Главная   Митрополит   Выступления   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - выступления и речи - Конференция по ОПК 2004

Архиепископ Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, доклад на конференции «Изучение православной культуры в светской школе»

27 января 2004 года

Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Потребность введения в школах предмета, который бы давал возможность ученикам изучать основы Православия, проистекает из того кризисного духовно-нравственного состояния молодежи, в котором она находится. Оторванность в XX веке от Церкви нескольких поколений людей, привело к духовной опустошенности общества. На вопросы о смысле человеческой жизни, которые в конце XIX века поставил французский живописец Поль Гоген: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» – не в состоянии дать ответ не только наша молодежь, но зачастую и взрослые люди. Семья, школа, общество и государство еще не восприняли в достаточной степени духовные и моральные ценности Православия. Еще десять лет назад в стране идеология атеизма была господствующей, и сейчас материалистическое отношение к жизни сохраняется в сознании большинства людей.

 

Казалось бы, что за последние годы восстановлены все условия для духовного оздоровления личности и общества в целом, но в большинстве своем люди, и особенно молодежь, остаются вне преобразующего и спасительного действия Слова Божия. Это объясняется тем, что, хотя большинство приняли крещение и считают себя верующими, для многих вера еще никак не связана с жизнью, и они живут в иной культурной традиции, основанной на неправославном мировоззрении.

Жизнь современного общества базируется на системе ценностей, в которой евангельские нормы жизни не находят отражения. Предназначение человека и его место в мире рассматриваются исключительно в материальной плоскости. Современный человек стремиться к земному успеху, славе, ищет комфорта, роскоши, удовольствий и в этом видит весь смысл своей жизни. Ему чужд основной принцип христианства, – взятие креста и следование за Христом (Мф. 16, 24), и отсюда его личность оказывается вне Бога (Мф. 10, 38).

В наши дни уже не сам человек, но технократическое общество формирует его потребности и привычки. Как пишет профессор В. Н. Лосский, цивилизация – это огромная попытка восполнить отсутствие Бога. Ее задача – не дать человеку придти в себя, задуматься о ценности своей жизни. Под воздействием технологического развития происходит всё большее отчуждение человека не только от Бога и окружающего мира, но и от самого себя. Библия говорит, что отчуждение человека от Бога произошло в результате совершенного первым человеком греха: в настоящее время мы имеем дело с общей греховной направленностью жизни, замкнутой лишь на удовлетворении посредством техники похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1Ин.2,16).

Молодой человек ХХI века в своей жизни руководствуется исключительно потребностями тела. Он стал сомацентричен (греческое слово «сома» означает плоть). Запросы его жизни подчинены угождению телу, а точнее той чувственности, что приносит ему удовольствие, и тем предметам, которые заполняют его жизнь – компьютеру, телевизору, автомобилю, всему, что создает комфорт его жизни. Он перестает быть личностью, ибо личность самостоятельна и творчески подходит к окружающему миру. Человек XXI века превращается в безликого служителя телу и потребителя окружающих благ. Девиз: «Бери от жизни все», становится главным постулатом жизни молодого человека. Жизнь для себя приводит к утрате в молодежной среде таких основанных на христианской любви добродетелей, как жертвенность, сострадание, верность, а развиваются эгоизм, культ силы, алчность, жестокость.

Сегодня мы можем говорить о новом мировоззрении молодого поколения, об ином образе жизни, чуждом не только принципам христианской морали, но и общечеловеческим нормам поведения. Жизнепонимание современной молодежи кардинально отлично от тех взглядов, которые имели молодые люди пятнадцать лет назад. Новое мировоззрение ставит во главе угла человека с его физическими потребностями, где греховные наклонности приобретают полную свободу.

Во многом это происходит под влиянием средств массовой информации, прежде всего, телевидения. Телевидение определяет поведение человека, особенно ребенка, заставляет его жить по законам экранного мира. В советский период детям напрямую не говорилось о Боге, но они могли смотреть мультипликационные и художественные фильмы по мотивам русских сказок, в которых выявлялась красота, благородство и неодолимость добра, т.е. подразумевалось существование Бога. Такие мультфильмы благотворно влияли на духовно-нравственное воспитание молодежи. Современная сказка очень часто вместо добра наполнена демонизмом. Ее главными и даже положительными героями стали те, кто прежде презирался и всегда терпел поражение – маги, колдуны, злые волшебники, людоеды, оборотни, чудовища и прочие существа, которые именуются нечистой силой. Но, к сожалению, дети смотрят не только детские фильмы, часто родители разрешают им смотреть и другие программы, которые и взрослым не полезны, считая, что они ничего не понимают. Но именно в этом возрасте закладывается отношение ребенка к окружающему миру, его духовный и нравственный облик. Под влиянием телевизора нередко дети не могут отделить добро от зла, они даже сочувствуют злу, оправдывают жестокость, прибегают к помощи злых духов, т.е. к оккультизму.

Средствами массовой информации подрастающему поколению навязывается неправославный образ жизни. Например, реклама необходимые попечения о плоти превращает в страстные стремления, в похоти, т.е. формирует настрой жизни, противоположный христианскому (Рим.13.14). Через фильмы, рекламу, определенную окраску подаваемой информации в молодых людях вырабатывается такой тип поведения, в котором доминирующую роль играют инстинкты, и от человека не требуется борьбы со своими эгоистическими желаниями, а только потакание им.

Другим негативным фактором, влияющим на формирование личности подростка, являются компьютерные игры, которые, по признанию ученых, зомбируют сознание. Самое опасное в развлекательных технологиях – это их демонизация. На выставке современных электронных игр, которая проходила в Лос-Анжелосе в прошлом году, более 30% из представленных новинок, в своем сюжете содержали сатанизм, магию и экстасенсорику. И именно эти игры приобретают большую популярность среди молодежи. Играя в такие игры, дети приобретают не только отрицательные душевные качества, но и негативный духовный опыт. Посредством многих компьютерных игр идет общение с духами злобы, и увлеченные этими опасными играми люди попадают уже под непосредственное влияние темных сил. Это развивает в молодежной среде ложные и даже социально опасные духовные ориентиры, агрессивность и апатию к жизни.

Мировоззрение нового поколения игнорирует духовные запросы личности, оно не способно удовлетворить стремление к идеалу, заложенное в каждой юной душе. Современная молодежь испытывает духовную опустошенность, отсюда в ее среде растет желание уйти в несуществующий мир с помощью психотропных препаратов и создания своей субкультуры. Но всё это – пути саморазрушения (и физического, и духовного). Каждое поколение молодежи находит самовыражение в своей субкультуре. Молодежная субкультура начала XXI века, ориентированая на западную массовую культуру, по сути своей направлена на разложение личности. В ней нет места целомудрию и стыдливости, а целомудрие – это и есть сохранение целостности человеческой личности.

Противодействие негативным влияниям на молодежь призваны оказывать институты воспитания – семья и школа. Но современная семья потеряла православную традицию, перестала быть домашней церковью, несущей нравственные начала в жизнь человека. Даже внешне благополучные семьи сегодня тратят все свои силы на приобретение земных благ, и совсем не заботятся о вере и нравственности. Разрушение христианских основ семьи, и вследствие этого расшатывание ее как общественного института во многом является причиной религиозного, нравственного и гражданского индифферентизма молодёжи.

За последнее время утратила свое воспитательное значение и школа. Если еще полтора десятилетия назад школа имела компонент нравственного формирования личности, то сегодняшняя школа не в состоянии противостоять нарастанию порока в обществе. Если в советской системе образования существовало понятие о морали и достоинстве, а границы нравственного и безнравственного поведения были четко видны, то современные подростки воспринимают разнузданный тип поведения как норму своей жизни.

Задача школы должна состоять не только в том, чтобы дать учащимся интеллектуальное развитие. Святитель Иннокентий Московский писал: грамотность без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе. Образовать человека - существо самое непостоянное и самое сложное из всех, - есть искусство из искусств, – говоря так, святитель Григорий Богослов под образованием подразумевал его изначальное значение – раскрытие в личности человека образа Божия путем борьбы с грехом, живущим внутри самого человека. Процесс воспитания подрастающего поколения должен создавать необходимые условия для приобретения навыков самодисциплины и борьбы с греховными привычками и наклонностями.

Задача школы – воспитать в молодых людях ответственность, патриотизм, раскрыть им высокое предназначение человека, дать понятия о долге, чести, достоинстве. Но, к сожалению, реформы современной системы образования достигают обратного. Идет сокращение часов тех предметов, которые прививают любовь к Отечеству, изучают традиции и культуру русского народа. Вместе с тем вводятся безнравственные дисциплины, растлевающие душу подростка. В результате уже со школьной скамьи в молодых людях начинает развиваться страстность, которая отвлекает их и от получения образования и препятствует духовно-нравственному становлению, поэтому в дальнейшем они не смогут стать ответственными гражданами и создать здоровую семью.

Ребенок должен иметь возможность развивать не только умственные и физические способности, но и свои духовные качества. Только в этом случае его личность получает более целостное развитие. В прошлом году в Калуге были проведены психологические тесты, которые показали, что по сравнению с учащимися общеобразовательных школ воспитанники православной гимназии менее эгоистичны, им свойственно больше думать о будущем и о судьбе всего человечества. Они также более заинтересованы в своем интеллектуальном развитии. Это наглядно показывает позитивное влияние знакомство с Православием на формирование личности.

Прежде в России активное участие в воспитании молодого поколения принимала и Церковь. Она ведет человека к духовному развитию. Мы должны помнить, чем глубже идеалы добра и веры проникали в жизнь общества, тем более укреплялась гражданственность в стране, и чем выше была нравственность в обществе, тем крепче становилось государство. И сегодня нам необходимо вернуть православные традиции в содержание образования и в процесс воспитания будущих граждан России.

Но сделать это только силами Церкви, в храмовой ограде невозможно, поскольку молодые люди в подавляющем большинстве не воцерковлены. Современная молодежь имеет представления о Церкви из западных фильмов. Но западная культура основана на иных религиозных традициях. Кроме того, в развлекательных, коммерческих фильмах Церковь часто представляется в одиозном виде. Подрастающее поколение сморит эти фильмы, и у нее складывается мнение, что в нашей Церкви все устроено точно так же. Церковь не имеет возможности влиять на всю молодежь, потому что в большинстве своем молодые люди не ходят в храм.

Наши отечественные средства массовой информации православную традицию сводят только к куличам и красным яйцам, к купанью на Крещенье, что поститься полезно для здоровья, к ремонту храмов и освящению колоколов. Однако, при этом забывают доносить до людей, что Православная Церковь имеет большое духовное и нравственное наследие, необходимое для нормальной жизни человека. И здесь важно, чтобы подросток об этом духовном богатстве, о необходимых для него нравственных нормах жизни узнал еще в годы своего обучения в школе. Именно в этом возрасте школа должна помочь ему духовно сформироваться, но она сделать это без Церкви не сможет.

В этих целях в сотрудничестве Министерства образования и Церкви был разработан школьный предмет «Основы православной культуры». Его целью не является богословское образование, для этого есть у Церкви специальные учебные заведения, и он не ставит своей задачей вовлечение школьников в религиозную деятельность, а главным мотивом настойчивости Церкви на введении этого предмета является желание помочь школе в воспитании молодого поколения. Изучение молодыми людьми православной культуры в рамках общеобразовательной школы будет способствовать их духовному и нравственному формированию.

По самому своему происхождению человек одновременно индивидуален и космичен. Молодой человек остро осознает и свою неповторимость, и, вместе с тем, тесную связь с окружающим миром. Церковь раскрывает перед ним объективную сферу, те ценности, которые возвышаются его над личностью и придают ей значимость. В Православии назначение человека понимается очень высоко. Человеческая личность не замкнута в себе, — она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Еще в VII веке святой Максим Исповедник писал о том, что человек создан из двух стихий: духовной, которая его сродняет с Богом, и физической, которая его сродняет со всем сотворенным миром; и роль человека — весь сотворенный мир одухотворить, весь сотворенный мир привести к Богу так, чтобы, по слову апостола Павла, Бог стал все во всем (1 Кор. 15,28).

В противоположность новому мировоззрению Православие учит, что человеческая личность не может быть абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но она приобретает свое содержание в живой связи с Богом и в действиях, продиктованных этой связью. Человек становится самим собой, находит себя лишь в реальном взаимном общении с Богом и в жертвенном служении другим людям.

Нравственные нормы, не основанные на высших принципах жизни, невыполнимы для человека. Только на основе духовных ценностей можно заложить в личность ребенка нравственные законы человеческого бытия. Важно, чтобы на уроках Православной культуры ребенок узнал, что в Боге человек познает именно живую, любящую Личность; что поведение, слова, весь образ жизни христианина продиктованы ничем иным, как стремлением ответить на божественную любовь, на ту жертву, которой Бог дал человеку свободу жить без греха. Таким образом, изучение Основ православной культуры позволит вернуть духовно-нравственные ценности Православия в жизнь общества, а также будет непосредственно способствовать формированию нравственности, без которой немыслим культурный человек.

Другой немаловажной целью разработанного курса является осмысленное изучение прошлого нашего народа. Без представлений о православной традиции невозможно постичь смысл отечественной культуры и понять весь исторический путь России, а без этого невозможно быть патриотом своей страны, самоотверженно трудиться над ее процветанием, жертвовать своим личным благом ради блага Отечества.

Надо, чтобы со школьной скамьи будущие россияне усвоили, что Православие для наших предков было не религией, а сознанием, образом восприятия мира, как творения Божия, в котором все совершается по воле Божией. Что Православие было нормой жизни человека и общества, оно не было этноцентризмом, а явилось стержнем становления государственности. Благодаря Православию Россия объединила в единую державу многие народы и национальности с их собственными культурами, не уничтожая их самобытности и многообразия, но способствуя их обогащению и просвещению.

Русская культура – одна из богатейших мировых культур. Постигнуть ее во всей полноте и богатстве можно, только имея достаточные познания о православной вере и православной традиции, которые дали ей начало, питали и взращивали ее. Как, ничего не зная о Православии, в полной мере можно понять рассказ бывшего старообрядца из «Запечатленного ангела» Лескова, образы Сони Мармеладовой и старца Зосимы у Достоевского, события «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя? Как можно глубоко воспринимать творения русских живописцев, которые были верующими людьми? Назову в качестве примера известные полотна «Явление Христа народу» Иванова, «Милосердие Самарянина» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского, «Христос и грешница» Поленова, «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею» Нестерова.

Изучая православную традицию, молодые люди смогут расширить свой кругозор, научиться с уважением относиться к верующим других мировых религий и конфессий. Это будет способствовать интеграции личности российского школьника, как в отечественную, так и в мировую культуру, т.е. введением курса «Основы православной культуры» будет достигаться одна из центральных задач общего образования.

Изучение Основ православной культуры должно осуществляться в рамках отдельного систематизированного курса. Это необходимо по той причине, что объем и содержание преподаваемых сегодня знаний о религии на уроках литературы, истории и обществознания не удовлетворяет задачам духовно-нравственного формирования личности школьника. Сведения о религии, содержащиеся в общегуманитарных курсах, отрывочны и часто поданы в таком контексте, что ребенок усваивает искаженную информацию. Это подтверждается тем, что сегодняшние выпускники школы, в большинстве своем, ничего не знают о Православии.

Только в рамках отдельного предмета преподавание Основ православной культуры способно дать целостное, а не раздробленное знание о Православии. Ни один школьный предмет не удовлетворяет в полной мере свойственного юности стремления к поиску смысла жизни. Систематизированное же изучение Основ православной культуры поможет ребенку в его религиозных поисках, раскрывая перед ним духовные и нравственные ценности, которыми жили наши предки и на основе которых должна зиждиться их жизнь.

В организации преподавания Основ православной культуры необходимо, по ряду причин, непосредственное участие Русской Православной Церкви. Во-первых, Церковь неотделима от российского общества и представляет весьма существенную его часть. И, как часть общества, как социальный институт она ответственна за будущее России, за духовное и нравственное состояние молодого поколения, а поэтому она обязана взаимодействовать с государством в образовательной деятельности.

Во-вторых, такая практика принята и в других странах, где изучение религии или религиозной культуры в светской школе осуществляется при участии соответствующей религиозной организации. Иначе оказывается затруднительным достижение неискаженного представления учащимися об истории, культуре и образе жизни, принятых в той или иной развитой религиозной традиции.

В-третьих, такое сотрудничество важно и для того, чтобы вместо православной культуры в наших школах не внедрялась псевдоправославная мифология и сектантские подделки под Православие. Мы только скомпрометируем саму идею изучения православной культуры, если вместо подлинных духовно-нравственных ценностей Православия школьники будут изучать сектантство.

Задача школьного курса «Основы православной культуры» – заинтересовать, зародить в молодежном сознании стремление к духовной и нравственной жизни. Показать, что цель жизни человека на земле не только в обретении материальных благ, но гораздо выше. Что Православие – это не отвлеченная систему культурных ценностей, не теория о нравственности, а реальную нравственная и духовная жизнь.

Для этого в школе должны быть специально подготовленные педагоги, соответствующие учебные пособия, наглядные материалы. Успех дела во многом зависит от того, как поставлено преподавание и каким является сам преподаватель. Сухая передача одних только сведений, книжных знаний не способна удовлетворить духовные запросы ребенка, оказать действенное влияние на формирование его личности. Преподавать Основы православной культуры должен человек, который может служить живым примером для детей, который сам живет верой во Христа. Хорошо, если это священнослужитель, способный вести преподавание в молодежной аудитории. При этом ему не следует ограничивать свою деятельность в школе только учениками, но он должен учить также и учителей, и школьную администрацию, и родителей. Не только дети, но взрослое поколение нуждается в духовном просвещении. Есть много случаев, когда в процессе преподавания Основ православной культуры свое отношение к религии изменили сами педагоги и родители.

Сегодня перед государством, перед обществом, перед школой и Церковью стоит задача воспитания духовно и нравственно здоровой молодежи. Будущее каждого народа зависит от того, каким будет молодое поколение. Церковная традиция утверждает, что такое воспитание возможно только на основе православного мировоззрения. Ибо только оно создает глубокую, здоровую и непоколебимую основу жизни, как отдельного верующего человека, так и целого народа.

Сейчас предпринимаются попытки вытеснить Православие из жизни общества, отвести ему роль одного из религиозных культов, замкнутого в себе. Для будущего страны важно, чтобы Православие стало осью жизни общества и каждого человека. Никто нам не решит проблемы нищеты и пьянства, разрухи и беспризорности, если мы сами не вернем в нашу жизнь честность и трудолюбие, трезвенность и воздержание. Россия возродится, если возродятся в ее народе вера и жизнь по вере, нормы христианской нравственности и православного образа жизни.

Школа и Церковь сегодня должны прилагать совместные усилия, чтобы раскрыть молодому поколению красоту Православия, привлечь ею юные сердца и научить нашу молодежь на основе веры и нравственности строить свою жизнь. Если мы не сделаем этого сегодня, то завтра будет трудно или невозможно.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика