Главная   Митрополит   Послания   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Калужский и Боровский Климент - Пасхальное послание 2004

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви

 

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Уже два тысячелетия воспевается ликующая пасхальная песнь, торжествующая победу жизни над смертью:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ,
СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ
И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ!

Этот победный гимн наполняет наши сердца неизреченной радостью, которую не могут омрачить никакие внешние обстоятельства. Его слова укрепляют в нас надежду на всеобщее воскресение, вечную жизнь со Воскресшим Христом Спасителем и непреходящее блаженство праведных. Ибо души верующих в этот день обретают внутреннее уверение: вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время,… приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость (3 Езд. 8, 52). Пройдено поприще Великого поста, когда в сокрушении о грехах, в слезном покаянии, в решительном стремлении к перемене жизни очищается сердце верующего человека, приготовляясь к восприятию великого таинства вечной радости – Воскресения Христова. Пережита неизреченная скорбь Страстной седмицы, когда Церковь в трепете вспоминает страдания Спасителя и Его крестную смерть, и умолкает в недоумении всякая плоть. Но ни злоба завистников, ни предательство ученика, ни малодушие апостолов, ни неблагодарность народа не могли стать преградой всепрощающей Божественной любви. Эта любовь взошла на Крест, чтобы освободить каждого из нас от уз вечной смерти и даровать новую жизнь в Боге. Ибо по слову святителя Афанасия Великого, смерть Господа ведет не к скорби, а к радости: Тот, Кто умер за нас, ныне жив, и Его Воскресением обновляется человеческая природа, получая твердое обетование вечной блаженной жизни.

Для любого человека страх перед смертью является источником невыносимой тревоги перед неизвестностью, ожидающей его по окончании земного пути. Каждый живущий на земле явно или подсознательно испытывает, по выражению поэта, боязнь страны, откуда ни один не возвращался. Утратив веру в Бога, а следовательно и в вечную жизнь, современное человечество вместо страха Божия обрело неизбывный, преследующий его всюду страх смерти. И современная индустрия развлечений по своей сути направлена на то, чтобы подавить эту тревогу. Создаются все более комфортные условия жизни; через компьютерные сети предлагается мир искусственных, виртуальных ощущений; поощряется плотской эстетизм; телевидение, алкоголь и наркотики углубляют губительную отрешенность и отчужденность человеческого бытия. В стремлении заглушить в себе неведение о будущем, человек стремится взять от жизни все, пока молод, здоров, полон сил, и очень часто оправдывает свой эгоизм тем, что он живет один раз. Но от смерти не избавляют ни богатство, ни сила, ни молодость и здоровье. Смерть бывает безвременной, нелепой и неожиданной. Будучи создан для бессмертной жизни, человек лишается внутреннего мира всякий раз, когда удостоверяется в тленности своего земного бытия.

И только Бог нетварным светом Своего Воскресения являет нам полную победу над смертью! Если человек посвящает свою жизнь Богу, то ему более не страшна телесная смерть, ибо он помещает свое оскверненное грехом, а значит отмеченное печатью смерти, естество в божественный свет Воскресения. Христианская вера реально соединяет его с Богом – источником вечной жизни, открывает Божественную вечность и делает человека способным принять этот дар. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27) – говорит Господь. И для тех, кто вкусил этот мир Христов, горькими становятся плоды мира сего, тусклой и унылой его обманчивая неверная радость.

Земной путь человека должен стать подвигом приготовления к будущей жизни, и тогда смерть принесет ему освобождение от скорби земного существования и радость вечного соединения с Господом. Верующий в Бога постоянно ощущает себя странником, временным жителем на земле, по слову Псалмопевца странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38,13). Он всегда живет сознанием, что должен успеть приготовиться к постоянному месту своего пребывания, помня наставления Апостола: если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1 Пет. 1, 17).

Сегодня каждый день приносит нам скорбные вести, редкая неделя обходится в мире без трагедии, уносящей десятки жизней. Смерть внезапно приходит и к бодрствующим, и к спящим, и к труждающимся, и к беспечно отдыхающим. Это должно служить напоминанием о том, что всем одинаково необходимо постоянно пребывать в добре, в Боге, жить в соответствии с Его заповедями, ибо Он говорит: «в чем застану, в том и сужу». Мы должны спешить очиститься от всего, что отдаляет нас от Бога, и приобрести нетленные сокровища добродетелей. Мы не знаем, когда наступит наш последний час, поэтому каждый момент нашей жизни должен быть освящен верой в Бога, употреблен нами на приобретение вечности.

Возможность переместить средоточие своей жизни из подверженного тлению мира в вечность, озаренную светом Воскресения, дает Православие. Оно ведет верующего человека путем духовного возрастания во Христе через подвиг борьбы с грехом, живущим внутри каждого человека. К сожалению, большинство людей сегодня ошибочно считают, что человеку достаточно принять Крещение и соблюдать церковные традиции, чтобы быть православным. Это опасное заблуждение. Православие – это не куличи и крашеные яйца, не одни лишь традиции, в которых веками православная вера находила формы своего выражения. Вера – это духовный подвиг, она не может ограничиваться только внешними проявлениями. Православие – это жизнь, требующая напряжения всех сил человека, его воли, в постоянном самоотвержении и следовании за Христом, в несении своего жизненного креста. Чтобы быть достойным вечной божественной жизни, человеку нужно внутренне жить со Христом. А все внешние проявления должны быть продиктованы этим внутренним устремлением ко Спасителю, нашей верой, любовью и доверием к Богу.

Православная Церковь – это единая семья, где разделенное горе – лишь полбеды, а разделенная радость – это радость вдвойне. Мы не должны допускать разобщенность и разделение в нашу среду. В Церкви, как и в будущей жизни нет ни Еллина, ни Иудея,… варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3,11). Едиными во Христе, духовно родными делают нас церковные таинства, совместная молитва в храме, домашняя молитва друг за друга. А ведь часто бывает, что даже постоянные прихожане одного и того же храма, зная друг друга в лицо, остаются чужими, не интересуются проблемами друг друга, а значит, они лишены заповеданного Христом духовного единства, молитвенной помощи своих по вере. Даже в сельские приходы, где раньше один знал о другом практически всё, начинает проникать этот дух разобщенности. А в городах почти все люди, даже посещающие храмы, пребывают в самоизоляции: они замкнуты на себя и устраняются от чужих проблем. Но молитвенное общение с ближним состоит не в том, чтобы только стоять рядом с ним в храме или механически обращаться к Богу, называя его имя. В молитве за ближнего мы должны реально сопереживать ему, внутренне разделяя с ним его боль.

Сегодня от самоизоляции страдают все люди, особенно молодежь. Психологи констатируют, что многие нервные и психические заболевания коренятся в нарастающей отчужденности человеческой личности от окружающего ее мира. Современный человек все более стремится к крайней обособленности и к полной независимости и от других людей, и от Бога. Обособление от Бога в высшей мере пагубно, поскольку, как ветвь, не привитая к лозе, не может приносить плода (Ин. 15, 4), так и человек, не живущий во Христе, становится духовно мертв.

Замкнутость человека по отношению к другим людям в общественной жизни также недопустима, поскольку Бог создал людей разными именно для того, чтобы они были полезными друг другу, чтобы, взаимно дополняя один другого, они совместно преображали окружающий мир, чтобы, спасаясь сам, человек спасал ближнего. Но отчужденный человек не видит и не чувствует никого, кроме себя. Поэтому, как и две тысячи лет назад, многие теперь задаются вопросом: кто мой ближний? (Лк. 10, 29), не замечая тех, кому нужна поддержка, утешение, деятельная помощь или молитвенное содействие. Очень часто для ближнего будет настоящим благом, если мы просто будем выполнять свои обещания, ответственно относиться к своему служебному долгу, к своим обязанностям дома, в семье.

В физике существует такое понятие – «нейтральный атом», в котором все положительные и отрицательные заряды уравновешены, и он не может взаимодействовать с другими атомами. Чтобы стать частью молекулярной структуры, ему надо потратить часть своей энергии или получить дополнительный импульс. Человеческая личность в современном мире подобна такому нейтральному атому. Поэтому и семья, и общество, состоящие из таких атомизированных личностей, замкнутых в себе, не представляют собой единой целостной структуры.

И в духовной жизни существует соблазн такой замкнутости на себе. Человек много молится, посещает храм Божий, старается соблюдать заповеди Христовы и, казалось бы, получает духовное умиротворение, тишину сердечную. В стремлении сохранить в себе этот трудом достигнутый мир и удовлетворенность такой человек старается как можно меньше соприкасаться даже со своими братьями и сестрами по вере, отгораживается от семьи, которая, по его мнению, своей суетностью разрушает его молитвенную сосредоточенность, от коллег по работе, соседей, и являет собой образ упоенного своей праведностью создания. Итогом такого неверно понимаемого духовного пути становится ложная духовность. Вспомним случай из жизни преподобного Макария Великого, когда Господь указал ему, монаху-подвижнику, на праведность двух замужних женщин, живших вместе со своими семьями в одном доме более пятнадцати лет. За это время ни одна из них ни в чем не упрекнула другую и не произнесла ни одного праздного слова. Узнав о жизни этих двух праведниц, великий Святой сказал: «Правильного произволения души ждет от нас Бог».

Чтобы в действительности обрести праведное состояние духа и стать причастными благодатным дарам Воскресения Христова мы должны научиться любить ближних любовью Христовой, научиться разделять их страдания и боль. Проблема другого человека не должна быть только его заботой, но заботой каждого из нас. Таков апостольский принцип: страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26), страдает все тело. С точки зрения медицины, в случае болезни одного органа все телесные силы мобилизуются на борьбу с недугом. Верующие не должны быть индивидуалистами и думать только о своем собственном покое. Мы не можем равнодушно относиться к тем, кто, приняв Крещение, так и не пришел ко Христу. Кроме того, сейчас в Церковь приходят духовно искалеченные люди, особенно молодые, многие из них несут в себе пороки, о которых не знали христиане прежних веков. Господь не отстраняется от них. Простирая с креста Свои руки, Он привлекает ко спасению всех людей. Настоящий день даже радостнее будущего, – свидетельствует святитель Григорий Нисский, – тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся, ныне между нами нет печальных. Ныне и праведник радуется, и не очистивший свою совесть имеет упование исправиться покаянием. Будем помнить, никто из нас не свободен от греха, а значит, мы должны помогать друг другу побороть страсти, избавиться от недугов.

Также семья, которая должна быть малой Церковью, состоит, как правило, из людей с разными характерами и наклонностями, но они органично дополняют друг друга, чтобы быть полезными, незаменимыми друг для друга. Каждый должен прилагать все силы к стяжанию согласия и мирного духа в своем доме. От правильных взаимоотношений в семье зависит и ее прочность. Каждому возрасту и положению среди родных соответствуют свои обязанности, чтобы все члены семьи совместно преодолевали житейские трудности, растили и воспитывали детей и вместе с тем сами возрастали духовно, составляя единый организм, устремленный к вечной жизни.

Всеми силами нам надо стремиться хранить в семье мир Христов, как в древние времена хранили домашний очаг. Всех людей неизбежно ожидает разлука с родственниками, после которой встреча в будущей жизни будет либо общей радостью жизни во Христе, либо мучением вне Его Царства. Поэтому, как бы справедливы и горьки порой ни были наши обиды на родных, будем испытывать сострадательную боль за своих домочадцев, которые порабощены неверием, алкоголизмом, наркоманией, жестокосердием и другими пороками, лишающими их Божественной жизни. Только прощение, забота и молитва о тех, кто Божиим промыслом ежедневно окружает нас, могут утешить самого молящегося и изменить к лучшему окружающих.

Воскресение Христово объединяет всех людей. Празднуя великий праздник Пасхи, мы должны укреплять общинность нашей жизни: пусть в духе Христова единства созидаются наши семьи, наши приходы, наша Церковь, все наше общество. Тогда Русь Святая перестанет быть лишь историческим прошлым нашей Родины, и мы вновь увидим ее Святой православной державой.

Сегодня, в день Пасхи Господней, пусть извещение вечной жизни – мир Христов, который Он оставил нам Своим воскресением, наполнит ваши сердца духовным торжеством и освятит всю вашу дальнейшую жизнь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Смиренный

+ КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский

Пасха Христова
г. Калуга
2004 г.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика