Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Как слово наше отзовется…

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Как слово наше отзовется…

Мы не можем даже предположить, как сказанное нами отзовется в умах и сердцах других людей, как повлияет на их жизнь. Бывает, что мы вкладывали в свои слова одно, а наши собеседники услышали совсем другое. Или мы говорили с учетом существующих реалий, а ситуация вскоре сильно изменилась, поэтому многое стало восприниматься не так.

У Федора Ивановича Тютчева есть известное стихотворение:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Да, порой это так. Премудрый Соломон говорит: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою… Смерть и жизнь — во власти языка» (Прит. 13, 3; 18, 22). Однако я немного поспорю с классиком литературы – не так уж редко нам дано увидеть и услышать, как отзывается наше слово.

Московский двор. Благополучный хороший район. Рядом довольно известная и престижная школа. Во дворе — то на стадионе, то около маленькой ледяной горки — гуляет стайка ребят. Того возраста, который на грани между словами «ребенок» и «младший подросток». Подчеркну: собственно подростками этих ребят называть не хотелось, рановато. Человек пять или шесть мальчиков и две девочки. Ребята как ребята, одеты как большинство школьников этого возраста. Разговаривают, с горки катаются.

Своим разговором они и привлекли внимание. В прежние годы была такая горьковатая полушутка, которой характеризовали людей, употребляющих нецензурную лексику очень часто: «Он матом не ругается — он матом разговаривает». Вот и эти ребята «матом разговаривали». Все без исключения. С девичьих уст одно за другим срывались крепкие словечки. С их помощью выражались все эмоции. И не только эмоции. Эти слова «прописались» в речи. Мальчики от девочек в этом не отставали. Говорили они громко. Присутствие здесь же неподалеку родителей с малышами, близость дорожки, по которой постоянно шли люди, их не смущали. Невозможно было понять — это с их стороны бравада, восприятие таких слов как атрибутов ложно понимаемой «взрослости»? Или дело в том, что эти ребята не знают о неуместности подобной лексики, или она кажется им естественной?

Горько было по нескольким причинам. Вспомнилось, как некоторое время назад порой пропускали крепкое словцо в разговорах между собой простые работяги, но бывало это в своей мужской компании, а когда появлялась рядом женщина, чья-то жена, сестра, дочь, соседка, незнакомая, слова эти в речи мужчин исчезали. Сейчас же перед нами были школьники из хорошего столичного района, учащиеся одной из известных московских школ, и девочки употребляли нецензурные выражения ничуть не реже мальчиков. Никакой сдержанности не было при общении с представителями другого пола ни с той, ни с другой стороны.

Горько было и из-за того, что никто из слышащих это не пытался поговорить с ребятами, сделать им замечание, объяснить, что так говорить неправильно. Почему? Причины хорошо понятны. Уже не раз люди, которые делали замечание подростковым компаниям, оказывались избиты, грубейше обруганы или потом объяснялись долго с мамами и папами, которые в этой ситуации выступали как защитники «прав» детей. К сожалению, немало родителей полагают, что, что бы ни делал их ребенок, никто из видевших это не должен ему даже слово сказать, потому что только они имеют на это право. Ну а про свою обязанность воспитывать детей и растить их достойными людьми такие папы и мамы, вероятно, предпочитают не вспоминать. Они отстаивают «свободу» и права своих чад, не желая учитывать, что у других людей тоже есть права, а свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого.

Такая ситуация дает свои грустные плоды: ребята растут, полагая, что им можно почти все, они знают о своих правах, свободе, а из практики вынесли ощущение своей безнаказанности и безответственности. Взрослые же, опасаясь нешуточных проблем, не рискуют делать замечание детям или останавливать их даже в тех случаях, когда поведение явно ушло за рамки приемлемого. Но сегодняшние подростки скоро станут взрослыми людьми, и от них будет зависеть многое в жизни нашего общества.

В приведенном примере у ребят нет глубокого внутреннего ощущения, что подобная речь является неприемлемой. Нет опасений, что их остановит взрослый и им будет стыдно. Нет опасений, что расскажут их родным, что родители отнюдь не похвалят за такое поведение. Они даже не задумываются, что, как говорит Христос, за каждое «слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Вот они — плоды нашего духовного упадка и искажения норм. А Господь сохраняет в чистоте душу человека, пока он хранит себя от сквернословия.

Но все же в чем главная причина нашего упадка? Дело в том, что так отозвалось «взрослое» слово. Дети не родились со знанием бранного лексикона, мы, взрослые, дали им пример. Эти ребята могут действительно не понимать, что слова, которые они произносят, за гранью дозволенного. Они слышали их, может быть, в песнях или постановках, в кино или в шоу, или находили на разных сайтах и блогах в интернете. Но сам факт возможности такой лексики в тексте, в программе, рассчитанной на массовую аудиторию, говорит о многом и имеет свое негативное влияние, которое никак нельзя списывать со счетов. Если мат стал нормой, как ребятам понять, что такая лексика запретна?

Огромное значение имеет окружение. Сколько людей сегодня не стесняются ничьим присутствием, употребляя через слово крепкие выражения? Дети, женщины, старики рядом — значения для таких людей не имеет.

Как говорят самые близкие? Каким образом просто общаются в быту? Что позволяют себе во время ссор? Дети все слышат и многое копируют. Поведение членов семьи часто становится тем самым примером, который копируется без раздумий.

Наши мальчики и девочки вслух, громко, часто, при малышах, при стариках, разговаривают матом. Вот так отозвалось наше взрослое слово. Так оно, к сожалению, будет отзываться, если мы продолжим «вольно» поступать с нашим языком на всех уровнях — от телевидения до семьи. Но мы должны помнить предупреждающие слова Господа: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37).

«Вечерняя Москва»

 

Архив новостей

2024
Март
пн вт ср чт пн сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика