Летом 1849 года по приглашению Александры Смирновой-Россет, жены калужского губернатора Н.М. Смирнова, Калугу впервые посетил русский писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь.
Увидев панораму города с правого берега Оки, Гоголь назвал Калугу «малым Константинополем». Не исключено, что на такое сравнение писателя навёл византийский купол Свято-Троицкого собора в окружении прочих златоглавых церквей.
В середине XIX века в Калуге имелось от тридцати до сорока действующих церквей и четыре монастыря в черте города. Все калужские храмы были каменными.
В списке калужских церквей, составленном в середине ХIХ века, на первом месте стоит: «1. Троицкий собор трех-престольный. При нем домовые церкви: 2. Богословская. 3. Никольская».
Каким же было здание Свято-Троицкого собора глазами Гоголя и его современников, то есть в середине XIX века?
Кафедральный Свято-Троицкий собор был со всех сторон обнесён тесно примыкающей к стенам колоннадой, на углах располагаются пилястры (вертикальные выступы стен, условно изображающие колонны). В промежутках между колоннами, в верхней части были помещены священные изображения небольших размеров.
Боковые входы собора украшали фронтоны (треугольные завершениям фасада здания) на шести колоннах, во фронтонах имелись росписи на темы Священной Истории.
Купол выполнен в византийском стиле в форме полушария, внутренний диаметр которого составляет 16,75 метра (наружный – 19,95 метра). Высота внутри храма от пола до купола составляет 36 метров.
К Троицкому храму примыкала четырехъярусная колокольня высотой около 83 метра.
Первый ярус колокольни выполнен с портиками на четырёх колоннах с каждой стороны. В угловых углублениях колокольни расположены колонны с капителями. Колокольню венчает длинный шпиль.
С точки зрения архитектурного стиля, здание Свято-Троицкого собора Калуги представляет собой сочетание классицизма и ампира.
Воображение калужан и города поражал уникальный иконостас Троицкого собора, выполненный по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова.
Иконостас Свято-Троицкого собора по проекту Казакова представлял собой искусное архитектурное строение в стиле ампир.
Он относился к типу распространенных в ту эпоху «низких» иконостасов со сложным многоплановым построением. Среднюю часть иконостаса занимала выдвинутая вперед перед полуротондой триумфальная арка с царскими вратами.
В проёме арки алтаря иконостас был высотой около восьми метров и имел множество замысловатых лепных украшений.
По воспоминаниям современников, весь интерьер Свято-Троицкого собора, выдержанный в стиле зрелого классицизма, был необычайно светлым. Роспись собора была частичной. Стены собора были отделаны искусственным мрамором розового цвета с небольшим лепным пояском по периметру храма.
Пол был выстлан чугунными плитами с заводов Демидова. В центре собора висела громадная хрустальная люстра, изготовленная на стекольном заводе Небольсина. Купец Чернов выписал из Англии часы, которые поместили на колокольне Свято-Троицкого собора.
При третьем калужском губернском архитекторе Николае Фёдоровиче Соколове окончательно достроили последние корпуса Гостиных рядов и здания Присутственных мест, в одном из которых расположилась духовная семинария.
Таким образом, со второй трети XIX века Троицкий собор стал ещё и главным «учебным» храмом для будущих священнослужителей. В Свято-Троицком соборе хранились множество старинных икон, в том числе и список с чудотворной иконы Калужской Божией Матери — святыни Калуги.
2024 |
Апрель |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.