Главная   Митрополит   Выступления   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - выступления и речи - Миссия Церкви сегодня

Слово миссия Церкви сегодня Архиепископа Калужского и Боровского Климента 2003 год

Миссия Церкви сегодня.

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28; 19-20). Этот слова посланничества Господа, обращенные к ученикам, является главным и определяющим основанием служения Церкви в мире. Как и во времена апостолов, спустя 20 веков, Церковь и сегодня призвана своей миссией служить освящению мира и спасению людей. Дерзновенная проповедь святых апостолов об Истинном Слове Жизни явилась началом такого обновления, которое выразилось не в превосходстве слова или мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2; 1,4).

 

Трудами христианских проповедников Евангельская истина была возвещена всему миру, и посеянное семя принесло богатые духовные плоды. История Церкви хранит примеры высочайших духовных подвигов и благочестия, жертвенного мученичества и спасительного покаяния, образы неподражаемой святости и невиданного смирения.

Сегодня, кажется, нет места на земле, где не было бы проповедано Имя Христово. Но при всем этом, хотя Слово Божие и было донесено «до края земли», парадоксом является неоглашенность населения. Ментальность крещенных? даже регулярно посещающих храм? остается не христианской. Мир по-прежнему остается полем битвы добра и зла, и сейчас особую актуальность приобретают слова Христа жатвы много, а делателей мало (Мф. 9,37), или идите и вы в виноградник мой (Мф. 20,4). Человек, имеющий веру, не может быть безразличен, слыша эти слова, ибо этот евангельский призыв касается не только пастырей Церкви, но и всех верных христиан, ибо все мы, получившие дар веры, имеем также долг и ответственность за неленостное ее свидетельство в современном мире. Не географическое пространства являются сегодня полем христианской миссии, а душа человека, которая и есть в современном мире виноградник Господень, где требуются неутомимые и добрые работники. Сейчас не надо преодолевать расстояния в тысячи километров и искать то место, где живут люди не просвещенные Евангельским учением, они рядом с нами на работе, они живут в нашем доме, они являются членами нашей семьи, и порой они заходят в наш храм. Их надо увидеть, к ним надо обратиться и найти слово, чтобы оно помогло изменить жизнь.

К концу XX века мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда люди, составляющие развитое общество, воспитанные в христианской культуре, практически не знают Христа. Человек из человека разумного, думающего и рассудительного, становится под воздействием рекламы воспринимающим окружающий мир как картинки. Сознание человека гуманитаризировалось. Плевелы секуляризма породили в обществе религиозный индифферентизм, зловещим плодом которого становится безбожие и духовная смерть. Опьяненный невиданными достижениями неудержимого научно-технического прогресса, человек вновь лицом к лицу сталкивается с древним искушением – стремлением стать богом без Бога. Этот тревожный феномен дехристианизации мира ставит нас перед лицом сложной задачи церковной миссии - вернуть людям, утратившим Бога духовно-нравственные ориентиры, помочь им в духовном усилии вновь обрести веру.

В некотором смысле это новый вызов для церковной проповеди. Апостолы возвещали истину Христову, которая потрясала души новизной откровения о спасении человека и его вечном предназначении, простирая неведомые доселе духовные горизонты. Сегодня мир нуждается в новом оглашении, новом постижении живого опыта Церкви, и для этого требуются поистине апостольские труды. Чтобы передать этот опыт сердцу современного человека, необходимо, чтобы он был действительно живым в жизни христианского миссионера. Миссионерская проповедь - это не только и не столько проповедь с амвона, сколько проповедь вне храма словом и поступком? миссионер призван сам служить людям? а не искать людей, чтобы ему служили. Он должен все? что имеет свой талант? свое время? даже свою жизнь принести в жертву для дела миссии? а не искать пожертвований у людей? к кому пришел с проповедью. В основу этих наших трудов должен быть положен универсальный принцип христианской миссии, сформулированный апостолом Павлом: Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22). Здесь необходима любовь и жертва, которые лежат в основе христианского подвижничества.

Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся, говорил преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого есть основа духовной жизни личности, и без ежедневных трудов личного подвижничества невозможно иметь в душе ту искру жизни, которая без слов способна передаваться окружающим. Необходимо помнить, что христианство не доказывается, а показывается. Миссионер должен показать истину проповедуемых им слов своей жизнью. Не только знания и внешние труды необходимы современной проповеди. Миссионер должен распинаться за вверенную ему паству? чтобы привести ее к Богу. Многие люди прекрасно знают Христово учение и относятся к нему именно как к учению, одному из многих, не видя и не ощущая в нем подлинного источника жизни мира и собственной души. Апостольская проповедь потому и имела такой успех в мире, что несла в себе поистине новую жизнь. Поэтому и традиция, значение которой нельзя недооценивать, и знания, необходимость которых всем очевидна, и внешние формы благочестия останутся лишь скудельными сосудами, если не будут наполнены живым опытом духовной жизни проповедующего. Только свидетельством своей жизни, излучая свет веры, надежды и любви способен христианин являть Христа другим. «Помни всегда, - говорил святитель Иннокентий, митрополит Московский, один из самых ревностных миссионеров в истории Русской Православной Церкви, - что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо токмо любовь созидает». Любовь можно восчувствовать только сердцем. Поэтому христианская проповедь должна быть обращена, прежде всего, к сердцу человека. «Кто сердцем восчувствует потребность веры и утешения ее, тот примет ее скоро и удобно, и она в нем будет не бесплодна. Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка сердца говорят уста. И потому только тот, кто исполнен и избыточествует верой и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не смогут противиться сердца слушающих, и которая верно указует, как, где и что говорить» (Святитель Иннокентий, митрополит Московский. «Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру»).

Стало уже почти общим явлением, что в основе многих проблем современного общества лежит глубочайший кризис личности. Причиной этого кризиса является утрата человеком основ духовной жизни, современный мир перестал видеть в человеке носителя живого образа Божия. Человек начала 21 века из богоцентичного, стал эгоцентричен и даже, если выразится точнее, телоцентричен. Он считает, что все, что окружает его, должно служить только ему, благу его телесной природе. Это приводит к беспощадной эксплуатации одного человека другим, к ужасающим формам унижения и угнетения человека в современном мире. Во многих развитых странах существуют прекрасные законы, гарантирующие права личности, однако восприятие глубинной онтологической сущности человека, как образа Божия, практически утеряно. Отсюда и одним из главных вызовов христианского свидетельства сегодня в мире становится необходимость возрождения в сознании людей такого отношения к жизни, где в центре был бы Бог. Человек, считая себя христианином, должен и устраивать свою жизнь христоцентрично. Только тот, кто осознает себя носителем образа Божия, способен к подвижническим трудам стяжания святости. Только через преображение отдельной человеческой личности лежит путь к творческому преодолению будничности мира сего, и преображению его в Царство Божие, что является главной задачей христианства.

Для православной миссии важно не только возрождение веры в душах людей, но и приобщение их к соборной жизни Церкви, и содействие их духовному росту как членов Церкви. Это, в свою очередь, ставит задачу участия мирян в миссии Церкви. Апостольское служение членов Церкви определяется самой характеристикой Церкви как апостольской в Никео-Цареградском Символе веры. Приходская община есть евхаристическое собрание народа Божьего и приход должен представлять собой сплоченную семью, живущую литургической жизнью Церкви. Часто, придя в церковную ограду, человек чувствует себя одиноко, он ещё многого не знает, многого не понимает. Ему требуется помощь от других членов общины. Активность общины в деле помощи новому ее члену помогает его приобщению к традициям церковной жизни, постижению основ веры, что является незаменимой и действенной помощью священнослужителям. Следует отметить, что крепкая приходская община сама по себе являет важную сторону христианской миссии, ее действенность и спасительность. Однако участие мирян в церковной миссии требует от них необходимой подготовки, что, в свою очередь, ставит вопрос о развитии духовного образования для верующих всех возрастов, потому что только сознательное отношение к своей вере и духовной традиции помогает христианину не только правильно строить свою церковную жизнь, но делает приход более активным в миссионерском плане.

Немаловажным аспектом миссионерского делания приходской общины является социальное служение. Связь миссии и социального служения проистекает из евангельского учения о соответствии слова и дела. Община должна оказывать поддержку своим членам и приходящим в Церковь людям. В книге Деяний неоднократно встречаются примеры взаимопомощи первых христианских общин. Повседневная взаимопомощь и поддержка, являющиеся органически присущими христианской общине — имеет самое сильное миссионерское воздействие. Именно готовность всегда придти на помощь человеку, находящемуся в беде, является наилучшим подтверждением христианской проповеди.

Многие проблемы современного общества связны с глубоким кризисом в жизни такого общественного института как семья. Поэтому возрождение христианских ценностей в жизни семьи является также важной задачей церковной миссии. Не случайно, учение апостола Павла о христианской семье тесно связано с экклезиологией. Союз мужа и жены уподобляется им союзу Христа с Церковью: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Семья в его посланиях воспринимается не иначе как домашняя церковь (Флм. 1, 2). Разрушение христианских основ семьи и как следствие этого расшатывание семьи как общественного института во многом является причиной религиозного и нравственного индифферентизма нашей молодёжи. Во всех странах мира молодежь составляет половину населения и можно сказать, что именно она за счет своей открытости и активности формирует облик страны. Молодость – это время особого напряжения внутреннего «я» человека, его самоопределения в мире, оценки и принятия этого мира. Молодой человек острее и глубже воспринимает несправедливость, ложь, лукавство, лицемерие, строже и бескомпромиссней судит мир и выносит ему приговор. Следуя этой своей, может быть не всегда справедливой оценке мира, молодые люди выстраивают и модели своего поведения с ближними, в семье, отношения к обществу в целом. В этой связи воцерковление молодежи является главной задачей Церкви. Обращаясь к молодежи? мы должны помнить? что современная молодежь имеет свое особое мышление и миропонимание. Интеллектуально она сформировалась в 90-х годах? которые в Россию вдохнули особые идеологические? моральные и культурные веяния. К сожалению, мы можем констатировать, что православная миссия среди современной молодёжи не даёт желаемого результата. И виной этому часто являемся мы сами. Излишняя строгость, как и заигрывающее попустительство в общении с молодежью одинаково вызывают в молодых людях недоверие и подозрения в отсутствии искренности. Нам часто не хватает такта и сердечной чуткости, любви и участия в их жизни? мы должны понять? что хотя они выросли на наших глазах? но они иные? чем мы.

Развитие современных технологий и средств информации делает СМИ наиболее влиятельным оружием по степени воздействия на человеческое сознание. Сейчас СМИ определяют мировоззрение не только отдельных личностей и групп людей, но и всего общества. Однако с сожалением приходиться констатировать, что с экранов TV? через радио? газеты и сеть интернет на человека обрушивается масса негативной информации? носящей насилие и разврат, и здесь возникла необходимость активных действий со стороны Церкви на этом поприще. Нам необходим новый язык и новые формы обращения к людям? используя современные технологии? донести истину о Христе? Евангельские ценности. Со времени возобновления православной миссии представители Церкви неоднократно выступали как в печатных, так и в электронных СМИ. Сложившаяся к настоящему времени ситуация побуждает нас не ограничиваться только случаями приглашения священнослужителей для выступления в СМИ. В данный момент важно налаживать свои информационные сети, что сделает церковную миссию более независимой, дав больший простор для проповеди. Несомненно, что это потребует больших финансовых вложений, но если не сделать это сейчас, то в будущем придётся вложить ещё больше. Необходимо развивать уже существующие в Церкви виды средств массовой информации. Конечно, нам не под силу содержать такие мощные и отлаженные информационные сети, какими располагают инославные конфессии, тем не менее, СМИ — одно из продуктивных направлений миссионерской работы. В настоящее время Церковь активно осваивает электронные виды средств массовой информации: радиовещание, телевидение, Интернет. Продолжается работа по подготовке православных журналистских кадров. В Православных институтах появился факультет церковной журналистики, что позволит уже в недалёком будущем поставить на профессиональный уровень церковные печатные СМИ. Особо следует отметить развитие Интернета. Миссия через Интернет с одной стороны является одной из самых перспективных, в виду развития этого средства связи, а с другой достойным отпором той негативной информации, которая распространяется в интернетовских сайтах. Если церковная проповедь не будет занимать свою нишу в этом виде СМИ, то на её место станет пропаганда насилия и разврата, что уже сейчас весьма распространено на электронных страницах Интернета. В современной ситуации более активная информационная политика Церкви и освоение новых информационных технологий и пространств станет залогом успеха православной миссии в будущем.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что каждый христианин, независимо от его положения в обществе? священник? монах или мирянин? является соработником Богу в деле освящения мира. Господь в каждый «час» жизни призывает всех трудиться ради приближения Его Царства, и мы не имеем права замыкаться в узких рамках пастырской ответственности только за свой приход или личное спасение. Каждый должен осознать свою личную апостольскую ответственность за проповедь Слова Божия, за спасения ближнего, за преображение мира.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика