Новостная хроника Калужской епархии:

2007-09-25

24-25 сентября В Обнинске состоялись X Богородично-Рождественские образовательные чтения. Открытие состоялось 24 сентября в зале Обнинского дома ученых. В начале пленарного заседания  с приветственным словом к участникам чтений обратились митрополит Калужский и Боровский Климент и губернатор Калужской области А.Д.Артамонов.

 


Образовательные Чтения в Обнинске – взгляд со стороны.

Комаров Сергей.

В Обнинске проходят X епархиальные Богородично-Рождественские образовательные Чтения.

Тема Чтений в этом году заявлена как нельзя более актуально: «Церковь и школа: духовные ценности и образование. Можно смело сказать, что работа этого епархиального форума стала заметной общественной реакцией на недавнее «раздувание» проблемы преподавания предмета «Основы Православной культуры» в школе в качестве любого компонента: федерального или регионального, обязательного или факультативного.

Внимание присутствующих на рабочих заседаниях форума было в буквальном смысле приковано к выступающим, вне регламента из зала в президиум поступали записки с вопросами. На самые актуальные из них ответил почетный сопредседатель Чтений Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент. Кстати следует отметить, что владыка Климент все время проведения Обнинских Чтений с 1998 года, является их главным вдохновителем и почетным сопредседателем. Митрополит Климент на пленарном заседании зачитал доклад на тему «Традиции и образование». Своим выступлением владыка Климент дал направление и наметил план работы на Образовательных Чтениях, а также пожелал всем участникам форума Божьей помощи плодовито поработать на заседаниях и в работе секций.

Другим почетным сопредседателем Чтений выступил губернатор Калужской области Артамонов А.Д., который тоже обратился к участникам заседания с приветственным словом.

Судя по выступлениям областных чиновников беспокоиться, в общем,  не за что. Губернатор смело продекларировал, что каждый преподаватель имеет право избирать свою программу для обучения школьников. Это касается общеобразовательных предметов, на которых можно несколько минут поговорить «о душе». Самым, наверное, интересным было предложение Анатолия Дмитриевича собрать на следующие Богородично-Рождественские Чтения всех руководителей учебных заведений, чтобы в работе заседания приняли участие непосредственно те лица, на совести которых лежит школьное воспитание молодежи Калужской области. Будем надеяться, что это предложение найдет свою реализацию в планах организаторов следующих Образовательных Чтений.

Несколько приветственных слов в адрес участников Чтений сказал мэр Обнинска Шубин Н. Е. В его словах прослеживались нотки некой радости, что Чтения традиционно проходят в наукограде. Но почему именно это мероприятие, вызвало у него радость, он так и не сказал. Господин мэр говорил про какие-то социальные показания, проблемы молодежи, приводил примеры с краской, растворителем, а что делает город для того, чтобы поддержать программу преподавания уроков нравственности в школах (за чем собственно, и собираются подобные форумы) так зрители и не услышали. Ну и да ладно. Спасибо и за «радость».

Зато Нарочницкая Н.А., доктор исторических наук, депутат Государственной Думы, своим докладом «Отражение духовно-нравственных ценностей в законодательстве России» достаточно пространно обозначила сферы взаимодействия Церкви и Государства в рамках обозначенной тематики Чтений. Опираясь на тезис: образование – кузнеца мировоззрения человека, Наталья Алексеевна аргументировано изложила свое мнение по поводу преподавания в школах гуманитарных предметов, о том, какое внимание должно уделяться чтению классической литературы  - русской и зарубежной. На примерах истории ею были представлены доказательства того, что христианство является сердцем, основой не только русской государственности, но и до сих пор объединяет все Европейское сообщество.

Как человек занимающийся законодательством госпожа Нарочницкая не находит препятствий в Российских законах добровольно преподавать Основы Православной культуры в школах даже в сетке расписания. И здесь по ее убеждению нет никаких проблем в церковно-государственных отношениях.

Были и другие интересные доклады. В них звучали добрые слова в адрес попыток Церкви наладить в школьном образовании принцип заимствования всего хорошего, даже если оно лежит за церковной оградой, и хотя многое из сказанного было достаточно широко известно, послушать некоторые статистические данные, узнать мнение специалистов было интересно.

С докладом о достижениях в образовательном процессе выступил директор департамента образования Калужской области Ловецкий Г.И. В своей красноречивой речи чиновник пытался охарактеризовать деятельность учебных заведений края как вполне стабильную и в некоторых отношениях даже прогрессирующую. Компьютеризация, школьный транспорт, новые учебники. По отношению к преподаванию в школе предмета о исконно русских, культурных традициях, основанных на православном мировоззрении, у Геннадия Ивановича тоже вроде нет никаких претензий. Даже на вопрос из зала о том, что будет преподаваться в школе «Основы Православной культуры» или «Основы мировых религий» Ловецкий, даже с некоторой обидой, что ему задают такой «простой» вопрос ответил: «Ну конечно, я за «Основы православной культуры». И зал аплодировал, и многие облегченной вздохнули… Но не все. Уныло покачали головой преподаватели, которые с начала учебного года получили из Министерства образования директиву: преподавание данного курса приостановить на не определенный срок. Получается парадокс. У кого из чиновников ни спросишь - все высказываются в пользу преподавания ОПК, а когда воодушевленные преподаватели приходят в свои школы, то оказывается, что позвонили «с верху» и сказали преподавание прекратить, кинув попутно фразу, что яко бы Церковь отделена от Государства. Вообще на счет подобных крылатых фраз можно написать целое исследование. У нашего народа есть талант принимать на веру слова, красивые слова, значение которых они совершенно не понимают, но зато повторяют как некое магическое заклинание, думая, что одно их произнесение сможет в корне повлиять на слушающих. «Пусть Церковь не лезет к нашим детям», - можно услышать такую реплику.

Действительно как «страшно», если ребенка научат десяти заповедям из Евангелия (многие из которых как, например, «ни укради», «ни убий» продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны), а он потом станет добрым, нравственно чистым, верным сыном или дочерью своего Отечества. Как «страшно», если его молодые мозги будут забиты молитвой Отче наш, житиями русских святых, а не уличной нецензурной бранью или попсовыми песнями на иностранном языке. Несомненно «страшно» на уроках узнать, что великие русские полководцы становились монахами, высшие государственные деятели являли пример церковного благочестия, а многие исторические битвы были выиграны при непосредственной помощи с Неба, что зафиксировано не только нашими, но и иностранными очевидцами. А вдруг у детей возникнет мысль «в монастырь податься»? Дети с 5-го класса состоят на учете в милиции – да, не очень хорошо, - говорят они, - а в монастырь – просто кошмар! Ведь Церковь отделена от Государства!

Мой знакомый, совершенно неверующий человек, с удовольствием прочитал Библию, потому что считает, что уважающий себя культурный человек не может не прочитать эту «Великую книгу, в которой, - по его словам, - очень много правильных нравственных наставлений для человека». Честный безбожник это признает, а в школе мы встречаем гораздо большее сопротивление со стороны оппонентов. Значит дело совсем не в том, что они в Бога не верят. Значит кому-то это выгодно: отделить Церковь (только не от Государства, а) от всего того хорошего, что она еще может сделать в нашем порабощенном грехом (или нравственными беззакониями) обществе. Кому это надо и, главное, зачем? Хотелось бы получить честный ответ на этот вопрос, но едва ли это возможно.

Зачем детям со второго класса учить иностранный язык, когда они свой родной - русский знают с трудом (во многих организациях, в т.ч. и в медицинских в моем отчестве –Геннадьевич - делают две ошибки!). Американцами они все равно не станут. Чтобы стать настоящими американцами дети в США перед школьными занятиями поют свой национальный гимн, что воспитывает в них чувство патриотизма, любовь к своей стране. Наши школьники с трудом смогут узнать мелодию своего гимна, на каком-нибудь спортивном соревновании, не говоря о том, чтобы спеть его со словами. В сознании тех, кому за тридцать, слова «Союз нерушимый…» не изгладятся из памяти никогда, а как же наши дети? У них будет своя Родина и свой Гимн? То, что за «бугром» не выгодно, что бы Россия растила патриотов и была благополучной страной – это понятно. Но почему мы сами не желаем себе благополучия? Зачем мы впитываем из-за рубежа то плохое, что нам подсовывают, и не заимствуем то хорошее, что от нас тщательно скрывают?

Зато если нам об этом напоминает Православная Церковь, которая на протяжении всей истории Российского государства была совестью и душой нашей страны, болела за нею и переживала, мы сразу вспоминаем магические слова: «Церковь отделена…».

Священник Алексей Дарашевич (один из выступавших докладчиков) заметил, что не плохо бы занять пустующие места в зале неверующими людьми. Но сделать это совсем не для того, чтобы «затащить их в монастырь», а для того чтобы они своими глазами увидели, своими ушами услышали, о чем говорят церковные люди, когда идут в школы. Чтобы они поняли, что Церковь не стремиться залезать в государственные законы или управление. Что Она не стремиться в школе завербовать новых адептов, как это пытаются делать иностранные миссионеры (которым двери в школы (за деньги естественно) подчас открывают шире, чем своим, православным батюшкам).

Единственная Ее цель спасти общество от нравственного и культурного обнищания, вернуть те духовные ориентиры, которых придерживались наши предки и которые были за несколько десятилетий утрачены, вытащить из нарко-алкогольной рутины того, кто на это еще способен, путем создания в сознании молодых людей нравственных идеалов, заимствованных из Евангелия и писаний людей, прославившихся своей святостью.

Задача Церкви - объединить усилия тех, кто отвечает за души человеческие и кто заботится о благополучии человека в мире, для воспитания в молодом поколении россиян любовь к своему Отечеству, любовь к Богу, Который на протяжении столетий сохранял их Родину от завоеваний иностранных поработителей, любовь к своим наставникам и, в особенности, к своим родителям, которые дали им жизнь, любовь к каждому, окружающему их человеку, любовь к самому себе – православному гражданину своего Отчества.

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика