Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово на Епархиальном собрании клира и мирян Калужской епархии

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово на Епархиальном собрании клира и мирян Калужской епархииЦерковь Божия подобно «квасу» растет и ширится, на сегодня в Русской Православной Церкви 286 Местных церквей – епархий.

Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви прошедшее 2-3 февраля 2015 года в Москве особое внимание уделило малой Церкви – приходской общине, ее евхаристической жизни.
Заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности Русской Православной Церкви, который лег в основу работы Совещания, собрание подготовило итоговое Постановление и одобрило ряд документов.
Данным Совещанием был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», которым надлежит руководствоваться в своей практике всем архипастырям, пастырям и мирянам Русской Православной Церкви.
Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28).
Евхаристия — есть предвосхищение брачного пира Агнца, для живущих на земле верных. Вневременное исполнение завещанного Христом: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22:30).
В начале Документа приводится справка о практике причащения и подготовки к нему в истории Церкви.
Далее рассматривается вопрос о требованиях подготовки ко Святому причащению. Они определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних. Документ указывает, что духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием.
Сложившаяся в наши дни практика приуготовительного поста, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, одобряется, как вполне соответствующая преданию Церкви. Оговаривается возможность послабления или отмены поста при наличии острых и/или хронических заболеваний, требующих особого режима питания, беременности и кормлении, а также христиан пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения). Также приемлемой считается практика, когда христианин, причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.
Особый случай в отношении практики подготовки ко Святому причащению составляет Светлая седмица. Признается соответствующей Преданию практика, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением.
Определяется и евхаристический пост. Таковым является полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого причащения. При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. При причащении за Божественной литургией, совершаемой ночью, следует придерживаться практики шестичасового воздержания.
Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.
Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко Святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Также в Документе говорится, что для людей, только начинающих свой духовный путь, все каноны указанного правила могут быть заменены иными молитвословиями по благословению духовника.
Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко Святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.
Готовящийся ко Святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния.
Покаяние - основа духовной жизни христианина, тот «узкий путь» которым идет каждый верующий до последнего своего вздоха. Вспомним повеленное Господом: «Покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк. 1:15).
Таким образом, Покаяние Предтечевыми стопами предъидет истинной вере во Христа Спасителя и единению с ним в Таинстве Евхаристии. Для христианина небрежение, выхолащивание и формализация своего участия в Таинстве покаяния влечет за собой действенное отпадение от спасительной лозы Христовой — Трапезы Господней.
Образ участи человека в небрачной одежде на царском пире (Мф. 22:11-14) - строгое предостережение всем сошедшим с покаянного пути.
Исповедь - это таинство, в котором участвуют трое: Христос, священник и кающийся. Последование содержит такие слова: Сам, Владыко, ослаби, остави, прости мне грехи, беззакония, согрешения вольная и невольная... от рабов Твоих сих. Также Сам яко благ и незлобивый Владыко, сия рабы Твоя словом разрешитися благоволи. Следует особо отметить, что категорически нежелательной является практика сокращения положенных молитвословий Таинства Исповеди (например, когда священник читает только разрешительную молитву). Тем самым духовник способствует развитию у исповедника отношения к покаянию, как чему-то формально предшествующему причащению. Молитвы, которые содержит в себе соответствующее последование, необходимы и совершителю Таинства, и кающемуся. Первого они готовят к соработничеству Христу, а второго к видению своих грехов и покаянию.
Духовник должен разъяснять пасомым о важности покаяния в здоровой духовной жизни христианина. О том, что любой грех удаляет христианина от Бога и Церкви, и только после исповедания его священнику в Таинстве Исповеди, человек вновь воссоединяется со Христом, как говорится об этом в Последовании – Примири и соедини его святей Твоей Церкви. Также следует говорить о возможности и желательности приступления к этому Таинству не только перед причащением Святых Таин, это будет способствовать развитию внутреннего покаянного состояния человека.
Нежелательно совершать Таинство Покания после запричастного стиха. Исповедь должна совершаться по возможности вне Божественной литургии, с вечера или до ее начала, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. Недопустимо совершение исповеди помогающим за Литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона.
В отдельных случаях духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди.
Следующий пункт Документа говорит о причащении Святых Таин супругов, состоящих в юридически зарегистрированным браке, но не освященном Церковью в Таинстве Венчания. Так Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака. Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.
Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.
Также закреплена традиция Русской Православной Церкви, когда первая исповедь совершается по достижении ребенком семилетнего возраста. Но о грехах детей следует говорить раньше, чтобы ребенок умел видеть свои грехи и неправду в себе и развивал покаянное чувство.
Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак.
О разрешительной молитве
Добавлю к сказанному в Документе. Следует одобрить и рекомендовать практику чтения при разрешении от грехов в Таинстве покаяния над каждым кающимся молитвы «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе...».

«Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений»
Документ говорит о новой системе заполнения вакансий в епархиях Русской Православной Церкви. Положение не распространяется на учащихся, обучающихся по заочной форме.
То, что касается Калужской Духовной семинарии: «Епархии, распределяющие выпускников своих семинарий, в обязательном порядке информируют Учебный комитет Русской Православной Церкви о распределении в соответствии с высылаемой последним формой».

Территориальные границы приходов в сельской местности Калужской епархии
Во исполнение решений Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 года (Журнал №74) осенью 2014 года в благочиниях Калужской епархии состоялось обсуждение возможности установления территориальных границ приходов в Калужской Епархии.
По итогам обсуждения на Благочиннических собраниях были выработаны конкретные предложения по территориальным границам Епархии. Данные документы были рассмотрены и одобрены на Епархиальном совете 3 ноября 2014 года. Решения Епархиального Совета:
• Утвердить территориальные границы приходов Калужской епархии в сельской местности, согласно представленным Собраниями благочиний документам.
• Установление приходских границ в многоприходских городах признать затруднительным, данный вопрос временно отложить.
(ЖУРНАЛ № 14-03-08 Калужского Епархиального совета от 3 ноября2014 г.)

О регулярности богослужений в приходах Калужской епархии
В преддверии Четыредесятницы еще раз напоминаю о совершении богослужений в дни Великого Поста (согласно Циркулярному Письму №423 от 18 марта 2014 года) в городских храмах и храмах районных центров. Богослужения должны совершаться утром и вечером в дни первой и Страстной седмицы Великого Поста, на второй и последующих седмицах должна совершаться как минимум одна Литургия Преждеосвященных Даров в Неделю.
В четверг пятой седмицы Великого поста должна совершаться утреня с чтением Канона преп. Андрея Критского и Литургия Преждеосвященных Даров, а также праздничные богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы: утреня с чтением акафиста и Божественная литургия.
При несовершении богослужений в указанные (Положением о благочинии п. 2.1.2) дни церковных праздников и дни Великого Поста в храмах благочиния, духовенству этих храмов надлежит участвовать либо молиться за богослужениями в указанные дни в городских храмам, храмах районных центров, монастырях благочиния, где данные богослужения совершаются.

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика