Главная   Митрополит   Послания   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Калужский и Боровский Климент - Пасхальное послание 2005

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви.

 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам
называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3, 1).

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сегодня среди всеобщего весеннего ликования обновленной после зимы природы мы слышим особую песнь торжества Божественной любви к человеку, песнь об обновлении человеческого естества, примирении его с Богом и возвращении к вечной жизни:

 Х Р И С Т О С   В О С К Р Е С Е !

 Изначально "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего" (Прем. 2, 23). Его предназначением было познание благости Творца, усвоение Божественной любви и сообщение ее остальному мирозданию. С момента своего сотворения человек был призван являть в себе любовь Божию, чтобы через него она изливалась на окружающий мир, освящая и одухотворяя его. Однако первые люди не устояли в этой любви, в результате через нарушение воли Божией "вошла в мир смерть" (Прем. 2, 24). Но любовь Божия восторжествовала и над смертью. Крестными страданьями и Воскресением Сына Божия побеждены смерть и тление, и дано человечеству "иного жития вечного начало".

Пасха - это праздник любви Бога к человеку. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4,8), и в празднике Воскресения Христова мы реально соприкасаемся с тайной Божией любви к каждому из нас и сердцем уверяемся в словах апостола: "в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин. 4, 10). Празднуя Пасху Господню, мы познаем, что любовь Божия к людям - это всегда жертва, наиболее ярко явившаяся в голгофских страданиях и смерти Христа Спасителя, которые Он претерпел за грехи каждого из нас. Но эта же жертва есть и немеркнущий свет воскресения, упраздняющий тьму смерти. Она дает каждому возможность обновления и усыновления Богу, "чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Ин. 3, 1). Она будит сердца, омертвевшие во грехах, и ведет к перерождению всего человека по евангельским началам, "чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5, 4). Это сокровенное изменение происходит в нас, когда мы всей своей деятельностью, каждым отдельным поступком, словом, мыслью и, в целом, направленностью жизни стремимся ответить Богу на Его любовь, на Его великую жертву, которой Он искупил нас от власти диавола.

Во всем исходя из любви к Богу, следуя путем Евангелия через борьбу со своими страстями, мы можем восстановить ту гармонию бытия, то состояние мира и любви, которые были присущи человеку в раю. Это и есть "Царство Божие", которое "внутрь вас есть" (Лк. 17, 21), это и есть стяжание Духа мирна, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Еще здесь, на земле человек может стать причастником вечной жизни и участником воскресения настолько, насколько он очистится от страстей и воспримет то, что согласно с любовью Божией.

В этом и состоит смысл и цель нашей жизни, чтобы усвоить любовь Христову, милующую и сострадающую всякому творению, чтобы через нас начала действовать любовь Божия, освящая окружающий мир, привлекая ко Христу других людей. Премудрый Господь дал нам возможность раскрывать любовь к Богу через сострадание и заботу о благе близких нам людей, которые рядом с нами дома, в храме, на работе. При этом в этой любви, которую явил нам Христос, основным свойством является самопожертвование: "любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (1 Ин. 3, 16). Утверждая эту любовь, Церковь сегодня поет: "Радостию друг друга обымем". И мы должны всегда служить нашим близким, принимая их в духе радости, которую дарует нам воскресший Христос, несмотря на все испытания жизни.

Общество без Христа, вне Его Евангелия, даже если в основе его существования имеются духовные и нравственные принципы, разобщает людей и само разрушается. "Насколько мы не любим Бога, настолько каждый удален от ближнего, - учил преподобный Авва Дорофей, - Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними; и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся с Богом". Отсутствие у человека реальной любви к Богу и ближнему удаляет его от Христа, атомизирует его личность, разрушает семью, делает общество разобщенным.

В современных семьях нет мира, поскольку в супругах отсутствует любовь к Богу, а значит, они удалены друг от друга, лишены сострадания и сопричастности общей судьбе, тяготятся необходимостью уступить или послужить друг другу, и несовершенства одного представляются невыносимыми для другого. А ведь семья - основа государственного устройства, и какова это основа, таково и государство. Будущее нашей страны закладываются в семейном укладе жизни. Именно в кругу семьи с детства должны взращиваться христианские нормы отношения среди людей и затем распространяться на все общество. Недаром семья призвана быть домашней Церковью. Если в центр жизни семьи поставляется Христос, то чувства супругов освящаются, их отношения освобождаются от эгоизма, возвышаются и одухотворяются. Забота и любовь родителей к детям, дарованным им от Бога, делает их служителями Божиими. И заботливое отношение к родителям, к престарелым родственникам, бабушкам и дедушкам также несет на себе отблеск Божественной любви, объединяющей во Христе всех родных.

Но сегодня российская семья далека от своего христианского предназначения. Даже если она изначально основывается на взаимной симпатии супругов, их чувства, как правило, замкнуты на себе и вскоре угасают под влиянием эгоцентризма, насаждаемого окружающей средой. Поэтому источником христианской любви сегодня должна стать церковная община, в которой все родственны по вере. Спаситель сказал: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35). В первохристианских общинах, имевших в себе эту любовь, все соответственно возрасту обращались друг ко другу как к братьям, сестрам, отцам и матерям. Надо, чтобы и в наши дни церковная среда была аккумулятором Христовой любви, без которой не имеют смысла ни духовное делание, ни, тем более, устроение внешних дел общины или монастыря. Как писал апостол, "если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто; и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 3). Надо, чтобы из храма каждый человек нес в свой дом свет евангельской любви, чтобы через него мир и радость о Христе Воскресшем утверждались среди членов его семьи.

Наши предки, открывшие для себя любовь Христову более тысячи лет назад, ревностно встали на путь православной веры, ибо Православие дает реальную возможность приобщиться и познать благость Божию - Его любовь. Именно этот выбор определил национальное самосознание и культурное своеобразие нашего народа, его место в общемировом историческом развитии и навсегда объединил судьбы России и Русского Православия. Как и в предыдущие века, в наши дни любовь к России прежде всего проявляется в любви к Православию, в заботе о духовном возрождении нашего общества, в стремлении стяжания нравственной чистоты, в нашем собственном усилии по обретению веры и устроению жизни во Христе по законам евангельской любви.

Наши предки смогли сохранить православную веру в тяжелом для Церкви ХХ столетии, и сегодня благодаря этому мы имеем время на покаяние, на обновление своей жизни через соединение с воскресшим Христом. Их подвиг христианской любви был мало заметен окружающему миру, отвергавшему Бога. Только в годы самых тяжелых испытаний - во время Великой Отечественной войны - народ смог объединиться и обратиться ко Христу-Спасителю. Ведь не случайно поражение фашистской Германии произошло в дни празднования Пасхи, которая в победном 1945 была 6 мая.

В этом году исполняется 60 лет Великой победы, и мы не вправе забывать ратный и духовный подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Подрастающее поколение должно знать и помнить о том, как наши отцы и деды жертвовали своей жизнью, чтобы победить в этой войне и освободить нашу землю от захватчиков ради любви к Отечеству и к своим близким. И сегодня нам нужна жертвенная любовь к Родине и самозабвенное служение на ее благо, чтобы преодолеть трудности современного этапа развития России. Только в любви Христовой мы сможем воспитать нашу молодежь хранительницей Православия и передать нашу веру будущим поколениям.

Преподобный Иоанн Лествичник писал, что "любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть". И это богоуподобление не ограничено, ибо любовь Божия не имеет предела. В своей земной жизни человек только начинает познавать ее. Любовь - это жизнь будущего века, когда вера превратится в знание, потому что мы воочию убедимся в бытии невидимого нам сейчас мира. Но любовь никогда не престанет, не исчезнет, она - источник вечной жизни, ее основа и содержание. Будем помнить, что нам дана эта земная жизнь, чтобы сделаться способными к восприятию Божественной любви. Спаситель открыл нам ее в Себе и сделал все, чтобы каждый человек мог раскрыть ее действие в своей личности. Для этого "и создал нас Бог и дал нам залог Духа" (2 Кор. 5, 5).

Дорогие отцы, братья и сестры! Будем же всегда с благодарностью принимать все обстоятельства своего земного пути, в которых Бог судил нам потрудиться ради Его любви к Своему творению, чтобы стать сынами Божиими. Будем преумножать в себе дар любви Божией, чтобы и в наших сердцах вечно звучала песнь духовной весны:

 Х Р И С Т О С   В О С К Р Е С Е !   В О И С Т И Н У   В О С К Р Е С Е !

 
Смиренный

 + КЛИМЕНТ

 Митрополит Калужский и Боровский

 

Пасха Христова
г. Калуга
18 апреля / 1 мая 2005 года

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика