Новостная хроника Калужской епархии:

2001-09-25

24 - 25 СЕНТЯБРЯ в Обнинске прошли Четвёртые епархиальные Рождество-Богородичные чтения, посвящённые проблемам духовного воспитания молодёжи и детей.

В первый день по этим представителями Калужской епархии и области, Московской Патриархии и Духовных Школ, научной общественности было прочитано несколько докладов. А на следующий день работали семинары по итогам деятельности летних православных лагерей и по проблемам медицинской биоэтики.
Во вступительном слове Архиепископ Калужский и Боровский Климент точно обрисовал истоки тяжёлой нравственной ситуации, в которой оказалась современная молодёжь. По его словам, у современных детей слишком много праздного времени. А Святые отцы учат, что праздность - мать порока. Она мешает правильному образованию личности молодого человека. “В результате вера для многих молодых людей остаётся сегодня размытым понятием”. По мнению Владыки, именно правильное образование личности, а не образование как просто накопление суммы знаний должно быть в центре воспитания детей. Одним воскресным школам с этим не справиться. Нужна помощь семьи, ведь она - “основная среда воспитания детей”. Но и ей, в свою очередь, тоже нужна помощь Церкви.
Светская школа в последнее десятилетие тоже столкнулась с трудностями духовного характера. Как отметил начальник департамента образования Калужской области Геннадий Иванович Ловецкий, “ситуация в светском образовании такова, что за последние десять лет мы поспешно меняем свои подходы к духовным ценностям и порой неоднократно за короткий промежуток времени”. Он сказал, что пора, наконец, найти такие духовные ценности, которые являются традиционными для российского просвещения, и которые одинаково устроили бы как верующих, так и неверующих жителей области. Одной из них, по мысли Г. И. Ловецкого, является патриотизм. Он говорил ещё о том, что у Церкви и светской школы много общего: “Обычно религиозное образование противопоставляют светскому. Но это деление условно, так как элементы религиозного образования есть во многих светских предметах: русском языке, литературе, истории”. Поэтому у Церкви и школы есть основания для совместной работы. Докладчик рассказал и о реальных результатах такого взаимодействия. Например, выпущен долгожданный сборник православного филолога и этнографа И. Киреевского, подготовлено пособие для педагогов и директоров светских школ по защите от проникновения тоталитарных сект и языческих культов, проводятся круглые столы по различной тематике.
Редактор газеты “Воскресная школа” монах Киприан (Ященко) отметил, что сейчас перед Церковью в деле просвещения подрастающего поколения “открываются огромные возможности. И они используются едва ли на 10 %.” Православное просвещение в светских школах тормозится чиновниками и учителями, воспитанными в советской атеистической среде. “Сейчас идёт большая битва за Православие в самой системе образования. Министерство предъявляет конкретные требования по программам и учебникам”. Главное направление в этой борьбе - введение в школьные программы факультатива “Основы православной культуры”. Это уже осуществляется в светских школах в 20 областях. Но поскольку до сих пор по данному предмету нет хорошо проработанного учебника, Министерство образования не решается рекомендовать этот курс к введению по всей России. Но у Церкви есть возможность улучшить положение. Во-первых, при Московской Патриархии действует научно-методический центр по созданию таких учебников “Покров”. Во-вторых, в самом Министерстве идёт разработка новых школьных стандартов по гуманитарным предметам. И ещё можно присоединиться к ней, наполнив православным содержанием. Но для всего этого нужны воцерковлённые преподавательские кадры из той же системы образования.
Профессор МДА, доктор богословия Алексей Ильич Осипов как бы подвёл общую черту под выступлениями докладчиков. Он говорил, что в современном образовании господствует ошибочный подход к воспитанию человека - накопление необходимых в практической жизни знаний, чрезмерная профессионализация. “Надо образовать человека, а не просто специалиста!” Он подчеркнул, что классическое образование подразумевало прежде всего Богопознание, а уж потом приобретение конкретных научных знаний. Богопознание способствовало воспитанию ума, сердца, личности человека в любви к Богу, а значит, и к людям. И нам придётся пересмотреть своё отношение к современному просвещению, ибо, по словам Алексея Ильича, нет образования там, где нет такого воспитания.
Справедливость последней мысли подтвердилась на семинаре по деятельности воскресных школ и летних лагерей. Их главная цель - как раз такое воспитание. Многие педагоги высказали мысль, что напрасны усилия воскресной школы воспитать ребёнка в Православии, если дома он видит противоположное тому, чему учат его в храме. Как сказал, например, председатель епархиального духовно-просветительского центра в Обнинске "Вера, Надежда, Любовь" иеромонах Георгий, “работа наша перечёркивается в семье и напрочь стирается в школе. Мы должны заняться просвещением отделов образования городов и районов”. Об этом же говорили и все остальные.
Участники чтений приняли ряд конкретных решений и общий итоговый документ, которые будут разосланы по приходам епархии.

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика