Главная   Митрополит   Выступления   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - выступления и речи - Слово на XIV Богородично-Рождественских образовательных чтениях

Вступительное слово митрополита Калужского и Боровского Климента на XIV Богородично-Рождественских образовательных чтениях «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе: соработничество Церкви, государства и общества»

22—24 сентября 2011 г.

Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич! Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Феодосий! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников XIV Богородично-Рождественских образовательных Чтений с пожеланием плодотворных трудов на благо Церкви и нашего Отечества.

Данный форум уже не первый год проходит на Калужской земле, но в этот раз его проведение отличается от предыдущих лет — впервые мы начинаем его в Калуге. Я хотел бы сразу поблагодарить Губернатора области, Председателя Законодательного собрания области, членов Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области за то, что откликнулись на эту инициативу и приняли деятельное участие в его подготовке.

Изменение формата Чтений обусловлено требованием времени. Сейчас на уровне федеральной власти ставится вопрос о духовно-нравственном воспитании личности. На необходимость включения в школьные программы учебного компонента «Основы православной культуры» неоднократно указывалось и у нас в области. В частности, в ходе проведения образовательного форума «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», который был организован депутатами Законодательного Собрания области и проходил в Калуге 21 января этого года, губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов предложил преподавать Основы православной культуры повсеместно. «Этот предмет, — сказал Губернатор, — должен быть введен в региональный государственный стандарт на территории Калужской области». В результате сейчас реализуется программа по введению ОПК во всех наших школах, и наш форум призван содействовать этому процессу.

Сегодня в Калуге пройдут Пленарное заседание и секции, а в течение следующих двух дней будут работать выездные конференции и круглые столы в Обнинске, Козельске, Людиново, Тарусе и Мещовске. Подведение итогов состоится 24 сентября в Калуге, в актовом зале Калужской духовной семинарии. Такая форма проведения позволит вовлечь в работу Чтений более широкий круг общественности, духовенства, представителей органов власти и работников системы образования. Учитывая, что сейчас учебное время, работа секций в районах запланирована на вторую половину дня с тем, чтобы предоставить возможность как можно большему числу педагогов принять них участие, не нарушая учебный процесс и школьный рабочий график.

Вместе с тем Чтения по-прежнему призваны распространять накопленный положительный опыт и выявлять проблемы в деле духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения, а также определить пути их решения. Результаты работы наших епархиальных Чтений будут использованы на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут в Москве в начале следующего года.

Возникновение образовательных чтений, как особой формы обсуждения актуальных проблем духовно-нравственного развития детей и молодежи, обусловлено началом нового периода в истории России, когда наше общество обрело гражданские свободы. В частности, осуществилось конституционное право на свободу совести: атеизм перестал быть официальной идеологией, люди получили возможность открыто исповедовать веру, а Церковь — вести просветительскую деятельность. Именно в это время в рамках образовательных чтений началось осмысление современных проблем человека и общества с позиции духовных и нравственных ценностей Православия. В этом процессе помимо духовенства широкое участие принимают представители государственной власти, ученые, педагоги, молодежь, работники культуры и социальной защиты, представители общественных организаций, родители. Главным результатом обсуждения стало признание государством, школой, общественностью необходимости введения нравственного компонента в учебный процесс общеобразовательных учреждений. Изучение основ русской духовной культуры постепенно становится неотъемлемой частью дошкольного, школьного и вузовского образования.

Сейчас в стране закладывается фундамент новой системы образования, и образовательные чтения являются той дискуссионной площадкой, где мы можем говорить о том, какой мы видим нашу школу в будущем. Я думаю, все вы знакомы с сериалом «Школа», который является собирательно отрицательным портретом современной школьной жизни. Наши школы лучше, но не дай Бог, чтобы они стали такими в действительности. Это приведет к гибели России. А для этого духовно-нравственный компонент надо ввести не только в школьные программы, но и в жизнь школы.

Национальное самосознание и российская государственность глубоко укоренены в русской духовной культуре. В силу этого духовно-нравственное просвещение молодого поколения является необходимым условием, залогом и действенным средством возрождения страны. Чтобы раскрыть ее могучий потенциал во всех сферах деятельности надо оживить внутренние силы нашего народа, который исторически и культурно неразрывно связан с Православием.

В настоящее время в значительной части школ области предмет ОПК ведется, и наша дальнейшая работа должна быть направлена на углубление преподавания, повышения его качества и эффективности. «Просветить», по словарю Владимира Даля, означает «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце». Испокон веков просвещенным называли человека, который не только получил знания, но и, ограждаемый нравственной чистотой, обладал духовным зрением, то есть имел неискаженный взгляд на предназначение человека и смысл его жизни, видел истинное положение вещей, мог отличить главное от второстепенного. Мог бы сказать «нет» греху, злу в своей жизни, и возлюбить добро. Правильное образование ума и сердца молодого человека, воспитание в добре и целомудрии ограждает и его самого, и его семью, и все общество от деградации и негативных тенденций развития.

Воспитание на образцах православной культуры, носителями которой были великие писатели, композиторы, ученые, военачальники, государственные деятели, позволяет открывать подлинный источник жизни, творчества и созидательных трудов этих людей. Имея полноценные и неискаженные представления о собственной культуре, учащиеся смогут не только глубже понять основанные на ней произведения искусства, но и критически относиться к пропаганде деструктивного образа жизни некоторых молодежных субкультур. Однако еще важнее, чтобы ученики использовали полученные знания о Православии в своей жизни. Один из самых просвещенных людей — святитель Василий Великий, рассуждая о конечной цели обучения, подчеркивал, что надо «учить не за тем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Школа должна сочетать сообщение суммы знаний с воспитанием. Особенно это относится к преподаванию ОПК. Недостаточно, чтобы ребенок знал, что надо следовать указаниям совести, следует пробудить его совесть, чтобы он слышал, понимал ее указания.

В процессе образования центральное место занимает личность учителя, его мировоззрение, образ жизни и поведения. Считаю, что те меры, которые предлагается ввести в систему школьного образования под эгидой ювенальной юстиции, окажут крайне негативное воздействие, прежде всего на воспитательный процесс в школе. Государство и общество должны всеми силами поддерживать учителя, укреплять авторитет этой важной и трудной профессии. Надо вернуть былой престиж труду педагога, учителя, воспитателя. Иначе современное образование, которое и так уже приобрело узкопрактический характер, окончательно выродится в образовательную услугу с соответствующей ценой.

Введение ювенальной юстиции способно принести существенный вред не только школе, но и семье. Для семьи она разрушительна, ибо подменяет родственные связи, любовь юридической ответственностью. Этот принцип был всегда чужд российской семье. Для укрепления семьи необходимо вернуть ей христианские основы: жертвенную любовь, верность, ответственность, взаимопомощь, а не делить членов семьи на обвиняющих и ответчиков. К сожалению, в наше время редки те семьи, в которых ребенок может воспринять уроки христианской нравственности на примере своих родителей. Современная семья практически утратила свое главное предназначение — быть малой Церковью. Многие дети растут в неполных семьях. А что значит, расти ребенку без отца, причем с сознанием того, что его отец жив и живет в другой семье? И что значит, молодой женщине с одним, а то и двумя детьми оставаться одной? Какие бывают последствия, говорить не стоит. В нашем обществе это трагедия1. Большинство тех, кто оказывается сегодня в такой ситуации, еще 4—5 лет назад были школьники, и тогда мы не научили их, что такое семья. Сегодня Церковь готова прийти на помощь. Вместе со школой она должна разделить нагрузку по воспитанию детей и молодежи, развивать у них уважение и любовь к православным семейным традициям. Разумеется, на уроках по общим дисциплинам школьной программы это не всегда уместно. Но уроки по ОПК с успехом могут служить этой цели. Поведение человека в семье, его отношения с родными продиктованы его мировоззрением, проистекают из его ответа на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Вот почему для сохранения института семьи, целостности государства и общественного развития подрастающему поколению необходимо воспринять духовные традиции своего народа.

Сегодня в ходе предвыборной кампании со стороны всех политических сил звучат призывы к патриотизму, гражданственности, ответственности. Все эти качества личности укоренены в православном мировоззрении, в вековом укладе семейной жизни русского народа. Надо не только призывать, но и создавать условия для их возвращения в жизнь современных людей и общества. Важно, чтобы именно на это была направлена активность тех, кто определяет приоритетные задачи развития региона, социальной сферы, системы образования. Необходимо развивать уже сложившийся в области положительный опыт преподавания курса «Основы православной культуры». Возможность преподавания ОПК есть сейчас у каждой школы, поскольку определенную часть образовательной программы школы формируют сами участники образовательного процесса. Большинство общеобразовательных школ в области являются муниципальными, и я обращаюсь к органам исполнительской власти на местах с просьбой поддержать директоров и учителей школ, родительскую общественность в их желании создать необходимые условия для приобщения детей и молодежи к основам русской духовной культуры.

Итак, образование во все времена было важной частью общественной жизни, оно всегда поддерживалось государством, потому что от его состояния напрямую зависит будущее любой страны и ее народа. Церковь призвана к осуществлению просветительской миссии словами Спасителя, которые Он обратил к Своим ученикам и последователям: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Школа и семья, являющиеся основными социальными институтами, в которых возможно постоянное и целенаправленное воспитание детей и молодежи, должны стать объектом взаимодействия Церкви, государства и общества с целью возрождения каждой личности и всего общества в целом на основе духовных и нравственных ценностей Православия. Тем более что в регионах, где большинство населения составляют представители иных традиционных религий, подобный опыт уже существует.

В заключение еще раз желаю всем участникам Чтений плодотворной работы. Пусть же Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь укрепят нас во всякой добродетели и не оставят нас Своей милостью.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика