Главная   Новости   Новости за 2006 год:   2006-02-17 Свято-П...

Новостная хроника Калужской епархии:

2006-02-17 Свято-Пафнутьевские образовательные чтения

16-17 ФЕВРАЛЯ В седьмой раз в городе Боровске состоялись Свято-Пафнутьевские образовательные чтения, ставшие уже доброй традицией. Они позволяют сообща и по-деловому обсудить наболевшие проблемы современной жизни, и наметить пути их решения. Духовно-нравственное состояние нашей молодежи — вот основной предмет беспокойства педагогов, воспитателей, родителей, людей старшего поколения — всех тех, кому не безразлично будущее наших детей, будущее России.

«Духовно-нравственное воспитание молодежи: опыт, традиции, проблемы» — название программы нынешних чтений стало и своеобразным их девизом, ибо слова «духовность» и «нравственность» звучали в каждом докладе, выступающие делились накопленным опытом педагогической деятельности, и каждый из докладчиков выразил озабоченность проблемами современности, говорил о собственном видении решения этих проблем.

Пленарное заседание в первый день чтений — 16 февраля — началось по традиции с молебна и Приветственного слова Высокопреосвященнейшего Митрополита Климента к участникам чтений, которое зачитал наместник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря игумен Серафим (Савостьянов). Призывая Божие благословение на всех участников чтений, в своем обращении Его Высокопреосвященство заметил, что перед современной школой и Церковью стоит единая задача: привить ребенку любовь к добру, желание идти путем добродетели, умение преодолевать грех. Эта задача актуальна и особенно сложна, по мнению владыки, оттого, что «за десятилетия гонений на веру в нашем обществе сформировалось отчужденное отношение к Церкви, ее позиции и социальной активности. В том числе и школа, и другие государственные учреждения, которые воспитывают подрастающее поколение, с осторожностью относятся к инициативам Церкви, направленным на введение в школьное обучение духовно-нравственного компонента. В то время как образование в России изначально было церковным, и взявшая от него начало светская школа в нашей стране всегда во главу угла ставила нравственное воспитание». Определение путей реализации этих задач и является основной целью настоящих чтений, считает Владыка Климент.

В словах приветствия заместителя Главы администрации города Боровска В.И. Богачевой и начальника Управления образования администрации муниципального образования муниципального района «Боровский район» Л.С. Силаевой прозвучала надежда на успешную работу чтений, плодотворность которых будет зависеть от дальнейшего использования совместно накопленного педагогического опыта, от реализации новых идей и добрых начинаний по воспитанию молодежи в духе нравственности, в духе Православия.

Что может противопоставить сегодня Россия надвигающемуся мировому глобализму с его идеями разрушения государственных границ и института семьи — основы любого государства? Как возможно в современных условиях оградить молодое поколение от растлевающих западных ветров безнравственности и вседозволенности? Что необходимо предпринять для духовного возрождения России? — эти вопросы прозвучали лейтмотивом в выступлениях всех докладчиков. И как бы общим явился один ответ: возрождение национальных культурных традиций, укрепление нравственности, жизнь, построенная на идеалах Православия, — вот единственный путь спасения нашего Отечества.

«Особое развитие России заключается в том, что <православная> традиция стала сама отсекать проявления дикости, безнравственности. Поэтому народная культура <по своей сути > высоконравственна, она духовно высока», — говорится в докладе протоиерея Александра Кузина, заведующего Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. По мнению отца Александра, Россия «больна революционными болезнями, которые поражают и Церковь. Все это — следствия утраты традиций. Отсюда эта безудержная борьба, как с ветряными мельницами, с ИНН. Это — явления постмодерна, которые чужды нашей культуре». Докладчик упомянул брошюру Высокопреосвященнейшего Митрополита Кирилла о вызовах современности христианству, в которой Владыка рассуждает о том, как современному христианству отвечать на эти вызовы. Не желая полемизировать с уважаемым митрополитом Кириллом, отец Александр заметил, что вызовы современности вовсе не являются современными, они не новы. «Это те же вызовы, которые получил святой Александр Невский от Биргера на Неве. Те же вызовы были на Куликовом поле… Это были вызовы секуляризованного западного мышления, иного, чем в России, представления о духовности, вызов народу, принявшему христианство. И от нынешнего — глобализационного — вызова современности мы не должны прятаться», — считает докладчик. По его мнению «мы должны воспитывать молодежь на сюжетах и примерах нашей истории и культуры, чтобы молодые люди радовались тому, что они русские». Заключил отец Александр свою речь тем, что сила христианства состоит в его открытости, и России сейчас необходимо оказать открытое противостояние иным культурам силой правоты Православия, силой благодати Духа Божия.

«Истоки» — программа духовно-нравственного воспитания в семье и школе. В самом названии раскрывается содержание учебно-воспитательной работы с детьми и их родителями, о которой рассказал автор этой программы Кузьмин Игорь Алексеевич из Москвы в своем докладе «Духовно-нравственное воспитание семьи в контексте программы «Истоки». В течение десяти лет ведется работа по данной программе в 21 регионе России: от Прибалтики до Якутии, от Архангельской области до южных регионов, включая Владикавказ. В Вологодской и Костромской областях программа представлена как обязательный предмет. Главная задача «Истоков» — дать представление о традициях — истоках — нашей культуры, привить любовь к слову, к книге. По мнению автора, программа позволяет создать уникальное открытое поле взаимодействия семьи и школы. Придерживаясь педагогической методики профессора Ушинского, в соответствии с которой все самое значимое можно осуществить, только создавая положительный опыт, авторы программы надеются закладывать правильные ценностные ориентации ребенка. Программа «Истоки» в 2002 году получила гриф Министерства образования. Выпущены хорошо иллюстрированные учебные пособия с 1 по 8 класс, начиная с азбуки. Готовится к выпуску учебник для 9 класса под редакцией профессора Вологодского Университета Александра Васильевича Комкина. По мнению автора, осуществление программы показало, что только совместными усилиями семьи и школы можно достигнуть желаемых результатов по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка.

«С началом нового века достаточно открыто выявилась суть того конфликта идеологий, который происходит во всем мире, — так начала свой доклад на тему «Конфликт идеологий в современном обществе и его влияние на психику человека» психолог и публицист из Москвы, автор программы духовно-нравственного воспитания Шишова Татьяна Львовна. — Это конфликт традиционных представлений о жизни, основанных на традиционных религиозных началах и так называемого либерализма, который все более открыто показывает свою сатанинскую сущность». Сейчас под видом добра, по мнению докладчицы, насаждаются понятия политкорректности, толерантности, делаются попытки ввести программу толерантности в школе. На самом же деле, все эти программы имеют цель извратить нормальное представление людей о жизни, о добре, о зле и т. д. Татьяна Львовна выразила озабоченность по поводу принятого Европарламентом, в состав которого входит и Россия, закона о легализации однополых браков и резолюции «О гомофобии в Европе», осуждающей любую дискриминацию сексуальных меньшинств. Это означает, что по закону теперь нельзя будет даже выразить отрицательное отношение к этому явлению. В подобной ситуации сам процесс воспитания детей на идеалах нравственности упраздняется, а возможность проповеди евангельского учения ставится под вопрос, так как представители сексменьшинств в Европарламенте уже сейчас требуют переписать Священное Писание, исключив из него главы, где говорится о Божием наказании Содома и Гоморры.

Коснулась докладчица и вопроса о принятии Ювенальной юстиции, необходимость введения которой в нашей стране видят некоторые «прогрессивные» деятели. Принятие подобного законодательства будет означать, что ребенок имеет право самостоятельно подавать в суд иски на своих родителей, педагогов и т.д. При этом облегчается процедура лишения родительских прав, ужесточается наказание для родителей и уменьшается степень ответственности малолетних преступников за совершенные ими преступления.

Татьяну Львовну Шишову как психолога волнует состояние современных СМИ, не без влияния которых за последнее время возросла пропаганда агрессивного поведения. «Например, молодежный журнал «Хулиган», — рассказывает докладчица, — дает детям конкретные инструкции о том, как третировать взрослых, как срывать школьные уроки, издеваться над родителями...»

По мнению докладчицы, обязанность правоохранительных органов — защищать своих граждан в этой информационной войне. «Как объявляется карантин во время эпидемии, так необходимо устраивать карантин, т.е. вводить запрет на чтение вредных журналов, на просмотр неполезных фильмов. Пока в Думе пролеживает (уже целый год) к рассмотрению закон о защите детей и подростков от информационной агрессии, важно в рамках регионов, — полагает Т.Л. Шишова, — воспрепятствовать распространению вредной видео- и печатной продукции. Необходимо проводить работу с родителями, на которых лежит основная нагрузка по воспитанию детей».

Эти и другие интересные доклады никого из гостей и участников чтений, среди которых было много представителей духовенства, не оставили равнодушными. Число участников и гостей чтений с каждым годом все увеличивается, расширяется география представительства регионов, что, безусловно, говорит о возрастающей общественной значимости Свято-Пафнутьевских чтений. Хотелось бы надеяться, что живое обсуждение насущных проблем найдет свое продолжение в конкретных делах, и ситуация с духовно-нравственным воспитанием молодежи в стране изменится к лучшему.


ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА УЧАСТНИКАМ VII ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВСКИХ ЧТЕНИЙ

Досточтимые отцы, уважаемые гости, дорогие братья и сестры!

Приветствую всех участников Седьмых образовательных Свято-Пафнутьевских чтений с пожеланиями успешной и плодотворной работы.

Не случайно темой чтений выбрано духовно-нравственное воспитание молодежи. Оно является ключевым фактором в развитии России. На какие ценности будет ориентировано подрастающее поколение, таким будет и дальнейшее развитие общества. Мир и процветание в стране зависят от того, насколько станут близки нашей молодежи такие понятия как любовь к Богу и Отечеству, бережное отношение к дару жизни, уважение к достоинству человека независимо от его национальности и веры.

Современная ментальность большинства людей ограничивает свое представление о благе исключительно материальными критериями. Стремление к легкой жизни и безответственность лишают человека радости духовного подвига, обесценивают жизнь, атомизируют его личность. Общество, состоящее из таких атомизированных личностей, всегда будет разрозненно и конфликтно, а государство, объединяющее таких людей, – ослаблено и беззащитно.

Россия как государство и проживающий на ее территории народ как этнос сформировались на основе восточной христианской традиции, в лоне Православной Церкви. Это исторический факт. И сегодня невозможно взрастить патриота и гражданина России без знания Православия, без воспитания в нем духовно-нравственного стержня, без передачи ему евангельских норм жизни. Духовные и нравственные ценности Православия – это не древний артефакт, но реальная жизнь народа Божия, взыскующего спасения в наши дни.

К сожалению, за десятилетия гонений на веру в нашем обществе сформировалось отчужденное отношение к Церкви, ее позиции и социальной активности. В том числе и школа, и другие государственные учреждения, которые воспитывают подрастающее поколение, с осторожностью относятся к инициативам Церкви, направленным на введение в школьное обучение духовно-нравственного компонента. В то время как образование в России изначально было церковным, и взявшая от него начало светская школа в нашей стране всегда во главу угла ставила нравственное воспитание. В наши дни, когда ребенок рано встречается со злом и безнравственностью, ему необходимо привить любовь к добру, желание идти путем добродетели, умение преодолевать грех. Это единая задача школы и Церкви.

Сегодня, когда существует возможность вернуть народу его душу, его высокие идеалы и нравственные устои, необходимо активное сотрудничество с Церковью школы, всех тех, кто работает с детьми. Определить, каковы пути реализации этой задачи, как должно быть поставлено дело – основная цель настоящих чтений.

Призываю Божие благословение на всех, кто трудится в этом направлении. Пусть Господь молитвами праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, память которых празднуется сегодня, подаст всем участникам чтений Свой свет к просвещению (Лк. 2, 29), чтобы они несли его будущим поколениям россиян.

+ КЛИМЕНТ
Митрополит Калужский и Боровский

Архив новостей

2024
Август
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика