Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Газета знамя

Интервью архиепископа Климента
Газете «Знамя» (г. Калуга) 3 августа 1999 года.

Вопрос: Какие события повлияли на ваш выбор жизненного пути?

У меня с детства было стремление стать священнослужителем. Помню, придя из храма с братом, он сейчас тоже епископ, управляет Тобольской епархией, мы с ним продолжали “служить” дома, т.е. у нас игрой было совершение служб. Дом у нас был как бы церковь, одна комната становилась алтарем, туда никто не мог заходить. Брали молитвослов, и пели песнопения из богослужений. По очереди служили и были на клиросе, скатерть со стола была вместо фелони. Совершали каждение дома, кропили святой водой. У нас с ним в том возрасте было стремление служить Богу и Церкви.

 

Но главное, я думаю, повлияла та среда и тот настрой, который имела родительница и вся семья. Отец считал себя верующим, но в храм ходил редко. Мама, глубоко верующий человек. Она веру восприняла от бабушки по линии отца. Кроме того, в молодости она получила помощь от Святителя Николая, который во сне явился ей и предупредил об опасности. Это было прямо перед войной. В сорок лет у нее был первый обширный инфаркт, она болела почти пол года. Мы тогда с младшим братом были совсем маленькие, и по ее словам, она все время молилась Божией Матери, чтобы Та исцелила ее не ради жизни для себя, а чтобы вырастить нас. Мы с младшим братом, я помню, часто ходили в то время в наш храм в поселке Удельная под Москвой. Храм был недалеко от дома, минут 8-10 ходьбы, и молились Святителю Николаю, чтобы выздоровела мама. Храм в честь Святой Троицы, придел в честь святителя Николая, и там был чудотворный образ святителя Николая, и мы всегда перед ним молились. После выздоровления родительницы, мы, мама и все братья, стали ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там познакомились с такими столпами духовности того времени, как архимандрит Петр, в схиме Серафим, архимандрит Серафим, архимандрит Феодорит. И более молодой в то время братией монастыря архимандрит Тихон (Агриков), архимандрит Кирилл, архимандрит Наум, тогда архимандрит ныне архиепископ Чебоксарский Варнава и многими другими из братии лавры. К нам часто домой стали приезжать насельники лавры, а также монахи и из других монастырей. Взрослые вели с ними беседы о духовной жизни, задавали вопросы, а мы слушали. Особо близок был к семье архимандрит Тихон. В лавре вокруг него было всегда много молодежи. Кроме того он был доцент Московской духовной академии, и к нему приходило много студентов за духовными советами. Мы у него всегда исповедывались, и он благословил нас причащаться один раз в три недели. Тогда мы почти каждое воскресенье ездили в лавру. Это было трудное время. Эпоха гонений Хрущева на Церковь. Мне было двенадцать лет. В то время закрывались монастыри и храмы. Мы жили в Подмосковье, в лавре или в Москве было останавливаться не безопасно, и к нам домой часто приезжали паломники с разных мест, чтобы переночевать, а затем ехать в лавру. Они рассказывали, где что присходит, где закрывают храмы и монастыри, и как люди защищали свои святыни. Как изгоняли, а точнее вытаскивали из храмов, чтобы забрать его у верующих. Народ вместе со священниками мужественно отстаивал свою веру. Особых нападок тогда подверглись священники. В то время мы с братьями были уже убежденно верующими, и когда слышали все это, наша вера только укреплялась, и постоянно росло внутреннее желание, скорей вырасти и стать священником, а то их не хватает. То есть, желание служить в Церкви оно с детства и сама жизнь вела к этому.

Вопрос: Вы Владыка говорите, мы с братьями, а скажите несколько слов о своих родителях и о всей семье?

Мои родители родились незадолго до революции 1917 года, так что росли уже в советское время, но их родители, т.е. мои бабушки и дедушки, сохранили веру и христианский уклад жизни. У них дома всегда почитались православные праздники, в эти дни никто не работал. Имелось особое уважение к старшим и родителям, как рассказывает мама, никто не перечил родителям. Этому учили мои родители и всех нас. У меня три брата. Старший протоиерей Николай, он действительно был как старший для нас. Когда у мамы был первый инфаркт, а всего за период с 1956 по 1964 года она перенесла три инфаркта, он полностью взял на себя о нас младших попечение. Ему тогда было 14 лет, а он вел почти все дела по дому. Отец был с утра до вечера на работе, уезжал в семь утра, приезжал в 7-8 вечера, по профессии он электрик. Старшему брату приходилось покупать продукты, готовить, следить за домом и огородом. Он тогда объездил многие храмы и записывал болящую родительницу на поминовение. Тогда он первый раз ездил в Лавру, чтобы там попросить монахов о молитве за маму. Окончив семь классом, он поступил ПТУ и вскоре стал работать, этого требовали семейные обстоятельства, т.к. мы не могли прожить на зарплату отца. В 18 лет он поступил в Московскую духовную семинарию, это был 1960 год. Старший брат один среди всех женат, имеет четырех детей. Все мы остальные трое монахи, второй брат архимандрит и служит на приходе под Москвой, а младший архиепископ Тобольский и Тюменский.

Вопрос: Вы, Владыко, из глубоко верующей семьи, что все Ваши братья пошли по духовному пути, факт удивительный. Как сохранилась вера в Вашей семье в безбожное время, как удалось сохранить её в душе и пронести по жизни?

Да, действительно, время было сложное. Я говорил о той домашней обстановке, которая помогала уберечь веру, хотя внешняя среда ее наоборот подавляла. Сохранить веру в то время это был подвиг. Возьмите сейчас, нет внешних ограничений, даже в некоторой мере правительство хоть внешне, но поддерживает Церковь, а народ в вере не укрепляется. Тогда внешний советский мир был агрессивен по отношению к верующим, но народ твердо стоял за Церковь. Выгоняли с работы за то, что верующий, высмеивали. Особенно трудно было сохранить веру молодежи. Много к нам домой приходило знакомых, которые были верующими, а дети их отказывались ходить в Церковь и носить крестик. Здесь, я думаю, много на таких людей влияло маловерие, и некий ложный страх, что если дети будут ходить в храм, то станут какими-то отсталыми. Не отсталыми они стали бы, а духовно здоровыми, что самое главное для человека. Наша семья тоже пережила разные нападки. Угрожали родителям забрать нас в детдом, если будем водить в храм. Да и нас порой высмеивали преподаватели перед одноклассниками. Все это пережить было трудно, но нас всегда поддерживала мама, она говорила: “От Бога не отрекайся. Смотри, как святые поступали, когда их мучили, и получили венец”. Мы в то время много читали жития святых, и их пример укреплял нас. Но скажу, главное в деле сохранения веры внутренняя обстановка в семье. Если родители будут словом учить, и сами жить по Евангелию, это благотворно будет сказываться на всей семье.

Вопрос: Вы встречали в школе или среди соседей людей, которые разделяли Ваши убеждения и помогали Вам?

Добрых людей я встречаю всю жизнь. Когда с мамой был первый инфаркт, то к нам приходили все соседи, чтобы как-то помочь. Врачи из поликлиники приходили на день по несколько раз, даже и тогда, когда их не вызывали. Они знали, что вся семья верующая, старались оказать помощь. Приезжали даже из Москвы, и все удивлялись, как мама, перенеся столько болезней, смогла вырастить нас верующими. Большую помощь оказывал и мой классный руководитель, Дмитрий Михайлович Богородский. Человек партийный, он преподавал в школе историю, но вел свой предмет так, что не касался вообще вопросов веры и обходил идеи атеизма. Каждый раз, когда должны были принимать в пионеры или должно было проходить собрание, когда разбирали “пережитки прошлого”, он приглашал маму и говорил, что нам в этот день лучше в школу не приходить. Однажды, мне было около 13 лет, мы с братом на Пасху ездили в Лавру, и после ночной службы возвращались домой на первой электричке. Придя на платформу за несколько минут перед отправлением поезда, мы сели в последний вагон и пошли по вагонам в перед поезда, и вдруг я вижу своего классного наставника, Дмитрия Михайловича. Мы с братом разворачиваемся и без остановки побежали в конец поезда. Нас охватило чувство, что он был послан выслеживать нас. Это был разгар хрущеских гонений. Оказывается, как я позже узнал, когда учился уже в духовной академии, он был глубоковерующий человек, хотя и партийный, и что в школе не было на нас сильных нападков, это благодаря ему. Он постоянно там отстаивал, что верить в Бога, это наше личное дело, и что школа не должна давить на семью, если мы не нарушаем дисциплину. В 70-е годы, он, уйдя на пенсию, вышел из партии и поступил работать в Издательский отдел Московской Патриархии. Это один из примеров того, что и в то время было много людей, которые даже будучи партийными помогали верующим.

Вопрос: Ваше трогательное отношение к детям - это Ваша родовая черта?

Я много описал о своем детстве, и из этого видно, что оно не легкое было у меня. Когда в шесть лет все говорят, что мама может умереть. И на грани смерти она была неоднократно. Прожить большой семье на одну зарплату это не просто. Верить в Бога и учиться в советской школе это не легко. Дружить, играть со своими сверстниками и внутренне отделять себя от этого неверующего мира это требует больших усилий. Расти и не иметь радости от Рождественской елки. Когда я был направлен в Америку, то в наших приходах были воскресные школы, для детей устраивались рождественские елки и пасхальные утренники, и тогда я задавал себе вопрос: «А почему у нас этого нельзя?» Когда вернулся из США и назначен был в Калугу, положение в стране стало меняться, и я сразу при Свято-Георгиевском соборе открыл воскресную школу.

Сейчас, когда я вижу молодежь, детей свободно приходящих в храм, я вижу их на много счастливей, потому что другое, более благоприятное они имеют время, чтобы вырасти хорошими, чтобы укрепить веру, чтобы сохранить чистоту жизни, чтобы научиться приносить пользу Церкви и Родине, чтобы меньше плохого, греховного было в их жизни. Они могут и радоваться на Рождество, могут провести каникулы с такими же как они верующими детьми. А когда вместе то легче и молиться, легче и поститься, легче и учиться делать добро. Ведь многому греховному человек приобщается в детском возрасте, и затем всю жизнь борется или пытается бороться с поселившимся в нем греховным началом, и не всегда ему удается избавиться от греховной привычки. В советское время была идеология приучить ко греху, ибо считалось так можно искоренить религиозные предрассудки. К примеру, возьмите компанию по спаиванию населения. Даже такой прекрасный фильм “Судьба человека” не мог обойтись без граненого стакана. Это преподнесено как героизм. Сейчас Россия расплачивается за это, но мы не должны упустить современную молодежь, чтобы она увлеченная дурманом легкой жизни, наркотиков, вседозволенности, бездушной западной культуры снова была увлечена на путь жизни приносящей страдания. Церковь может помочь детям уберечься от греха, и это, я вижу, должно быть ее одно из основных служений.

Вопрос: Владыка, очень трудно представить Вас в сильном гневе, в состоянии раздражения, крикливости и т.д. Ровное состояние духа - это врожденное или приобретенное качество? Если последнее, то как Вы это достигли?

Думаю приобретенное качество. Мне в детстве пришлось думать, могу ли я, как верующий, делать то или иное дело, могу ли пойти с друзьями гулять, ведь завтра праздник. Когда надсмехались, что верующий, я осознавал, что не могу ответить, а должен просто от них отойти и т.д. Кроме того, родители следили за нами, чтобы мы, братья, не ссорились и не ругались между собой, если что и происходило, то мама наставляла нас, чтобы мы примирились и не хранили зла на другого. Но, скажу, это все подается от Бога, Он ведет каждого человека своим путем. И если человек желает воспользоваться помощью Божией в развитии в себе добрых качеств, анализирует свои поступки, желает искоренить плохие привычки и прилагает в этом направлении свои усилия, то и Господь помогает ему, а если уклоняется, то естественно он не приобретает этих качеств.

Вопрос: Вам никогда не приходило в голову мысль сравнить свою деятельность с деятельностью Ваших предшественников по Калужской кафедре?

Подготавливаясь к юбилею 200-летия учреждения епархии, я внимательно изучал деятельность своих предшественников, их труды по духовному просвещению своей паствы, и нашел много интересного для себя лично и для своего служения Церкви. Сравнивать себя с ними я не дерзаю. Это были великие архипастыри Христовы. Я в сравнении с ними духовно слаб. Возьмите, к примеру, сколько сделали такие калужские архипастыри как Феофилакт Русанов, Евлампий Введенский, Евгений Болховитинов, Филарет Амфитиатров, Феофан Туляков, Августин Беляев. Мы духовно еще далеки от них. Епископ Евлампий возглавлял епархию в сложное для России и Калуги время. Французы господствовали в Москве и двигались к Калуге. Он вместе с народом пребывал в постоянной молитве и крестным ходом с иконой Божией Матери обходит город Калугу, и мы знаем, что заступлением Царицы Небесной наш город был спасен. А благодаря духовной мудрости архиепископа Филарета Амфитиатрова Господь даровал нашему народу великий сонм Оптинских старцев. Он стал возрождать запустевшие в то время монастыри и пригласил в Оптину пустынь учеников преподобного Паисия Величковского для возобновления утраченной традиции старчества. После революции 1917 года калужские архиереи приложили все усилия вплоть до личного самопожертвования, чтобы сохранить епархию, сохранить храмы, сберечь веру в сердцах людей. В то время многие епархии прекратили свое существование, и это сказалось на духовном состоянии народа, что чувствуется там и сейчас. В нашей епархии епископы был почти все эти годы, и совершали свое служения не боясь смерти за Христа. Каждый из моих предшественников сделал много для укрепления и сохранения веры.

Вопрос: Кстати, собираются ли некоторых из них канонизировать, есть ли на это воля Божия?

Какая воля Божия, я не знаю. Но у меня есть намерение более внимательно изучить их труды. Однако это не означает, что стоит вопрос об их канонизации. Одним из основных факторов канонизации является почитание в народе, и проявление через них помощи Божией людям. Прославление, т.е. причисление к лику святых это таинство, через которое Бог дает в помощь людям для достижения спасения избранных лиц, которые своей подвижнической жизнью достигли святости, делами содействовали спасению людей, или через мученичество засвидетельствовали веру во Христа. У Бога святых много, но к лику святых, которые почитаются в Церкви земной, причислены те, жизнь которых служит примером для подражания.

Вопрос: Кого из святых Вы особенно почитаете, к чьей помощи чаще всего прибегаете?

Я почитаю всех святых. Каждый из причисленных Церковью к лику святых имеет силу предстательства перед Богом, в чем мы все нуждаемся, и о чем нам говорит наша жизнь. Я уже говорил, что с детских лет приучен обращаться в молитвах за помощью к Божией Матери, святителю Николаю, преподобному Сергию Радонежскому, своему небесному покровителю, которого я получил от купели Крещения, преподобному Герману Соловецкому. С принятием монашества я постоянно в молитвах обращаюсь к священномученнику Клименту Римскому. Прибыв в Калугу, особые молитвы возношу святым Калужской земли, и чувству их постоянную помощь. Но особые духовные силы я получаю через молитвы Спасителю. Я с особыми чувствами читаю «Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу» с припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Покаянный Канон мне как в зеркале помогает увидеть свое внутреннее состояние, почувствовать свое несовершенство, свою человеческую слабость. Приобрести такое чувство очень важно для каждого человека.

Вопрос: Знаю, что Вы очень любите посещать источник преподобного Тихона. Это дает Вам силы?

Источник преподобного Тихона это удивительное, Богом для нас данное место, и вода в нем имеет целительную силу. Он очень почитаем верующими людьми. Даже в годы атеистической идеологии власти не могли полностью закрыть его от посещения. Ни колючая проволока, ни попытки забетонировать водоносные ключи не могли остановить народ от его посещения. Когда я приехал в Калугу и на следующий же день посетил источник, то насилу смог к нему подойти, т.к. вся местность была заболочена. Мы пропели на источнике тропарь, кондак и “Ублажаем…” преподобному Тихону, и тогда я просил Преподобного, помоги возродить это освященное твоими трудами место. Оно, после Нью-Йорка, произвело на меня глубокое духовное впечатление, как особо святого места. Я при первой встрече с руководством области поставил вопрос о его передаче. Тогда была еще сильная инерция в решении этих вопросов. Вопрос положительно был решен только к весне 1991 года. Мы сразу принялись за его благоустройство. К осени была отсыпана дорога, и этим я поручил заниматься протодиакону Владимиру Карельскому и здесь очень помогло нам руководство Пятовского карьера. В октябре того же года был заложен храм на источнике в честь Живоносного Источника. И уже зимой 1992 года мы вели его строительство. Я часто тогда приезжал туда, и посещение этого места всегда меня укрепляло. Когда сделали купальню, я стал туда приезжать чтобы окунуться в ней. И я действительно от этого чувствую обновление сил. Вода по истине имеет целительное значение, но человеку, который пьет ее или купается на источнике необходимо иметь веру.

Вопрос: Ваше служение в ОВЦС и на калужской кафедре - жизнь без выходных, даже во время отпуска. Это же колоссальное напряжение. Вам удается хоть когда-нибудь выспаться, посвятить себя любимому делу? Кстати, каким занятиям на досуге Вы отдаете предпочтение?

Главное в жизни я считаю не выспаться, а что-то сделать полезного. Для меня отдых, когда я приезжаю из Москвы в Калугу. Я могу заняться делом, которое по душе, т.е. решать вопросы, которые приносят пользу людям. Когда я был назначен в Калугу, в городе было только три храма, на такой город этого мало, не хватало в епархии духовенства, было всего 36 священников. Сейчас в Калуге действующих 14 храмов, и три восстанавливаются, а в епархии 136 священников и диаконов, и действует Духовная семинария, где обучается 94 молодых человека, и Епархиальное женское училище. Но у нас другая осталась нерешенной проблема, нет храмов в новых городских районах. Эти районы построены в советское время, и тогда не учитывались духовные запросы населения. Государство наоборот стремилось искоренить веру в сердцах людей, веру в Бога, а насаждало веру в светлое коммунистическое будущее на земле, веру в своих вождей. Поэтому сейчас я поставил задачу построить храмы в новых районах города, которую мы и решаем.

А любимым моим занятием является осмысление роботы, которую необходимо сделать. Я, откровенно говоря, вникаю в епархии во все вопросы. Лично прочитываю все письма, которые приходят в мой адрес, и которые направляю. Я сам их формулирую и редактирую. А что еще, много работаю на компьютере. На компьютере начал работать в Америке и работаю где-то 14 лет, и это мне облегчает работу.

 

Вопрос: Но говорят, это вредно?

Я скажу о духовной стороне вопроса. Да, действительно в компьютерах есть духовная опасность, если его использовать для игр, или сотворить из него кумир. Игры компьютерные кроме того, что делают расшатанной психику человека, тормозят развитие детей, они, и я считаю это главная их опасность, делают человека духовно мертвым, безразличным к окружающим, агрессивным. Особенно опасны игры, где есть насилие и жестокость. Играющий, а особенно ребенок через постоянное стремление в игре убить или еще что-то сделать жестокого сам зомбирует себя. Когда играет, он постоянно сосредоточен на поставленной в игре цели, чтобы воплотить в жизнь. Убить, так больше, и т.д. Через постоянную мысль об этом он становится рабом этой мысли, она делается для него родной. Он уже внутренне подготовлен к реальному ее воплощению, а отсюда растет криминальная ситуация в нашем обществе, а человеческая жизнь теряет ценность. Кроме того, человек, увлекающийся компьютерными играми, не вспоминает о Боге, а весь увлечен этой игрой, и она становится для него идолом.

Другое дело использовать компьютер в работе. Для ведения переписки, составления каталогов в библиотеках, разработки проектов храмов, научных целях, составлении архивов, ведение бухгалтерии и т.д. В этой ситуации компьютер облегчает работу, и если он так используется, то он духовно безопасен.

Вопрос: Владыка, до прибытия в Калугу, Вы были епископом в Северной Америке. Где и как проходило Ваше там служение?

Да, после избрания Священным Синодом епископом в 1982 году, я был четыре года Управляющим Патриаршими приходами в Канаде и США, а с 1986 года управлял приходами только в США. Разделение было вызвано тем, что очень сложно управлять приходами в разных странах. Центр приходов в Канаде находился в Эдмонтоне, это Западная Канада, а в США - в Нью-Йорке. В Канаде мы имели 24 прихода в двух провинциях, в США – 38 приходов в 11 штатах. Большая часть приходов в США мы имели в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Калифорния. Мне там приходилось много время тратить на поездки по приходам. Я все приходы посещал в течение года, в некоторых бывал и по несколько раз. Кроме того, жизнь приходов в Канаде и США различная. В США прихожане более активные, и они больше сохранили наши традиции. Там и разная психология прихожан, в США хорошо развита жизнь общин. Это сложилось исторически. Основу прихожан в наших приходах в США составляет т.н. «экономическая иммиграция», т.е. переселенцы из России и Закарпатья, которые приехали в Америку в конце прошлого начале этого столетия в поисках работы. У них тогда сложилась традиция в общинах поддерживать друг друга, собираться вместе в помещениях при храмах для обсуждения волнующих их вопросов. Эта т.н. социальная сторона жизни приходов сохранилась и сейчас.

Вопрос: Скажите, в чем отличие верующих калужской епархии от православных людей, которые окружали Вас в Америке?

В Калуге, как и в других местах России, народ более религиозен, с большей любовью относится к богослужениям и святыням, которые дал нам Господь. Живя на чужбине, русские люди утратили много традиций православных и приняли в свою жизнь традиции американской культуры, которые по своей сути протестантские или католические. К примеру, в Америке почти не берут домой прихожане Крещенскую воду. У нас праздник Крещения Господня очень почитается народом. Много людей в Калуге приходят в Крещенский сочельник и в самый день праздника в храм на богослужение, и чтобы взять Святой воды. В Америке в эти дни храмы полу пустые. Там люди приходят в храм только по воскресеньям. Очень мало людей бывает в праздники, если они приходятся на будние дни, и почти никого не бывает на всенощных. Много формального отношения у американских прихожан к исповеди. Она там сводится к чтению разрешительных молитв, и там почти нет никакого духовного попечения. Там чаще можно встретить священника смеющегося в ресторане с прихожанами, чем рассуждающего с ними о вопросах духовной жизни. Православие для большинства стало наследием их предков, а не жизнью.

Вопрос: Заметила, что Вы не любите многословия и собранны во время деловых встреч и приемов. Как научились Вы ценить свое и чужое время?

Мне раньше временами приходилось по долгу ждать, чтобы решить тот или иной вопрос. Ходить по гражданским инстанциям. Я уже говорил, что у мамы были большие проблемы со здоровьем. Мне было 16 лет, когда скончался отец. В это время два старших брата уже учились в семинарии, и ответственность за решение дел по дому лежала на мне. В этом возрасте все всегда торопятся, так мне, когда шел по делам, и должен был ждать, все время приходила мысль, почему не сделать так, чтобы люди пришли в назначенное время, решили необходимые вопросы, и через это сэкономили свое время. Ведь у всех время не хватает. Отсюда и такое чувство, что время каждому дорого, и его необходимо беречь. Кроме того, когда я служил в Америке, я часто встречался с различными людьми, включая высокопоставленных лиц в правительстве США, ООН, Губернаторов штатов, а также деловых кругов, и я видел, как плотно расписан у них график, и при встречах мне приходилось учитывать это. Чтобы изложить все вопросы, и они могли понять позицию Церкви, следовало их четко формулировать и излагать в краткой, но доступной форме. Кроме того, нужно было и учитывать то, что они не знакомы с Православием, почти ничего не знали о Русской Православной Церкви. В беседах необходимо было рассказывать и о Церкви, и решать имеющиеся вопросы, и на все это иногда отводилось только тридцать минут. Когда закончилась командировка мне этот опыт пригодился здесь, и я считаю, что очень важно уметь ценить время людей, ведь многие в Калугу приезжают из далека, и им, решив вопросы в епархии, необходимо возвращаться домой.

02.08.99 13:50

Вопрос: Какие раздумья вызвали у Вас торжества по случаю 200 - летия епархии, визит Патриарха на Калужскую землю? Какие задачи Вы ставите перед клиром на ближайшие годы?

Празднование юбилея Калужской епархии, это не просто торжество призванное нести людям радость, это в первую очередь некоторый духовный рубеж, который обязывает нас проанализировать прошлое и определить планы на будущее. Подготавливая юбилейные мероприятия мы стремились, чтобы они дали возможность людям почувствовать себя православными. Мы считали важным создать для людей больше возможности увидеть и услышать их Предстоятеля - Патриарха, и чтобы праздник вошел в их жизнь. Одновременно, в епархии мы внимательно изучали весь прошедший период нашей работы, чтобы определить планы подготовки к 2000-летнему юбилею пришествия в мир Сына Божия. Ведь мы стоим перед этим славным юбилеем христианства. Нас отделяют не года, а уже месяцы и события, проведенные епархией мероприятия в этом году, готовят нас к этому юбилею.

В настоящее время мы являемся свидетелями необычайного процесса возвращения к своей вере тысяч россиян, много пожилых и молодых людей приходят в Церковь и в ней обретают искомое – хранящуюся Истину. И здесь важно, чтобы, приходя в храм, они почувствовали заботу о них со стороны Церкви. Отсюда вытекает главная задача и для священника – быть истинным служителем Христовым, быть вместе со своей паствой, быть духовным отцом для каждого приходящего в храм, жертвенно, не ради каких-то шкурных интересов служить народу, а для спасения его. Священник свет Евангельской истины должен нести в каждую семью, в жизнь каждого человека, а поэтому сейчас важную роль играет активизация духовного просвещения на всех приходах и в монастырях. Необходимо возрождать жизнь людей на основе святоотеческого духовного наследия. Ведь как чистый стакан, не омываемый водой наполняется пылью, так и человеческая душа не будучи омываема постоянно водами Священного Писания и трудов Святых Отцов погрязает в пороке и удаляется от Бога. Особого внимания требует молодежь. Много молодых людей в настоящее время остаются еще очень далекими от христианской жизни. И это очень прискорбно, так как именно этому молодому поколению предстоит устроять жизнь нашего общества в грядущем третьем тысячелетии. Исходя из этого мы планируем проведение различных молодежных мероприятий, чтобы молодежь могла больше узнать о Боге.

Вопрос: Ваше отношение к царю - мученику Николаю 2, фактом мироточения икон с его изображением, связываете ли Вы какие-то надежды с канонизацией царской семьи?

Когда мы с Вами недавно говорили о канонизации кого-то из предшественников, я указал на важность в этом вопросе почитания в народе. Что касается царской семьи, то их почитание очень широко. Многие люди имеют уже их иконы дома и возносят перед ними свои молитвы, т.е. один из основных факторов для канонизации на лицо, а поэтому и вопрос канонизации это вопрос времени. Я надеюсь, что в новое тысячелетие мы войдем, прославив весь сонм новомучеников, включая и Царскую семью, только, считаю, будет неправильным, если эта канонизация примет политическую окраску, и потеряет духовную ее сторону. Канонизация не должна быть политическим актом, это в первую очередь духовное деяние и должна быть обращена к духовной пользе всего нашего народа.

Вопрос: А у Вас есть основания опасаться, что здесь будет какая-то политика?

Ну а почему же нет, полно примеров мы имеем. Вот возьмите, сколько в начале 90-х годов политики говорили о покаянии. А где оно? Использовав это в своих целях, они забыли, что важность покаяния перед народом не на словах, а на деле. Ведь народ как был обездолен советской властью, в таком состоянии и остался. Мы не должны вносить политику в Церковь, и это особенно важно сейчас, когда приближаются выборы.

Дано газете "Знамя" 3 августа 1999 года

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика