Новостная хроника Калужской епархии:

2009-09-22

22 СЕНТЯБРЯ В Калужской области начали работу XII Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской епархии. Тема чтений в этом году звучит как «Историческое образование: роль памятных дат в формировании личности». Целью чтений является выработка единых подходов государственных, общественных и церковных структур в формировании духовно-нравственных основ жизни общества, а также воспитание патриотических чувств народа.

Открытие чтений состоялось в Обнинске, в Доме Учёных. В начале пленарного заседания с приветственным словом к участникам чтений обратились митрополит Калужский и Боровский Климент, а затем приветственное слово губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова огласил заместитель губернатора Виктор Сергеевич Бабурин. Также приветственное слово произнес мэр города Обнинска Николай Евгеньевич Шубин.

Тема чтений красной нитью прошла через все выступления и доклады. Все собравшиеся говорили о важности преподавания истории в школах и других образовательных учреждениях. Главные вопросы, обсуждавшиеся на чтениях, поднял в своём приветственном слове владыка Климент. Он говорил о том, что долгое время школьникам и простому обывателю внушали, будто история нашего государства началась только с октября 1917 года, а до этого времени была лишь непрерывная классовая борьба. Так вышло, что настоящие герои нашего Отечества забывались. Так, например, в старых учебниках не было упоминания о преподобном Сергии Радонежском, который благословил князя Дмитрия Донского на битву при Куликовом поле, мало кто знал об Александре Невском. Не рассказывалось школьникам и о многих других знаменательных личностях, делавших историю нашего государства. Поэтому теперь надо по-иному подходить к преподаванию истории.

Митрополит напомнил и о христианских мучениках, о которых тоже не было упоминания в учебниках. «Если мы будем иметь хоть немного той жертвенности, которая была у тех людей, – подчеркнул владыка, – то у наших детей будет будущее».

«Всем свойственно помнить о своих родных и поздравлять их с праздниками, – сказал митрополит. – Но Отечество – это наша семья. И мы не должны забывать памятных дат. Мы должны помнить всё: и плохое и хорошее. Плохое – чтобы не повторять ошибок. Хорошее – чтобы благодарить Бога за то, что он дал нам такую страну, таких людей. Помня это, мы должны преумножать созданное нашими предками. Школа должна подготовить человека к жизни в обществе, она должна прививать любовь к Родине, воспитывать уважении к её истории. Любовь выращивается годами, её надо ценить и развивать в себе».

На пленарном заседании выступили также Залина Григорьевна Медоева, член Общественной палаты РФ, Вице-президент Центра Национальной Славы, С.А. Лисицин, ректор Ленинградского областного института развития образования, профессор, Ю.В. Кривошеев, заведующей кафедрой исторического регионоведения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и другие.

Работа чтений продолжится на секциях, которые пройдут в Калуге, Обнинске, Людиново, Козельске, Малоярославце и Мещовске. Итоги работы будут подведены 24 сентября в Калуге.


СЛОВО МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО
КЛИМЕНТА
на открытии XII Богородично-Рождественских
образовательных чтений Калужской епархии
«Историческое образование: роль памятных дат в формировании личности»
22 сентября 2009 года

Уважаемые гости и участники Чтений! Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. С воспоминанием замечательного события в истории человечества, которое напоминает нам о ценностях семейного воспитания и роли родителей в формировании личности. Духовный настрой родителей Пресвятой Богородицы показывает нам, какой настрой должен быть в каждой православной семье. С юных лет родители должны развивать в сердце ребенка любовь к Богу и храму, внутреннюю устремленность к деланию добра.

Мы живем в цивилизации, которой присуще представление о необратимом историческом времени. Более того, христианство внесло в нашу европейскую, средиземноморскую культуру сознание направленности и финалистичности всего исторического процесса. В жизни нет мелочей, все имеет свой сотериологический смысл. Все наши дела, поступки, слова и даже мысли не растворяются в хаосе непрерывно становящегося бытия, а как выразился апостол и евангелист Иоанн: «дела наши идут за нами» (Откр. 14 ; 13). В этом контексте обретает новое онтологическое обоснование всем знакомая фраза, высеченная на памятном камне Пискаревского мемориального кладбища: «Никто не забыт и ничто не забыто» (Ольга Федоровна Берггольц). Это, можно сказать, интерпретация слов Господа нашего Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, …что не сделалось бы известным» (Лук.8:17).

Нашей культуре не свойственен исторический пессимизм. Конечно, долгое время простому обывателю внушали, что история началась только с октября 17 года - до этого времени была лишь непрерывная классовая борьба, и все важнейшие события в истории России проходили «в первые», «и только» или «благодаря» прихода советской власти. Но в трудную годину испытаний государственные идеологи реабилитировали и благоверного князя Александра Невского, и князя Александра Суворова, потому что понимали - сила народа в его традициях.

Мы черпаем духовные силы, взирая на жизнь своих родителей, прадедов, великих людей, к коим относятся и молитвенники земли Русской: преподобный Сергий Радонежский, святитель Тихон Задонский, преподобный Серафим Саровский. Каждый день Церковь празднует память какого-либо святого, чаще всего это мученик, пострадавший за исповедание своей веры в Господа Иисуса Христа. Если мы сами будем иметь хоть толику той жертвенности, какую имели эти люди, наше общество будет жить, у наших детей будет будущее.

В современных условиях разрушения национальных культур у нас нет права на беспамятство. Знание своей истории, памятных событий и дней - это больше чем вопрос общей эрудиции. Всем свойственно любить своих близких, заботиться о них, поздравлять в дни рождения, не забывать и годовщины преставления почивших. Отечество – наша большая семья. Отечество - это и общие духовные ценности, которые нас объединяют без принуждения, и которые мы готовы сообща защищать.

Не секрет, что есть определенные силы, пытающиеся осудить нашу, как они говорят, «столь тяжелую» историю и наш народ. С надменных позиций заявляют свое моральное право приравнять советскую эпоху в нашем государстве с гитлеровским фашизмом. Беспринципный либерализм требует вовсе упразднить национальную историю, обвинив ее во всех человеческих бедах. Как и в 1917 году мы снова слышим призыв отречься от своих исторических корней, только на этот раз не ради построения коммунистического рая, а в угоду некоему планетарному гуманизму.

Однако скажу, в своем историческом прошлом мы должны помнить все: и плохое, и хорошее. Плохое, чтобы не повторять ошибок, бывших в жизни нашего народа, хорошее, чтобы благодарить Бога, что Он дал нам такую богатую и замечательную историю, таких великих и замечательных людей, как святой князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, князь Дмитрий Пожарский и Косьма Минин, святители Алексий, Филипп, Гермоген и Филарет Московские, которые своим подвигом, любовью к родине, жертвенным трудом создавали столь великую и богатую нашу истории, И естественно, помня это, преумножать созданное нашими предками достояние.

Вызывает озабоченность, что школьные программы уделяют мало внимания многим историческим событиям, сыгравшим большое значение в истории нашего государства. И сейчас, когда давно не является правящей коммунистическая идеология, вся история России до 1917 г. представлена поверхностно, размытыми сюжетами, с излишней осторожностью, и не показан патриотический настрой русских воинов и всего русского народа.

Поэтому сегодня как никогда следует уделить особое внимание цели исторического образования в школе. Школа, являющаяся институтом социализации, должна подготовить новое поколение к жизни в обществе, дав ему соответствующие знания и навыки. Но кроме этого, она должна прививать любовь к Родине, воспитывать уважение к ее истории. Уроки истории как нельзя лучше подходят для этих целей. Каждый рассказ о том или ином историческом событии кроме информативности должен иметь элемент назидания.

Заканчивая выступление, еще раз хочу подчеркнуть: мы не в праве забывать свою историю.

Желаю успехов начавшимся XII Богородично-Рождественским образовательным чтениям.


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ЛЮДИНОВСКОГО
ГЕОРГИЯ
на открытии XII Богородично-Рождественских
образовательных чтений Калужской епархии
«Историческое образование: роль памятных дат в формировании личности»
22 сентября 2009 года

Ваши превосходительства, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреподобия и Преподобия, уважаемые устроители и труженики Чтений, дорогие братья и сестры!

Мы собрались на очередные 12-е Рождественско-Богородичные чтения в традиционно почтенном граде Обнинске, чтобы порасуждать и продвинуть дело развития нашего общества в лучшую для нас сторону во благо нашей земной и небесной духовной жизни.

К сожалению, жизнь человеческая у большинства людей воспринимается главным образом с материальной стороны и земного обеспечения и благополучия. Церковь же Христова зовет нас руководствоваться указаниями Бога Отца и заветами Спасителя нашего Сына Божия Иисуса Христа, сказавшего: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (земное благо) приложится вам (Мф.6,33). Как добавление к небесным ценностям в условиях земной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов, православный подвижник и духовный учитель Церкви Христовой XI-го века (+1021 г.), обращаясь к христианам, завещал: «Пусть христианин думает, будто родился для того, чтобы наслаждаться земным миром и вкушать его радости, потому что если бы для этого рождался, то не умирал бы. Родился же он, во-первых, для того, чтобы начать существовать; во-вторых, для того, чтобы здесь на земле положить начало духовного возрастания в Боге и добрыми подвигами восходить в то священное и благолепное состояние, о котором говорит апостол Павле: «доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13).

«В-третьих, мы живем здесь, чтобы сделаться достойными обитать в небесных селениях и быть в рядах ангелов и петь с ними победную песнь Пресвятой Троице» (Цит. по Епископу Варнаве Беляеву. Основы искусства святости. Ниж.Новгород. 2002, с. 15-16).

Эту логическую богооткровенную истину проясняет и наш отечественный святой преподобный Серафим Саровский в беседе со своим учеником Николаем Александровичем Мотовиловым в 1831 году в Саровской пустыне: «В ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель земной жизни нашей христианской и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали. Но никто не сказал вам о том определенно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божий, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. Преподобный Серафим поправляет: молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские - суть средства для стяжания (получения) благодати Святого Духа Божьего» (Цит. по Епископу Варнаве Беляеву. Основы искусства святости. Ниж. Новгород. 2002, с. 17-18).

Немало людей, именующих сегодня себя православными христианами, придерживаются всего лишь принципа: если я в уме верю в Бога, то можно спокойно надеяться на получение от Бога земного и небесного благополучия. При этом данный христианин не совершает никаких трудов духовных, а тем более подвига молитвенно-христианского во имя своего спасения. И даже не читает духовных книг и Священного Писания, не исповедуется и не причащается Святых Христовых Тайн.

Все мы должны помнить предостережение Христово в адрес таких ленивцев, беспечных христиан: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч... Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня духовными трудами золото огнем очищенное (благодать спасающую, Божию), чтобы тебе обогатиться (духовно) и белую одежду (облачиться в праведность) и чтобы не видна была срамота (греховная) наготы твоей (зловредной), и глазной мазью (благодати Божьей) помажь глаза твои, чтобы видеть (дорогу, ведущую к Богу). «Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3,15-19).

«Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, - говорит Господь, - и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (откр.3,20-22).

Эти слова записанные святым Иоанном Богословом обращены ко всем без исключения людям, чтобы знали, помнили и трудились на земле ради своего небесного будущего.

В наше время они более актуальны, ибо благами земными нас ежедневно прельщают служители противоположной жизни. Многие из теперешних христиан лишь формально числятся в своем сознании христианами, даже порой и креста нательного на себе не носят. В своих семьях не ведут речей об образе христианской жизни. Отсюда воспитанием своих детей мало кто занимается, ссылаясь на то, что это обязанность Церкви. Таким образом, на фоне безрелигиозной и бездуховной опустошенности формируются и возрастают такие изъяны как массовый алкоголизм, блудные страсти, распады семейных уз, детоубийства, коррумпирование слоев населения, массовое хищение, рост преступности, падение здоровья, самоубийства, вымирание российского генофонда.

Поэтому проблемы нравственности, честности, порядочности, падение важности самой жизни человека становятся с каждым годом все актуальнее и серьезнее.

Мы собирающиеся на форумы, чтения должны не только для пользы дела высказываться, но и практически стараться вести конкретную духовно-нравственную и физически-интеллектуальную воспитательную и подвижническую работу среди наших сограждан по оздоровлению идеологической и психической атмосферы вокруг нас и в самих себе. Чтобы наши слова подтверждались реальной праведной деятельностью на благо нашего российского народа.

В этом движении должны содружествовать и Церковные и государственно-гражданские силы. Без этого обоюдного симбиоза нам невозможно дальше двигаться по пути добра, благополучия и больших надежд этой и будущей жизни.

Думается, для оздоровления и духовно-нравственного обновления нашего народа надо, прежде всего, начинать с оздоровления семьи.

По статистике в настоящее время две трети семей распадаются, часть из них вступает во вторые и третьи браки, дети остаются или в неполной семье или сдаются в госдетдома, где и обитает уже 700 тысяч детей, которые по выходе из детдомов более чем наполовину попадают по образу жизни в исправительные лагеря и тюрьмы.

Многие семьи миссию воспитания своих детей перекладывают да детские учреждения и общеобразовательные школы. Педагоги же и учителя школ переключились более на преподавание учебных дисциплин.

Что касается детских садов и яслей, то они заняты лишь общим содержанием и наблюдением за вверенными им детьми, предоставляя им досуги игр и отдыха и не больше.

Что касается средств информации, то они сообщают более из тематики страшного и страстного совершаемого в жизни и воспитательскими функциями не занимаются.

Думается информатика, как и школьная должна быть на благо лишь благополучия слушателей, зрителей. Учителя средств информации должны заниматься не развлекательными программами и вопросами, а воспитанием зрителей и слушателей в хорошем тоне в духе культурно-нравственного развития и совершенствования.

Да и в школе предмет о хорошей культуре и целомудренно-благочестивом и трудолюбивом поведении и образе жизни должен бы вестись и в младших и старших классах. Старшеклассникам в школах следовало бы дать профессионально грамотные и высоконравственные у уроки по подготовке молодых людей к будущим семейным бракам. Как сделать, чтобы браки заключенные никогда не распадались - ни в этой жизни, ни в будущей. Как поступать, чтобы прекратились аборты и всякие другие страшные пакости. И семья могла бы хорошо воспитывать своих детей.

Церковь, ее представители и труженики на местах должны со своими подопечными всячески стараться со страхом перед Богом и с большим усердием содействовать культурно-нравственному и духовному возрождению нашего российского народонаселения. В чем да поможет нам в этом благом труде Господь наш Иисус Христос и святые угодники Божий в земле Российской просиявшие.

Спасибо за внимание.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика