Главная   Митрополит   Послания   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Калужский и Боровский Климент - Пасхальное послание 2008

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
по великой Своей милости возродивший нас воскресением
Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1, 3)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Приветствую всех вас, мою дорогую и боголюбивую паству, с праздником Светлого Христова Воскресения.

Х Р И С Т О С    В О С К Р Е С Е !

Всего два слова! Но какие это дивные слова, они выражают неколебимую нашу веру в отраднейшую для человека истину о нашем бессмертии. В Воскресении Христа мы обретаем Жизнь! В дни праздника Пасхи мы особо чувствуем близость Христа, что после грехопадения Бог не оставил человека, а воплотился, принял крестные страдания, снизошёл до глубин ада, и оттуда вывел праведников, и спас каждого верующего в Него.

Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру веры, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома. «Кто благочестив и боголюбив – тот пусть насладится этим прекрасным и светлым Торжеством... Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Воздержанные и нерадивые – почтите этот день! Постившиеся и не постившиеся – веселитесь ныне! Трапеза обильна – насыщайтесь все!» Эти вдохновенные слова святителя Иоанна Златоуста снова и снова призывают каждого человека исполниться радости Воскресения Христова. Пусть никто не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя!

Не вдруг, а только смиренной поступью Великого Поста Святая Церковь привела нас к светлому Торжеству, через сокрушение о грехах, через сердечный плачь, через Голгофу.

По-разному мы прошли этот Великопостный путь. И, конечно, на его протяжении были и падения, и ошибки, и неудачи. Может быть, нам удалось соблюсти телесный пост, отказавшись от недозволенных явств, но удалось ли воздержаться от греховных впечатлений, которые приносил нам мир, который всегда пытается заслонить собою Бога? Помнили ли мы о страданиях, которые претерпел по любви к нам Христос? Воспользовались ли мы призывом св. Иоанна Златоуста, который говорил: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания! Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица – и не засматриваться на чужую красоту! Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы! Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев своих угрызаем и снедаем?»

Мир и диавол ежедневно и ежесекундно наносят человеку множество страшных ран души. Человеческими силами их излечить невозможно. Только Господь, Таинственный Небесный Врач, способен исцелить это духовное расстройство.

Так уж повреждена грехом наша душа, что ей не хватает целостности, целомудрия. Она становится сотканной из множества внутренних противоречий: тут и Вера и мрачные тени сомнений; всплеск ревности к Богоугождению и в тоже время теплохладность; теплота молитвы и холод уныния; желание служить ближним и эгоизм.

Апостол Павел говорит об этом духовном парадоксе нашей души: «Доброе, которое хочу делать – не делаю. А злое, которое не хочу делать – делаю!» (Рим. 7, 19) Пост – это и была наша попытка вырваться из этих противоречий и обрести целостность души. По меткому выражению одного из крупных богословов XX века покаяние есть выступление человека против испорченности своего «Я». Против всего, что мешает нам приблизиться к Богу. Что мешает нам обрести Христа в своём сердце. Пока человек живёт без веры, без покаяния, без благодати Божией, без Церкви, он смотрит на мир сквозь свои земные устремления и плотские утехи. Он не способен видеть и по-настоящему чувствовать всю широту, всю красоту, объёмность жизни. Целостность и гармонию восприятия жизни даёт только вера и Божия благодать.

Какое же важнейшее дело нашей веры? Это любовь к Богу и ближним. Двадцать пятая глава Евангелия от Матфея учит нас искать Бога прежде всего – в ближнем: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Что не сделано для другого человека во времени, не сделано для Бога в вечности. Поэтому заповедь о любви к ближнему «подобна» заповеди о любви к Богу (Мф. 22, 39). Это язычнику свойственно искать Бога в чудесах, в силах стихий, в «космических ритмах». Христианин знает, что вне другого человека нет спасения; христианский путь к Богу – через ближнего.

Как результат оскудения сегодня любви в людях мы видим в расширяющемся в России кризисе семьи. Без сверхмотивации невозможно сохранить целостность семейного союза. Романтика первых месяцев совместной жизни быстро улетучивается, супруги начинают тяготиться немощами друг друга. «Самости» трудно примириться с волей, правами другого человека. Мир лукаво подсказывает – вся проблема в нём или в ней. Незачем терпеть, тратить жизнь на других, когда можно легко расторгнуть союз в загсе. К сожалению, более половины молодых семей в нашей стране распадаются. 2008 год объявлен годом семьи. Нам ясно, что проблема современной семьи – это проблема бездуховности нашего общества, всецело поглощённого идеалами потребления, когда молодое поколение дезориентировано дешёвой масскультурой. С раннего детства навязываются призрачные образы будущих спутников жизни, которые лишены христианских добродетелей, пронизаны бытовым прагматизмом и низменными страстями.

Изменить ситуацию может лишь возвращение к традиционным ценностям Православия. Мы, пастыри, монашествующие, православные верующие, должны воспитать наше молодое поколение в духе верности христианской истине, научить наших детей любить Христа, любить Православную Церковь, любить ближних.

Хотелось бы сказать несколько слов ещё про семью, в которой все мы выросли, которая всем дала кров, язык, свободу, Веру – о нашей Родине. Этой большой семье грозит опасность, нет, не от захватчиков, а от нашего равнодушия и бескультурья. Я не призываю жить только прошлым и бояться нового, хотелось лишь, чтобы каждый почувствовал себя потомком Святой Руси. Руси, где жили преподобные Сергий, Пафнутий, Тихон и Серафим, где учили народ дивные пастыри святители Пётр, Алексий, Иннокентий, Филарет, где правили святые благоверные князья Даниил и Александр. Для этого нужно знать и любить прошлое своей страны, прививать эту любовь детям. В мае этого года нашу Калужскую землю посетит мощами благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий). Это ещё один повод рассказать детям о жизни и подвигах наших благочестивых предков.

Все мы – пастыри, монашествующие, православные верующие сможем воспитать наше молодое поколение в духе верности христианской истине, убедить их в непреложности и спасительности основ Православия, если сами будем жертвенно следовать в своей жизни за Воскресшим Спасителем, приобщаясь Его силе, мудрости и любви, если сами будем носителями живой, деятельной веры во Христа Воскресшего.

Итак, видя предлежащий подвиг мы не должны впадать в малодушие и ропот. Первыми словами Воскресшего Христа было: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Наша задача донести эту пасхальную радость окружающим нас людям. Ведь самая главная радость в жизни – это радость о Господе! «Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!»

Х Р И С Т О С    В О С К Р Е С Е !     В О И С Т И Н У    В О С К Р Е С Е !

Смиренный

+ КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский

Пасха Христова,
город Калуга
14 / 27 апреля 2008 года

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика