Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью - Пути сближения

Интервью для журнала «Православный христианин» 2004 №6

Пути сближения.

1. В Москве состоялась историческая и долгожданная встреча с делегацией РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром. Каково значение этой встречи?

Это действительно первая встреча, когда глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий официально принял первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. Результаты и значимость этого события мы поймем и осознаем со временем, все зависит от того, как будут развиваться отношения. Сам факт официального визита главы Зарубежной Церкви говорит о многом. За прошедшие восемьдесят лет, с того момента, как эта часть нашей Церкви отделилась, подобных встреч не было.

Чаще всего отношения сводились к тому, что Мать-Церковь делала призывы к воссоединению и в ответ слышала только упреки в свой адрес. Все эти годы на протяжении нескольких десятилетий Русская Зарубежная Церковь находилась в непримиримой позиции к РПЦ и ультимативно уходила от диалога, от всех предложенных встреч и переговоров. С ее стороны постоянно высказывалась критика в адрес иерархов и духовенства Матери-Церкви.

Для Русской Православной Церкви эти восемьдесят лет были очень сложными, непростыми – лишения, репрессии, гонения, ущемление верующих в правах, разрушение храмов, изъятие ценностей, ограничение религиозной деятельности, ссылки и расстрелы. Русская Церковь пережила за эти годы самую страшную за всю историю Церкви Голгофу. Сотни тысяч православных христиан были физически уничтожены. Но несмотря на это она сохранила веру, сохранила иерархию. Она сохранила и народ. Пусть в малом стаде, но Русская Церковь на русской земле не прекратила и не прекращала свое существование в эти трудные годы.

Другое положение было у Русской Православной Церкви Зарубежом. Выехав в начале 20-х годов прошлого столетия за пределы России, руководство РПЦЗ взяло на себя ответственность за духовное состояние многомиллионной русской эммиграции. Но за прошедшие с тех пор десятилетия она потеряла значительную часть своей паствы и клира и сейчас объединяет лишь несколько десятков тысяч человек на всех континентах. В настоящее время РПЦЗ в Европе, двух Америках и Австралии имеет 323 прихода, где служат около 300 священников.

Но при всей этой неравнозначности как прошлого пути, так и современного положения Матери-Церкви и РПЦЗ прошедшая встреча имеет большое значение, так как Зарубежная Церковь это наша часть – плоть от плоти Русской Православной Церкви.

2. Что предшествовало этой встрече, только дипломатические усилия или было оказано содействие на правительственном уровне?

Контакты с Русской Зарубежной Церковью начались давно. Еще в бытность моего служения в Америке я встречался и с ее иерархами, и с ее духовенством. Особенно большой интерес с их стороны был в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, потом он не ослабевал и в последующие годы. Изменения в первую очередь начались среди мирян. В период празднования 1000–летия Крещения Руси многие из них посетили Россию. Они приходили в наши храмы, молились, даже исповедовались и причащались, хотя их руководство запрещало им это делать. Потом стали приезжать и священники, начали встречаться на неформальном уровне епископы и духовенство. Диалог начался давно. Изменялись и епископы. Так, архиепископ Германский Марк (РПЦЗ) уже более семи лет участвует в диалоге с архиепископом Феофаном Берлинским (РПЦ).

Толчком к настоящему изменению отношений можно считать послание Святейшего Патриарха Алексия, которое он передал митрополиту Лавру через Президента России В.В.Путина. Когда в прошлом сентябре глава Зарубежной Церкви встретился с Президентом в Нью-Йорке, то произошло изменение в сознании митрополита Лавра. Он увидел, что те аргументы, на которых основывалась их Церковь, утратили силу. В 1924 году основным мотивом установления самостоятельного управления Заграничной Церковью были гонения на Православную Церковь в России. Тогда в уставных документах РПЦЗ было отражено, что ее самостоятельное (независимое) существование будет только до тех пор, пока Россией управляет атеистическая власть. Но сейчас у нас в России власть более верующая, чем власть в той же в Америке, т.е. основной аргумент в пользу разделения отпал, и иерархи Зарубежной Церкви поняли, что надо идти на сближение.

Настоящему приезду митрополита Лавра предшествовал визит трех архиереев РПЦЗ в ноябре прошлого года.

3. Как шли переговоры? Какие темы и позиции сближения обсуждались?

Как таковых переговоров еще не было. Состоялось несколько встреч делегации Зарубежной Церкви с группой архиереев РПЦ, которую возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Одна из этих встреч проходила под председательством Святейшего Патриарха Алексия.

В ходе заседаний обсуждались общие вопросы, жизнь наших Церквей, изменения, которые произошли в России. В результате встреч было поручено комиссиям наших Церквей обсудить пути воссоединения. В этих рабочих органах будут обсуждаться все вопросы, связанные с восстановлением единства общения.

4. Кто был в составе делегации РПЦЗ – только духовенство или представители мирян?

Делегацию Зарубежной Церкви возглавлял митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. В ее состав входили архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл и шесть священников. Кроме официальной делегации в Москву приехали двеннадцать клириков Зарубежной Церкви из США, Австралии и Германии.

5. Встреча и, вообще, сближение стали возможны только после того, как во главе РПЦЗ встал митрополит Лавр? Эта его личная позиция на сближение или возникли объективные предпосылки?

Да, при предыдущем предстоятеле Русской Зарубежной Церкви диалог был невозможен, так как митрополит Виталий был в возрасте 90 лет, и он мыслил категориями 20–30-летней давности. Соответственно, он не мог адекватно представить себе многие вещи. Когда РПЦЗ возглавил митрополит Лавр, то обстановка изменилась, стала благоприятной для сближения. Митрополиту Лавру 76 лет, и хотя это также преклонный возраст, но он может трезво оценивать происходящие в России события.

А объективными предпосылками стали изменения в Русской Православной Церкви и новые условия жизни в нашей стране: современные обстоятельства, в которых служат наши клирики, ревность нашего духовенства в служении, их преданность Церкви.

6. Была ли у РПЦЗ вообще перспектива дальнейшего существования, как никем не признанного образования?

Я уже говорил, что Русская Церковь Заграницей значительно сократилась количественно, и в зарубежье у нее не осталось перспектив для развития. Та западная протестантская и католическая среда, в которой находилась РПЦЗ, размывала ее, сокращала ее численность. И сейчас среди духовенства Зарубежной Церкви много священников, перешедших в Православие из других христианских конфессий. А потомки тех, кто эмигрировал в 20-е годы, не связывают себя с православием. Они давно ассимилированы той средой, в которой 80 лет назад оказались их предки.

Есть места, где прежде были большие православные приходы, а сейчас их посещает лишь несколько человек. Новая эмиграция, которая сейчас выезжает за рубеж, тоже не ходит в их храмы, хотя и по другой причине. Они не принимаются там потомками русских как соотечественники, их менталитет несовместим, и они не уживаются в одних общинах. Поэтому в последние годы много обращений поступает в Московский Патриархат о создании там наших приходов.

7. Сближение и курс на объединение с обеих сторон продиктован взаимным стремлением преодолеть раскол?

Раскол – это проблема, которую осознает наша Церковь. Стремление преодолеть существующее разделение продиктовано не экспансивными настроениями, не желанием приобрести имущество, но имеет своей целью уврачевание раны, нанесенной Русской Церкви восемьдесят лет назад. Преодоление раскола будет излечением от болезненного разделения, порожденного революцией 1917 года, когда единый народ был разобщен по многим признакам, в том числе и по религиозным убеждениям. В Советском Союзе, если помните, граждан разделили на верующих и неверующих. Верующие были людьми другой, низшей категории. Священники до 1936 года по Конституции вообще не имели гражданских прав: они не могли голосовать, участвовать в общественной жизни. Да и потом они были ограничены в тех правах, которые имели другие граждане. Даже сейчас мы имеем отголоски прежних правовых ограничений. Так, в трудовой стаж не засчитывается стаж священнослужителя и церковнослужителя до 1990 г.

8. Было ли какое-то покаяние с обеих сторон за многолетнее противостояние и взаимные обвинения?

Русская Православная Церковь не занимала позицию противостояния, не выдвигала обвинений в адрес РПЦЗ и не противопоставляла себя ей. Со стороны Зарубежной Церкви были неоднократные обвинения в адрес Матери-Церкви и звучала жесткая критика ее иерархов, в частности, за их лояльность по отношению к советской власти. В ноябре месяце 2003 года делегация Русской Церкви Зарубежом во время своего визита в Москву просила у Святейшего Патриарха Алексия извинения за свои негативные высказывания в его адрес и в адрес всей Русской Православной Церкви.

9. Какова была атмосфера переговоров? Преобладал дух благожелательности или было какое-либо недоверие?

Все встречи прошли в дружественной, доверительной обстановке. Когда Патриарх возглавил одно из заседаний, где на равных присутствовали делегации обеих сторон, – это был заинтересованный диалог всей Церкви с отколовшейся частью.

10. Не было ли какого-либо вмешательства или влияния со стороны политических сил и правительства на процесс сближения и самих переговоров?

Нет, никто, кроме представителей наших Церквей, во встречах не участвовал.

11.Кто заинтересован в объединении и кто ему противостоит?

Заинтересованы все. С нашей стороны, мы не имеем проблемы в объединении. Мы с любовью примем наших собратьев, не помня зла – выпадов в свой адрес, учинения расколов на канонической территории РПЦ (как это было, например, в Суздальской епархии, где они поддерживали скандально известного «епископа Суздальского» Валентина) и зачисление в свой клир священнослужителей, извергнутых из сана нашей Церковью. Они сейчас сами в этом раскаиваются, т.к. убедились, что запрещенные нами клирики примыкали к расколу не по духовным причинам, а либо из своих частных интересов, либо из ложной духовности, кроме того среди них были люди с душевными расстройствами и отклонениями в психике (и сами их потом тоже запрещали). В объединении заинтересован каждый верующий человек. Это ведь призыв Господа к Своей Церкви: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Мы – одна Церковь, ибо мы вышли из одной купели Крещения.

12. Что дает Церкви объединение? Насколько это важно в нынешнее время?

Оно дает уврачевание прошлой раны. Всякое разделение духовно вредно. Объединение способствует укреплению Православия и свидетельства о Православии за пределами нашего Отечества.

13. Каковы результаты встречи? Преодолен ли раскол?

Разделение не искоренено. Для этого потребуются годы. За время раздельного существования произошли значительные изменения внутри наших Церквей. Например, Зарубежная Церковь, живя в неправославной среде, оказалась под воздействием протестантского и католического мышления. Их дети вынуждены ходить в протестантские и католические школы. А вы знаете, что приносят из школы наши дети. Это всегда отражается на сознании, изменяет его. Есть представители Зарубежной Церкви, которые опасаются объединения, живут старыми представлениями и не приемлют этой идеи. Они не понимают, что Православная Церковь едина и должна быть единой у одного народа. Поэтому кроме проявленной доброй воли для окончательного объединения потребуются многие усилия и терпение.

14. Каковы Ваши впечатления от переговоров?

Хочу поделиться впечатлениями не от самих переговоров, а о представителях Зарубежной Церкви. Думаю, что когда разделение будет преодолено, это послужит им на пользу. Если в первые годы существования РПЦЗ в ее среде было много видных богословов и иерархов, то сейчас ситуация изменилась. Объединение даст возможность их клирикам получать богословское образование на порядок выше. Сами иерархи доброжелательны. Их поразило то, что они увидели, принимая участие в богослужении на Бутовском полигоне и в освящении храма в честь Святой Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово. В Бутово они увидели десятки тысяч православных людей и более 10 архиереев, молящихся на том месте, где были расстреляны и захоронены более двадцати тысяч верующих, среди них – недавно канонизированный митрополит Серафим (Чичагов). Гости были потрясены величием и торжественностью этого богослужения. В Орехово-Борисово они, к своему удивлению, увидели переполненный народом храм в будний день. Скажу, что ни в Европе, ни в Америке такого не увидишь. Из своей практики могу привести пример, когда я служил в Нью-Йорке, то на праздник Крещения, если он приходился на будний день, в храме было не более 20 человек, и для освящения воды мне хватало всего одной кандеи на 10 литров. В Москве наши гости из Зарубежной Церкви увидели живую веру людей, и это произвело на них сильное впечатление. Теперь они отправились в паломничество по стране. Думаю, что после посещения Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Курска, Дивеево их впечатления несомненно усилятся.

15. Все ли цели достигнуты? Удовлетворены ли стороны результатами встреч?

Мы не ставили цели немедленно объединиться, мы хотели начать общение, чтобы отделившиеся от нас братья познакомились с жизнью нашей Церкви сегодня, увидели людей, которые сохранили веру в годы гонений, и чтобы это знакомство привело к прекращению разделения.

16. Какое впечатление от России осталось у представителей РПЦЗ, ведь они впервые вступили на русскую землю?

Да, некоторые в первый раз посетили нашу страну, другие уже бывали здесь. И даже митрополит Лавр несколько раз тайно приезжал в Россию и посещал приходы, которые Зарубежная Церковь создала в нашей стране – всего их было 15. Но почти все приходы РПЦЗ на территории России не имеют типовых храмов, и они совершали богослужения в приспособленных для этого помещениях. Все, что они могли увидеть, давало неполное представление о верующих в России. Если бы они были в наших храмах во время богослужений, могли бы познакомиться и побеседовать с нашим духовенством и с прихожанами, то имели бы возможность убедиться, что даже восемьдесят лет атеистической власти не смогли искоренить веру в людях. И в этом основная заслуга Русской Православной Церкви. Ибо все эти тяжелейшие для нее годы, постоянно находясь под угрозой уничтожения, она была рядом со своим народом. Это главное впечатление, которое они получили во время этого визита.

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика