рубеж веков и тысячелетий призван напоминать нам о любви Бога к людям, о великом предназначении человека, о призвании каждого быть достойным явленной в Боговоплощении Божественной любви.

Переступая рубеж нового тысячелетия, мы словно открываем новую страницу в истории человечества, в истории нашего народа, в нашей личной судьбе. То, что мы впишем в нее с самого начала, послужит заголовком для всей страницы, которая имеет протяженность в 100 и 1000 лет. Мы должны давать себе отчет в этом и постараться написать лучшее, на что мы способны, и сделать это не только ради себя, но и ради будущих поколений.

8. Как же Вы посоветуете достойно встретить грядущее тысячелетие?

Как и каждый день, с мысли о спасении, с заботы о своей душе. В каждом человеке заложено стремление к очищению от греха, к жизни по Закону Божиему, по Евангелию. Это стремление необходимо постоянно пробуждать в своем сознании и удерживать в сердце. Лучше всего это делать с началом каждого дня, каждого года. Подумайте, как изменится жизнь всего общества, если только в течение одного дня все в нашей стране будут исполнять все заповеди Божии. Мы не увидим лжеца, обидчика, расхитителя, хама, блудника, и т.д. Не станет враждующих, обиженных, ограбленных, обманутых и вообще несчастных людей. Какой же счастливой станет наша жизнь, если все всегда будут добродетельными! Как изменится жизнь детей, стариков, инвалидов и обездоленных, если в нашей стране никто и ни у кого не будет воровать: государство станет богатым и сможет обо всех заботиться. Конечно, в один миг и сразу это невозможно, но мы можем побуждать себя к исправлению и стремиться к лучшему и с этим стремлением войти в новое тысячелетие.

А также нам необходимо благодарить Бога за все Его благодеяния. Божественная Литургия, совершаемая в Православной Церкви, называется еще Евхаристией, что в переводе на русский язык означает благодарение. В первые часы нового века в храмах мы будем благодарить Бога за Его любовь к нам, явленную в домостроительстве нашего спасения, за то, что мы получили возможность веровать в Него - за духовное возрождение России, и, наконец, за то, что Он дал нам возможность встретить новое, третье тысячелетие.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика