Новостная хроника Калужской епархии:

2009-09-24

24 СЕНТЯБРЯ в актовом зале Епархиального управления Калужской епархии состоялось заключительное заседание XII Богородично – рождественских образовательных чтений. На заседании, под председательством Владыки Георгия, архиепископа Людиновского, были подведены итоги работы секций и обсуждались общие результаты прошедших чтений.

С докладами выступили руководители секций: протоиерей Иоанн Паюл (тема секции: «Значение духовно – нравственных устоев семьи в истории России»), монахиня София (Ищенко) ( тема секции: «Влияние современного кинематографа на восприятие исторических событий»), протоиерей Алексей Жиганов (тема секции: «Исторические личности: их роль в развитии региона») и протоиерей Андрей Лобашинский (тема секции: «Проблема формирования историко-педагогической среды в воспитании молодёжи»). В обсуждении приняли участие представители священства и мирян Калужской епархии.

В ходе дискуссии по итогам чтений были выдвинуты, в частности, следующие предложения:

  • ходатайствовать перед властями Калужской области о создании регионального реестра важнейших местных дат, памятников и исторических личностей;
  • разработать региональный профиль исторического и краеведческого образования;
  • содействовать созданию на местах координационных советов преподавателей истории, русского языка, литературы, краеведения и Основ православной культуры, с целью обеспечения их эффективного взаимодействия;
  • повысить степень взаимодействия Православной церкви и светской школы, в частности – путём заключения договора о сотрудничестве между Калужской епархией и областным Министерством Образования.

Также участниками заседания были в очередной раз обсуждены механизмы конкретной реализации решений, принятых на чтениях. Прозвучали предложения о создании исполнительной комиссии чтений, по типу Межсоборного Присутствия, а также об учреждении фонда. Окончательный вариант итоговых резолюций чтений должен быть сформулирован и опубликован в ближайшее время.


Кризис, «гражданский брак»1 и воспитательная работа со студентами педагогического ВУЗа.

Артемова Т.А., кандидат социологических наук, зав. кафедрой социальной и организационной психологии КГПУ им. К.Э. Циолковского (г. Калуга)

Без духовного возрождения не возможно социально-экономическое возрождение России. Сегодня об этом пишут и говорят очень многие: руководители страны, ученые и публицисты. Начиная с 1992 года в российских законах «Об образовании» признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.2 Это признание позволяет углублять и расширять содержание образования,

В докладе представлен опыт преподавания темы «Православная семья» в курсе «Основы православной культуры», который читается студентам педагогического университета, и темы «Антропологический кризис» в курсе «Психология свободы», где студентам-психологам раскрываются взаимосвязи понятий свобода, кризис, кризис семьи и воспитательные парадигмы в психологии.

Процесс духовно-нравственного становления личности един, он непрерывно и неразрывно совершается в различных сферах жизнедеятельности человека. Системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Поэтому, семейная педагогика рассматривается как основа духовно-нравственного становления личности.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
По В.Далю брак - законный союз мужа и жены, супружество, таинство венчания. Во времена Даля и Пушкина брак, прежде всего, понимался как соединение четы церковью. То есть - мистический союз. Брак гражданский, без венчания и, как бы, без участия Небес, т.е. только гражданский, браком вообще не называли. Ближе к нашему времени сожительство стали называть гражданским браком, акцентируя его юридический, а не мистический характер. Еще позже гражданский брак стали называть законным, а произвольное сожительство стали называть гражданским браком.

Если углубляться в историю, то зародился гражданский брак в Нидерландах в XVI веке. Когда люди разных вероисповеданий не могли освятить свой брак в церкви, такие союзы узаконивала власть. В России он стал активно внедряться после Октябрьской революции. Первый гражданский брак в нашей стране в 1917 году зарегистрировала Александра Коллонтай с супругом. Правда, этот союз был не совсем удачным и через некоторое время распался. Сегодня 70%пар, проживающих в столицах Европы, не регистрируют свои отношения. В Москве это число приближается к 40 процентам.

Чтобы возникла настоящая семья, пара должна осознать важные семейные ценности: что есть семья? куда мы вместе движемся? как мы вместе эту семью строим? В гражданском браке таких задач не ставят, потому что люди не хотят ответственности. Они говорят: «Давай поживем друг с другом, давай проверим», они не говорят: «У нас с тобой семья». У каждого в голове звоночек «Чуть что, я могу уйти». «Гражданский брак» всегда обречён. Статистика говорит о том, что люди, которые были в гражданских отношениях, разводятся особенно часто. Результат - более 90% женщин, живущих в гражданском браке, отмечают в различных анкетах, что они замужем, в то время как около 80% мужчин называют себя холостыми.

Идея гражданского брака преподносится нашей молодежи, как простой способ принятия решения о браке официальном, психологи смело говорят, что гражданский брак – это эффективный способ не наделать более крупных ошибок.

«Специалисты по семейным отношениям» чаще всего ссылаются на то, что современному человеку нужна свобода выбора и решений, что ритм жизни, значимость образования и карьеры захватывают его целиком. Свободная семья, в которой интересы каждого выше общих интересов, - прямое следствие нашей быстро меняющейся жизни, а гражданский брак – это часть образа жизни современного человека, ценящего свою индивидуальность, работающего на перспективу, не привыкшего следовать традициям, если они идут вразрез с его мнением и целями.

Порой сами родители толкают детей на «гражданский брак»: «Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь».

Жизнь без обязательств? Совместная жизнь, в которой главное – интересы моего Я? Посмотрим на корни этой идеи …

Антропоцентрична гуманистическая традиция, гуманистические ценности ставят во главу угла индивида, личностное развитие понимается как достижение успеха в обществе. Основной тезис – «человек – мера всех вещей».

Гуманизм фактически стал возрождением язычества в Европе.3 В основу нравственности помещается стремление к счастью, которое объявляется моментом всеобщей эволюции. В ходе эволюции нравственность выступает средством смягчения, свойственной обществу и природе, борьбы между эгоизмом и альтруизмом. Именно здесь расположено основное место приложения сил учителя, как лица, ненасильственно управляющего нравственным становлением ученика. Главной целью воспитания является устранение всяческих противоречий между личностью и обществом, установление их равновесия.

Воспитательная роль “гражданского брака” действительно существует. Такая форма совместной жизни — вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных наслаждений. Поэтому люди в “гражданском браке” и живут довольно мирно, потому что ни что их не искушает — зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться и вдруг осознают, насколько резко придется изменить свою жизнь, возложить на себя какие-то обязательства, — это приводит к тяжелым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви.

«Гражданский брак» - это следствие очень глубокого общественного и личностного разрушения. В наши дни брак не воспринимается как нечто установленное не только Божественными, но и человеческими законами.

Сознание нового времени, отвергнув религиозное мировоззрение, отвергло вместе с ним и многие христианские понятия, подменив их внешне сходными, но противоположными по своей сути суррогатами (например, христианские добродетели – «общечеловеческими» ценностями, жертвенную любовь – альтруизмом и проч.). В качестве одной из важных характеристик нового времени можно назвать утверждение крайнего индивидуализма, ставшего основой идеологии разъединенного, атомизированного общества. А.Ф. Лосев характеризует гуманизм как «свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм» [1]. Религиозное понимание личностного начала в гуманизме было отвергнуто, однако сам термин «личность» прочно вошел в арсенал научного знания, хотя и стал использоваться в «век разума», как правило, для обозначения не личности, а индивида.

Гуманистическому, антропоцентрическому подходу к понятию личности присущи следующие особенности:

  • Личность рассматривается как совокупность системных психических – природных – свойств и качеств индивида.
  • С позиции филогенеза – личность понимается как совокупность качеств индивида, приобретаемых им на определенной ступени эволюции человеческого общества.
  • С позиции онтогенеза – личность изучается как совокупность свойств индивида, приобретаемых им на определенной ступени социализации, то есть в процессе интеграции личности в социальную систему – в общении, познании, совместной трудовой деятельности.
  • Цель образования личности – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Цель развития личности – ее самоактуализация, то есть способность индивида актуализировать в наибольшей степени свои индивидуальные способности. Само развитие при этом понимается как преобразование психики и поведения под воздействием социальной среды.
  • Свобода личности понимается в либеральном смысле – как такое состояние человека, которое никем, ничем и никогда не должно быть ограничено.

Гуманистические теории личности в разной степени акцентируют на выделенных выше особенностях. Сведение понятия «личность» к совокупности природных психических свойств индивида свидетельствует о чисто феноменалистическом, эмпирическом характере гуманистического подхода к этому понятию, игнорирующем ее глубинные, сущностные, метафизические основы. Представление о личности человека как одновременно продуктах филогенеза и онтогенеза во всей полноте впервые мы встретим в марксизме, выдвинувшем принцип биосоциальности человека. Возникшая на отрицании христианской системы ценностей гуманистическая концепция личности естественным образом стала определять и гуманистическую парадигму образования.

Традиционные для России духовные основания семьи имеют совсем другую онтологию. Семья — это не только «совместное ведение хозяйства и продолжение рода» - это еще и крест, семейная жизнь — крестоношение, и для нее необходимы такие качества, как терпение, мужество, прощение, смирение. Семья — это, прежде всего, труд, настоящая семья — это аскеза. А к подвигам современный человек не способен, поэтому хватается за легкость пути «гражданского брака».

В Православии семья — это один из путей спасения, и этим путем идет большинство людей. Чин венчания в символах показывает, что ожидает человека: венцы — это не только венцы царские, это и венцы мученические (не случайно поется: «Святии мученицы...»); общая чаша вина — это общие радости и горести. Не на удовольствия нужно настраивать себя, а на труд, на ответственность за членов своей семьи.

Студентам предлагаются для осмысления основные идеи христианской антропологии, традиционные для России основы образования и воспитания.

Протоиерей Владислав Свешников: «Человеческая личность не состоит из различных нравственных, умственных, интуитивных и всяких прочих качеств – но они только различаются, открываются, воплощаются в личности. Человек – не мешок с качествами и даже не просто хороший мозаичный узор, в котором все великолепно подобрано и пригнано. И не самодовольство заставляет считать себя образом Божиим. Хотя в гуманистическом безумии человек может ставить себя на высший пьедестал вне и помимо Творца, не видя, что этим он в своем испорченном сознании не возвышает, а принижает значимость человеческой природы и личности». (2)

«Любой священник и тем более Церковь в целом является обладателем богатого опыта наблюдения за различными жизненными ситуациями. И поэтому они могут говорить о том, что всегда в основе гражданского брака лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь и только любовь. И если она есть, то что может людей удерживать от вступления в брак по-настоящему? Может кто-нибудь на этот вопрос ответить? Ведь, согласно христианскому учению, брак — это таинство, некое чудо, в котором два человека становятся одной плотью. И если мужчина и женщина не решаются скрепить свой союз законными узами, я уже не говорю о церковных, то в их жизни этого чуда не произойдет. Они так и останутся друг другу чужими. А страшно прожить всю жизнь с чужим человеком». (3)

«Важно понимать, что сожительство вне законного брака губительно для души мужчины и женщины. Каждая девушка сознательно или неосознанно хочет быть женой и матерью. А роль сожительницы ставит ее в противоестественное положение. Во-первых, она не уверена в своем будущем. Неизвестен результат этой «проверки». Станет ли она женой? Или останется одна с израненной душой и горьким опытом псевдосупружества? А если эксперимент не удался? Женщина переживает столько страданий, унижений и несправедливости по отношению к себе, что трудно и представить. У мужчин совершенно другая психология. Это, конечно, не проходит бесследно для души. Женщины таким противобожеским сожительством сознательно разрушают свою собственную личность. В результате мы получаем инфантильных, малодушных и безответственных мужчин. И агрессивных, озлобленных, скандальных женщин. Что в этом хорошего, практичного, даже со светской точки зрения?» (4)

Современный кризис, в том числе и кризис семьи – это в первую очередь кризис европейской модели человека.

  • 1. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М, 1978. С. 109.
  • 2. Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики. М., 2001. С. 565.
  • 3. Нектарий (Морозов), игумен гражданский брак – не брак? http://www.pravoslavie.ru/smi/918.htm
  • 4. Александр Ильяшенко, протоиерей Эксперименты с гражданским браком. http://www.pravmir.ru/article_3429.html
  • 5. Сергей Буфеев Православное понимание личности http://rl-online.ru/articles/2-04/432.html
  • 6. Виктор Слободчиков Антропологический кризис в современной европейской культуре. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/280.htm

 

1 Речь идет не о браке, зарегистрированном в загсе (который признается Церковью как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без регистрации и венчания, именуемом почему-то "гражданским браком».

2 1992 году вступил в силу Закон РФ "Об образовании", который отозвался на духовно-исторические перемены в укладе жизни народа и государства статьей 2 – о принципах государственной политики в области образования. В январе 1996 года был подписан новый Закон РФ "Об образовании", в котором сформулированные прежде принципы государственной политики в области образования полностью сохранены. При этом два положения получили новую редакцию. К принципам государственной политики в первую очередь закон относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В сентябре 1997 года был подписан Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В преамбуле Закона признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Особенно это относится к предметам историко-филологического цикла. В ст. 5 говорится о праве на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. В законе мы встречаем положения о свободе выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, об ответственности за оскорбление религиозных чувств.

В августе 1996 года был принят Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В ст. 8, в числе основных задач высшего учебного заведения, значится сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. В ст. 3 говорится о свободе педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также о свободе студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Принятые Законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" позволяют говорить об особом служении государственной системы образования, которое заключается в защите национальной духовности и культуры, а в их становлении и развитии особую роль всегда играло Православие. При этом образование рассматривается как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества.

3 Эволюция педагогических воззрений в Европе являет собой наиболее наглядный пример, это подтверждающий. К середине второго тысячелетия в европейском просвещении наступил глубочайший кризис, вызванный схоластикой в философии и иезуитизмом в этике. Попыткой предотвратить крах становится Возрождение, предложившее обновить европейского человека гуманистическим духом Древней Эллады. Позже возникает этика и педагогика Ж.-Ж. Руссо, утверждавшего, что человека нужно возвратить природе и изгнать из него все надприродное, «сверхъестественное». Сенсуалист Дж. Локк развивал идею, что все существо человека выводится из чувств и сводится к ним. Если отбросить все ненужное, то останутся чувства, которые и делают человека человеком. И. Кант предложил новый взгляд на человека: человек существо прежде всего рациональное, только разум делает человека человеком. Против такого понимания выступил А. Шопенгауэр, согласно учению которого человек не сводим ни к чувствам, ни к разуму, но есть прежде всего воля. Из волюнтаризма А. Шопенгауэра и эволюционизма Ч. Дарвина логически вытекала следующая теория европейского гуманизма – ницшеанство. «Если обезьяна – переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку!» – спрашивает Ф. Ницше. И отвечает на этот вопрос утвердительно. Но что такое сверхчеловек? Это воля к могуществу, это инстинкт самосохранения. Для сверхчеловека нет ни добра, ни зла.

Главной ценностью нового времени, возродившего эвдемонический тип мировосприятия и языческое по сути (хотя и христианское по форме) отношение к жизни, является гуманизм. Гуманизм, признающий человека мерою всех вещей, антропоцентричен по своей сущности. Можно рассуждать об отличиях классического гуманизма ренессансного типа от позитивистского гуманизма эпохи Просвещения, прослеживать его дальнейшую вплоть до настоящего времени, но главная суть его останется неизменной: в христианской терминологии – это первородный грех, то есть утверждение бытия на безбожной основе, эгоистическое стремление все отнести к себе и все определить собою. Если «человек – это звучит гордо», то мы должны признать, что сатана, возвысивший себя выше Бога и призвавший к тому же человека, звучит еще более гордо, и потому он может быть назван родоначальником гуманистов.

Архив новостей

2024
Август
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика