Новостная хроника Калужской епархии:

2008-11-25

25 НОЯБРЯ, город Калуга. По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в актовом зале Калужской духовной семинарии состоялся учебно-богословский семинар «Взаимосвязь догматического сознания и духовно-аскетической жизни в православном Предании».

Инициатива и организация встречи принадлежит заведующему Кафедрой богословия КДС протоиерею Иоанну Паюлу. Под его председательством для дискуссии собрались преподаватели и студенты, пастыри и интересующиеся вопросами богословия и духовной жизни миряне.

Первым выступил преподаватель догматического богословия КДС А. А. Зайцев. По его мнению, тема семинара, несмотря на её кажущуюся банальность, в наше время требует самого пристального внимания. Формально взаимосвязь христианского вероучения и христианской жизни признается всеми нами как очевидный факт. Но на деле эта связь для большинства из нас совсем неочевидна. Мало кто из современных христиан вообще задумывается о самом значении этой взаимосвязи и еще меньше тех, кто пытается её проследить. Т. е., в действительности, богословская теория и духовно-аскетическая практика в нашем сознании существуют совершенно обособлено друг от друга.

Как отметил выступающий, во многом это проистекает уже из того, что мы очень смутно представляем себе, что же такое догмат, догматика, догматическое сознание и зачем они нужны. Одно из самых расхожих воззрений состоит в том, что догматы – это принятые Церковью словесные формулы, точно выражающие и раскрывающие богооткровенное учение. Это – иллюзия. Во-первых, догмат – это прежде всего сама богооткровенная реальность. Во-вторых, никакие человеческие слова не способны эту реальность адекватно выразить и раскрыть. В лучшем случае, словесные формулы способны лишь указать на Божественные истины, но само постижение этих истин возможно только через опыт. Поэтому теория без практики сама по себе ничего никому не дает. По выражению святителя Григория Паламы, слова борются со словами, а наше Православие не в словах, а в реальных действованиях Святого Духа.

Следующим докладчиком был преподаватель патрологии протоиерей Андрей Лобашинский. Он заострил внимание на одном из самых актуальных аспектов обсуждаемой темы – влияние национального менталитета на догматическое сознание и возможность использования языка современной философии, науки, культуры для целей церковной проповеди. По мнению отца Андрея неизменное в своем существе вероучение Православной Церкви должно постоянно обновляться в средствах своего выражения. Постоянно меняющиеся исторические условия и культурный фон, что не может не отразиться и на человеческом сознании и психологии, вынуждают нас искать новые и новые формы христианского свидетельства миру. Эти формы должны быть понятны современному человеку, но при этом неизменно соответствовать духу церковного учения и быть укоренены в библейском мировосприятии.

Последним вниманию участников семинара был предложен доклад «Догмат и богословское мнение», зачитанный преподавателем церковной истории иереем Виталием Шатохиным. Докладчик, основываясь на историко-богословском экскурсе и филологическом анализе основных понятий, провел четкую грань между, с одной стороны, догматом, как непререкаемой истиной, засвидетельствованной в Писании и Предании, и богословским мнением, как воззрением только отдельных святых Отцов по частным вопросами. Критерием является известный церковный принцип «согласие Отцов», наиболее точно сформулированный в V веке преподобным Викентием Леринским: общеобязательный вероучительный авторитет в Церкви имеет то, во что верили «все, всегда и повсюду».

Особое внимание в докладе было уделено понятию «теологумен», которое в православный научно-богословский оборот было введено крупнейшим дореволюционным церковным историком В. В. Болотовым. Не подвергая сомнению заслуги этого выдающегося ученого в области церковной истории, отец Виталий, тем не менее, подверг критике его учение о теологуменах, как хотя и не общеобязательных, но вполне авторитетных богословских положениях.

В обсуждении поднятых в прозвучавших докладах вопросов приняли участие преподаватели КДС протоиерей Константин Гипп, протоиерей Димитрий Моисеев, иерей Александр Стуков, иерей Василий Петров и другие.

В заключение ведущий семинара протоиерей Иоанн Паюл поблагодарил докладчиков и всех его участников и сделал вывод, что состоявшаяся дискуссия была и интересной, и плодотворной. В соответствии с общим пожеланием присутствующих было решено проводить подобные встречи регулярно. Для следующего, запланированного ориентировочно на вторую половину декабря текущего года семинара была предложена тема «Понятия «сущность» и «ипостась» в православном богословии». Дополнительная информация о времени проведения очередного семинара Кафедры богословия КДС будет сообщена позднее.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика