Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Газета Весть

ИНТЕРВЬЮ АРХИЕПИСКОПА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА
Газете ”ВЕСТЬ”

1. Несмотря на неодобрение общества и запрет Министерства образования программы полового воспитания школьников внедряются в разных городах России. Есть такая опасность и в Калуге. Ваше Высокопреосвященство, каково отношение Церкви к этому вопросу?

Естественно, Церковь относится крайне отрицательно к введению программ полового воспитания в учебных заведениях. Вредность такого просвещения очевидна. Школа, давая знания подрастающему поколению по естественным и гуманитарным наукам, призвана формировать целостную личность в каждом ребенке, готовить будущих граждан России, психически и нравственно здоровых людей. Известно, что детский организм более восприимчив к любой информации. Человек и в старости отчетливо помнит то, что происходило с ним в детстве.

Впечатления, полученные в детстве, оказывают глубокое влияние на психику и поведение человека в зрелом возрасте, его образ жизни, систему взаимоотношений с окружающими. Поэтому важно тщательно отбирать ту информацию, которая подается ребенку. Необходимо стремиться сохранять чистоту детской жизни, а не загружать сознание ребенка информацией, растлевающей нравственность. Позже, когда личность человека сформируется, и у него четко определяться моральные понятия, ему будет легче выбирать добро в своей жизни и уклоняться от зла, а его очень много в нашей жизни, и тем самым нравственно оздоровлять наше общество. Когда же ребенок еще в школе узнает подробности об интимной жизни человека, это способно не только причинить серьезный вред его душе, но и вызвать у него нарушения психики на всю жизнь.

2. Некоторые из предлагаемых программ не говорят в прямую об интимных отношениях мужчины и женщины, а рассказывают об изменениях в организме подростка в период полового созревания. Может быть, эти программы не вредны?

Чтобы лучше понять опасность всех этих программ, и что кроется за этим, напомню вам библейское повествование о грехопадении первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь данную Богом после того, как дьявол обратил их внимание на запретное древо, и тогда они увидели, что его плоды, хороши, приятны “для глаз и вожделенны”(Быт.3.6). Чем-то аналогичным являются все эти навязываемые в школах программы, как бы они не назывались “... воспитание”, “планирование...”, “этика отношений”, “возрастное изменение”... Их цель, обратить внимание ребенка на эту тему, чтобы потом подвести к совершению греха. По учению Церкви грех в человеке зарождается с внимания. Никто не рождается с желанием красть, убивать, клеветать, разрушать свое здоровье, быть наркоманом, причинять вред себе и другим. Это желание постепенно формируется в сознании человека, а основанием этого процесса является концентрация внимания на мысли о грехе, интерес к нему. Вот этот механизм и запускается в сознании ребенка на подобных уроках, как бы они не назывались. Подумайте, что мы сейчас имеем: через отдельные программы телевидения и в видеосалонах уже давно пропагандируется безнравственность, а теперь добавьте еще и указанные программы в школах, в результате получим, что ребенок постоянно будет находиться под разлагающим воздействием греховной информации. По-моему, вред этих программ неоспорим. Они подводят ребенка к нарушению того предела запретного, которое печально сказывается на его физическом и духовном здоровьи, и вообще на состояние нашего общества. У нас сейчас почти нет здоровых, цельных семей, а сколько детей имеют врожденные болезни? Это в основном из-за беспорядочной греховной жизни и отхода от традиционной для нашего народа нравственности.

Стоит еще сказать об одной, связанной с этой темой, проблеме нашего общества. В завершившемся году родилось всего 1 млн. 270 тыс. детей, это же катастрофически мало для России. Умножьте эту цифру на 60 (средняя продолжительность жизни россиянина, и она еще завышена) и мы получим численность населения России, которая при такой низкой рождаемости составит всего 76 млн., а сейчас население около 160 млн. Так что же принесут эти программы? Вот результат жизни нравственно и духовно искалеченного общества и воздействия подобных программ на взрослых, а что даст их внедрение в школах? Через несколько десятков лет именно мы познаем их трагичность.

3. Как, на Ваш взгляд, нужно воспитывать детей, чтобы вопросы пола не вырастали в проблему?

Заботится о детях должно и государство, и родители, и все наше общество. Не должно быть чужих детей, это все наши дети, мы должны переживать не только за своих родных детей, мы должны следить, чтобы вообще была в их среде здоровая духовная и нравственная обстановка. Недопустимо то, что происходит сейчас на телевидении, с экрана обрушивается шквал насилия, жестокости, безнравственности, даже детские передачи не проходят без интима. Этого нет даже в США, чтобы общегосударственные программы показывали программы, разлагающие обществнную нравственность. Все это направлено на то, чтобы изменить мышление россиянина, духовно и нравственно разложить его, искоренить естественное чувство стыда, и это легче всего начать с детей. Отсюда и вытекают обязанности взрослых по воспитанию подрастающего покаления. Здесь очень важна чистота отношений. Нет необходимости привлекать внимание детей к этим вопросам, а если ребенок спрашивает, то нельзя своим ответом наносить душевную травму - не следует смущаться, или гневаться, или давать соблазнительные объяснения. Ответ должен быть так же прост и чист, как душа ребенка. Если вы действительно любите свое дитя, вы сможете найти такой ответ на любой "трудный" вопрос. Ребенку четко надо указать на вредность и опасность для него же всего греховного. Но главное в воспитании это образ жизни самих родителей, чистота их супружеских отношений. Обстановка в доме имеет важное значение в формировании нравственного и духовного облика ребенка. Надо ограждать впечатлительные детские сердца от развращающих телепередач, видеофильмов, и т.п. Кроме того, и это очень важно, родители должны исполнять Богом установленные обязанности по отношению к своим детям, нельзя быть безразличными к их проблемам, нельзя их отталкивать от себя, чтобы они воспитывались по “законам” улицы, необходимо знать, чем дети интересуются, с кем дружат, что смотрят по телевидению, какие вопросы их волнуют. Нужно не забывать самим приходить и приводить детей в храм и воскресные школы, чтобы они могли изучать основы Закона Божьего и христианской морали, укрепиться в вере, добродетели, чистоте и истинной христианской любви. Вместе с тем необходимо создать условия для нормального досуга детей, чтобы телевизор, видио или улица не были их единственным времяпровождением, и в этом должно помочь государство.

4. Церковь часто обвиняют в ханжестве. Есть ли для этого основания?

Судите сами. Ханжество - это ложь, лицемерие, обман, когда проповедуется одно, а на деле исполняется другое, когда под видом благочестия скрывается порок. Церковь не ограничивается призывами к чистоте и целомудрию, но она дает каждому человеку действенные средства и силы для борьбы с грехом, для укрепления в добродетели, для достижения чистоты, без которой никто не узрит Бога. По учению Святых Отцов Церкви, которые достигли духовного совершенства, уподобились Богу святостью своей жизни и мысли, - по их мнению легче удалиться от греха, чем искоренять порок, разъевший душу, как ржавчина железо, как язва живую ткань. Вот почему Церковь выступает против навязывания греховных впечатлений детям посредством новых школьных программ, против насаждения в сознании людей растлевающего действия безнравственности и порока через телевидение.

Если в Вашем вопросе имеются ввиду случаи, когда кто-то из верующих или служителей Церкви вел себя не подобающим образом, то здесь нельзя говорить, что это Церковь. Это - отдельные индивидуумы, которые пришли в Церковь из нашего общества, и Церковь их приняла такими, как общество их воспитало. Эти же случаи говорят о том, что как трудно человеку, привыкшему грешить, исправиться, что если даже придя в Церковь, считая себя верующим, он не может оставить образа прежней жизни, и особенно трудно освободиться от влияния “грехов юности”, т.е. тех грехов и привычек, которые он приобрел когда в молодости. Вот по этому Церковь особо призывает всеми силами способствовать сохранению у детей их детской чистоты.

5. Окружающий мир концентрирует сейчас внимание детей на пороках. Можно встретить рекламу водки, сигарет, плотских удовольствий, как высшего наслаждения. Поэтому многие воспринимают жизнь в Церкви, как жизнь, лишенную всяких радостей. Скажите, чем живут православные христиане и как воспитывают своих детей?

Как и все люди православные христиане живут для радости, потому что человек создан иметь радость, но радость в Боге. Христианская радость имеют другую природу, не земного, плотского удовольствия, как, к примеру, скупой радуется увеличению богатства, мстительный - несчастью обидчика, чревоугодник - пище и т.д. Радость бывает истинная, непреходящая и ложная, обманчивая, разочаровывающая. Православные христиане полагают свое высшее счастье, блаженство во Христе, потому что человек, являясь носителем образа и подобия Божия, способен иметь истинную радость и может наиболее полно реализовать заложенные в нем творческие силы и способности только в Боге, т.е. воплощая в своей жизни идеалы святости и совершенства.

Но это не означает, что он совершенно лишен радостей, которые дарят человеку жизнь и окружающий его мир. Верующий человек не отрицает удовольствия земных благ, но не становится их рабом, он знает им цену и отказывается от них, если они приносят ему вред. А перечисленные вами внешние удовольствия, в действительности ложны и радости-то в них никакой нет. Например, всем известно, что никотин разрушает здоровье, кто в юности начал курить и кто много курит, к тому рано приходят болезни и среди таких высокая ранняя смертность, застолье с водкой также не приносит веселья, сколько драм при этом бывает, и не назовешь веселым состояние человека на другой день. Лучше уж попить хороший чай, которого сейчас достаточно, и пообщаться с дорогими сердцу людьми. Выйдет и дешевле, и настроение за столом будет не хуже, а вместе с тем для здоровья не вредно. Для души же важно, чтобы за столом была здоровая обстановка, чтобы в общении всегда царили любовь, терпение, взаимопонимание, а не пьяный угар.

В здоровой обстановке общения воспитываются послушные и добрые дети. Если родители осуществляют идеалы христианства в своей жизни, то и дети будут воспринимать эти идеалы как норму, и это самое лучшее наставление и нравственное назидание. И еще принципиально важным моментом в воспитании ребенка в семье верующих является его постоянный контакт со святыней. Особое значение имеет частое пребывание ребенка в храме. С первых месяцев своей жизни он становится членом Церкви, принимает таинства, получает благодатный дар быть участником сокровенной жизни с Богом и причастником истинной радости. Это в соединении с благочестием родителей является лучшим противоядием против пагубного воздействия современного развращенного мира.

 Дано газете "Весть" 13 января 1998 года

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика