Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью - Гимназистам 1999

Ответы на вопросы, заданные учениками Калужской гимназии и подготовленные 27.12.1999

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, Вы помните свое первое празднование Рождества Христова?

Как Вы его отмечаете, с рождественскими елками, калядованием, открытием Вифлеемских пещер в городе во время моего детства не было, а поэтому и не было таких радостных праздничных дней. Были свои праздничные переживания. Тогда было другое время, верующим было трудно, и праздник мы встречали только в храме и дома в семье.

Наша подготовка к празднику Рождества начиналась заранее. Мы постились, а в сочельник не ели до звезды. Утром всегда причащались, а затем ждали звезды. Помню, мы с братом выбегали на улицу и смотрели, не появилась ли звезда. Когда 4 часа дня, и мы не видели звезды, то очень переживали, а вдруг она не появится, как быть, ведь надо идти будет к пяти часам на службу, но звезда появилась в начале пятого и все наши опасения были напрасны.

Но главное для нас было в праздник это Рождественское богослужение. Я помню был еще маленький, может лет 5-6, пришел в храм под Рождество, а там было много елок, пахло хвоей, и я думал что стою в лесу. Людей было очень много, что даже стояли на улице. В то время храмов было мало, что даже в самый небольшой праздник он заполнялся, а на Рождество был переполнен. Когда подходил к храму и увидел, что народ стоит на улице, меня это даже обрадовало. Я с большим усилием пробился вперед и встал перед амвоном, но народу было так много, что меня толкали, и все время вставал на амвон. В это время вышел протодиакон на ектенью, и, видя, что меня толкают, он взял и поставил меня на солею перед иконой Спасителя. Я был безмерно счастлив, я стоял около алтаря, и когда открылись Царские врата, я видел весь алтарь. Это самое радостное, что было для меня в тот праздник. Потом я ждал, когда еще будет такой праздник, чтобы меня поставили на солею.

Вопрос: Владыка, каково было влияние Вашей семьи на Ваш приход в Православие?

Я не пришел в Православие, меня принесли в Православную Церковь семидневным младенцем, чтобы крестить. Моя семья всегда сохраняла православные традиции. Если я в двунадесятые и великие праздники пропускал занятия в школе и шел в храм, то меня за это не ругали. Когда я учился во вторую смену, то после окончания занятий в школе, накануне праздников, я спешил в храм, чтобы успеть подойти под помазание. Храм от нашего дома был недалеко, всего семь минут ходьбы, но мы с братом иногда добегали за 4-5 минут. Особенно, когда по каким-то причинам опаздывали, и начинали звонить в колокола перед началом богослужения, мы всегда бежали, чтобы до конца звона успеть войти в храм. Старшие братия всегда ходили в храм, как и мама, а отец реже, но на меня большее влияние имели братия и родительница. Православный настрой, который имела семья, оказывал с юных лет на меня благоприятное воздействие. Это необходимо и сейчас, чтобы в семье, особенно у родителей, был православный настрой, была любовь к храму и сохранялись православные традиции.

Вопрос: Владыка, Вы рассказывали, что в молодости часто ездили в Троице-Сергиеву Лавру. Расскажите пожалуйста о Ваших первых духовных наставниках

Мне тогда было лет 8-9, когда регулярно стал посещать Лавру. Был тогда в ней архимандрит Тихон, к нему приезжало много молодежи из Москвы, вот старший брат и все мы стали к нему ходить на исповедь. О. Тихон запомнился мне мягкостью характера. Когда и ругал или делал замечание, это было без злобы, а с любовью и в целях наставления. "Что ты опять бегаешь по храму, постой, хоть чуть-чуть помолись" – он говорил нам, когда видел если кто-то прошел по храму раза три за богослужение. В его словах не было никогда агрессивности, он с любовью относился ко всем людям. Он преподавал в Московской духовной Академии и пользовался авторитетом у студентов. Вообще Лавра того времени отличалось большим количеством поистине духоносных и святых старцев. Такие ее насельники как схиархимандрит Серафим, архимандрит Петр, Феодорит, который исповедников веры был, за свою духовность привлекали к себе в те времена гонений тысячи людей, которые безбоязненно ехали туда со всего Советского Союза, зная, что преподобный Сергий защитит.

Вопрос: Говорят, что близость Лавры к Москве и приезды туда иностранцев сохранили ее от закрытия?

Я бы сказал, покровительство преподобного Сергия и мужество ее насельников сохранили Лавру от закрытия в 60-е годы. Было на моих глазах, когда на монахов совершались покушения. Их запугивали, увозили из монастыря, лишали прописки, отказывали в простом медицинском обслуживании и т.д., но они, как истинные исповедники Христовы, которых ничто, ни смерть, ни жизнь, ни устрашения и запугивания, ни лишения, ни поругания не могли поколебать в вере и ослабить их мужества. Они, как истинные воины Христовы, отстояли Православную веру и, преодолев множество трудностей, донесли ее до нас, а мы должны ее сохранить и передать молодому поколению.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, про Ваше первое послушание.

Самое первое послушание было дома от мамы – грядки полоть на огороде. Самое первое церковное послушание, - когда я поступил в Семинарию, то меня определили в алтарь, позднее, будучи еще студентом Академии, работал в библиотеке, после окончания Академии был преподавателем и помощником инспектора, т. е. следил за режимом жизни студентов. Потом был направлен на послушание в Америку как епископ, а прослужив в Америке 8 лет, Священным Синодом определен в Калугу.

Вопрос: В каких учебных заведениях Вы учились, Владыка?

Сначала, как и все, учился в средней школе, потом в Московской духовной семинарии, Московской Духовной Академии, а дальше путь самообразования. Правда, когда был назначен в Америку, то, по причине незнания английского языка, снова пришлось пойти в школу. Там приняли во 2-ой класс Берлицскул.

Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, Вы учились в годы хрущевских гонений на Церковь. Как Вам удалось избегать конфликтов с одноклассниками и учителями?

Как-то в школе у меня обнаружили крестик, поставили перед всем классом и заявили: "Он верующий". Некоторые ребята засмеялись. Но большинство к этому относились спокойно: носит и носит крест, ну, ходит в храм и ладно. Был сильный атеизм, в основном на правительственном и административном уровне. А дети есть дети, со стороны детей проблем не было. Когда дети дружат между собой, то не спрашивают, ходишь в церковь или нет. Преподаватели по-разному относились. Вспоминаю случай с братом. Нас четверо в семье, двое старших, потом я и Владыка Димитрий - младший. Когда самый старший брат поступил в семинарию (второй брат учился в 7 классе), в школе собрали линейку. Директор школы объявил на ней: "В семье Капалиных большое горе: у них брат поступил в академию". А кто-то его спросил: "В какую?". Директор, сам толком не разобравшись, ответил в невпопад: "В Тимирязевскую". Все засмеялись, и он почувствовал, что что-то не так ответил: ведь какое ж это горе, если поступил в Тимирязевскую академию. Здесь завуч поправил его: "Да нет, не в Тимирязевскую, а в ту, где на попов учатся".

Мне неведомо в те годы помог Господь. Мой классный наставник был человек верующий. Себя он не выдавал, а всегда заступался за нашу семью: "Это мой класс, я сам буду заниматься детьми", - защищал он меня от нападок. О том, что он был верующим, я узнал, когда был в Семинарии. А вот в 7-м классе был такой случай. Поехали мы с братом на ночную пасхальную службу в Троице-Сергиеву Лавру. После службы, чтобы скорей вернуться домой, поспешили на первую электричку. Войдя в вагон, в середине его, вдруг увидели моего классного руководителя. Решив, что его послали выслеживать, мы с братом, что есть духу, припустились бежать из этого вагона в самый конец поезда. Когда я учился в семинарии, мой старший брат поступил работать в Издательский отдел Московской Патриархии и встретил там моего классного наставника Дмитрия Михайловича, который там тоже работал. Брат сообщил мне об этом, и я встретился со своим бывшим учителем. А он мне признался тогда: "Я верующий, просто тянул до пенсии, работал в школе". Я вспомнил тогда, что он преподавал историю без атеистического оттенка и никогда на уроках ничего плохого о церкви не говорил, а больше о прогрессе в экономике, великих стройках в Советском Союзе.

Вопрос: Владыка, куда бы Вы благословили поступить выпускнику православной гимназии?

Надо знать способности и настроенность выпускника. Если у человека есть способности к вышиванию, я не посоветую ему: "Садись на лошадь и дергай за узду". Другой имеет расположенность к точным наукам, такому конечно не скажешь: "Становись поваром". Важно для человека его духовной состояние, а пользу Отечеству и Церкви можно приносить везде, и, где бы не трудился человек, он должен не забывать о своей душе. Если есть настроенность служить в Церкви, тогда желательно молодым людям поступить в семинарию, а девушкам можно поступить в Епархиальное училище, где они получат необходимые знания для служения в Церкви. Если другие интересы и склонности у выпускников гимназии, думаю, что он должен развить свой талант. Главное, считаю, необходимо сохранить веру, чистоту души, честность, трудолюбие. Мы все порадуемся, если из нашей гимназии выпускник, православный человек, будет послом в какой-то стране или премьер-министром, было бы хорошо иметь депутата областной Думы выпускника нашей гимназии, который отстаивал бы интересы православного воспитания, защищал бы нашу молодежь от проникновения греха в ее среду. Но самое главное, необходимо стремиться жить по христиански, иметь веру во Христа. Важно не место, где человек будет находиться, а его духовные и нравственные качества. Если верующий человек живет по Евангелию, он на всяком месте нужен Церкви и Родине.

Вопрос: Много ли поступающих в семинарию и больше ли их стало, чем раньше?

В этом году больше чем в предыдущем и с каждом годом число абитуриентов увеличивается. Среди них стало больше ребят-воспитанников воскресных школ. В этом году таких было человек десять, и они, пройдя начальную подготовку в воскресной школе на экзаменах выглядели лучше по сравнению со своими сверстниками, которые не ходили в воскресные школы. Всего в этом году приняли в первый класс 25 человек.

Вопрос: Какими духовными качествами должен обладать абитуриент семинарии?

Он должен быть христианином, верующим человеком. Регулярно посещать храм. Должен быть настроенным на церковную жизнь, собранным – это очень важно: не быть увлеченным какой-то бессмысленной мирской жизнью. Есть некоторые молодые люди, которые, подавая документы, мечтательно относятся своей жизни, не осознают той ответственности, которая ложиться на них, когда они поступают в семинарию. Ведь служение священника это не просто одна из профессий нашего общества, это служение спасению людей, и к этому служению необходимо подходить с ответственностью и осознанием высоты этого служения. Как человек может лечить других, если он сам болен и не может справиться со своим недугом. Сейчас большая проблема для молодежи – легкомысленность. Молодые люди очень часто и с легкостью идут на совершение греха, но ведь есть такие грехи, которые ему закрывают путь к служению в Церкви. А потому и готовиться должен человек в первую очередь духовно и с юношеского возраста оберегать себя от всего греховного. Молодой человек не должен в плохих поступках подражать кому-то, он должен уметь оберегать себя от всего дурного, а этого дурного очень много сейчас в молодежной среде и безнравственность, и распространение наркотиков, и курево, и попсовая культура, и многое другое.

Вопрос: Гимназисты хотят, чтобы у нас хотя бы факультативном был введен греческий или латинский язык. Каковы перспективы на этот счет?

В настоящее время это трудно, мы не имеем подготовленных кадров, которые могли бы вести эти предметы.

Вопрос: Владыка, считаете ли вы, что православный человек не может быть не патриотом?

Что такое патриот? Это человек любящий сою Родину, свое Отечество, жителей этого Отечества. Православный человек не может быть носителем нелюбви, а потому он не может не любить Родину, он призван ее любить, а следовательно и призван быть патриотом. Мы имеем заповедь Христа: любить родителей своих. А Родина это большой наш дом, большая семья, Родина это наша Великая Мать. Каждый православный человек должен любить свою Родину как свой родной дом.

Но надо отличать здоровый патриотизм от болезненного состояния. Это не патриотизм, когда человек с некоторыми больными чувствами начинает защищать какие-то идеи, которые не входят в понятие "патриотизм". К неправильному понятию патриотизма следует отнести национализм, фашизм.

Вопрос: Владыка, как Вы относитесь к тому, что некоторые миряне пытаются на свой лад толковать Апокалипсис. К примеру, чернобыль – библейская звезда "Полынь" и т. д.

Это не толкование Апокалипсиса, а попытка применить то, что там написано к тем явлениям, которые происходят сейчас. После того, как Господь дал нам эту книгу, человечество все время пытается ее применить к своему времени, внося ложные толкования и на свой лад интерпретируя. Когда Петр 1 учредил императорство, то некоторые его противники стали говорит, что приблизился конец мира, и толковали слово "император", что это и есть число зверя "666". Когда приближался 1666 год, говорили так: "тысяча" – Христос, 666 – Антихрист, значит, настало последнее время.

А книга Апокалипсис нам дана, чтобы мы могли распознать знамения времени. По признакам, которые указаны в этой книге, мы должны сверять нашу жизнь. В настоящее время многое, что содержится в Апокалипсисе – исполнилось, но это не означает, что наступает конец света. Христос же говорил, что ни дня, ни часа ни кто не знает, кроме Отца, и что во власти Отца прибавить время. Имея эту книгу и читая ее, мы должны укрепляться верою, что она дана от Бога для укрепления нашей веры. Ведь 1900 лет назад апостол Иоанн Богослов писал о таких вещах, о которых мы только сейчас слышим, открыв рот от изумления, а когда он видел, что открыто было ему Богом, он все описал. Описал так, как он мог объясниться языком того времени. Исполнение слов Апокалипсиса говорит нам о том, что мы имеем действительное Откровение Бога о будущих судьбах человечество, и это Откровение мог дать только Бог, Который знает будущее и во власти Которого наше будущее. А то, что неправильно толкуют Апокалипсис, мы не должны принимать это от людей посторонних в Церкви. Вообще, всякое толкование надо проверять, соответствует ли оно святоотеческому пониманию.

Вопрос: Владыка, Ваше отношение к царю Николаю II как к помазаннику Божию: Считаете ли Вы его искупителем России?

Мы говорим о последнем императоре, как о страстотерпце. Да, он был и последнем помазанником, но он сам отказался от престола. Трудно говорить о нем как об искупителе, когда в его правление страна вступила в первую мировую войну, хотя война сама была бессмысленна. В начале ХХ в. Россия находилась в глубоком политическом кризисе, а это было его правление. Тогда в стране достигло крайних размеров вольнодумство и безверие, и сама революция – это не что-то такое, что свалилось неожиданно из вне на русскую землю. Идеи социального равенства принесены из Германии, но народ уже был готов идти революционным путем. В народе уже была разложена вера Бога, он уже утерял верность царю, любовь к Родине. Ведь почти два века высшее сословие страны, включая и царскую семью, пренебрегала русским. Они предпочитали говорить по-немецки, по-французски, жить на западный манер, вот это и привело к революционным последствиям. Образовалось разделение, а где разделение, там и противостояние. А поэтому и ответственность за происшедшее лежит в первую очередь на русской элите того времени. А искупителем русского народа являются новомученики, убивали одного священника, к престолу вставал другой. Они же и спасли Россию.

Но в то же время Николай II был последний русский царь, и в нем олицетворяется вся старая Россия, включая древнюю Святую Русь. И он пролил кровь от безбожной власти, и своей кровью омыл все грехи, а поэтому и стоит среди тех мучеников и исповедников, которые пролили кровь за веру. Его мученичество можно считать не искуплением России, а искуплением своих грехов. Это другой вопрос. Если говорить о его семье, о детях – то здесь пострадали невинные, чистые сердцем дети. Они равны мученикам древней Церкви.

 

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика