Главная   Новости   Новости за 2007 год:   2007-12-21 Государ...

Новостная хроника Калужской епархии:

2007-12-21 Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся

20-21 ДЕКАБРЯ В Калуге прошла конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».

Для участия в работе конференции прибыли министр образования, науки и культуры Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко, представители Министерства образования Российской Федерации, губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, министр образования, культуры и спорта Калужской области Максим Викторович Дулинов и другие представители государственной власти, представители епископата и духовенства Русской Православной Церкви, специалисты Российской академии образования (РАО), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО), региональных институтов повышения квалификации работников образования, других научных и образовательных учреждений, педагоги и общественные деятели из разных субъектов Российской Федерации.

В рамках работы конференции с докладом выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. В докладе он обозначил вопросы, которые предстояло обсудить на этом всероссийском форуме.

В ходе конференции наряду с обсуждением вопросов, связанных с новой структурой государственных образовательных стандартов, концепцией нового поколения государственного образовательного стандарта общего образования были также рассмотрены вопросы организации взаимодействия органов управления образованием субъектов российской Федерации и епархий Русской Православной Церкви в целях обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

На конференции было заслушано более десяти докладов о важности духовно-нравственного образования, прозвучали предложения по созданию формы и содержания курсов, формирующих нравственные и духовные ценности у обучающихся. Итогом работы стало утверждение совместно согласованной Резолюции, которую поддержало большинство участников конференции.

21 декабря работа конференции продолжилась в рамках специализированных секций, также участники конференции посетили мужской ставропигиальный монастырь Свято-Введенскую Оптину пустынь в городе Козельске Калужской области.


ДОКЛАД
УПРАВЛЯЮЩЕГО ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА
НА КОНФЕРЕНЦИИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
(ГОРОД КАЛУГА, 20 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА)

Глубокочтимый Андрей Александрович!
Уважаемые представители государственной власти,
всечестные отцы, досточтимые представители педагогического сообщества,
дорогие участники конференции!

Перед нами сегодня стоит важная задача - обсудить и наметить подходы к организации духовно-нравственного воспитания детей в российской школе с учетом ведущейся работы по созданию нового поколения государственных образовательных стандартов. Иначе говоря - это серьезнейший вопрос о перспективах духовно-нравственного образования в российской школе, которое православные люди не отделяют от изучения их детьми, школьниками своей религиозной традиции - основ православной культуры.

Для нас имеет важнейшее значение: как эта практика - преподавания курсов православной культуры в большинстве регионов России будет предусмотрена, учтена и развита в новых условиях деятельности школы при реализации новых положений закона?

Прежде всего, надо подчеркнуть особо - в отношении изучения православной культуры в российской школе Церковь отстаивает интересы не клириков, служителей Церкви (хотя у многих из них тоже есть дети, учащиеся в школах, и об этом тоже надо помнить). Церковь здесь представляет интересы всего православного сообщества в стране. Ведь Церковь - это не только священнослужители. Церковь - это весь православный народ. Об этом следует помнить, дабы избежать манипулирования заявлениями о «вторжении» Церкви в светскую школу или о «клерикализации» российской школы.

После периода государственного атеизма начался естественный процесс возвращения народа к вере своих отцов, что в свою очередь, безусловно, ведет и к изменению образовательных потребностей россиян. Православное сообщество России (как и другие религиозные общины) вполне законно и закономерно заявляет сегодня о праве учить детей своим традициям, обычаям, культуре в общедоступной российской школе, поскольку школа, обучая детей, выполняет образовательный заказ родителей.

Уже не раз говорилось о том, что образование играет особую роль в духовно-нравственном возрождении России. Это уникальная сфера жизни народа, общества, где соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, зарождается и формируется облик современного человека. Именно здесь, на наш взгляд, необходимо объединение усилий Государства, Церкви и Общества вокруг центральной темы: образование для будущего России.

При этом мы должны помнить, что обучение не может осуществляться в отрыве от воспитания. Обучение и воспитание - это две составляющие одного процесса. Ведь очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает. В общем: школа должна подготовить ребенка к жизни. И православным родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать, и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении курса православной культуры, а также расширении знаний о культурных корнях Православия в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе - это естественная закономерность.

Слава Богу, мы пережили ту эпоху, когда школа выполняла заказ атеистического государства перевоспитывать ребенка из религиозных семей. Каждый народ имеет свою культурную и духовную самобытность и его будущее зависит от того, насколько он сохранит связь со своим нематериальным наследием. Утрата которого приводит к исчезновению народа, как самобытной нации. Наша культурная и духовная самобытность - в Православии.

Поэтому, дать школьникам систематические знания о духовной культуре и этических традициях своего народа, его религии, причем в согласии с тем вероучением или убеждением, которого придерживаются в семье, - это задача, которую призвана решать современная российская школа, откликаясь на запрос российской семьи, граждан России.

В связи с необходимостью ее практического решения, еще в 2006 году мы направили в Министерство образования и науки свои Предложения о перспективах изучения предмета «Православная культура» в российской школе. К сожалению, тогда мы не получили на них положительного ответа. В этом году, буквально месяц назад, мы вновь направили в Министерство образования фактически те же самые Предложения в форме - Концепции включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета «Православная культура». Более того: мы предлагаем введение новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», частью которого и призван стать указанный курс. Данная Концепция разработана группой церковных и светских специалистов на основе упомянутых Предложений (от 2006 года) и представляет солидарное мнение Русской Православной Церкви, православного сообщества по вопросу перспектив изучения православной культуры в российской школе.

Необходимость направления этой Концепции была вызвана еще и тем, что при ее обсуждении в совместной с Министерством рабочей группе, потребовалось уточнение позиции Церкви по ключевым вопросам. Это приобрело особую актуальность, после появления в СМИ информации о том, что Церковь может отказаться от поддержки предмета «Православная культура», «Основы православной культуры» в пользу какого-то единого для всех учащихся предмета «Духовно-нравственная культура», где будут изучаться все религии и мировоззрения. Следует четко и ясно указать, что Русская Православная Церковь никогда официально этого не утверждала.

Основные положения Концепции направленной в Министерство образования были недвусмысленно изложены в заявлениях Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На прошлогодних Рождественских Чтениях Святейший Патриарх сказал: «Мы выступаем за то, чтобы дети, крещённые в Православной Церкви, могли знать основы своей религии». О том же самом говорилось и на всех предыдущих Чтениях. Выступая на сессии ПАСЕ 2 октября 2007 года, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что в основе межрелигиозного диалога должно быть уважение к целостности вероучения, к традиции, к образу жизни друг друга, а не «смешение вер». В самом последнем по времени Заявлении Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с реформой школьного образования от 6 ноября 2007 года, в частности, указывается: «На основании многолетней практики преподавания Основ культуры православия и других традиционных религий в разных регионах России, с уверенностью можем свидетельствовать о положительном воздействии этого предмета на духовное и нравственное состояние школьников. Мы уверены, что дети из верующих семей не должны быть лишены законной возможности изучения своей религиозной традиции, к которой они принадлежат, равно как и неверующие - основ нерелигиозной этики. Такое право предусматривается как российским законодательством, так и международно-правовыми договорами, участницей которых является Россия». В документе также говорится, что в настоящих условиях доступность в реализации такого права возможна только, если преподавание будет проходить в государственной общеобразовательной школе, так как она является единственным общедоступным учебным заведением в России, и при включении таких занятий в основную сетку часов. Это нисколько не противоречит принципу светскости государства и образования. Свидетельством чему служит богатый опыт многих европейских стран, в которых учащиеся беспрепятственно обучаются своей религиозной традиции в государственной школе.

При этом мы всегда были убеждены в том, что преподавание предмета, знакомящего учащихся с их религией, должно быть основано на добровольном выборе самих учащихся и их родителей с возможностью выбора альтернативной дисциплины.

Поддержку и понимание этой позиции мы видим и со стороны Государственной власти.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, в своей речи 19 ноября 2007 года на торжествах по случаю 90-летия восстановления патриаршества, заявил: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии». При этом Президент отметил, что в муниципальных школах уже сложилась практика преподавания основ конфессиональных культур - православной, мусульманской и других. «Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов...». Таким образом, преподавание в школах конфессионально ориентированных учебных предметов, религиозной культуры, традиций народов России на добровольной основе, ясно и недвусмысленно поддержано и Президентом.

Соответственно, можно говорить, что существует совпадение понимания высшей государственной властью и Русской Православной Церковью необходимости присутствия в школьной программе учебного предмета, раскрывающего духовные основания нашей культуры. Тем не менее, мы вынуждены подробно, иногда детально, объяснять свою точку зрения, поскольку возникают непонимание, иногда искусственно созданные недоумения, порождающие разногласия не только в педагогической среде, но и в обществе в целом. Здесь, несомненно, требуются разъяснения. Для этого вернемся к другим предлагаемым моделям духовно-нравственного образования и поясним, почему они не могут быть приняты.

Идея единого для всех школьников учебного курса по духовно-нравственной культуре неприемлема по ряду причин. Каждой из этих причин по отдельности достаточно, чтобы говорить о невозможности такого курса.

Этот курс не может быть основан на духовно-нравственной культуре Православия, с тем, чтобы информация по другим религиям была включена в виде отдельных материалов. Такой подход может вызвать непонимание у лиц, принадлежащих к другим религиям и стать основанием для подозрительности, напряженность в наших отношениях. Если же такой курс будет представлять все религии, то есть фактически быть просто энциклопедией о российских религиях, он не сможет решать поставленную задачу духовно-нравственного воспитания школьников. В лучшем случае, дети просто будут получать дополнительные знания о религиях, что, как уже выше было сказано, вполне можно делать и на уроках по истории, обществоведению, искусству. А в действительности следствием такой мировоззренческой «всеядности» может быть воспитание индифферентности к вопросам духовной жизни и нравственного релятивизма, относительности всех норм морали. Еще одно возражение может прийти от нерелигиозной части общества. Они скажут: а мы, что, - бездуховные, и безнравственные?

Наконец, давайте еще раз вспомним о семье, о родителях учащихся. Мы не можем делать их заложниками теоретических изысканий ученых, религиоведов, философов, обществоведов, да и не имеем на это права. Существенная часть российских семей мировоззренчески определилась. Если в Калужской области (и многих других Субъектах Федерации, которые традиционно являются Православными) более 90% детей родители приносят в православный храм крестить, то тем самым они свидетельствуют о своем выборе, что они желают, чтобы их дети воспитывались в православной традиции. И почему школа должна навязывать им другие религиозные убеждения и решать за них, какое духовно-нравственное воспитание им получать? Принеся ребенка в храм крестить, они свидетельствуют о своем выборе.

Надо сказать и еще об одном встречающемся возражении: изучение разных религий в разных группах школьников может «разделять» учеников, детей.

Если где-то в Поволжье, в Москве, на Урале или в любом другом регионе России один или два часа в неделю школьник будет ходить на урок православной культуры, а его товарищ на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться или дружить. Они также вместе будут играть в футбол, ходить в походы, и вообще жить общим кругом детских интересов. И каждый ребенок будет осознавать при этом не только единство общечеловеческих ценностей, но и важность того, что он православный и должен знать свою веру и культуру, а его сосед по парте имеет право знать свою веру и жить по ее нормам. Они будут привыкать уважать культурные особенности своих семей, народов. И все это будет в единой российской государственно-общественной школе, не разделяя ее по национальным и конфессиональным «квартирам», к чему в ином случае мы можем прийти. И уже приходим там, где создаются такие национальные школы.

В прошлом году, получив обращение от Министерства образования и науки, Общественная палата Российской Федерации рассматривала все эти вопросы с участием представителей российских конфессий, ученых, сторонников нерелигиозных взглядов. И выработала Рекомендации Министерству.

В соответствии с этими Рекомендациями мы теперь предлагаем Министерству образования следующую принципиальную Концепцию решения проблемы: включение в школьный учебный план предмета «Православная культура» наряду с предметами по истории и культуре других российских религий, на изучение которых есть образовательный запрос, и курсом этики для нерелигиозной части общества по выбору. Эти предметы составят новую область, раздел в учебном плане с рабочим названием «Духовно-нравственная культура».

Никакого увеличения нагрузки на школьников или сокращения часов на изучение других основных школьных предметов это не потребует – будут использованы часы тех самых регионального и школьного компонентов. Это та самая учебная нагрузка, которая до сих пор используется для изучения всех учебных курсов по истории и культуре религий. Эти два часа в неделю просто вводятся в базовый учебный план на протяжении всех лет обучения в школе. Предлагаемая модель - вполне ясная, понятная, открытая, учитывающая интересы всех. Она полностью соответствует демократическим ценностям и нормам, исключает конфликты и взаимные подозрения. Также очень важно отметить: она может быть реализована на единой основе по всей России, во всех субъектах Российской Федерации. Это будет реально укреплять единство образовательного пространства в нашей стране, а значит и единство Российского государства. Будет способствовать соблюдению равноправия всех людей, российских граждан, их детей вне зависимости от региона проживания.

Бесспорно, что введение предложенной нами модели, представленной Концепции, потребует времени и серьезной работы. Но если мы берем ее за основу - а цель нашего заседания именно в том, чтобы определиться с путем, по которому мы пойдем - мы получаем ясную перспективу.

Завершая свой доклад, еще раз отмечу следующее. Попытки измыслить некий единый для всех школьников курс духовно-нравственной культуры на размытой мировоззренческой основе - это путь в никуда. Общие гражданские ценности, российский патриотизм у детей школа должна воспитывать, и она их воспитывает при изучении детьми основных гуманитарных предметов - истории, обществознания, литературы и так далее. Делать это надо лучше, никто с этим не спорит, но не за счет размывания различий между религиями, верующими и неверующими.

Призываю всех участников конференции к активной работе, в результате которой желательно, чтобы мы приняли согласованное решение. Уверен, что такое решение будет в интересах всех, кто болеет душой за наше будущее, за будущее детей и молодежи в нашем обществе, за нашу общую страну и государство.

Хотелось бы также верить, что и все, имевшиеся до сих пор, препятствия на пути развития духовно-нравственного образования в российской школе мы с Божьей помощью успешно преодолеем.

Благодарю за внимание!


Протоиерей Борис Даниленко

Православная традиция
и современные реалии в российской школе XXI века

Люди истинно благочестивые и любомудрые должны уважать и любить только истину и отказываться от последования мнениям предков, когда они худы: такова обязанность, внушаемая разумом.
Святой мученик Иустин Философ

Всякий раз, когда речь заходит о преемственности и инновациях в образовании, возникает необходимость отделить то, что стало «классическим наследием», «нашим богатством» от того, что относится к разряду «предрассудков и пережитков прошлого» . Сделать это иногда сложно, а иногда почти невозможно. Однако когда приходится говорить о встрече современной российской школы с православной традицией, все мы – педагоги, пастыри и родители понимаем, что этой трудной темы нам не миновать.
Исторический путь, проделанный отечественной школой до известной даты, ознаменованной началом реализации плана по разрушению до основания «мира насилия» и строительством «нового мира», всегда был связан с принципами евангельского учения. Сами понятия книжности и школы на Руси, так же как и во всем славянском мире, были сопряжены с распространением христианства. Становление принципов отечественной педагогики и народного просвещения происходило в соработничестве школы и церкви. Образовательная практика дореволюционной России основывалась на возможности получения основных знаний в системе церковных начальных школ. В XIX веке дело дошло до жарких дискуссий по поводу того, кому же должны они подчиняться – Министерству народного просвещения или Ведомству православного исповедания. Вместе с тем, становление духовной школы (вплоть до высшего ее звена – Академии) в России по времени опередило становление профессиональных военной и статской школ. Среднее ее звено (духовная семинария) на протяжении многих десятилетий давало отечеству людей, способных заниматься интеллектуальным трудом в самых различных сферах, в том числе и образовательной.
Мы не склонны идеализировать дореволюционную образовательную систему в целом. При высочайшем уровне высшей профессиональной школы, а также среднего гимназического и реального образования, царская Россия так и не смогла добиться всеобщей грамотности, за исключением успехов на этом поприще на территории отдельных губерний (например, в Финляндии). Образованность для гражданина Российской империи в начале XX века оставалась, как правило, сословной привилегией. Однако следует заметить, что многие современные исследователи связывают массовую народную безграмотность в России как раз с отсутствием должного христианского образования, основой которого является изучение библейского текста, в чем преуспел к этому времени протестантский мир.
Первые годы советской власти были ознаменованы призывами «всеобуча» на борьбу с безграмотностью. Закрепленный законодательно разрыв школы и церкви не помешал поначалу новой власти опираться в деле образования на старые кадры, в том числе на выпускников духовных академий и семинарий.
Репрессии 20-х и 30-х годов прошлого века коснулись представителей различных сословий дореволюционной России. Сейчас много говорится о массовых казнях русского православного духовенства, но при этом, как правило, забывают о том, что истребляя клириков, как носителей чуждой идеологии, представители советской репрессивной машины губили и отечественную школу. Дело в том, что до 1917 года служение алтарю Господню и преподавание в народной школе осуществлялось зачастую выходцами из одних и тех же семей. Именно «братья и сестры», и в данном случае это не гомилетический оборот речи, учили и в храме, и в школе. «Колокольное дворянство», – как шутливо именовали себя сами выходцы из духовного сословия дореволюционной России, было той частью русской интеллигенции, которая была ближе всего к простому люду, в первую очередь к деревенскому. Сельский священник, так же как и сельский учитель, прекрасно знал жизнь российской глубинки, так как сам в ней вырос, от нее напитался живительными соками любви к Отечеству. Он не воспринимался своими прихожанами-односельчанами как чужак. Не только «пастырское душепопечение» в собственном смысле составляло круг его обязанностей. К нему шли не только за духовным наставлением – часто требовалась помощь в житейских коллизиях, практический совет, материальная поддержка. Наименование священника у нас в России «батюшкой» было, пожалуй, не просто оправдано многовековым служением русского православного духовенства своему народу, но и являлось высокой наградой за его отеческую самоотверженность.
Между тем разрушение многовековых российских устоев к середине 30-х годов принесло недобрые плоды. Новое поколение, выросшее при советской власти, уже не знало религиозного воспитания, а образовывалось на принципах, чуждых религиозному мировосприятию. Именно тогда наука была противопоставлена религии, а повсеместное разрушение православных храмов было призвано на семантическом уровне свидетельствовать о победе материализма. В массовом сознании укоренилась синонимическая пара «материалистическое – научное». Нематериалистическая наука чаще всего отрицалась как несуществующая, в лучшем случае ей разрешалось называться «буржуазной наукой». Говорить о христианской науке и тем более о науке православной уже не приходилось. Все эти идеологические ограничения, конечно, сразу же отразились на жизни и состоянии отечественной школы. Но изменить российскую образовательную систему для размещения в ней «нового социального заказа» можно было, только изменив ее кадровый состав. До некоторых пор школьными учителями в России были в основном мужчины.
Можно со всей определенностью отметить начавшуюся в середине 30-х годов феминизацию учительского состава советской школы. Правда, в наше время мало кто задумывается над тем, почему тяжелая профессия школьного учителя в советской России сделалась женской. Статистика репрессий на территории ряда северных областей европейской части России убеждает нас в том, что в 20-е и 30-е годы прошедшего века государственными органами велось целенаправленное истребление сельской интеллигенции, представленной в подавляющем большинстве детьми православного духовенства . При этом в первую очередь уничтожались священнослужители и школьные учителя мужского пола, то есть те, кто пользовался в силу традиционного уклада русского севера особым доверием у простого люда.
Для нас эта кровавая страница российской истории является одним из неоспоримых свидетельств общности школы и церкви в отечественной традиции.

Школьники, как известно, способны задавать своим родителям и учителям трудные вопросы. Целую группу таких вопросов можно свести к одному: «Почему скелеты полуразрушенных православных храмов можно в изобилии встретить у нас в российской глубинке и неподалеку от столицы – на Смоленщине, Вологодчине или в Подмосковье, но не найти подобных «артефактов» на земле Баварии, Богемии или Фландрии?» На этот «российский вопрос» нельзя дать ответ без учета всего, что было сказано выше. И, наверное, нам, взрослым гражданам России должно быть стыдно перед детьми за наше видимое попрание той связи школы и церкви, которая представляется очевидной на путях отечественной истории.

В свое время академик Б. А. Рыбаков, утверждавший на протяжении многих лет, что «Слово о полку Игореве» начисто лишено христианских аллюзий и контаминаций, автором его является язычник, а не православный человек , не находил каких-либо оппонентов из числа своих советских коллег. Правда, уже в период празднования 1000-летия крещения Руси молчаливое «табу» на полемику по этому вопросу было снято. «Перестройка» принесла первые мировоззренческие плоды. Вспомнили о «Богородице Пирогощей» и о многих других местах «Слова», указывающих на реалии православной жизни в Киевской Руси XII века. К сожалению, не наши соотечественники, а известный немецкий славист Людольф Мюллер  первым указал на неправильность суждений видного представителя советской исторической науки, который, к слову сказать, когда-то был послушником в одном из православных монастырей… Мы сейчас говорим о ситуации с «самым любимым светским произведением древнерусской литературы» неслучайно. Ведь вся эта история является своеобразной парадигмой для происходящего сегодня в российской школе. Попытка представить юным россиянам русскую литературу в целом, как явление, не только существующее, но и возникшее вне православного контекста, дает результаты в виде целого ряда учебников, допущенных к использованию в общеобразовательной школе. Чего стоит хотя бы гирлянда учебных пособий по литературе, подготовленных в рамках программы «Школа XXI века» Е. В. и Р. Н. Бунеевыми ? Трудно поверить, что авторы подобных пособий действуют в соответствии со своими научными убеждениями, а не пытаются вполне сознательно завуалировать истинное положение дел, создать у учащихся ложное представление о духовном фундаменте нашей национальной культуры, руководствуясь мотивами, о которых мы, непосвященные, можем лишь предполагать. Неужели, как в случае с академиком Б. А. Рыбаковым, нужен голос представителей мирового научного сообщества для отрезвления тех, кого в образовательной системе современной России устраивает такое положение дел, или все же отечественное сообщество педагогов способно разобраться с этой ситуацией своими силами?
В сегодняшней России действует одна из лучших в мире систем музыкального образования. От первых классов детских музыкальных школ до последних курсов консерваторий на основании самых действенных методик, апробированных временем, ведется подготовка музыкантов, которые впоследствии становятся способными завоевать мировое признание, стяжав тем самым честь и славу России. Но вот для жизни сегодняшней российской общеобразовательной школы это не имеет особого значения. Есть в ней такой учебный предмет – «Музыка». Трудно сказать, чему учат детей на уроках в рамках этого предмета. Но со всей определенностью можно заметить, что на них не учат основам музыкальной грамоты и гармонии, не прививают навыков к практическому музицированию, как сольному, так и в ансамбле, и, что совсем удивительно, даже не пытаются научить ребенка хоть немного петь. Но средства на этот предмет выделяются весьма значительные – пишутся методические руководства, учебные пособия, ведется подготовка (точнее переподготовка) преподавателей, в чьих вузовских дипломах в качестве основной специальности стоят отнюдь не музыкальные дисциплины. Беда в том, что всем этим занимаются люди, не имеющие прямого отношения к музыкально-педагогической традиции. Вы, наверное, догадываетесь, что не Родион Щедрин, не Валерий Гергиев, и даже не Святослав Бэлза пишут учебники «по музыке»  для обыкновенных мальчиков и девочек, заполняющих классы общеобразовательных школ. Их пишут совсем другие люди, о заслугах которых на музыкальном, впрочем, как и на педагогическом поприще, нам ничего неизвестно. Хочется вспомнить возмущение спикера Совета Федерации по поводу неспособности исполнить сенаторами Гимн России на открытии осенней сессии истекающего года . Очевидно, невдомек Сергею Миронову, что наши государственные мужи испытывали затруднения не только из-за незнания слов Гимна, но его мелодии. Следует заметить, что учиться петь хором, как, впрочем, и получать знания в некоторых областях, а также приобретать некоторые навыки или, как теперь принято говорить, «компетенции», лучше всего именно в школьные годы. И без школы, как в широком, так и в узком смысле этого слова, тут не обойтись. Мы говорим об этом не потому, что в русской школе до известного времени хоровым пением занимались весьма серьезно, а потому, что есть опасения, не лишенные оснований, что по такой же схеме может осуществляться «внедрение» духовно-нравственной культуры, как образовательной области в рамках стандарта общего среднего образования нового поколения.
Справедливо спросить – на чем же эти опасения зиждутся? Попытаемся ответить.
Недавно под грифом Российской академии образования была опубликована брошюра, озаглавленная «Концепция образовательной программы «Духовно-нравственная культура» . Ее автор А. Я. Данилюк – член-корреспондент РАО, из чего следует, что появление такой публикация не относится к событиям случайным. С величайшим интересом мы приступили к изучению текста этой брошюры, ведь о необходимости соработничества с Церковью в деле разработки новой образовательной области, неоднократно говорилось и представителями РАО и руководством Минобрнауки России. Очень скоро, буквально в самом начале брошюры, мы обнаружили такой абзац:
«Православие – это религия сердца, а не ума, оно отдает приоритет спасению души, оно всегда с недоверием относилось к книжной учености и человеческой мудрости. Воспитание новых поколений россиян в православном духе преуменьшит в их сознании ценности образования и науки»  (с. 5).
Для человека, которого учили с детства с уважением относиться к чужим взглядам, остается одно – сказать, что написанное автором брошюры есть ложь и является грубейшим искажением смысла Православия.
В рамках этого краткого выступления мы не собираемся анализировать всего того, что написано в упомянутом издании. Если потребуется, это будет сделано отдельно. Скажем лишь, что у всякого здравомыслящего человека, независимо от его религиозных взглядов, утверждение автора «объем учебного времени, отводимого на изучение той или иной религии, должен соответствовать ее реальному вкладу в культурно-историческое развитие российской цивилизации»  вызывает вопрос: «А каким образом этот «вклад» можно измерить?» Что же касается верующих людей, то заявление о том, что «преподавание в рамках регионального (национально-регионального) компонента таких предметов, как «Основы православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ буддийской культуры» формирует разные религиозно-культурные идентичности, вступающие к тому же в конфликт (не друг с другом, как можно было бы предположить! – Б. Д.) с научным мировоззрением школьников, учителей и родителей» , не только покажется оскорбительным, но и вызовет у них целый ряд справедливых возражений.
Действительно, в современной России живет много людей, которые плохо разбираются в вопросах, связанных с религией. Некоторые из них не знают почти ничего о Православии или имеют о нем самые искаженные представления. Кроме того, немалое число граждан России считают несовместимыми религиозные и научные взгляды. Хочется спросить – почему из числа именно этих людей выдвигаются «специалисты» в вопросах духовно-нравственной и религиозной культуры, подобные автору упомянутой нами брошюры. Какая таинственная сила влечет их на неведомое им поприще? В чем скрыт невидимый механизм, заставляющий говорить их о совершенно неизвестных им вещах? Ведь среда, генерирующая предрассудки и мировоззренческие клише, выработанные в эпоху безбожия и воинствующего атеизма, казалось бы, потеряла свою питательность.
Во всех областях научной и культурной деятельности современной России трудятся люди, стоящие на самых различных мировоззренческих и религиозных позициях. Среди них немало православных людей, чьи знания и заслуги признаны современниками и не нуждаются в регулярном подтверждении. Они, являясь частью православного сообщества, чадами Церкви Христовой, совмещают религиозное и научное мировоззрение и в своем профессиональном служении и в своей повседневной жизни. Среди них врачи, педагоги, инженеры, литераторы, ученые естественники и гуманитарии, художники и музыканты, военные. Все они хотят, чтобы российская школа в начавшемся тысячелетии учла свои прежние ошибки, результаты которых испытали на себе многие из нас, а все лучшее, что было в ее практике на протяжении столетий, использовала бы с максимальной эффективностью. Для православного сообщества современной России представляется желательным соработничество школы и Церкви и в деле образования, и в деле воспитания. Именно в этой связи следует заметить, что факт наличия отечественной богословской и церковно-исторической науки, являясь всемирно признанным еще с середины XIX века, не требует доказательств.
Для православных граждан России очевидно, что многообразную работу, связанную с подготовкой школьных курсов православной культуры, не смогут выполнить на достойном уровне «привлеченные лица». Мы не собираемся свое право обращаться к сидящим за школьной партой и принадлежащим к различным религиозным традициям детям, делегировать лицам, пытающимся с высоты «лжеименного разума», рядящегося в одежды так называемой «объективной науки», говорить о религиях вообще или сравнивать их между собой. Мы хотим говорить в школе о православной культуре. Эта задача в нашей стране стоит перед Русской Православной Церковью и, как нам представляется для ее решения сегодня имеется достаточный интеллектуальный потенциал.
Памятуя слова выдающегося отечественного ученого-богослова Н. Н. Глубоковского о том, что «светильник богословского ведения достоин сиять не в затворе сословности, но в святилище высшего общечеловеческого знания» , постараемся, вопреки предрассудкам, дать юным россиянам возможность увидеть его неискаженный свет еще в начале жизни.


РЕПОРТАЖ
О РАБОТЕ КОНФЕРЕНЦИИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
(ГОРОД КАЛУГА, 20-21 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА)

Духовно-нравственная культура
Объединятся ли усилия Церкви и Министерства образования, науки и культуры России
в деле создания новой образовательной области?

20-21 декабря в Калуге состоялась Первая всероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». Этот форум проводился по инициативе Министерства образования России при участии нашей Церкви. На нём решался, по сути, главный вопрос церковно-государственных взаимоотношений в течение последних двадцати лет: каким быть духовному воспитанию и образованию в общеобразовательной школе?

Форум выявил как множество различий, так и присутствие общих черт во взглядах Церкви и Министерства образования России на решение этой проблемы. Это хорошо показала состоявшаяся после первого пленарного заседания пресс-конференция с участием министра образования России Андрея Фурсенко, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента и губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Они ответили на вопросы калужских журналистов.

 

Министр образования России А. Фурсенко: Сегодня семинар мы проводим вместе с Русской Православной Церковью. Мы готовы и будем рады провести такие же семинары с представителями других конфессий, если они выразят такое желание. В данном случае была совместная инициатива. Поэтому я могу сказать, что то, что сегодня здесь говорилось и будет говориться, ни в коем случае не противопоставляется. Взаимодействие светского образования и Русской Православной Церкви аналогично нашему взаимодействию с другими религиями. Более того, я думаю, что такое взаимодействие создает рамки, в которых оно могло бы быть расширено.

Вопрос телекомпании «Ника»: Сегодня все участники неоднократно подчеркивали, что важность этой конференции в том, чтобы выработать некие практические рекомендации для школ. Скажите, пожалуйста, эти рекомендации будут как-то дальше распространяться на российском уровне?

А. Фурсенко: Конечно. Вы видите, что здесь представлены очень многие регионы России. Мы точно понимаем, что эта конференция не завершится какими-то жесткими рекомендациями, которые сразу после неё станут обязательными для всех. Это начало достаточно серьезной работы. Новые государственные образовательные стандарты ещё только начинают свою жизнь. Их ещё нет. И очень важно, чтобы в самом начале мы договорились об определенных принципах. И именно они сегодня должны быть обсуждены, сформулированы. И если какие-то темы недостаточно будут обсуждены, то мы  должны наметить, как будет происходить обсуждение. Мне кажется, что самое главное – это то, что начата совместная,  открытая и абсолютно доброжелательная работа. И она будет распространена и на другие конфессии.

Митрополит Калужский и Боровский климент: Я бы хотел добавить, что согласно Закону, новый образовательный стандарт вступает в силу с сентября 2009 года. Сейчас он развивается. И как раз эта конференция призвана помочь найти возможность включения духовно-нравственной культуры в общеобразовательный стандарт. По принятому Госдумой Закону, с сентября 2009 года не будет регионального и школьного компонента образования, а будет единый федеральный компонент. И есть мнение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, чтобы новый образовательный стандарт учел и запросы духовно-нравственного воспитания.

И я сразу немного добавлю по первому вопросу. На конференции подчеркивалось, что обсуждение идёт совместно с представителями Русской Православной Церкви. И мы говорили, что мнение других конфессий и нерелигиозной части населения тоже учитывается. Мы обращаемся к Министерству образования с тем, чтобы для этих категорий населения тоже были учтены какие-то философско-этические моменты при разработке новых стандартов образования, чтобы они тоже изучали историю и корни своей культуры.

Вопрос журналиста Н. Пестовой: Здесь говорилось о поиске оптимальной модели духовно-нравственного воспитания в школе. Что, останется одна оптимальная модель, или же будет несколько моделей, о которых говорилось сейчас?

А. Фурсенко: Оптимальная модель все-таки должна быть одна. Но мы же не в армии, и модель – это не устав, в котором не может быть никаких различных возможностей. Модель как раз подразумевает учет особенностей и запросов самых разных граждан, которые придерживаются разных мировоззренческих взглядов. Кроме того, выбор оптимальной модели – вопрос не одномоментный. Это процесс, который требует серьезных обсуждений, взаимопонимания. И я считаю, что важность этой конференции в том, что этот процесс начат достаточно активно. То есть, мы не стали ждать до 2009 года, а начали работать сегодня, чтобы у нас было достаточно времени для разработки, для обсуждения, для оценки того, что уже предложено. И по-моему, эта конференция ещё одну важную вещь делает – она приглашает всех к широкому обсуждению проблем образования. И мы вместе с Русской Православной Церковью первые запускаем этот процесс.

Вопрос журналиста: Одна из главных проблем в преподавании «Основ православной культуры» - это кадровая. Как она решается у нас в области?

Губернатор Калужской области А. артамонов: Есть областной институт повышения квалификации работников образования. Если будет вводиться новый стандарт образования, институт будет способствовать перенацеливанию работников образования на его преподавание. Не такая уж это сложная проблема на самом деле. Когда мы внедряли компьютерное образование в школах, то тоже боялись. А сегодня эта задача с успехом решается. И в духовно-нравственном образовании метод решения кадровой проблемы будет таким же.

И ещё педагогам надо учиться друг у друга. У нас в области накоплен хороший практический опыт в области преподавания ОПК. И есть школы, которые вполне могут стать источниками для передачи этих знаний другим преподавателям.

В тот же день была принята резолюция конференции, в которой были определены возможные пути разработки нового стандарта духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Работа форума продолжилась на следующий день. Его делегаты приняли участие в работе круглого стола в монастыре Оптина пустынь, посетили школы Калужской области, в которых накоплен богатый практический опыт по преподаванию предмета «Основы православной культуры». Более подробные сообщения об этих событиях будут опубликованы несколько позже.

Диакон Димитрий Арсентьев


РЕЗОЛЮЦИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
(ГОРОД КАЛУГА, 20-21 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА)

20–21 декабря в г. Калуге состоялась конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».

В конференции приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, епархий Русской Православной Церкви, специалисты Российской академии образования (РАО), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО), региональных институтов повышения квалификации работников образования, других научных и образовательных учреждений.

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи и преодолеть демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе.

Духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан, семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка.

Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества – единой России. Воспитание учащихся в российской общеобразовательной школе должно быть направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе, соблюдение гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. В то же время возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

В 2007 г. вступили в силу поправки в Закон РФ «Об образовании», что актуализировало задачу сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания. Разработка и преподавание таких учебных курсов, подготовка педагогов, соответствующего учебно-методического обеспечения получили широкое распространение в большинстве регионов России. Эта практика востребована обществом, она имеет большую социальную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться, совершенствоваться.

Ее неотъемлемой составной частью является преподавание учебных курсов по истории и культуре религий народов России (православная культура, основы православной культуры и т.п., учебные курсы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма и других религий). Такие учебные курсы изучают уже сотни тысяч школьников в нашей стране, реализуя свое право и право своей семьи на свободное и добровольное приобщение к ценностям своей традиционной культуры. Государство, местные органы власти в сотрудничестве с организациями соответствующих религиозных конфессий организуют преподавание учебных курсов по истории и культуре религий, на изучение которых имеется адекватный образовательный запрос от граждан России.

На конференции была представлена и обсуждена соответствующая Концепция, разработанная с участием специалистов Российской академии образования (РАО), Федерального института развития образования (ФИРО), учреждений Русской Православной Церкви.

Участники конференции приняли следующие решения:

1) рекомендовать субъектам Российской Федерации обеспечить полноценную реализацию «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации – епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»;

2) одобрить в целом соответствующую Концепцию включения в новое поколение государственных стандартов общего образования новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» включающей ряд учебных предметов по выбору семьи, родителей (законных представителей) обучающихся; авторскому коллективу провести доработку Концепции с учетом высказанных замечаний и предложений;

3) рекомендовать Российской академии образования с участием специалистов ФИРО, АПКиППРО, представителей религиозных конфессий организовать работу на основе указанной Концепции в соответствии со структурой федерального государственного образовательного стандарта по подготовке необходимых материалов для поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях преподавания курсов православной культуры и других курсов духовно-нравственного содержания;

4) рекомендовать педагогическим вузам, региональным институтам повышения квалификации работникам образования обеспечить конструктивное сотрудничество с традиционными религиозными организациями в целях подготовки педагогических кадров, повышения квалификации работников образования, учебно-методического обеспечения, проведения мониторинговых исследований по учету запроса граждан на изучение курсов православной культуры и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) рекомендовать Российской академии образования совместно с Русской Православной Церковью в первом квартале 2008 года провести «круглый стол» по обсуждению проекта государственного образовательного стандарта общего образования II поколения, разрабатываемого Российской академией образования;

6) предложить Министерству образования и науки Российской Федерации, Союзу ректоров России совместно с Русской Православной Церковью организовать и провести в 2008-2009 учебном году олимпиаду школьников по основам православной культуры.

20 декабря 2007 года

Архив новостей

2024
Август
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика