Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью - 20 лет архиерейской хиротонии

Газета «Весть» 2002.08.08

20 лет архиерейской хиротонии

1. Вы приняли сан епископа в сложное время (1982 год). Тогда еще трудно было предвидеть крушение советской системы и улучшение отношений между государством и Церковью. Не было ли опасений, что придется, как архипастырю, идти крестным путем?

Боязни не было, так как я с детства был в Церкви и пережил хрущевское время. Тогда на моих глазах Церковь проходила тяжелейшие испытания. В брежневское время Церковь тоже не пользовалась свободой, только тогда притеснения были более изощренные: храмы закрывались - их количество во время «застоя» сократилось с 8 до 6 тысяч по стране, были преследования за религиозные убеждения, но они не афишировались, их чувствовали на себе только верующие люди, особенно епископы и священники на приходах.

В то время все было направлено на попрание авторитета Церкви. Но у меня с детских лет сложилось убеждение, что Церковь должна мужественно переносить притеснения и всегда отстаивать хранимую Истину. Ведь Христос говорил: «Меня гнали, будут гнать и вас».

Воспитанный в Церкви, я не мыслил себе жизни вне Церкви. В школьные годы я ездил в Троице-Сергиеву лавру, меня, 12-летнего подростка, выводили из храма; маме угрожали, обещали лишить родительских прав, а нас с младшим братом отправить в детдом. Поэтому страха не было, а воспринималось все, как условие, в которых Церковь находится и должна выжить. Потом в молодые годы я был студентом духовной семинарии и академии, по окончании работал там преподавателем, и, будучи инспектором МДА, был рукоположен во епископа для приходов нашей Церкви в США.

Я не избирал епископство двадцать лет назад, но всегда, с детских лет, хотел служить Господу. А Он сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Если человек – христианин, то он всегда несет крест. Крест внешний: условий и обстоятельств жизни, отношений с людьми, лишений, болезней, и крест внутренний – борьбы с греховными навыками и устремлениями своей души, духовной брани, искоренения в себе зла и насаждения добродетели. Святой VI века преподобный Исаак Сирин писал, что не только те мученики, которые получили смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых. Крестным путем прошли все святые и праведники. Им идет каждый верующий во Христа. Это единственный, тот самый тесный путь в Небесное Царство, о котором говорит Спаситель. Отсутствие внешних скорбей, трудностей или внутренней борьбы – это путь широкий, который ведет к духовной гибели.

- Тогда, можно сказать, что сейчас для Церкви и верующих легкий путь? Ведь ей все дают, верующих людей уважают.

Я бы не сказал так. Сегодня путь Церкви нелегкий. Это неправда, что ей все дают. Даже храмы не все передаются верующим. Несмотря на обращения и просьбы, святыни продолжают оскверняться и доводиться до аварийного состояния. И если возвращаются верующим, то без какой-либо помощи в ремонте. Государство, отобравшее некогда храмы, использовавшее и «охранявшее» их, как «всенародное достояние», отстраняется от участия в их восстановлении: «вот вам развалины, и как хотите, так и восстанавливайте». Отношение здесь к Церкви, как и в прежние времена, будто верующие не граждане этой страны, не часть общества, а какие-то изгои. Возьмите к примеру депутатов городской думы, все обращения со стороны епархии или приходов встречают у них сопротивление и непонимание, как будто Церковь от своей деятельности получает прибыль. Цель же служения Церкви – нравственное и духовное оздоровление общества. Деньги налогоплательщиков, в том числе и верующих, используются на самые разные цели, вплоть до проведения праздников пива и других бессмысленных шоу, где проповедуется безнравственный образ жизни. А вот на духовные нужды – нет. «Вы - богатая организация», - говорят нам. И верующие люди в решении своих проблем предоставлены сами себе. Для них опять создается гетто в обществе, они лишаются прав, которые имеют остальные: например, не могут, в равной мере со всеми пользоваться общественными благами. Не могут, например, смотреть телевизор, потому что, с его экрана не сходят сцены жестокости, насилия и вседозволенности. Я знаю православные семьи, у которых по этой причине вообще нет телевизора.

Или возьмите к примеру общественные места, будь то транспорт, магазин, парк, где во всю мощь включают отупляющую, агрессивную музыку, которую нормальный человек не воспринимает как культуру и не может слушать, а ее навязывают всем, в том числе и верующим. Так и во многом другом. В нашем обществе созданы такие условия проживания, которые неприемлемы для верующего человека. Современный православный человек, который хочет сохранить нравственную чистоту и жить по вере во Христа, претерпевает духовное мученичество.

2. Известный писатель, редактор нынешнего журнала «Москва» высказал мысль о том, что на самом деле большой вопрос, когда больше людей пришло к вере, в советское время или сейчас. Как считаете Вы? Действительно ли сейчас Церковь возрождается?

Здесь надо по-разному подходить к оценке. Раньше было меньше приходов, и они жили, в основном, только литургической жизнью, т.к. кроме совершения богослужений в то время Церкви все было запрещено. Тогда верующие были более сплоченными - на престольный праздник в храм собирались со всех окрестных приходов. Сейчас другое время, стало больше храмов, возникают новые приходы, развивается приходская жизнь, которая теперь имеет различные формы - много делается для духовного просвещения, работы с молодежью, помощи нуждающимся. Это очень важный для созидания Церкви процесс - возрождение полноценной приходской жизни. В ней каждый верующий может найти себе место, получить духовное укрепление через участие в церковном служении.

Да, наша Церковь действительно переживает возрождение. Но это процесс, и его результаты не могут явиться сразу. Ведь надо, чтобы переродился человек. Сколько для этого потребуется времени? Я скажу, что сейчас все больше людей приходят к вере осознанно, которые ходят в храм по убеждению, а не по традиции. Но вместе с тем, не все крещенные пришли к жизни по вере. Даже большинство из тех, кто крестился за последние пятнадцать лет, еще не являются церковными, т.к. это требует времени. Человек сделал первый шаг, важный, определяющий шаг, но не принял православие своей жизнью. Причина в том, что осознанное участие в церковной жизни, следование евангельским заповедям – это несение креста, оно требует самоотречения, мужества, решимости. Нельзя считать человека церковным, если он несколько раз в год причащается. Чтобы быть православным, необходимо постоянное устремление к Богу, духовная работа по преодолению своего ветхого человека, усилие над собой. Это дается не сразу, и не все сразу после Крещения становятся на путь возрождения. Но в наше время все больше людей избирают его. Через возрождение людей возрождается Церковь.

3. Какие надежды у Вас были двадцать лет назад? Что хотелось осуществить? Чего добиться? Насколько удалось?

Современное положение в Церкви отличается от того, что было двадцать лет назад. Меня рукополагали во епископа для служения в Америке. Приходы там были разобщены, и мне хотелось сплотить их. Для этого мы организовывали межприходские богослужения, и это объединяло верующих и духовенство. Там, в Америке для меня стало очевидным, что у Церкви нет будущего, если в ней нет молодежи. И мы стремились воцерковлять подростков, юношество. Даже организовывали для молодых наших прихожан поездки в Россию, чтобы дать им возможность прикоснуться к православным святыням, ощутить духовную связь с Православием.

Когда двенадцать лет назад я был назначен в Калугу, то здесь была совсем другая ситуация. Многие в России стремятся к вере, но не все воспринимают веру, Церковь должным образом. Было и остается отношение к Церкви, как к внешнему атрибуту жизни. И я имел и имею своей целью, чтобы Церковь была жизненной, сообщающей верующим спасение во Христе, чтобы Церковь не ограничивалась для людей стенами храма, но наполняла бы всю их жизнь - личную, семейную, общественную, чтобы она достигала и проникала абсолютно все стороны жизни человека.

Как и раньше, для меня особенно важно, чтобы к Церкви прививалась наша молодежь, чтобы с юности молодые люди полюбили Христа-Спасителя. А насколько эта цель достигается, будет видно через годы. Сейчас для этого мы создаем различные учреждения для детей и молодежи. В нашей епархии действуют Православный молодежный центр «Златоуст», духовная семинария и духовное училище, детские приюты, воскресные школы и общеобразовательные гимназии. В них молодое поколение не только узнает о Боге, но и учится жить во Христе, служить Богу и ближнему. Надеюсь, что наши усилия принесут добрые плоды как для Церкви, так и для всего общества. Особые надежды возлагаю на духовную семинарию, которая готовит кадры для нашей Церкви. В своем поздравлении к годичному акту прошлой осенью Святейший Патриарх Алексий дал высокую оценку нашей семинарии, а это вдохновляет в работе. Если Первоиерарх нашей Церкви аттестовывает семинарию как «хорошо зарекомендовавшую», значит наши труды ненапрасные.

4. Что, на Ваш взгляд, самое сложное в жизни епископа? Может быть невозможность жить по собственному усмотрению, многочасовое стояние на службах, невозможность исправить всех людей или что-то другое?

Первое, что скажу, церковные службы мне приносят только радость. Даже самые длительные великопостные богослужения, которые идут несколько часов, мне не в тягость. Они не утомляют, а, наоборот, дают силы, мир и радость.

Жить самовольно разве может ли кто-нибудь вообще? Даже в мирской, нецерковной жизни есть свои правила и порядки, в каждом обществе есть гражданские законы и нормы поведения, и они должны выполняться всеми. Но человек еще должен жить по духовным законам, по заповедям, данным ему Богом, ибо он состоит из духа и тела. И как мы привыкли выполнять законы физические, также нам необходимо жить и по нормам духовным. Ведь мы не прыгаем с пятого этажа – хотя так дорога на улицу короче, а спускаемся по лестнице или на лифте, или горячую сковородку не хватаем голыми руками. Мы знаем, что нарушая физический закон, будем страдать. Так и в духовной жизни, мы страдаем, если нарушаем духовные законы. Ведь разве не от зависти, вспыльчивости, злобы, ненависти, злопамятства, разрушается наша нервная система, и у человека возникают разные болезни сердца, психики, желудка. Вот и Господь дал нам заповеди: не завидуй, люби ближнего твоего, не осуждай и т.д. И выполнение этих заповедей облегчает и продлевает жизнь человека, и она приносит ему радость.

А вот невозможность исправить людей – да. Время мчится - я уже двенадцать лет в Калужской епархии. Хочется сделать больше для людей, чтобы каждый калужанин почувствовал себя православным, и не только почувствовал, но и воспринял православие в свою жизнь. Не все получается, у меня есть в этом сильный конкурент.

- Кто, Владыка?

Телевидение. Многие телепрограммы разрушают внутреннего человека, который рождается в Крещении и возрастает в церковной ограде. Установки, которые вкладывает телевизор в души людей, противоположны тому, чему нас учит Христос, они враждебны православному мировосприятию. Надо донести до людей опасность тех посулов телевидения, которые лишают человека его богосыновнего достоинства, уподобляя его «скотам несмысленным», как говорит об этом Священное Писание, уводят его от Бога, лишают надежды на спасение. Ведь сколько телевизионных программ культивируют грех и даже в названии носят имя главных грехов: «алчность», или разрушают нравственность: «За стеклом» и другие. Все они направлены на разрушение целомудренного восприятия жизни, против нашей внутренней целостности, несут разделенность и грех в каждого зрителя. Просмотрев эти программы нельзя остаться внутренне неповрежденным, греховный осадок остается в нас. Особенно, если смотрит их ребенок, у него более чувствительное восприятие, и грех легко проникает вовнутрь. И это разрушение души человека происходит за наши, налогоплательщиков, деньги, т.е. делается при нашем косвенном участии.

- Но, Владыка, в такой ситуации находится весь мир, все человечество, а не только россияне и Ваша калужская паства. Есть определенные международные нормы.

Если кто-то бросается в омут, то почему и мы должны топиться? Россия - самобытная страна, с многовековой Православной верой, со своим укладом жизни, и мы должны ценить это, а не стремиться слиться и исчезнуть в западной культуре. Православие и наша русская, основанная на Православии, культура сохраняла и давала нашим предкам жизнь на протяжении тысячелетия. Мы должны ценить это и помнить, что в отрыве от Православия мы исчезнем как самобытный народ. Православие – наш тысячелетний духовный стержень, потеряв его мы будем народом бесхребетным.

А что касается международных норм и о чем любят порой говорить сейчас как о неких европейских стандартах, то здесь скажу следующее: а когда эти стандарты принимались, то учитывалось ли наше мнение, учитывалась ли особенность России? Россия во много раз больше Западной Европы, наше население во много раз больше любой из стран Европы, а там есть страны меньше нашей Калужской области, да и природные богатства у нас превышают все запасы западноевропейских стран. Но при определении этих стандартов никто не задумывался, что есть Россия и есть русский народ. А теперь говорят: мы готовы пользоваться вашими недрами, владеть ими, а чтобы иметь диалог с вами, как с равными, примите наши «стандарты». А в духовном и культурном плане, они вообще не признают нас как народ, тысячелетие исповедующий христианство и имеющий свою культуру. У них сохраняется многовековое, со времен Александра Невского, устремление: просветить Россию. Но чем им просвещать, если сам католический епископ, рожденный и выросший в Германии, заявляет: «менталитет западного человека - не христианский».

5. Владыка! Многие сейчас приходят в храм, но многие и уходят из него или посещают службы раз в год по большим праздникам. Что необходимо делать, чтобы не охладеть в вере, не прожить впустую время, отпущенное нам для спасения души?

Процесс воцерковления, я повторю, медленный, он требует самоотречения и долготерпения. Да, некоторые приходят и уходят, это свойственно человеческой природе. Но из нескольких пришедших, как правило, один становится истинным православным. Верующих становится больше. Даже если посмотреть по одной Калуге. Раньше в городе было всего три действующих православных храма. Сейчас их семнадцать. Когда я приехал в Калугу и решил открывать храмы, мне говорили: «Зачем, Владыка, восстанавливать все храмы? Кто в них будет ходить?» Но вот при мне открыто четырнадцать храмов, и все они имеют своих прихожан, везде на праздники многолюдно, и в будние дни они не пустуют. Надо не забывать, что более семидесяти лет людей отучали от веры, и не просто отучали, но духовно коверкали. Теперь недостаточно разрешить ходить в храм, недостаточно дать свободу исповедовать веру. Многим, например, ваш вопрос окажется не понятен, т.к. они не считают, что время жизни человеку дано для спасения души. Ну, может быть, старость – на это некоторые согласятся, а чтобы вся жизнь, с самого детства… Вас многие не поймут. Люди духовно искажены, обезображены – лишены образа Божьего, душевно искалечены. Нашему народу необходимо духовное излечение.

Как и при тяжелых физических заболеваниях, для выздоровления имеет настрой больного на выздоровление, так и в духовной жизни - чтобы не охладеть в вере, надо всегда быть настроенным на добродетельную жизнь. По себе каждый знает: сделаешь доброе дело, и на душе радость. Вот такую радость о Боге надо стремиться иметь всегда, т.е. всегда жить по вере, и она не охладеет. Все, что нас окружает, скоротечно, время быстро уходит. Я каждый год, с тех пор как приехал в Калугу, на праздник святого пророка Илии езжу служить в Ильинский храм в с. Рыченки. Недавно я там был снова. Прошел еще один год, а кажется, будто всего неделя–другая. Так коротко время. Так же скоро настанет для нас день последнего вздоха, и что нам останется? С нами останутся наши дела, слова, мысли, поступки – добрые или злые, какие мы делали каждый день нашей жизни. И сейчас, пока есть время, мы должны делать все, чтобы наши дела всегда соответствовали нашей вере во Христа, Который избавил нас от власти греха и даровал нам свободу жить по законам христианской любви.

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика