Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Газета Воскресная школа

Газете «Воскресная школа» 1999 г. № 5

1. Вопрос: На рубеже 2000 летия Благой Вести и в канун празднования 200 летия Калужской епархии какие задачи призвана решать Ваша епархия в области катехизации, религиозного образования и миссионерской деятельности как неотъемлемая часть Русской Православной Церкви?

Независимо юбилейный год или в предверии какой даты мы находимся, во все времена Церковь призвана решать одну задачу, как донести Благую Весть о нашем спасении во Христе всем людям, что человеку надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную, живя в конкретных условиях и в конкретное время. Естественно, имея одну задачу, каждое время имеет свои особенности, свой окружающий контекст, в котором Церковь осуществляет свое служение, и наше время не является исключением. Оно во многом отличается от преждних эпох, и Церковь должна это учитывать. Церковь осуществляет свою миссию в обществе, которое не просто не знает Бога, а духовно искалечено.

Атеизм, особенно его воинствующая форма, под прессом которого находился наш народ в течение многих десятилетий, произвел глубокие духовные, а лучше сказать антидуховные изменения в нашем народе. Многие наши соотечественники, даже и приняв крещение в наши дни, остались духовно мертвыми людьми, не воспринявшими веры во Христа, ибо уверовавший во Христа стремится жить “новой жизнью” во Христе. За последнее десятиление значительная часть россиян приняло крещение, но не усвоило Благовестия Христова о спасении и осталось жить преждней жизнью. Если вы вглядитесь, то увидите, что общество наше переживает некий христианствующий материализм. Называя себя христианами, они ничего не знают о Христе, а все их отношения к жизни пронизаны материализмом. Не Христос является центром их жизни, а из все жизненные силы сосредоточены на конкренное увлечение, работа, не душа является для них бесценной, а эта окруженная благами и увлечениями жизнь. Вот отсюда мы и стремимся определять направление всей нашей работы. Это не вновь проповедь Евангелия, это раскрытие святоотеческого понимания Евангелия, это очищение заросшей сорняком (грехом) дароги ко Хрусту, оживотворение Благодатью Духа Святаго мертвой души человека. И здесь необходимо помочь каждому встать на дорогу, приводящую к Богу, помочь ему очистить плевелов греха, которые сеет враг, и поддержать в следовании его за Христом. Основной особенностью в этом процессе обращения человека к Богу, или духом нашего времени, является всепроикаемость греха. Возмите к примеру, если раньше, даже 15-20 лет назад о многих грехах и греховных действиях даже многие взрослые не знали, то сейчас ими заражены даже совсем юные дети. Многие молодые люди даже ориентиров не имеют, чтобы отличать добро от зла, а порой грех приномают за добро, и не потому что имеют склонность к тому или иному пороку, а просто не знают, что это является грехом. Именно в этом и должна заключатся цель современного религиозного образования. Не просто дать сумму богословских знаний, а раскрыть для них сущность и нормы жизни во Христе.

2. Вопрос:Как сопрягаются история Вашей епархии и современные проблемы, стоящии перед Вами и клиром?

Паралель того времени и этого трудно провести. Калужская епархия в годы советской власти не упразнялась и почти всегда имела епископа, только в ней были закрыты почти все приходы, и 11 лет назад оставалось только 24 прихода из более 800 приходов, которые были до революции. Но один интересный момент просматривается, когда вглядываешься в историю учреждения епархии и нашими днями. Когда учреждалась епархия, то основными причинами ее образования было неподготовленность духовенства к пастырскому служению, распространенное невежество среди народа и упадок духовной жизни не только в обществе в целом, но и монастырях. Все это объяснялось удаленностью епархиального центра от приходов и народа. После учреждения епархии сразу стало меняться положение дел. Небольшое училище, которое находилось в Лаврентьевом монастыре, было реорганизовано в Семинарию, кроме того были открыты при епархии еще три духовных училища, учительское училище, школа для девочек и более 600 церковно-прходских школ, Заботой архиереев было и понятие духовного уровня народа, упорядочивается жизнь в монастыря, устраивается в Оптиной пустыни Иоанно-Претеченский скит, который в последствии становится центром старчества. Стали приводится в порядок и перестраиваться храмы, а храм способствует нравственному оздоровлению и духовному возрождению жителей города и села, Можно и дольше развивать эту связь времени, но отмечу, что все происходящее в наши дни имеет интересную параллель между событиями двух вековой давности, только среда, в которой Церковь осуществляет свое служение в наши дни на много сложнее, чем 200 лет назад. В современных условиях также приходится заниматься восстановлением храмов, расширять образовательную и миссионерскую деятельность, помогать людям идти ко Христу.

3. Вопрос: Как в Вашей епархии будет проходить празднование ее 200 летие?

Начиная подготовку к юбилею епархии мы определили концепцию празднования. Главное, юбилей должен быть обращен к народу. Он не должен сводиться к набору мероприятий для отчета. Мы старались сделать так, чтобы как можно больше людей, включая молодежь, почувствовали, что юбилей епархии (Церкви в Калуге), это и их юбилей, и в этой связи мероприятия проходят так, что каждый калужанин может принимать в них участие. К примеру, в предверии Рождества Христова и перед Пасхой в этом году у нас были проведены детские конкурсы, к участию в которых приглашались не только ученики православных гимназий и воскресных школ, но и любой школьник обычной школы. К нам из одного районного центра поступило на конкурс интересное сочинение. Один мальчик, который прямо написал, что он не христианин, а исповедует ислам, но когда узнал о конкурсе, то решил прочитать Евангелие, чтобы тоже в нем поучаствовать, и как он пишет, когда он прочитал Евангелие, то ему “очень понравился Иисус Христос”, и он заинтересовался христианством. Этот пример говорит о том, что даже через такие мероприятия как детский конкурс можно интерес и веру во Христа у детей, а это очень важно. Если не заинтересовывать детей изучать Евангелие, то у них будут другие интересы, уводящие их от веры в Бога. Кроме этих конкурсов епархия проводит ряд других мероприятий, посвященных истории Православия в Калужском крае, в июне месяце в Калуге пройдет 3 выставки, в этом году будут прочитаны лекции, организованы миссионерские поездки по городам и населенным пунктам области. Особое внимание будет уделено тем местам, где нет храмов. Основные мерприятия пройдут в коце июня, когда Калугу посетит Святейший Патриарх Алексий. Алексий II.

4. Вопрос: Духовное просвещение - важнейшая часть служения Церкви. Что делается в Вашей епархии в этой области?

Я бы сказал духовное просвещение это неотъемлемая часть служения Церкви, ибо без духовного просвящения, без научения народа, в том числе и молодежи, Церковь не может выполнить свою миссию посланничества в мир. Ведь Христос прямо говорил Своим ученикам: “идите научите, научите все народы...” (Мф. 28.19), “идите по всему миру и проповедуйте Евангелие...” (Мр.16,15), а поэтому Церковь всегда, учитывая условия, шла к народу с проповедью о Христе Воскресшем. И наша епархия использует все возможности, чтобы помочь людям больше узнать о Боге, о Христе, о нормах жизни христианина, и как он сможет в условиях современного мира, в котором в особой мере распространяется грех, уберечь себя от порабощения греху и жить по Евангелию. Первостепенное значение в этой работе мы уделяем работе с молодежью, особенно школьного возраста, ибо в эти году ребенок является более всего незащищенным от греха. Во многих семьях родителям недостает времени следить за своими детьми, чем они занимаются, с кем дружат, какие фильмы смотрят, прой они и не в состоянии это делать, ибо дети приходя из школы, находясь на каникулах большей часть предоставлены сами себе, родители находятся на работе

 

нашей епархии возрождена Духовная семинария, в которой учатся будущие пастыри, открыто епархиальное женское училище, готовящее регентов, иконописцев и катехизаторов, действуют две православные гимназии, множество воскресных школ. Священнослужители проводят встречи с жителями города, с учащимися школ и других учебных заведений, ведется просветительская работа и в других средах.

5. Вопрос: Какой Вы видите роль и положение священника в светских школах?

Это должен быть духовный отец для детей, понимающий ребенка, понимающий внутреннюю жизнь школьника. Внутренний мир детей иной, чем был у их родителей и у нашего более старшего поколения, когда мы были школьного возраста. Он более открыт, и чаще всего открыт ко греху. Крошка сын уже не подходит к отцу и не спрашивает его, что такое хорошо, что такое плохо. Его этому учит улица, телевизор, конечно, большей частью подменяя добро злом. Дети стали более развитыми в жизненных вопросах, они с грехом знакомятся очень рано, если не в физеологической его форме, то через ту среду, в которой они обитают, через рассказы друзей и просмотры фильмов. И священник должен это учитывать в своей работе с детьми: ходят ли они в храм, посещают ли воскресную школу или нет. Приходя в храм или в воскресную школу, они себя отделяют от мира улицы, но, возвращаясь из храма, они сливаются с этим миром, а поэтому если ребенок дружит или играет с детьми не церковными, то он должен четко знать, что дозволительно, что нет, и иметь силу, решимость и твердость огородить себя от греха и отговорить не делать грех своего друга, подругу. Семья не всегда сможет в этом наставить ребенка. Во-первых, у многих родителей не достает время, нет опыта духовного воспитания, и, главное, они сами не были научены. Занятые на работе и домашними делами, родители не всегда могут уделить достаточно внимания своим детям, они не только духовные беседы не проводят с детьми, но порой даже редко заглядывают в дневник своего ребенка. И здесь многое зависит от священника. Он должен помочь детям уяснить духовный вред зла и физиологическую опасность греха. Он должен стремиться, чтобы в школьном возрасте дети не только приобрели сумму знаний о Боге, но и духовно обогащали свой внутренний мир, созидали с юных лет внутри себя христианский образ жизни. Но, скажу вам, священник, приходя в школы, должен думать не только о школьниках. Его заботы не должны лишаться и администрация школ, и педагоги, а главное, родители. Священник уходит из класса, дети остаются с преподавателем и его видением мира и пониманием жизни, что также влияет на мирвозрение ребенка и его образ жизни. Да и дома должна быть христианская среда, чтобы не только священник, но и домашние беспокоились о духовном благочестии ребенка.

 

6. Вопрос:На каких основах возможно строить отношения Церкви и государства в этой области?

Православная Церковь для россиян была на протяжении веков той “солью земли”, которая предохраняла наше общество от духовного разложения. Было святой традицией и обязанностью родителей воспитывать детей в духе Православия, в этом процессе воспитания большое значение принадлежало Церкви. В Калужской епархии до революции действовало при приходах в городах и селах более 600 церковно -приходских школ. Разрушение этой системы образования привело к плачевным результатам, которые мы сейчас переживаем. Светское образование дает знания естественные, развивает умственные способности, оставляя в стороне духовное развитие ребенка, формирование его нравственного облика. Такое положение дел привело к потере обществом нравственных ориентиров, того стерженя, который не позволял человеку скатиться в пропасть господства страстей и греха. Поэтому преподавание в школе Основ христианской веры и жизни поможет, я уверен, многим детям уберечь себя от влияния греха.

 

7. Вопрос: Как обстоят дела с возрождением в Вашей епархии сельских приходов и учреждением в них детских воскресных школ?Кто и чем помогает Вам в этом?

Я бы этот вопрос немного скорректировал и говорил не вообще о сельских приходах, а о тех селах, где были действующие храмы, и тех, где они были закрыты или разрушены. В приходах первой группы народ более церковен, там и в годы советской власти люди имели возможность посещать храм, и многие сохраняли в сердцах веру и при возникновении жизненных трудностей приходили к священнику. В таких местах и сейчас создание воскресных школ и духовно-просветительская работа проходит более активно. Сложнее обстоит дело в тех селах, где храмы отсутствоавали несколько десятилетий, и наладить там духовно-просветительскую работу значительно сложнее. Там народ еще духовно не проснулся, и мы пытаемся через миссионерские поездки и направление туда священнослужителей наладить там полноценная приходскую жизнь и начать работу в школах и с молодежью.

8. Читаете ли Вы газету “Воскресная школа”?Полезна ли ,по Вашеу мнению, Владыка, подписка на эту газету каждому приходу епархии?

Я регулярно просматриваю Вашу газету и знакомлюсь с публикующимися там материалами, считаю, что данное периодическое издание оказывается весьма полезным в церковно-образовательной деятельности, т.к. из нее можно почерпнуть разносторонние сведения, столь необходимые для работы с молодежью в условиях современности.

 

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика