Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Климент...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Климент: Отголоски войны. Господь хранит нас!

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Грех, к которому привыкли

Сегодня в глазах значительной части наших современников блуд воспринимают как «реалии современной жизни». На самом же деле, как его ни называй и какие объяснения, оправдания для него ни придумывай, он все равно остается одним из семи смертных грехов.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), такой грех убивает душу, «совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада». К сожалению, люди не хотят об этом задумываться. Желанию «повеселиться в молодости», «попробовать разное», «пожить без обязательств» сегодня поддаются многие.

Пугает, что и немало представителей старшего поколения говорят: «Вернуть устои прошлого невозможно, сегодня многие так живут». Похожую позицию навязывают и СМИ, и современные фильмы, и популярная музыка.

Христианин знает, что грех влияет на духовную жизнь конкретной личности и нравственное состояние общества в целом, разрушающе действует на сердца и умы людей. Захочет ли это слышать человек неверующий? Вопрос открытый.

Современность бросает вызовы верующим крепким семьям. Сегодня знаменитости, в том числе некоторые популярные блогеры, ровесники молодых людей, говорят о блудном грехе как о нормальном явлении. Встретиться, использовать друг друга, расстаться, найти нового партнера — люди, на мнение которых ссылается молодое поколение, не говорят о том, что это преступление против нормальной семейной жизни. Внебрачные союзы отражаются впоследствии на физическом и психическом здоровье мужчины и женщины, на наследственности их детей, на самой способности таких людей создать полноценную семью. Именно поэтому важнейшей задачей родителей, священников, врачей, педагогов становится выстраивание диалога с молодыми людьми. Необходимо учитывать современные реалии и предостерегать юных от блуда, объяснять, что грех разрушителен, приводить примеры, аргументы, отвечать на вопросы, находить слова, которыми можно достучаться до сердца девушек и юношей.

 

Сегодня любят говорить о так называемом «гражданском браке». На деле же это блудное сожительство, не имеющее с созданием семьи ничего общего. Святитель Василий Великий даже предупреждал: «Блуд — не брак, и даже не начало брака». Действие этого греха настолько велико, что святой даже советовал разлучаться с теми, с кем человек жил в блуде. Только если такие мужчина и женщина всемерно желают жить вместе, то, по слову святого, они могут понести наказание, и получить дозволение стать семьей.

Блуд разрушает жизнь человека — это не фигура речи, а повседневная реальность. Я не раз говорил о том, что человек, легко поддающийся этой страсти, растрачивает способность любить на мимолетные связи, и постепенно становится неспособным на глубокое чувство. Им руководит мимолетный порыв, желание получить наслаждение. После удовлетворения страсти привязанность улетучивается, и он начинает искать новых ощущений. Настоящее чувство всегда несет в себе и ответственность, а привычка жить без обязательств лишает этого чувства и приводит к разрушению брака, даже если он и был заключен.

Опыт греховной жизни вызывает в человеке подозрительность и ревность. Как может быть иначе? Доверие возникает там, где супруги становятся друг для друга единственными. Можно ли всецело верить мужу (жене), если у тебя самой (самого) до брака было не две и не три блудные связи?

При современном, слишком легком отношении к греху блуда, на рождение нескольких детей решаются немногие. Привыкшие к наслаждениям без взаимной ответственности молодые супруги расходятся еще до появления младенца или вскоре после его рождения. У нас каждый третий ребенок растет в неполной семье. Для многих, преодолевших первые трудности, когда уходит супруг (супруга), непосильным испытанием оказываются заботы о родившемся ребенке, увеличение обязанностей, сокращение свободного времени. А непростой период в жизни ребенка усложняется тем, что он не воспринимает оставившего семью родителя как его отца или мать. Безотцовщина печально сказывается на характере ребенка.

Опасность блуда и в другом. О ранних абортах, приведших к бесплодию, говорится довольно часто, поскольку это распространенная проблема. Знание, к сожалению, мало влияет на ее решение. По-прежнему приходят на аборт совсем еще девочки, их приводят в кабинет врача родные. Все надеются, что операция «пройдет хорошо», «без последствий». Чужой горький опыт говорит об ином – очень часто сделавшие аборт не могут иметь ребенка.

Еще одно последствие блудной жизни — тяжелые заболевания. Они могут приводить как к мужскому, так и к женскому бесплодию. Сначала болезнь протекает практически незаметно. Когда проявляются симптомы, говорить о ней со сверстниками стыдно, идти к врачу страшно, а за это время она в значительной степени разрушает организм. Причиной трагических случаев, когда заболевание приводило к ранней гибели человека, являются блудные отношения.

Нередко говорят, что молодость нужно прожить так, чтобы было, что вспомнить. Позвольте спросить: «О каких воспоминаниях идет речь?» О пьяном угаре; о череде партнеров, с которыми человек не помнит, что было; о людях, оставлявших в самую трудную минуту, потому что все «без обязательств»; о нажитых уже в молодости болезнях?

Не думаю, что именно это хотелось бы рассказывать супругу/супруге, детям и внукам. Такой страницы жизни человек стыдится, он этот грех будет носить в себе, и он не даст ему покоя всю жизнь. Только представьте, ситуацию: человек гуляет с семьей по городу, а навстречу ему идет «старая знакомая» или «герой гламурной юности». Убежден, что такому привету из прошлого никто не будет рад.

Лучше помнить, как создавалась семья — встретились с тем, кто стал неотъемлемой частью жизни — любимым или любимой. Приятнее вспоминать улыбки детей, их первые слова, и жить с дорогим человеком, имея чистую совесть. Так преподобный Ефрем Сирин говорил, что в блуде заключены печаль, уныние и густая тьма, а в чистоте обитают великий свет, и радость, и мир.

«Вечерняя Москва»

Почему главным способом сохранения семьи сегодня считают разделение детей и родителей? Все чаще встречаю на информационных ресурсах слова о том, как перестать зависеть от родителей, объяснения, почему так важно отделиться от отца и матери. Поскольку исторически сложилось, что в нашем государстве многие родители жили в семьях детей, думаю, современная позиция: «Спасение в разделении!» — достаточно сомнительная.

С другой стороны, мне скажут, что может быть хорошего, если родственники живут вместе? Положительные моменты все же есть. Приведу пример из жизни одной знакомой семьи. После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в одном доме жили: дедушка-плотник, его двое взрослых сыновей с женами и дочь и мужем, внуки, которых было семеро.

В этой семье сложилось так, что люди разных характеров и степеней родства постепенно притерлись характерами. Как гласит пословица, вместе мокли, вместе сохли. Со временем они научились поддерживать друг друга, все делать сообща: слаженно работать, распределяя обязанности, и вместе отдыхать.

Бывало, теплыми летними вечерами на улицу выходил дедушка, садился на скамейку. К нему постепенно подтягивались дети, приходили невестки и зять, выбегали внуки. Они подолгу разговаривали, шутили: одни умело рассказывали истории, другие показывали пантомиму, третьи могли спеть любимые песни.

Не удивительно, что внуки росли в атмосфере дружбы и единодушия. Уже впоследствии, когда выросли, они регулярно навещали родных, поддерживали их, если те оказывались в сложной жизненной ситуации.

Умение находить общий язык с окружающими, приходить на выручку, прощать близких, им пригодилось. Из всех семей, созданных поколением внуков, ни одна не разрушилась, ведь эти люди стремились сохранить брак, окружали супруга/супругу любовью.

Семейная жизнь в православном понимании не может обойтись без работы человека над собой, борьбы с себялюбием и тщеславием. Сохранение взаимопонимания между супругами во многом зависит от веры людей, их готовности уступать, терпеть, прощать, бороться с собственными недостатками. Жизнь семьи, в наивысшем проявлении, ведет человека к высокой мере христианского подвига — исполнению двух главнейших заповедей о любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:36—40).

Как с этим сочетается современное представление о том, что сепарация от родителей способна спасти семью? Как «разделение» может что-либо «сохранить»?

Мне вспоминается такая притча. Один монах ушел подвизаться в уединенное место, поскольку решил, что в монастыре окружающие мешают ему бороться со страстями. Однажды с ним случилась неприятность: он набрал кувшин с водой и поставил его на землю, а тот перевернулся. Монах снова набрал воду и поставил емкость. Она опять упала. Когда в третий раз произошло то же самое, монах не выдержал и изо всех сил ударил кувшин о землю. Осколки разлетелись во все стороны. Когда монах пришел в себя, то понял, что не окружающие влияют на его состояние. Он был один, но все равно оказался побежден страстью гнева. То есть, в каких бы человек условиях ни находился, для того, чтобы сохранить мир, в том числе, мир в семье, в первую очередь необходимы усилия самого человека, его готовность бороться со своими страстями.

К чему я вспомнил эту притчу: если молодые люди, создавая семью, изначально будут настроены на то, чтобы прислушиваться к мнению друг друга (мужа или жены), с терпением относиться к окружающим обстоятельствам, устраивать жизни на принципах Евангелия, то с Божией помощью, семья устоит, даже если супруги будут поддерживать тесную связь с родителями.

Напротив, если люди копят в себе обиду, не желают уступать, то, независимо от того, живут ли люди с родителями или нет, семье постоянно будет угрожать разрушение.

Мне кажется, отгородиться от отца и матери — самых близких людей — это не решение проблемы. Главный выход необходимо искать в собственной готовности замечать других, учитывать их мнение и интересы, способности в каждой конкретной ситуации руководствоваться евангельскими заповедями. Христос сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (МФ. 7:12). Только так можно сохранить баланс: уберечь семью и не оставить в одиночестве родителей.

 

«Вечерняя Москва»

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика