Новостная хроника Калужской епархии:

2001-03-26

26 марта в храме в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Калужской духовной семинарии по председательством Высокопреосвященнейшего архиепископа Калужского и Боровского Климента прошло общеепархиальное собрание Калужской епархии.

В нем приняли участие: викарий Калужской епархии Преосвященный епископ Людиновский Георгий, наместники и настоятельницы монастырей, настоятели приходов, работники Епархиального управления.

Собрание началось пением молитвы "Царю Небесный…". Затем был принят регламент Собрания, в соответствии с положениями устава РПЦ. Далее состоялось избрание секретариата Собрания, и двух членов Собрания для подписания протокола.

Вступительное слово Управляющего Калужской епархией архиепископа Калужского и Боровского Климента включало в себя освещение проблем, стоящих перед Церковью в наше время, таких как разобщенность общества по идейным соображениям, возрождение моментов языческого миросозерцания в умах современных людей, ведущих к серьёзным разногласиям среди них. Владыка указал, что "причины экономической нестабильности имеют духовно-нравственные корни. Истоком её является семидесятилетний богоотчужденный путь развития нашей страны в 20-м веке. В результате навязывания русским людям атеистического мировоззрения и насаждения нравственности, отрицающей Христа-Спасителя, в нашей стране сформировался новый тип личности – эгоцентричный, потребительский и алчный". "Серьезной социальной проблемой для нашего общества" Владыка назвал распад семейных связей: "В современном обществе культивируются эгоистические, индивидуалистические наклонности личности, и сегодня человек, как правило, не в состоянии уважать старших, проявлять снисхождение к окружающим и с любовью заботиться о ближних" – отметил он. Владыка также указал на антирелигиозность, безнравственность современных СМИ: "Наиболее ярко и отчетливо внедрение неоязыческого западного образа жизни и мысли происходит через телевидение и систему Интернет, которая пробрела фантастические темпы роста за последние несколько лет. Из средства информации телевизор превратился в монополиста душевной жизни современного человека… Даже во время трансляции православных передач сомнительна польза от просмотра телевизора. Самое большое, что может телевизор - это примитивная катехизация, одни лишь внешние, информационные сведения о Православии. Показывают святыню, но она не вызывает должного благоговения, т.к. она воспринимается наряду с рекламой и аморальными фильмами. И сам человек перед экраном не подготовлен, не настроен на восприятие духовных переживаний. Телевизор не способен заменить литургическое общение, но дерзает на это." Владыка указал также и на другие проблемы современного мира, в частности, - на проблему глобализации, ведущей к превращению разнообразного, многонационального и многокультурного общества в однообразное сборище людей, вскормленных на одинаковых для всех материалистических идеалах.

Далее Владыка рассказал о положение в возглавляемой им епархии. Сегодня в епархии действуют более 149 приходских общин, 5 епархиальных монастырей - два мужских и три женских - и 2 монашеские общины. 2 православных центра, 2 православных гимназии, 2 духовные школы. Епархиальный клир составляют 166 человека. Владыка отметил острую необходимость Епархии в квалифицированных, богословски-образованных кадрах для поставления на приходское служение, для преподавательской работы в калужских духовных школах и православных гимназиях.

После выступления архиепископа Климента, слово было предоставлено заведующему епархиальной канцелярией иеромонаху Феодосию (Снигирёву), который сообщил статистические данные по епархии, о рукоположениях и назначениях, о работе епархиального Совета.

Далее последовали сообщения о деятельности Калужской духовной семинарии (проректор по воспитательной работе игумен Никита (Ананьев), о Калужском епархиальном женском училище (ректор протоиерей Иоанн Наумчик), о работе в сфере религиозного образования и состоянии воскресных школ на приходах, о деятельности Православных гимназий.

На Собрании в соответствии с Уставом РПЦ был избран и утвержден Епархиальный суд. Председателем был избран викарий Калужской епархии, епископ Людиновский Георгий, прочими членами были назначены: протоиерей Иоанн Наумчик – настоятель храма в честь свв. Жен Мироносиц в г. Калуге, протоиерей Ростислав Снигирёв – настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Ждамирово г. Калуги, игумен Пафнутий (Морозов) – настоятель архиерейского подворья Свято-Лаврентьева монастыря в г. Калуге

В течение всего Собрания действовала особая редакционная группа, цель работы которой было создание итогового документа-обращения, который будет опубликован в местных и епархиальных СМИ, а также на епархиальном сайте в сети Интернет Этот документ мог дополнить любой участник Собрания. Конечным мероприятием на собрании была процедура принятия итогового документа-обращения, текст которого полностью приводиться ниже. Собрание закончилось пением молитвы "Достойно есть…"

ОБРАЩЕНИЕ участников Общеепархиального собрания Калужской епархии

Дорогие братья и сестры!Милостью Божией наша Церковь и все наше Отечество вошли в XXI век. Новое тысячелетие открывает перед нами новые перспективы и новые надежды. Устремление к истине, нелицемерная вера в Бога, жизнеутверждающая взаимная любовь – вот на каких принципах должна утверждаться жизнь каждого отдельного человека и общества в целом в наступившей новой эпохе.

Ушедший в историю XX век принес в жизнь Церкви немало печального и трагического. Но много было в нем и отрадного для верующего сердца. Несмотря на смертоносный шквал репрессий, Россия сохранила веру, и вера помогла преодолеть страшные годы испытаний. Наше Отечество явило миру целый сонм новомучеников и исповедников, подвиг которых влил новые силы в живой, всегда обновляющийся организм Церкви Христовой. Юбилейный Архиерейский собор причислил к лику святых значительное число подвижников и угодников Божиих, которые через свидетельство веры и благочестие засвидетельствовали миру о непреходящей любви Божией к нам грешным.

Чаемое всеми прекращение внешнего притеснения Церкви хотя и совершилось в конце ушедшего столетия, однако, не устранило всех трудностей на поприще духовного пути нашего народа. XX век породил проблемы, с которыми мы, к сожалению, шагнули в новое тысячелетие. Многие тенденции в жизни современного общества вызывают у Церкви серьезную обеспокоенность. Миссия Церкви состоит в том, чтобы явить миру благовестие Христово, вовлечь каждого человека, как призванного сына Бога, в сферу действия Божественной любви. Поэтому она не может занять позицию безучастного наблюдателя, не может не предостеречь человека, осознанно или вследствие незнания противящегося Евангелию и отравляющего этим соблазном души других людей.

Из совокупности всех негативных явлений нашей жизни, мы считаем необходимым обратить внимание нашей любимой паствы на те из них, в преодолении которых каждый способен, и обязан принять посильное участие:

  1. Уже более десяти лет нам предоставлена возможность устраивать жизнь на богоустановленных духовно-нравственных началах, но вера большинства людей до настоящего времени поверхностна, общество в целом продолжает оставаться апостасийным.
  2. Надеяться на улучшение жизни в нашем обществе, в стране возможно только тогда, когда каждый человек осознает необходимость личного духовного подвига, обновления собственной жизни по принципам, возвещенным Евангелием и начнет жить по заповедям Христа.
  3. Вера во Христа должна войти в каждый дом, семья снова должна стать малой церковью, само существование которой должно быть обусловлено взаимной любовью, стремлением к личному совершенствованию и вечному спасению во Христе.
  4. Особое беспокойство вызывает захлестнувшая страну волна алкоголизма, наркомании, насилия, включая сюда узаконенное детоубийство – аборты. При этом надо понимать, что эти страшные явления нашей жизни являются лишь следствием отсутствия духовно здоровой атмосферы в семье, отсутствия правильного воспитания в школе и открытого насаждения потребительского отношения к жизни на всех уровнях.
  5. Стремительное расслоение нашего общества на богатых и бедных неизбежно привело к обострению отношений в нашем обществе, развило недоверие к проводимой экономической и социальной реформе в стране. Обладающие достатком люди должны осознавать, что их долгом не только перед людьми, но и перед Богом является забота о малоимущих: многодетных семьях, инвалидах, стариках.
  6. Серьезную озабоченность вызывает состояние молодежи, и особенно образовательный и воспитательный процессы в системе светского образования:
    а) в программах естественнонаучных и исторических дисциплин продолжают рассматриваться вопросы с позиций атеистического мировоззрения. Учащимся не предоставляется полная картина существующих научных гипотез, тем самым у них формируется одностороннее восприятие мира;
    б) школа оторвана от духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, очень немногие школы имеют в своих коллективах педагогов, воспитывающих в детях высокие моральные принципы: любовь к Отечеству, милосердие, сострадание и жертвенную любовь к человеку, бережное отношение к богозданной природе;
    в) изменение экономической системы нашего государства послужило для многих преподавателей в светских учебных заведениях основанием для воспитания у молодежи потребительского отношения к жизни, человеку и обществу. Нередки случаи, когда школьный учитель откровенно навязывает детям культ стяжательства и алчности, обосновывая это необходимостью подготовки к “реальностям современной жизни”; с этим напрямую связана и обсуждаемая в настоящее время проблема катастрофического падения рождаемости и уменьшения населения страны;
    г) введение в школах новых предметов, таких как валеология и производные от нее, имеющие псевдорелигиозные, нехристианские основания, формируют у ребенка эгоцентрическую жизненную позицию, делают его душу маловосприимчивой к нуждам и бедам другого человека;
    д) насаждаемые Российской Ассоциац планирования семьи (РАПС) идеи, получившие, в частности, выражение в программах “полового воспитания” школьников, сознательно направлены на разрушение духовно-нравственных основ жизни ребенка; озабоченность вызывает и то, что эти идеи проникли в программу "Подросток подростку", осуществляемую под патронажем Обкома Российского союза молодежи и в сотрудничестве с государственной системой образования и центрами по профилактике и борьбе со СПИДом;
    е) одной из тенденций современной реформы школьного образования является, к сожалению, принижение значимости русской национальной культуры, что неизбежно приведет к формированию пренебрежительного отношения к ней. Показательным является, например, значительное сокращение учебного времени, отводимого новыми программами на изучение русской литературы, русского языка. Во-вторых, акцент в содержательном наполнении самого предмета Русской литературы смещается с классических образцов русской словесности на произведения несопоставимо низшего качества, например: изучение творчества А.С. Пушкина сведено к минимуму, но зато широко представлено творчество А. Галича или М. Жванецкого.
  7. Электронные средства массовой информации, влияние которых формирует мировоззрение современного человека, должны сознавать свою ответственность перед будущим страны и человечества:
    а) современное телевидение, выбравшее в целом информационно-развлекательное направление, не ставит перед собой ответственных целей. В результате мы видим, что разнузданность на телеэкране постоянно увеличивается, откровенно пропагандируя культ вседозволенности, насилия и разврата;
    б) глобальная компьютерная сеть - Интернет – приобретает невероятную популярность в молодежной среде. Возможности, предоставляемые Сетью, помимо положительной стороны содержат и опасность. Общеизвестно, что Сеть открывает бесконтрольный доступ к размещению и получению любой информации, в том числе и разрушительно действующей на нравственность человека, особенно с учетом неустойчивости психики подростка, и тем способствует распространению греха и насилия в обществе. Сама атмосфера, царящая по большей части в Сети, пронизана духом алчности, наживы, беспринципного прагматизма.
  8. Растущая взаимозависимость государств и народов неизбежно порождает совершенствование средств контроля. К сожалению, они могут быть использованы злой волей для порабощения людей и человеческих сообществ. Так, нельзя отрицать опасность использования различных современных технологий для установления системы тотального контроля, для нарушения тайны личной жизни, для давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности.

Возникшая в последнее время обеспокоенность в обществе в связи с введением во многих странах индивидуального номера налогоплательщика хотя и не должна иметь религиозной подоплеки, но она выявила серьезные опасения, которые разделяет значительное количество людей проблемами глобализации.

Братья и сестры!

В нынешнем году Калуга объявлена столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. Надеемся, что этот праздник в честь святых Мефодия и Кирилла, просветителей славян, станет для калужан не только культурным, но и духовным событием, которое заставит серьезно задуматься о своих православных корнях.

Будем помнить, что только наша вера и наша жизнь по евангельским заповедям позволит не закрыться перспективе человеческого существования. Каждый приход, каждый православный христианин в наше время должен благовествовать Истину Христову. Воспитывая будущих граждан нашего общества, будем прививать им презрение к бездушному материализму, к пошлости, к культу плоти и низменной чувственности, будем учить их видеть в ближнем личность, душу, которую Бог вызвал из небытия и призвал к вечности!

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика