Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью - Освящение Покровского храма Калуги

Вопросы к архиепископу Калужскому и Боровскому КЛИМЕНТУ по случаю освящения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы ("Покрова на рву") в г. Калуге

1. Ваше Высокопреосвященство, Вы только что совершили освящение храма. Что Вы скажете об этом храме и вообще об освящении храма, о значении его для человека.

Да, только что мы освятили один из древнейших храмов нашего города - храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В исторических описаниях он именуется Покрова "на рву". Горожане очень любили этот храм, он привлекал к себе прекрасной архитектурой (архитектурными формами), а также многими святынями.

В 1930 году этот храм был закрыт, и долгие годы его занимали различные организации. В памяти калужан сохранилось еще то время, когда здесь был инкубатор. Потом ненадолго здесь существовал концертный зал. Но все эти организации лишь использовали помещение, и ничего не делали для сохранения здания храма, хотя он является памятником архитектуры Всероссийского значения. После передачи храма осенью 1994 года, нам пришлось приложить немало сил для расчистки здания - были вывезены десятки машин мусора. Было сделано много работ по его реставрации, и, как видите, они еще не окончены. Но самое необходимое для того, чтобы здесь могли проходить богослужения, уже сделано. Правда, к глубокому сожалению верующих, не вернуть и не восстановить безвозвратно утерянных - вывезенных или уничтоженных - святынь, в том числе чудотворную Петровскую икону Божией Матери.

2. А какова сохранность самого здания?

Есть большие проблемы. Дело в том, что в фундаменте храма есть расщелины, которые увеличиваются из-за постоянных сотрясений от грузовых автомашин, которые мчатся, чуть не задевая главной абсиды храма. Это происходит от того, что проезжая часть прилегает, как Вы сами видите, вплотную к стене храма - даже кирпичная кладка повреждена местами - ее сбивают проезжающие слишком близко машины. Мы считаем необходимым отодвинуть проезжую часть от храма и устроить пешеходную зону, и чтобы она была ниже уровня проезжей части. Это будет полезно для сохранности храма в целом, т.к. в настоящее время он глубоко "сидит" земле, фундамент полностью закрыт "культурным" слоем и здание, "не дышит"; а в частности, будет оберегать стены храма от неаккуратных водителей. Для людей такая пешеходная зона будет очень удобной.

Что касается освящения храма, то здесь мне хотелось бы отметить следующее. Освящая храм, мы безраздельно посвящаем это место Богу, отныне оно может быть использовано только для совершения богослужения. Самый первый храм, о котором повествует Священное Писание, был устроен и освящен по повелению Божию ветхозаветным пророком Моисеем. После его устройства и освящения Скинии - так назывался первый храм - Слава Божия наполнила его и пребывала в нем видимым образом. И наши православные храмы устроены по подобию богоустановленного ветхозаветного храма, и в нем Слава Божия пребывает неизменно, освящая каждого человека, приходящего в храм, особенно через церковные таинства.

Посмотрите, сколько было храмов раньше в нашем небольшом городе. Если добавить к уцелевшим еще и уничтоженные, безвозвратно утерянные, то без преувеличения можно сказать, что храмы в Калуге были на каждом углу. Задумаемся, почему? То объяснение, что мол, жили наши предки грешно и таким образом грехи свои замаливали, хорошо свидетельствует о наших предках - они-то сознавали свои грехи и умели в них каяться, и плохо говорит о нашем современном обществе - мы не меньше их грешим, а вот храмы у нас почти не строятся, и даже восстанавливаются очень медленно. Общество еще не осознало важности восстановления храмов. Но главное в том, что раньше подход к возведению храма был совсем иной. Мы все привыкли жить и думать, исходя из своего "Я", соотносительно с собственным благополучием строить все наши мысли и дела. Наши предки не столь эгоистично жили, и они возводили храмы не для себя, не из расчета определенного числа храмов на количество верующих. Они строили храм Богу, как мы возжигаем свечу и ставим на подсвечник, - с верой и любовью, не для формального исполнения долга или откупа за грехи - Православие чуждо всякого механического понимания этих вопросов. "Посвящение Богу храма и усердный подвиг по его возведению есть приятное приношение Господу и в тоже время милость Его", - говорит свят. Филарет Московский. Т.е. мы трудимся для Бога, сознавая, что и замысел, и силы, и средства на устройство храма приходят от Бога.

Сегодня мы стремимся восстановить каждый храм, и через это как бы затеплить каждую погашенную свечу, имея благоговейное уважение к поруганному святому месту. Есть такое повествование из жизни древних подвижников, когда одному отшельнику, который поселился в пещере, было дано увидеть ангела Божия, который возвестил ему о том, что ранее в той пещере был храм Божий и на том месте совершалось таинство Евхаристии, и он, Ангел, поставлен у этой святыни. Кроме того, мы должны понимать, что православные храмы были поруганы не иноземными врагами, а нашим же народом, частью которого мы являемся, и возрождение каждой святыни - это наше покаяние.

Возрождение храмов в России в последнее время есть великая милость Божия к нашему поколению, к нашим детям. Каждый освященный православный храм свидетельствует о том, что люди возвращаются к своим духовным истокам. И нельзя говорить, зачем восстанавливать стены, когда надо прежде восстанавливать души. Как во всяком деле, совершаемом ради Бога, в процессе восстановления храма происходит очищение наших душ. Поработав Господу, очистив сердца, мы станем участниками, общниками Его милости и благодати. А кроме того, как можно говорить о возрождении духовности и исключать восстановление храмов, ведь именно храм служит духовному возрождению и отдельного человека, и общества в целом. Возьмем обыденную жизнь: нельзя же говорить, что надо изжить из общества все болезни, и бросить на это все средства, а затем уже строить больницы. Такая мысль не придет в голову никому, потому что именно больницы строятся для лечения людей от болезней. Храмы - духовные лечебницы, они обязательно должны строится и восстанавливается для излечения душ людей именно в настоящее время, когда общество глубоко поражено духовными болезнями.

3. А сколько сейчас всего действующих храмов в Калуге?

13 храмов действуют на сегодня в Калуге и пригороде (Ромоданово, Рождествено, Ждамирово, Трудовой, Козлово). С этого дня их станет 14. Весной мы планируем освятить храм в честь святого Иоанна Предтечи в центре города на перекрестке улиц Кирова и Московской. А летом, я надеюсь, к действующим добавится храм в честь святых Космы и Дамиана на улице Суворова, вид которого для гостей города открывается при подъезде к Калуге со стороны Тарусы, а в самой Калуге он хорошо виден с площади Победы.

4. Считаете ли Вы достаточным такое количество храмов в нашем городе или же нужны еще?

Храмы в Калуге безусловно нужны еще, особенно в новых микрорайонах. На окраинах города проживают тысячи людей, которым трудно и неудобно добираться в центр, где расположены почти все городские храмы. Они лишены благодатного церковного общения в то время, когда более чем когда бы то ни было нуждаются в Божией помощи.

Посудите сами: общество разделено по самым различным мотивам. Во многих семьях отсутствует мир и согласие. Это отрицательно сказывается на всех членах семьи и особенно на детях. С экрана телевизора в сердца людей насаждается человеконенавистничество. Под влиянием телевидения и компьютера изменяется менталитет человека, у ребенка же он формируется на всю жизнь. Возьмите большинство фильмов и компьютерных игр, - они прививают чувство ненависти, культ насилия, желание убивать. Ребенок, когда видит на экране телевизора кулачные бои, убийства, переживает все, что видит, и в мыслях участвует в этих драках и убийствах, пусть даже на стороне "хороших" героев, он все равно приучается к жестокости. А когда он играет в компьютерные игры, то испытывает радость, удовольствие, когда сам уничтожает, разрушает, "убивает". С безличных предметов в этих играх азарт погони и уничтожения перемещается на образы животных и человека. Неважно, что "убить" в игре надо отрицательного героя, такая игра сделает ребенка жестокосердным. Все это сказывается на психике любого человека, поэтому в нашем обществе много неуравновешенных людей и большое количество ссор, скандалов. Но здесь и большая духовно-нравственная проблема - нарушается главная заповедь Господа - "люби ближнего твоего", и через это искажается образ Божий в человеке, ибо "Бог есть Любовь" (1 Ин.4,16), а поскольку Бог "есть жизнь" (Ин.14,6), то через такие фильмы и игры в человеке подавляется жизнь и развивается образ смерти - человеконенавистничество. В результате исчезает истинная любовь между людьми. Человек перестает быть носителем любви, а его сердце наполняется ненавистью к ближним. Отсюда возрастает количество преступлений, повышается криминальность в обществе.

Продолжая о ситуации с молодежью, хочу сказать, что то современные фильмы и компьютерные игры, если к этому добавляются ссоры дома и безнравственная жизнь родителей, выталкивают молодых людей на улицу, где они, уже наученные греху, скоро воплощают его в жизнь. Пройдет несколько лет, и эти "брошенные", предоставленные самим себе дети окажутся существенной и опасной частью нашего общества, неся в себе страшную разрушительную силу. Нельзя смотреть сегодня на таких детей как на чужих, - это дети всего нашего общества. Пусть дети из так называемых благополучных семей имеют приличное воспитание, ведь вне дома они пребывают среди тех, кого сегодня воспитывает "улица".

Этими и многими другими проблемами нашего общества обусловлена необходимость открытия как можно большего числа храмов, в том числе и в новых районах. Ведь храм освящает нашу жизнь. Приведу такое сравнение: если в комнате темно, мы зажигаем свет. Через храм нам подается свет духовный, освящающий наши души. В храме совершается великое таинство Евхаристии, которое оздоровляет нашу духовную атмосферу. И это очень важно даже для тех, кто не посещает храм. Что бы мы ни делали, но каждый день в храмах возносятся молитвы о физическом и нравственном здоровье, благополучии и спасении всех жителей Калуги: о верующих и неверующих. Для каждого всегда есть возможность прийти в храм, он открыт для всех, и любой человек может придти в него, и прикоснуться великих духовных даров, обрести мир и душевный покой, которых не хватает нам.

Здесь подчеркну особую значимость для нас Православия: с ним связана наша история и культура. Чтобы познать наше прошлое, лучше понять классиков русской литературы - Достоевского, Пушкина, Чехова, глубже проникнуть в смысл трудов преподобного Андрея Рублева, Симона Ушакова, картин Иванова, произведений Чайковского, надо знать Православие изнутри, будучи православным. Православие на протяжении многих веков было стержнем нашего общества. Оно давало ему силы на становление, на борьбу с сильнейшими врагами, на расцвет могучей и самобытной культуры. Православие - это и есть та неразгаданная тайна русской души, которая единственная способна одухотворить наше общество, возродить его к нормальной жизни. Для этого нам с вами сегодня надо потрудиться, начав с себя, со своей семьи. Современное общество потеряло духовные ориентиры, оно нуждается в них. Подобно тому как раньше освящало жизнь наших предков, Православие и сейчас должно освящать нашу жизнь и жизнь наших детей. Чтобы с детства они приобщались добру и любви.

5. Владыка, сейчас можно слышать высказывания о том, что Церковь получила свободу, а положение в обществе ухудшилось, растет, к примеру, преступность и подобное.

Если говорить, откуда зло в нашей жизни, отвечу словами ... "Бог зла не сотворил" Православная Церковь не несет зло в сердца людей, ее нельзя обвинить в проповеди безнравственности, насилия, жестокости и алчности - в том, что движет преступниками. Скорее, и это наглядно видно, зло насаждается через аморальные фильмы, беспринципные газеты и телевидение, безразличие к детям и безнравственность в семьях, в то время как Церковь проповедует добро и чистоту отношений. Рост преступности и другие болезни современного общества вызваны, как раз наоборот, утратой веры и ослаблением Церкви в силу того, что в начале века наш народ избрал ложный, богоборческий путь развития. И сегодня мы имеем дело с материализацией того мышления, которое сформировалось в людях, воспитанных в неведении Бога, в презрении к Его Церкви, в забвении истинного призвания и значения человека.

6. В своем предъидущем ответе Вы назвали несколько проблем нашего общества и особенно молодежи. Скажите, что Церковь делает сегодня, чтобы помочь людям (в их решении).

На сегодня епархией созданы и полностью финансируются две православные гимназии - средние общеобразовательные учебные заведения, и детский приют "Отрада" при Свято-Никольском женском монастыре в г.Малоярославец для девочек из семей с наркологической зависимостью. При 25 храмах действуют воскресные школы, которые дают всем желающим знания основ православного вероучения, этики, прикладных церковных дисциплин, а главное раскрывают детям как опасно грешить, совершать зло, стремятся укрепить в их сердцах и в их жизни тягу к добру, духовности и чистоте. Это сейчас важно для любого человека и особенно в молодом возрасте. Усвоив это однажды, он будет сохранять всю свою жизнь. Для этой же цели мы организовываем паломничества по святым местам, во время которых всем предоставляется возможность соприкоснуться с историей нашей Родины, посетить православные святыни, оторваться от суеты повседневной жизни и приникнуть к тишине и мерности Божиих храмов и монашеских обителей. Силами епархии проводятся различные детские мероприятия, особенно посвященные православным праздникам. В этом году только в Калуге прошли две Рождественские елки, которые посетили 1600 детей. Для них силами воспитанников Православной гимназии и учащихся воскресных школ было показано рождетсвенское представление, устроена елка, по окончании все дети получили подарки. Билеты были бесплатными и распространялись среди благотворительных организаций, детских интернатов, многодетных семей. Кроме того, с праздничными программами дети выступают в ТЮЗЕ, в больницах и детских санаториях.

В настоящее время разрабатывается программа детского досуга в каникулярное время, ибо в свободное от занятий в школе время дети часто попадают в аморальную среду. Приходит лето, и дети предоставлены сами себе, потому что родители на работе, школа закрыта, а государство почти ничего не делает для организации досуга детей. В планах епархии создание молодежного лагеря. Этот лагерь будет организован не только и не столько для детей из семей верующих, т.к. для них уже несколько лет организуются паломнические поездки в монастыри, где они в течение нескольких недель живут по специальной программе, в которой предусмотрены знакомство с основами Православия, богослужения, участие в монастырских послушаниях - в основном на огороде - и, естественно, организация отдыха детей. Молодежный лагерь планируется для тех, кто хочет, чтобы их дети приобщились к православной культуре. Для осуществления этого проекта сейчас необходимо решить много организационно-хозяйственных проблем, и прежде всего найти место для такого лагеря, нужны средства.

7. Вы назвали много того, что делает епархия: восстановление храмов, работа с молодежью, кроме того, известно, что епархия окормляет тюрьмы, помогает больным и малоимущим, все это, несомненно, требуют много финансовых вложений. На те скромные средства, которые поступают от пожертвований верующих, наверное, трудно и даже невозможно осуществлять такую деятельность. Вам помогает кто-нибудь?

В Калуге находится мало способных и желающих жертвовать на Церковь. Мы, безусловно, очень благодарны тем, кто оказывает посильную помощь на восстановление храмов и монастырей, на организацию религиозного воспитания молодежи, на осуществление духовного образования. Так, нам немного помогает Олег Александрович Уртминцев, генеральный директор ОАО "Художественные промыслы", в прошлом году Городская Управа выделила 5 млн. рублей на восстановление храмов в городе, эти средства были переданы на Троицкий собор. Но, конечно, этих средств крайне недостаточно. Приходится рассчитывать на московских благотворителей, они оказываются более отзывчивыми к нашим проблемам.

7 Сентября 1999 г.

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика