Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - ПХ 7 2003

Интервью, посвященное празднованию 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, для журнала «Православный христианин» 2003 г. № 7.

Напечатано с сокращением.

1. Каковы ваши личные впечатления от юбилея?

Во-первых юбилей духовно всколыхнул народ. Думаю нет ни одного россиянина, считающего себя христианином, который бы в дни юбилея молитвенно не обратился бы к преподобному Серафиму. Наш народ жил ожиданием этих дней. И в дни юбилея в Дивеево приехало тысячи людей не только из разных уголков России, Украины, Беларуси, но и из так называемого дальнего зарубежья.

Все поместные Церкви направили в Саров и Дивеево свои официальные делегации. Кроме нашего Патриарха туда приехали патриарх Сербский Павел и глава Православной Церкви в Америке митрополит Герман. Были митрополиты и епископы из Греции, Болгарии, Кипра, Румынии, Константинополя, Александрии, Антиохии и т.д. Собралось много и наших архиереев, так что там в дни памяти преподобного Серафима проходило общеправославное торжество.

К юбилейным дням был восстановлен храм преподобного Серафима Саровского в г. Сарове. Это вообще первый храм, который был построен в честь преподобного после его прославления в лике святых. В Советское время он был закрыт и в дни юбилея его освятил Святейший Патриарх Алексий. Кроме того были проведены и большие работы по ремонту Дивеевского монастыре. Он преобразился внешне, соборы и колокольня отреставрированы, установлено монастырское ограждение, приведены в порядок сестренские корпуса, а главное, восстановлена Канавка Божией Матери и в ее восстановлении много потрудились паломники, которые своими руками ее отрывали. Это все совершалось по вере и с любовью к Преподобному Серафиму. Я приехал туда за несколько дней до самого юбилея и, обходя монастырь видел как народ трудится, чтобы подготовить монастырь к юбилею, как своими руками до позднего вечера выгребает землю из Канавки; как на святом источнике целый день и ночь молятся.

Но я хочу еще рассказать о встречах и поделиться переживаниями, которые я имел там.

Там много было людей, и я встречал тех, которые пешком крестным ходом пришли в Дивеево из Екатеринбурга, они прошли 2 тыс. км. В пути они были два с половиной месяца, но, оставив дома, они шли к Преподобному. Вот пример веры. Ни страх дальней дороги, ни горные переправы, ни капризы природы, ни что их не пугало, они решили понести нелегкий труд пешком придти к «батюшке» Серафиму, как ходили к нему наши предки.

Или другая встреча с о.Саввой с Кипра. Он грек, еще в июле, узнав, что будет праздноваться юбилей 100-летия прославления преподобного Серафима, прислал письмо, чтобы ему прислали приглашение в Саров и Дивеево. Ответ был как обычно дается в таких случаях, что т.к. он клирик Кипрской Церкви, то в соответствии с каноническими нормами должен решать этот вопрос через своего архиепископа, а также, что уже мало времени, это была вторая половина июля. Так он сам через турагенство получил визу и приехал в Дивеево, устроился жить среди паломников, а когда я его там встретил, то он в захлеб рассказывал о той радости, которую он пережил в эти дни, а главное, что он находился в том месте, где совершал подвиги преп. Серафим. Когда он рассказывал, его глаза сияли как у ребенка. Радость, которую он имел, была дана ему преподобным Серафимом, и радость была в его сердце.

Еще одно незабываемое впечатление произвел на меня Крестный ход с мощами Преподобного из Сарова в Дивеево. Шло около 10 тыс. человек, расстояние 25 км. Крестный ход растянулся на три километра. Меня умилило, как шла одна семья, отец, мать и трое детей, младшему где-то годика четыре, он шел с иконкой Преподобного Серафима и тихо пел "Преподобне Серафиме моли Бога о нас". Шел уверенно, лицо было серьезное, взгляд был устремлен вперед, где в самом начале процессии несли мощи Преподобного, и хотя он отставал, душой он был рядом с Преподобным, а точнее Преподобный был с ним.

Но самое важное, чего хочу отметить, то духовное переживание, которого я прикоснулся. Когда проходил Крестный ход, я почувствовал ту атмосферу духовной радости, которая наполняла сердца народа, и эта благодатная радость коснулась и меня. Начну все по порядку. 31 июля в Саров прибыл В.В. Путин. По прибытии в храм он приложился к мощам, а затем я с другими архиереями вынес мощи на площадь, где Святейший Патриарх Алексий совершил молебен, после которого начался крестный ход. Мы остались в Сарове на прием, А когда тот закончился поехали на источник преп. Серафима в Цыгановке. Побыв непродолжительное время на источнике, мы поехали в Дивеево. По пути мы догнали крестный ход. Объехать его было невозможно, наш автобус ехал за ним. Тогда мы, несколько архиереев, вышли из автобуса, чтобы идти вместе с народом. Народ шел и пел, был глубокий молитвенный настрой, все сердца людей наполнены верой и духовным ликованием, как будто рядом был сам преподобный Серафим. Некая духовная теплота, о которой он говорил, присутствовала там. Все мы пребывали в благодатной радости, нечто необычное, неземное пережил я тогда, среди нас был сам преп. Серафим. Это самое глубокое и благодатное чувство, которое я когда-либо имел.

2. В чем, на ваш взгляд, заключается такой интерес людей к личности преподобного Серафима Саровского?

Здесь нет интереса. Интерес - носит что-то внешнее. Здесь вера и любовь народа к Преподобному, к его подвигу молитвы, который он совершил, к тому пути смирения, который он избрал, к той его устремленности стяжать дары Духа Святаго, который он имел и за что Бог даровал ему величайшую высоту святости. Он почти наш современник. Жил на рубеже XVIII - XIX вв., когда создавали свои классические произведения Пушкин..., строился Петербург, в богатстве и роскоши утопала столичная элита, когда передовые умы Запада были охвачены гуманизмом и у строителей западного общества не находилось места для Бога, и это отрицание Бога приникало в среду русской интеллигенции, когда закладывалась в русском сознании социалистическая революция, нравственность падала, разрушались христианские основы семьи. Это все он видел и молился за Россию и ее народ. Бог дал ему дар прозрения, чтобы через донесения до народа той опасности, которая грядет, если люди не покаются. И мы знаем, многое, о чем он предупреждал, сбылось.

В начале XIX века в обществе, развращенном западными материалистическими идеями, преп. Серафим явился светом, указывающим людям путь возвращения ко Христу. К нему еще при жизни стремился народ, его стали почитать сразу после кончины, и прославление в 1903 г. было не чем-то неожиданным, а чаянием и ожиданием народа. Как тогда, так и сейчас преп. Серафим - это святой, к которому в молитвах обращается каждый верующий человек, а поэтому и юбилей 100-летия прославления имеет всенародный характер.

4. Служат ли такое событие поводом для духовного единения России?

Да действительно такие события, как празднование 100-летия прославления преп. Серафима Саровского, или принесение мощей св. ап. Андрея Первозванного объединяют народ. Они помогают понять нам, что наши духовные корни едины, что Православие - это вера отцов наших, вера, которая сделала нашу страну великим государством, с великой историей, уникальным духовным наследием, богатейшей культурой. Что Православие помогает человеку в этой жизни и приводит его ко Христу, помогает обрести святость, как это совершил в своей жизни преподобный Серафим Саровский.

5. До сих пор идут споры о духовном наследии прп. Серафима. Действительно ли прп. Серафим оставил пророчество о будущем России, и как к этому следует относиться? ( Записки Мотовилива и др.)

Да, многие предсказания преп. Серафима Саровского исполнились. Народ не прислушался к его голосу и пережил большие потрясения. Сейчас нам необходимо, чтобы мы не повторяли ошибок, не проявляли пренебрежения к Богу, к Заповедям, ко своему спасению. Мы второе десятилетие говорим, что живем в христианской стране, что Православие наша вера, что 70% крещенных и т.д. Но не слова ли все это. Мы должны задуматься, а стала наша страна лучше, стал ли каждый из нас лучше жить не материально, а духовно. Наши дети крещенные, а живут ли они по-христиански, ходят ли в храм, умеют благодарить Бога за полученные благодеяния, молятся ли по утрам и знают ли молитвы. Или они в душе безбожники, а об опасности и гибельности безбожия говорил преподобный Серафим. Если мы не исправимся в своей жизни, если не обретем в своем сердце Мира Христова, то те неутешительные пророчества и беды распространятся и на нас. Еще в Ветхом Завете Господь предупреждал человека, что у него два пути: путь жизни и смерти, и говорил: «избери жизнь, чтоб жил ты и твое потомство». И сейчас, как и жителей 19 века, преподобный Серафим призывает нас избрать «путь жизни», путь стяжания Духа Святого, что будет благом для нас и для будущего России.

6. Не служит ли казённой помехой внимание государства к подобным событиям церковной жизни? (повышенный контроль безопасности, присутствие правительства, ограничение доступа верующих)

Здесь две вещи. Во-первых, само мероприятие и то, что государство оказывало некое содействие при его проведении. Сами праздничные торжества проводились Церковью, присутствие на них государственных лиц не влияло на содержание их проведения: было совершено полное освящение храма преп. Серафима Саровского в Сарове, Божественная литургия, Крестный ход с мощами и богослужения в Дивеево. Присутствие там должностных лиц не повлияло на сами мероприятия. Однако большое участие народа требовало определенных мер по обеспечению охраны, организации транспорта, медицинской помощи, питанию. По некоторым данным в торжествах принимало участие более 20 тыс. чел. Создание условий для принятия такого количества людей требует значительных сил. Вы же понимаете, что у нас 5-7 человек подходит ко кресту уже давка бывает, а там тысячи людей. Здесь помощь государства необходима, да это и непосредственно государственные функции.

Кроме того есть определенная категория людей, которая любит создавать проблемы, и общая ситуация в стране не совсем безопасная. Верующий человек приезжает в монастырь политься и не редко с доверием относится к тем, кто его встречает в монастыре, но кто его может встретить, мы не знаем. А если человек нечестный? Поэтому меры безопасности нужны, а Церковь не имеет такие службы охраны, которые смогли бы со всем справиться.

Кроме того, много помогли военные. Они установили палатки, где могли бы паломники отдохнуть, привезли полевые кухни для приготовления пищи, хоть просто, но приехавший паломник мог чем-то подкрепить свои силы. Постоянно работали передвижные медпункты, куда могли обратиться все нуждающиеся за помощи и т. д.

Что касается высших должностных лиц, то я не вижу тоже здесь никаких помех. Они тоже имеют право быть на торжествах, помолиться и приложиться к святым мощам. Они такие же граждане. Мы должны это правильно воспринимать, не делать из этого чего-то необычного. Это должно быть нормой, если в стране подавляющее большинство жителей православные, то и руководство страны должно быть православным, и быть не над народом, а с народом.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика