Главная   Новости   Новости за 2012 год:   Богородично-Рождес...

Новостная хроника Калужской епархии:

Богородично-Рождественские чтения, секция №1, день первый

Воспитание современной молодежи  на исторических примерах и православных ценностях24 сентября в доме Правительства Калужской области (ауд.704) состоялось заседание Секции №1 «Воспитание современной молодежи на исторических примерах и православных ценностях», в котором приняли участие 72 человека. Среди них – 17 представителей духовенства Калужской епархии, ученые, директора школ, методисты, учителя, представители муниципалитетов, журналисты, общественность.

Сопредседателями Секции были митрополит Климент и заместитель Губернатора Калужской области Руслан Владимирович Смоленский. В заседании участвовал

викарий Калужской епархии епископ Людиновский Никита, а также председатели и ответственные секретари структурных подразделений Управления Калужской епархией: протодиакон Сергий Комаров, иерей Алексий Пелевин, иерей Максим Лихонин, иеромонах Дорофей (Соколов), иерей Игорь Горня и др.

Выступили с докладами и участвовали в дискуссии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич Аникеев, доктор педагогических наук, декан Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Владимировна Склярова, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Тамара Викторовна Анохина, руководитель Епархиального отдела по работе с силовыми структурами иеромонах Дорофей (Соколов), главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов.

Приняли участие в заседании ректор ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» Татьяна Александровна Артемова, представители министерства образования и науки: начальник и специалисты отдела программ и проектов в сфере общего образования и воспитательной деятельности, преподаватели Калужского государственного университета.

Содержание выступлений на Секции стало логическим продолжением темы Пленарного заседания, на котором все выступающие были едины в необходимости пристального внимания к духовно-нравственной сфере жизни нашего народа, к исторической памяти и культурной связи поколений, к героическому наследию нашего Отечества и духовному богатству Калужской области.

Во вступительном слове митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что сегодня как никогда необходим совместный поиск решения общественных, семейных и государственных проблем, имеющих духовно-нравственную природу. Особого внимания требуют дети и молодежь. Актуальным является дальнейшее развитие системного преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах региона, крайне важной видится формирование с помощью ОПК установки на здоровый образ жизни и традиционную семью. Поэтому необходима разработка законопроекта, регулирующего духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения Калужской области.

Участники заседания СС вниманием прослушали четыре доклада, два из которых можно назвать ключевыми: доклад министра образования и науки Калужской области А.С.Аникеева и доклад доктора педагогических наук Т.В.Скляровой.

С уверенностью можно констатировать, что доклад министра «О преподавании курсов духовно-нравственной направленности в общеобразовательных учреждениях Калужской области в условиях введения ФГО: проблемы и перспективы» стал существенным дополнением к докладу на августовском образовательном форуме «Ресурсы модернизации региональной системы образования» (27.08.2012, Калуга). Поступившее предложение о размещении доклада на официальных сайтах, а также о направлении в муниципалитеты, было поддержано всеми участниками заседания.

Теоретической основой, усиливающей позицию министра, стало последующее выступление Т.В.Скляровой о влиянии религиозной культуры на развитие самосознания в детском возрасте. Татьяна Владимировна кратко представила генезис структурных звеньев самосознания человеческой личности и рассказала о формировании личности в контексте православной антропологии. Доклад Т.В.Скляровой сопровождался мультимедийной презентацией. Татьяна Владимировна не только характеризовала каждое звено самосознания (представление о своем имени, представление о своем теле, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности), но и привела примеры педагогической работы с каждым из них в зависимости от возраста детей.

В докладе А.С.Аникеева было отмечено, что «в Калужской области существует достаточно сформированная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках введения «Основ православной культуры», привел статистические данные, показывающие позитивную динамику приобщения детей к основам православной культуры. «В текущем учебном году «Основы православной культуры» в различных формах преподаются практически во всех общеобразовательных учреждениях области (329). 24194 обучающихся общеобразовательных учреждений области изучают «Основы православной культуры» в школах (36%). В этом году повсеместно приступили к преподаванию в 4 классах учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (во всех 528-и 4-х классах 362–х общеобразовательных учреждений)». И если сравнить по регионам, входящим в ЦФО, где преобладает выбор модуля «Основы православной культуры», то среди них Калужская область занимает лидирующую позицию.

Министр наметил ряд задач: «нам предстоит проанализировать, как складывается обучение данному предмету в Калужской области. В связи с этим стоит вопрос социализации детей-мигрантов – и здесь нужно проводить большую работу и с родителями и с детьми. Наша общая задача – интегрировать их в наше общество. И модулю «Основы православной культуры» в этом вопросе отводится большая роль… Перед нами стоит и проблема совмещения преподавания в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ православной культуры»... Слабая вовлеченность семьи в процесс духовно-нравственного воспитания своих детей – одна и серьезных проблем сегодняшнего дня».

Александр Сергеевич обратил внимание, что много вопросов вызывает, и будет вызывать содержание курса ОРКСЭ и у специалистов системы образования, и у духовенства и, конечно, у родительской общественности, до тех пор, пока в обществе не сложится консенсус. Существуют серьезные опасения, что данный курс не приживется. Такой редуцированный курс (только 4 класс) может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса — и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе».

Такое заявление министра образования и науки А.С.Аникеева основывается не только на социокультурных особенностях Калужской области, где сохраняется приверженность к духовной традиции Православия, что объясняет многолетний опыт преподавания в школах ОПК, но и на прочном теоретическом фундаменте (доклад Т.В.Скляровой).

Далее обсуждалась тема кадетского движения (впервые на Богородично-Рождественских образовательных чтениях) и необходимость преподавания ОПК среди кадетов. Руководитель Епархиального отдела по работе с силовыми структурами иеромонах Дорофей (Соколов) не только кратко представил историю кадетского движения в России, но и привел примеры положительного опыта в образовательных учреждениях нашей области, когда через своих детей у родителей пробуждается интерес к духовной традиции Православия. В проект Резолюции чтений было предложено включить рекомендацию руководителям образовательных учреждениях, в которых есть кадетские классы, изыскать возможность системно преподавать ОПК по учебно-методическому комплекту.

Проблему влияния средств массовой информации на воспитание современной молодежи обсуждают практически на каждых Чтениях. О психологическом нездоровье детей вследствие воздействия Экрана (обобщенного экрана многих информационных устройств) было только упомянуто в докладе старшего научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т.В.Анохиной, потому что это уже очевидный фактор современного общества. Тамара Викторовна приводя данные фонда «Общественное мнение», опубликованные совсем недавно, подчеркнула роль телевидения в воспитании молодежи: 92% россиян черпают информацию из телепрограмм, 38% – из печатной прессы, 32% – из новостных сайтов в интернете, а также разницу влияния телевидения и Интернета.

Напомнив участникам заседания, что на Чтениях в прошлом году Анатолий Дмитриевич Артамонов поставил задачу «наглядно звать молодежь к повторению примеров истинного служения своему народу и обществу», Тамара Викторовна рассказала о примерах практического противодействия разрушительному влиянию СМИ через формирование в Боровском районе социокультурной среды на основе духовной традиции Православия. Были представлены отдельные аспекты этой среды, которые доступны в сети Интернет. Это видно и в дизайне сайта администрации Боровского района, и в решении главы администрации выделить на сайте подраздел «Основы православной культуры», и в специальных баннерах социальной рекламы «Скажи игровым клубам нет!», и в баннере молодежного православного слета «Пафнутьевград».

Особый ресурс имеют еженедельные новостные сюжеты студии телевидения Боровского района, где в качестве заставки выбрана не компьютерная графика, а виды храмов Боровского района. Практически в каждом сюжете жители видят священнослужителей, узнают о совместных с Церковью добрых делах, своевременно знакомятся с мероприятиями ежегодных Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, видят православные фестивали, заседания Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию, фрагменты школьных уроков «Основ православной культуры», повседневную жизнь редакции газеты «Вестник» Свято-Пафнутьева монастыря. Об этом участники заседания смогли не только услышать из выступления Тамары Викторовны, но и увидеть на слайдах, а также в семиминутном видеосюжете, подготовленном специально для Чтений.

Существенным оказалось выступление в дискуссии Анатолия Дмитриевича Степанова, который затронул не согласованные до сих пор положения нового законопроекта РФ «Об образовании».

Таким образом, участники заседания Секции №1 получили большой объем информации для дальнейшего самостоятельного осмысления происходящих в новой истории нашей страны изменений в изучении религиозной культуры в общедоступной государственной школе и увидели новые возможности воспитания современной молодежи на исторических примерах и православных ценностях. Заместитель Губернатора Р.В.Смоленский поручил провести опросы детей, родителей на предмет того, чтобы помочь понять разницу изучения «Основ православной культуры» в сравнении с другими модулями учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Было также высказано одобрение появлению на региональном телевидении новой телевизионной передачи «Родной образ» и пожелание организовать серию репортажей о работе XVЕпархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтений и встреч в телевизионной студии для продолжения обсуждения вопросов, затронутых на Чтениях.

С заключительным словом выступил митрополит Климент.

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика