Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - ПХ 2 2003

Интервью в журнал Православный Христианин № 2 за 2003.

1. Что значит для молодого человека быть православным, как это выделяет молодых людей из всего нового поколения?

Быть православным для любого человека, независимо от того, молодой он или пожилой, означает жить по Евангелию. Евангельские нормы никогда не стареют. Жизнь по Евангелию ни в чем не ограничивает человека, кроме греха. То, что дал нам Господь в Святом Евангелии, должно являться основой жизни каждого православного христианина. То, что содержится в этой Книге Жизни - а именно этим и является Евангелие - есть основа, норма и закон духовной и нравственной жизни человечества.

Мы знаем, что нарушение физических законов приводит если не к смерти, то к страданиям. К примеру, если лизнуть железный предмет на морозе, то последствия будем помнить всю жизнь. Еще хуже - взять в руки две фазы под напряжением или, игнорируя правила дорожного движения, выехать навстречу МАЗу.

Зная последствия, мы стремимся не нарушать те правила, пренебрежение которыми угрожает земной жизни и здоровью. То же мы должны соблюдать и в нашей духовной жизни. Живя по заповедям, люди духовно совершенствуются, и в достижении совершенства и святости для молодого человека нет исключения. Наоборот, важно с юности привыкнуть жить по закону. Возьмите, к примеру, в гражданской жизни: человек один раз нарушил закон, и его осудили; находясь в заключении, он раскаивается, дает себе обещание больше не совершать преступление, но, оказываясь на свободе, нередко снова совершает злодеяние, и опять попадает в тюрьму. Поэтому, важно с молодого возраста жить по нравственным и духовным законам.

Евангелие провозглашает главным моральным принципом любовь к Богу и ближнему. Что в этом плохого для человека, что вредного для молодежи? Ничего. Но сейчас истинная духовность подменена ложной духовностью, многие моральные принципы высмеиваются, и открыто культивируется грех, который преподносится как норма жизни, как дух времени. Православная культура, которая формировала сознание русских людей на протяжении многих столетий, подменена антихристианской культурой. Среда, в которой живет молодежь, насыщена грехом. Современное телевидение, средства массовой информации и компьютерные технологии погружают молодых людей в нереальный, вымышленный мир, и через это происходит манипуляция их сознанием. Поэтому у многих молодых людей создаются иллюзорные представления о жизни, им бывает трудно отличить правду от неправды, добро от зла. Церковь призывает всех трезво и беспристрастно относиться к происходящему вокруг, найти в себе мужество и силу сказать "нет" греху и пороку. Избегая духовно вредного окружения сам, православный молодой человек должен помочь и своему ближнему разобраться с тем, что происходит вокруг него и в его собственной душе, и встать на путь жизни во Христе.

2. Как обстоит дело с православным просвещением и воспитанием молодежи?

Церковь всегда, и особенно в настоящее время, считает одной из главных своих задач воспитание православной молодежи, так как от нее зависит наше будущее. Русская Православная Церковь, проявляя заботу о молодом поколении, создает воскресные школы, православные лагеря, молодежные союзы и братства, проводит благотворительные акции, съезды православной молодежи. Но мировоззрение молодых людей и их отношение к жизни во многом зависят от того, в каком окружении они находятся, какой уклад жизни поддерживается в их семьях, как живут их родители.

Современная школа и общество далеки от христианских принципов. Многие руководители и педагоги хотят видеть молодежь такой, какими являются они сами. Но мы знаем, что большинство взрослых выросло и воспитано в нехристианской традиции. Школа и общество еще десять лет назад были атеистическими. Материализм и сейчас сохраняется в сознании многих людей. В обществе и в школьных программах широко распространено материалистическое отношение к жизни. Телевидение и СМИ призывают людей «брать от жизни все». Многие семьи тратят все свои силы и средства на приобретение земных благ. Семья потеряла православную традицию, перестала быть малой Церковью, несущей нравственные начала в жизнь человека. Родители меньше стали уделять внимания своим детям, отдав их на воспитание школе и улице. Здесь хочу привести слова святителя Филарета, митрополита Московского, обращенные к родителям, нерадеющим о воспитании детей: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания», и это было сказано во времена, когда взрослые осознавали ответственность за своих детей.

Таким образом, в той среде, в которой сейчас находится большинство молодых людей, Церкви нелегко оказывать свое влияние на них. Взрослые не приводят детей в храм, не задумываясь о том, что будет с ними, когда они вырастут. Родители не понимают, что мир, окружающий их детей, иной, чем тот, в котором они недавно сами жили и росли. Современный мир кардинально отличен от того, что было десять лет назад, - он погряз в пороках и грехах. Кажется, пал атеизм, Церковь имеет возможность заниматься просвещением общества, в том числе и молодежи, но люди глухи к восприятию Слова Божия, они заняты своими повседневными делами и находятся под большим воздействием современной пропаганды вседозволенности и ненасытности.

Мы осознаем ту ситуацию, в которой живет наша паства, в том числе и подрастающее поколение, которое является ее частью. Мы ищем новые пути, чтобы активизировать работу с молодыми людьми, зажечь в их сердцах веру, развить любовь к Богу, к Православию, ко всему доброму и святому и уберечь их от греха. В этой работе мы надеемся найти помощь и со стороны родителей, и школы, и администрации, ибо молодое поколение - это будущее всего нашего общества.

3. Нет ли тяжелого противоречия между биологическим состоянием молодой плоти, тяготеющей к греховным удовольствиям, и призывами Церкви к смирению и праведной жизни?

Сама по себе плоть человека не тяготеет к греховным желаниям. Ко греху ее тянет та зараженность и испорченность, которой она подвержена извне. Есть много христианских семей, где дети избегают, как вы назвали, греховных удовольствий. Здесь много зависит от воспитания и от тех примеров, которые видят дети. И даже, скажу, все зависит от отношений к этой стороне жизни в семье, в которой растет ребенок, какой пример дают родители. Если в семье христианская обстановка, то и дети, видя поведение старших, сами стараются вести себя по-христиански.

Церковь призывает к чистоте отношений, признавая, что один человек не может использовать другого для удовлетворения любых своих потребностей. Христианин должен быть господином своих потребностей и желаний, а не их рабом. У каждого, в том числе и у молодого человека, должна быть рассудительность при совершении поступков, при чем греховное отношение надо искоренять. Необходимо помнить, что грех вредит не только душе, но и разрушает физическую природу человека, несет с собой болезни тела. Жизнь человека не оканчивается минутами удовольствий, она намного больше. И часто бывает, что, удовлетворяя временным удовольствиям, человек страдает потом всю оставшуюся жизнь.

4. Не вредят ли молодежи занятия спортом, танцами и играми? Не является ли это грехом?

Греховным может стать все: пища, музыка, спорт, телевизор, компьютер – это зависит от личного отношения человека ко всему этому. Когда человек ставит смыслом своей жизни получение удовольствий от всего, с чем он соприкасается, то это является грехом. Гантели, мячик, фигурки шахмат - это только материал, а греховным является отношение к ним. Если человек все это использует для поддержания сил, для интеллектуального и физического развития, для отдыха после рабочего дня, и при этом не забывает о Боге, когда и пища, и музыка, и спорт, и современные технические средства не заменяют ему Бога, не носят в себе безнравственности, то здесь нет ничего греховного. Если ко всему этому молодой человек относится без пристрастия, если они не мешают его духовной жизни, если они не являются для него кумиром, то никакого вреда они не приносят. Когда молодой организм растет, физическая нагрузка ему необходима. Он может помогать родителям на огороде. А если он живет в квартире, то физическая зарядка даже необходима. Но если увлечение чем-то препятствует ходить в храм, мешает заниматься общественно-полезным трудом, доводит до психопатического состояния, то, естественно, все это является вредным.

Подобным образом Церковь относится к увлечениям танцами и играми. Например, азартные игры запрещены Церковью: они выводят человека из нормального душевного состояния, доводят его до раздражения, возбуждают в его сердце алчность, гнев, зависть и жестокость, наносят вред его душе; нередко такие игры приводят к материальному разорению. Увлечение молодого человека компьютерными играми ставит его в зависимость от компьютера. Человек начинает жить в другом, виртуальном мире. Многие компьютерные игры приучают молодого человека к насилию, жестокости и ненависти. Церковь разрешает заниматься и танцами, и играми, только в том случае, когда это не наносит духовного и физического вреда ее чадам. И, конечно, недопустимы эти занятия вместо богослужения, а также в те дни, когда Церковь призывает к особому воздержанию, в дни Великого поста, Страстной седмицы, в канун праздников.

5. Существует проблема досуга православной молодежи. Где и как должны проводить свой досуг молодые люди, которые, по своему убеждению, не хотят посещать светские дискотеки, клубы и рестораны, являющиеся средоточием греховных соблазнов?

У нас, в Калуге, действует православное молодежное братство, есть православный молодежный центр «Златоуст». Планируем создать в Калуге православный молодежный клуб, но существует проблема – нет для этого помещений. На данный момент руководство города ничем нам в этом отношении не помогает. Необходимо место, где могла бы собираться православная молодежь и под руководством опытного пастыря проводить свой досуг. Считаю, что организация досуга молодежи является первостепенной нашей задачей.

6. Молодости свойственна мечтательность. Должна ли Церковь усмирять подобные вредности?

Мечтательность бывает двух видов: первая, когда ребенок ждет знаков внимания со стороны взрослых, и предвкушает эти результаты. К примеру, родители обещали на каникулы повести его в Петербург, и он мечтает побывать в Александро-Невской лавре. В этом нет ничего греховного, это его желание. Другое дело, когда мечтательность уводит сознание человека от реальной жизни в некое иллюзорное состояние - это вредное душевное состояние для любого человека, тем более молодого. Многие святые отцы призывают остерегаться мечтательности, как особо опасного греха, ибо она приносит духовный вред. Уходя из реальной жизни в мечты, человек теряет способность самоанализа, не видит своего греховного состояния, лишается покаяния, а значит и спасения. Увлекаясь мечтательностью, молодой человек воспринимает многие вещи не такими, какие они есть; деятельно уходит от той жизни, в которой должен реализовать свои способности в служении Богу, Родине, людям. В настоящее время мечтательность очень распространена благодаря телевидению, видеофильмам, компьютерным играм и молодежной музыке. Насмотревшись фильмов про суперлюдей, молодой человек легко подпадает под психологическое влияние и мнит себя таким же супергероем. Однако, столкнувшись с реальной жизнью, он разочаровывается и пытается любыми способами вернуться в вымышленный мир. Именно через это желание уйти от реальности человек становится наркоманом, алкоголиком или психически больным. Церковь предупреждает, что к жизни надо относится реально и противопоставляет мечтательности трезвение, молитву и внимательность к своим мыслям и сердечному расположению.

7. Молодость–пора первой любви. Как и когда молодые люди должны влюбляться, и как Церковь может регулировать нравственные аспекты этих взаимоотношений?

Этот вопрос очень актуален. У молодежи неверный подход к вопросу о первой любви. Эти ошибки молодой человек совершает из–за отсутствия этики отношений в семье, обществе и в школе, в которой в последнее время активно навязывается предмет полового воспитания. Государство не хочет допускать Церковь в школу, так как хочет вырастить молодое поколение себе подобным – бездуховным, безнравственным, стремящимся только к удовлетворению своих потребностей. Предоставляя вседозволенность со школьной скамьи, государство хочет оторвать молодежь от тех проблем, которые окружают ее. Увлекаясь «любовью», молодой человек перестает быть думающим, в нем развивается страстность. А чем меньше думающих, тем легче управлять. Скажу, к примеру, что в такой стране, как Япония, вопрос о первой любви возникает после 20 лет. Чаще всего люди заключают браки в 25–27 лет, и это правильно. Они уже воспитаны так с детства – не думать об этом, пока не получат образования и не приобретут жизненного опыта, и государство само в этом их поддерживает. Школы у них раздельные для девочек и мальчиков, и государство проводит политику, чтобы как можно больше молодых людей получило высшее образование. Отсюда, поздние браки (причем первые) более крепкие.

В нашей стране пора учебы и образования подменяется порой любви. И не понятно, о чем думают законодатели, когда снижают возрастной уровень вступления в брак до 14 лет. И что же это за семья? Сможет ли 14-летняя мать растить детей? Сможет ли содержать себя? «Нет!» – отвечает на эти вопросы жизненный опыт поколений. В современной России 70% и более ранних браков распадаются. Эта статистика еще раз подтверждает, что молодость – это не время для создания семьи, а время учебы и приобретения жизненных навыков. Ранняя любовь не только вредна, но и опасна, ибо молодой человек еще не разбирается в людях, он еще не ориентируется в духовных качествах человека, его отношения строятся на страстных влечениях, а когда это все проходит, то он разочаровывается. Вот поэтому сейчас много разводов, и много ломаных судеб. Страдают не только участники ранних браков, но и их дети. Часто такие браки расстраиваются, и молодая девочка, иначе я не назову, вынуждена бросать ребенка (отдавать в детский дом), или, мучаясь, сама растить его. Это приносит большой вред обществу, и душам этих маленьких людей.

8. В Калуге Церковь уделяет много заботы о воспитании детей и юношества, работают воскресные школы, есть православная гимназия, существует летний лагерь. Достаточно ли этого для полноценной воспитательной работы и нужно ли развивать это направление дальше?

То, что мы имеем, и то, что мы делаем, нам крайне недостаточно. Считаю, Церковь должна найти и создать новые механизмы работы с молодым поколением, надо найти новый язык обращения к молодым людям, чтобы голос Церкви был ими услышан. Здесь необходим новый подход и понимание их мышления. Они выросли на наших глазах, но они выросли в другом мире, в мире, где на каждом шагу говорят слово «демократия», где культивируется вседозволенность, где слово «свобода» означает разнузданность беззакония, где новые технологии меняют понятия времени и пространства, где посредством радио и телевидения в течение всего дня размывается граница между добром и злом. И сейчас нередко перед священником стоит юноша, который может знать больше, чем священник. Современный молодой человек, еще не научившись говорить, уже встречался с такими вещами, познать которые порой не под силу взрослому. Это ставит перед Церковью новые задачи, и мы должны найти новые пути их решения, ибо Христос пришел спасти всех, в том числе и новое молодое поколение. Нам в городе надо расширить работу с молодежью, надо создать центр досуга молодежи, православные молодежные клубы, дом творчества православной молодежи, но для всего этого не хватает сил, и нет помещений. Мы будем говорить об этом с руководством города, и я надеюсь найти понимание.

9. Православный молодежный центр «Златоуст» существует только для летнего отдыха или перед ним стоят более широкие задачи?

Сейчас православный молодежный центр «Златоуст» только создается. Мы планируем сделать лагерь круглогодичным, чтобы как можно больше молодых людей могло в нем отдыхать. В дальнейшем хотелось бы, чтобы в нем проводили свой досуг не только школьники, но и студенты, и православные семьи. Также, что очень важно, там будут проводиться семинары для тех, кто работает с молодежью.

10. Должна ли Православная Церковь, наряду с семьей, быть главным духовным наставником для молодежи?

Я считаю, что Церковь в лице приходского священника должна стать духовным наставником не только молодежи, но и всей семьи. Священник и каждый, кто в Церкви работает с молодежью, должен сделать все от него зависящее, чтобы молодые люди почувствовали, что Православная Церковь - это их Церковь, что Православие – это их вера, но для этого священник должен сам в жизни проявлять эту веру. Он должен приложить все свои силы, чтобы молодежь почувствовала, что священник с ними. Священник является священнослужителем, и он должен стремиться служить народу, в том числе и молодым людям. Он должен всегда обращаться к ним со словом наставления и говорить, сколько может, чтобы свет Евангельской истины дошел до каждого. Наша главная задача, чтобы каждый человек нашел свою дорогу в храм.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика