Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - НВ 2003

Интервью газете «Наша Вера» к 7 декабря 2003 г.

1. Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 25 лет, как Вы приняли монашеский постриг. Что Вас подвигнуло к выбору именно такого образа жизни?

Мое духовное воспитание с самой юности проходило в Троице-Сергиевой Лавре. Еще школьником мы всей семьей ездили в обитель преподобного Сергия, в то время у меня зародилось глубокое желание стать монахом. Я не думал ни о каких выгодных должностях, а просто хотел быть монахом.

 

На меня в Лавре, к примеру, производили впечатление архимандриты Петр и Серафим – эти истинные старцы и молитвенники. Им тогда было уже за 80 лет, и постриг они принимали еще в дореволюционных монастырях. Нам с братом рассказывали о тех испытаниях и преследованиях, которые они пережили, и мы думали: «Вот люди герои, ничто не сломило их веры». Ведь хрущевские гонения проходили на наших глазах, к нам домой с разных мест страны приезжали люди и рассказывали, как закрывали храмы и монастыри. И мы гордились, что есть люди, которые защищают Церковь. Или другой лаврский насельник, архимандрит Феодорит – страдалец за Христа. Он был в заключении, но и там проповедовал о Христе, и ему отрезали язык. Это сказалось на его произношении, но он проповедовал почти каждое воскресение. Его с большим вниманием слушал народ, и тогда много в Лавру собиралось молодежи, потому что слово его было словом Исповедника, перенесшего гонения.

Я также помню, как мы стоим на всенощной, монах в мантии канонаршит, и братский хор поет стихиры. Это все оказывало большое впечатление на мое молодое сознание, и мне хотелось быть рядом с ними в таких же одеждах и так красиво петь.

Когда я поступил в семинарию, я уже через два месяца обращался к духовнику с вопросом о возможности пострига, но он ответил тогда: «Надо поучиться». Может быть, это он сказал потому, чтобы я больше осознал, что такое монашество. Из семинарии меня забрали в армию, а когда отслужил, то вернулся в семинарию и продолжил свое обучение в духовных школах. Желание принять монашество меня не оставляло, и по окончании 2-го курса Академии я говорил с ее руководством об этом, но мне посоветовали: лучше окончить Академию, а потом уже принимать постриг. Мне казалось, надо ждать два года, как это много, а сейчас я благодарю тех мудрых наставников, которые мне так подсказывали. Время учебы пролетело быстро, но оно мне дало много. Я глубже осознал, что такое монашество. Приняв раньше, мог отнестись к нему внешне, а учеба помогла мне лучше понять его сущность и смысл. Также этому способствовала тема моей дипломной работы по Пастырскому богословию: "Духовный образ и поведение православного пастыря". Изучая ее, я не просто читал творения Святых Отцов, а старался осмыслить их писания. Это мне дало более глубокое понимание сущности пастырства и что такое священническое служение.

2. Вы постригались в Троице-Сергиевой Лавре, а кто был Вашим духовником при постриге?

Я бы сказал вначале о том, кто оказал влияние на мое духовное становление. Это архимандрит Тихон (Агриков), в схиме – схиархимандрит Пантелеимон. Фронтовик, он имел живую веру, которая духовно преображала людей, соприкасавшихся с ним. Когда я был подростком, он был в братии Лавры и пользовался большим авторитетом как духовник. Я помню, он очень часто под воскресный день в Трапезном храме исповедовал до 4 часов утра, а 6 часов уже снова был в храме, чтобы служить Литургию. Когда он служил раннюю Литургию храм был полный, к нему тянулся народ, потому что его любящее сердце было обращено к каждому, и для каждого у него находилось слово утешения и поддержки. Но, к сожалению, в конце 60-х годов он был вынужден уехать из Лавры и жить в разных монастырях, скрываясь от гонений. Я его посещал несколько раз, когда он жил в монастыре в Закарпатье. Он был человек праведной жизни, и за праведность его гнали.

Когда учился в семинарии, то постоянно ходил на исповедь к братии в Лавру. Большей частью исповедовался у отца Кирилла, и он был духовником при моем постриге. Постриг совершал архимандрит Александр, тогда еще инспектор Московских духовных академии и семинарии, позднее он был ректором Академии, а затем служил на Саратовской кафедре. На Рождество прошлого года, 7 января, он скончался будучи архиепископом Саратовским.

3. Почему Вас нарекли в честь священномученика Климента Римского, и кто, вообще, выбирает имена при постриге?

При постриге сам постриженник имя себе не выбирает. Оно дается ему, исходя из следующих традиций. Обычно нарекают именем святого, в канун дня памяти которого совершается постриг. Иногда постриженнику выбирают имя, которое начинается на ту же букву, что и прежнее, мирское имя. Например, Геннадия при постриге могут наречь Геронтием, Сергия – Савватием. При этом стремятся сохранить традицию, что в монастыре не должно быть двух насельников с одним и тем же именем. В братии, конечно, могут оказаться тезки, но они, как правило, постриженцы разных монастырей, а потом кто-то из них был переведен.

Еще существует традиция, когда при постриге нарекается имя одного из известных насельников монастыря, который недавно скончался, с тем, чтобы небесный покровитель, имя которого он носил, оставался покровителем обители. Этим же, кстати, обоснован обычай в семье новорожденным давать имена дедов и прадедов. Часто, не понимая его сущности, люди говорят: «назвали в честь бабушки». Не в честь, а по имени бабушки, но в честь ее небесного покровителя, чтобы он и впредь оставался покровителем семьи.

Мне дали имя по церковному календарю. Постриг был совершен 7 декабря, как обычно, после вечернего богослужения в Троицком соборе Лавры. По церковному уставу вечером совершалась служба священномученику Клименту Римскому, память которого празднуется на следующий день. И мне было дано его имя.

4. Какова была Ваша деятельность после пострига?

После окончания Академии я был оставлен помощником инспектора и преподавателем в Семинарии. Когда был совершен постриг я продолжал преподавать и нес административное послушание в Семинарии. Позже, Синодом был назначен епископом и направлен в Америку управляющим приходами нашей Церкви в США и Канаде, где прослужил восемь лет. С 1990 года нахожусь в Калуге.

5. Восемь лет Вы прослужили в Америке. Есть ли там монашество, и как Вы себя чувствовали в тех условиях среди людей, совершенно иного менталитета?

Америка – другая страна. Да действительно, там другая ментальность. Ментальность Америки сформировалась, в основном, эмигрантами из Европы. Значительная часть жителей Северной Америки – выходцы из протестантских и католических стран, которые не знакомы с восточной традицией монашества. В католичестве приняты иные взгляды на монашество. Монашество там воспринимается как совершение сверх должных дел. Православие эту точку не принимает. Монашество в православном понимании – это одна из форм достижения человеком духовного совершенства. Протестанты, отвергая необходимость каких-либо усилий человека для достижения спасения, вообще отвергают монашество. Поэтому обстановка там не располагает к иноческой жизни. На это обратил внимание еще святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, когда он прибыл в Америку в 1798 году в сане епископа Алеутского и Аляскинского. Он неоднократно обращался в Святейший Синод и говорил о необходимости в Америке открыть монастырь для укрепления духовной жизни православных людей. В 1905 году в местечке Саус Канаан, штат Пенсильвания по его инициативе была куплена ферма с участком земли для устройства монастыря в честь святителя Тихона Воронежского. Этот первый православный монастырь в США. Он остается действующим и поныне. Он находится в уединенном месте. Я неоднократно посещал его, когда чувствовал в этом необходимость, и всегда находил там духовную поддержку.

Но вообще если говорить о духовной ситуации в Америке, то условия там не способствуют к монашеской жизни. Больно рано, совсем в юном возрасте молодые люди не только узнают о грехах, но и приобщаются к нему. Человек, совершив один раз грех, становится инфицированным грехом. Излечения от греха требует многих усилий. Кроме того, сама психология американского общества не принимает монашества. В нем сильны материалистические идеи, там проповедуется, что смысл жизни заключается в обретении богатства на земле, американскому ребенку с пеленок прививают мысль, что для нормальной жизни необходимо иметь больше денег. Для американского общества непонятны основополагающие принципы монашества, и даже православный человек, регулярно посещающий храм, живя в той среде, имеет секуляризованный дух. Его жизненные приоритеты – лучше устроить себе жизнь здесь на земле.

6. Двадцать пять лет… Это много или мало?

Если говорить откровенно, как я чувствую, – это мало. Время бежит незаметно. И я прекрасно понимаю святых подвижников, которые, проведя в пустыне шестьдесят, а то и восемьдесят лет, говорили о себе: «Я только начал учиться монашескому деланию». Да и каждый из нас чувствует, как быстро летит сейчас время. Кажется человек все придумал, чтобы ускорить свое передвижение, легче связываться друг с другом, но время не хватает, и оно так быстро проходит, так что и двадцать пять лет кажутся как один год. А это немного.

7. Сейчас, как мне кажется, стало меньше людей, стремящихся к иноческой жизни, или я не прав? Если прав, то с чем это связано?

Здесь есть два момента. Монашество – это жертва Богу общества, т.е. общество должно иметь религиозное самосознание, должно порождать святые, устремленные к Богу души – души иного рода. Монах в переводе с греческого языка означает «одинокий». От праведного христианина, живущего в миру, у монаха есть одно важное отличие – он добровольно дает обет безбрачия. Он отказывается от всех родственных, земных связей, чтобы «не оскверненному беседовать с Богом и чистому озаряться лучами Духа, без всякой примеси дольнего, без всяких преград для Божественного света» (свт. Григорий Богослов). Он остается один, чтобы служить спасению всех. Иноки – люди иного рода, иноческий чин – чин ангельский. Раньше в России было много монастырей, и поступлению в монастырь способствовала российская действительность. Наши предки имели православное мировосприятие, их общественное сознание было религиозным. Они знали, что ради тех, о ком Пресвятая Богородица однажды сказала: «сей рода нашего», Бог щадит весь мир от гибели. Они глубоко верили, что один монах вымаливает несколько поколений близких, спасает свой род. И прежде было фамильной честью иметь в роду монашествующих. В синодиках каждой русской семьи – будь то крестьяне, купцы или дворяне – первыми стояли имена монахов и монахинь. В наше время такая связь утрачена. Россия еще не приобрела религиозное самосознание. В жизни россиян присутствует духовная инертность, на их мировоззрение оказывают глубокое воздействие насажденные в советское время материализм и атеизм.

Кроме того, в последние годы в обществе все более распространяются духовные недуги. Современный окружающий мир, телевидение и компьютерные игры оказывают сильное разрушающее действие на душу человека. Человеческая природа в результате грехопадения прародителей глубоко повреждена грехом. Это повреждение проявляется в том, что, даже имея полную свободу во Христе творить добро, человек в своей жизни все же легче склоняется ко злу. Телевидение через фильмы, рекламу, негативную окраску любой подаваемой информации безмерно развивает в человеке его расположенность ко греху. Оно расслабляет волю человека, сеет семя греха в его уме, пускает корни в сердце и таким образом пленяет всю душу. Ради своего покоя родители оставляют ребенка перед экраном телевизора или компьютера, не задумываясь о последствиях. А он, даже не имея представления о грехе, тем не менее, усваивает греховные переживания, порочный тип поведения, и это разрушительно сказывается на его личности, на всей его будущей жизни.

Компьютерные игры, это признано и учеными, зомбируют сознание. В связи с этим сейчас самое опасное в развлекательных технологиях – это их демонизация. На выставке современных компьютерных игр, которая проходила в Лос-Анжелосе, было отмечено, что более 30% из представленных игр содержат в своем сюжете сатанизм, магию и экстасенсорику. Играя, например, в популярного сегодня Гарри Поттера, дети приобретают не только отрицательные душевные качества, но и негативный духовный опыт. Посредством многих компьютерных игр идет общение с духами злобы, и увлеченные этими опасными играми люди попадают уже под непосредственное влияние темных сил. В результате разрушается их личность, парализуется воля, и они становятся неспособными нести христианский подвиг, проводить нормальную духовную жизнь не то что в монастыре, но даже в миру.

С такими духовно искалеченными личностями Церковь все чаще имеет дело в последние годы. Сегодня много людей приняли крещение, но мало истинных христиан, потому что большинство крещеных вместо Христа ищут в Церкви что-то иное. Они отвергают аскетическое начало в духовной жизни, стремятся комфортно устроиться и в христианстве, подменяют жизнь духа внешними формами и эмоциональными переживаниями. Но это не означает, что для этих людей недоступен путь покаяния. Каждый, считающий себя верующим человеком, должен спросить себя: «жизнь или смерть властвует в моей душе: Христос или нечто? Жизнь в Боге или грёзы? Христианский подвиг или виртуальность?».

8. Если монах отказывается от всего, что в мире, то как он должен относиться к тому, что происходит в мире, стране, в обществе. Сейчас в стране проходят бурные политические процессы, связанные с выборами, монах должен на них реагировать?

Монах не должен заниматься политикой, для этого он и ушел от мира. Кроме того политика - дело не всегда чистое, и она часто строится на неправде. Каждый политик хочет прикрасить себя и скрыть свои недостатки. Мы много слышим обещаний, но жизнь как с горки катится вниз. Монах не должен участвовать в политических баталиях, но обязан молиться о стране и о народе. Он должен учить людей выбирать добро. Помогать людям научиться рассудительности. Ведь участвуя в выборах, человек косвенно участвует либо в разрушении страны, либо в ее созидании. Если он голосует за тех, кто ослабляет страну, или принимает законы, направленные против ее благополучия, то он не вольно ее разрушает. Если от действия политиков страдают люди, то моральная ответственность лежит на тех, кто и выбирал их. Монах не должен агитировать за кого голосовать, а должен помочь людям научиться рассудительности и уметь отличать дела от красивых предвыборных обещаний.

Участвовать в выборах это обязанность каждого человека, ибо каждый несет ответственность не только за свою жизнь, но и жизнь всего Отечества. Потеряв, по своим грехам, Божественное водительство, народ был вынужден выбирать себе правителей. До 1917 года в России была власть, получавшая благословение Божие через помазание на царство. Но сейчас мы до того духовно слабы, что выбираем управление страной на короткий срок, и то, не рассуждая, как они будут править. Отсюда по нашим грехам у нас и все нестроения в жизни.

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика