Главная   Новости   Новости за 2005 год:   2005-02-25 В Боров...

Новостная хроника Калужской епархии:

2005-02-25 В Боровске прошли VI образовательные Свято-Пафнутьевские Чтения

24-25 ФЕВРАЛЯ В Боровске прошли VI образовательные Свято-Пафнутьевские Чтения.

Первый день Чтений начался молебном в Благовещенском кафедральном соборе г. Боровска, после чего участники и гости собрались в городском Центре искусств на пленарное заседание и слушание докладов. Общая тема Чтений: "Возрождение духовности через воспитание патриотизма и гражданственности".

С приветственным словом выступила Богачева Валентина Игнатьевна, заместитель главы администрации муниципального образования "Боровский район", отметив, что тема победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов проходит лейтмотивом Чтений. Г.-жа Богачева сказала, что проблему воспитания подрастающего поколения под силу решить только объединенными усилиями государства, церкви и общественности, что данная программа духовно-образовательного воспитания молодежи и населения, утвержденная на уровне власти, является первым опытом для Калужской области. Она выразила благодарность депутатам Боровского района, в частности Бельскому Анатолию Васильевичу, за помощь в данной работе.

{gallery}2005/2005_02_24{/gallery}

С приветственными словами в адрес участников Чтений выступили также Силаева Людмила Сергеевна, начальник управления муниципального образования "Боровский район" и наместник Свято-Пафнутьев Боровского монастыря игумен Серафим (Савостьянов), который, пожелав успешной работы собравшимся, зачитал приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента участникам VI районных образовательных Чтений.

Докладчиками первого дня Чтений явились:

иерей Иоанн Паюл, клирик Свято-Никольского храма в г. Калуги, благочинный г. Калуги, тема доклада - "Духовно-нравственное возрождение общества как основа патриотического воспитания молодежи";

Берговская Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры отечественной истории КГПУ им К.Э. Циолковского - "Российский патриотизм, История, традиции, современность";

иерей Сергий Сосков, настоятель храма Рождества Христова в г. Калуге - "Нравственная подготовка юношества в современных условиях. Добродетель мужества";

Натаев Игорь Михайлович, сотрудник Российского Государственного Военного архива, руководитель молодежного поискового клуба "Военное радио "Славянка"" министерства Обороны РФ. Тема выступления: "Итоги сотрудничества по проблемам патриотического воспитания молодежи с музеями г. Боровска";

Визгова Валерия Николаевна, директор областного экспериментального театра-студии ТЮЗ г. Калуги - "Народные праздники - единение прошлого, настоящего и будущего";

Жуков Дмитрий Анатольевич, писатель, лауреат Государственной премии, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин г. Боровска - обратился с приветственным словом и прочел доклад на тему: "Боровск в русской истории";

иерей Георгий Казанцев, клирик храма в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Духовно-просветительском центре-миссии Калужской епархии "Вера, Надежда, Любовь" в г. Обнинске - "Христианство и патриотизм";

монахиня София, преподаватель психологии медицинского училища г. Обнинска, сотрудник духовно-просветительского центра "Вера, Надежда, Любовь" - "Ответственное родительство в деле патриотического воспитания".

В перерыве между двумя частями Чтений первого дня с музыкальным приветствием выступил певческий коллектив студентов образовательного колледжа и филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, исполнив несколько хоровых произведений.

Второй день Чтений проходил в Свято-Пафнутьев Боровском монастыре 25 февраля. Участники Чтений были распределены по трем рабочим секциям, в которых было продолжено слушание тематических докладов.

I секция работала по теме: "Комплексный подход в патриотическом воспитании" под руководством Богачевой Валентины Игнатьевны, заместителя главы администрации муниципального образования "Боровский район".

Докладчиками в этой секции явились:

Силаева Людмила Сергеевна, начальник управления образования МО "Боровский район", тема выступления - "Создание системы духовно-нравственного воспитания в районе";

иерей Анатолий Шутько, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Ворсино Боровского района - "Церковь и патриотизм";

Клочинова Полина Дмитриена, директор Центра помощи семье и детям "Гармония" в г. Боровске - "Социальное служение, благотворительность и милосердие. Из опыта работы";

Иванова Ирина Алексеевна, сотрудник городского Центра искусств в г. Боровске - "Традиции народного творчества как способ сохранения жизни русского народа";

Зуб Нина Захаровна, руководитель воскресной школы Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря - "Опыт работы воскресной школы по патриотическому воспитанию молодежи";

Осипов Виктор Иванович, директор историко-краеведческого музея г. Боровска "Памятники - хранители истории Российского государства";

Рукавичкин Виктор Иванович, Обнинская казачья община "Спас" - "Из практики проведения летних православных оздоровительных лагерей";

Иванова Нина Николаевна, библиотекарь читального зала Балабановской детской библиотеки - "Служа Богу и Отечеству".

II секция работала по теме: "Роль патриотического воспитания в становлении личности ребенка", руководители: Воротникова Лидия Сергеевна, заместитель начальника управления образования МО "Боровский район", Лузгачева Зинаида Алексеевна, главный специалист управления образования МО "Боровский район".

С докладами выступили:

Лузгачева Зинаида Алексеевна - "Правовые основы по формированию гражданственности и патриотизма";

Лизунов Игорь Константинович, председатель правления казачьей общины "Спас" в г. Обнинске - "Опыт социального служения Обнинской городской казачьей общины "Спас";

Артеменкова Надежда Ивановна, директор Балабановской СШ №2 - "Реализация задач патриотического воспитания в деятельности кадетских классов"

Матюшенко Светлана Сергеевна, зам. директора по воспитательной работе Балабановской СШ №1 - "Воспитание патриотизма и гражданственности (из опыта работы Балабановской СШ №1);

Черникова Галина Павловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе Ермолинской СШ - "Роль школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся";

Иванова Лина Капитоновна, директор Ворсинской СШ - "Воспитание гражданина и патриота на примерах мужества и героизма воинов России";

протоиерей Димитрий Орлов, настоятель Благовещенского кафедрального собора в г. Боровске - "Патриотическое воспитание юношества по трудам священномученика Иоанна Восторгова".

III секция (детская) вела работу по теме: "Истоки духовного возрождения и патриотизма", руководителями этой секции были: Васильева Татьяна Дмитриевна, методист управления образования МО "Боровский район", иеромонах Марк (Бойчук), насельник Свято-Пафнутьев Боровского монастыря. Интересные и познавательные материалы представили школьники по следующим темам:

"Сподвижники и ученики преподобного Пафнутия" - Васюков Никита - 7 кл., Тома Тамара - 9 кл., Ткачук Анатасия - 8 кл. (Боровская СШ №3), руководитель - Данилова А. М.;

"Последний Оптинский и Боровский старец Амвросий (Иванов)" - Селезнев Максим - 8 кл. (Ермолинская СШ), руководитель Сигутина Л. Т.;

"Сердце милующее (о чудотворениях преподобного Пафнутия)" - Курницкая Настя - 9 кл. (Балабановская СШ №1), рукодитель Гранкова А. А.;

"Сила русского духа (на героических примерах современников)" - Сычев Женя - 4 кл. (Балабановская СШ №4), руководитель Татищева Л. Н.;

"Живые корни" (православная церковь в XX веке на Боровской земле)" - Погребняк Надежда - 10 кл. (Кривская СШ), руководитель Селезнева Е. Н.;

"Князь М. Волконский - патриот Отечества" - Брызгачев Владимир - 8 кл. (Боровская СШ №3), руководитель Чиннова О. Л.;

"Высоковская обитель как центр восхождения к духовности" - Наибова Эльза - 10 кл. (Боровская СШ №3), руководитель Чиннова О. Л.;

"Сокровенная жизнь души" - Шорохова Настя - 8 кл. (Боровская СШ №1), руководитель Кияхова Т. П.;

"Боевой и духовный подвиг в годы Великой Отечественной войны" - Плеханова Оксана - 10 кл. (Ворсинская СШ), руководитель Грибачева Я. И.

В конце второго дня Чтений состоялось заключительное пленарное заседание, на котором выступили руководители секций и был принят итоговый документ. По единодушному мнению участников образовательных Чтений, главной задачей сегодняшнего дня является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему Отечеству на основах Православия, воспитание Человека, Гражданина, Воина - защитника Родины, сохранение и развитие в молодом поколении национального самосознания, путем возврата к истокам веры, знания исторического прошлого страны, привития веры в ее великое предназначение. Участники Чтений сошлись во взгляде на решение проблемы современного воспитания, говоря о том, что проблема эта стоит - как никогда - остро, что в столь сложном и благом деле нет мелочей и каждый человек, участвующий в процессе образования и воспитания, может и должен использовать все имеющиеся у него силы, время и возможности, дабы молодое, подрастающее поколение не явилось утраченным для Бога и Отечества.

 


 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА 

участникам Шестых районных образовательных Свято-Пафнутьевских чтений

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех собравшихся ныне на богоспасаемой Боровской земле для участия в Шестых образовательных Свято-Пафнутьевских чтениях, которые уже стали доброй традицией. В этом году основной темой чтений является патриотическое воспитание молодежи, без которого невозможно формирование физически и нравственно здорового подрастающего поколения.

Эта тема имеет особое звучание именно здесь, в Боровске, жителей которого на протяжении веков объединяла самоотверженная любовь к Отечеству. Еще в XIV веке Боровский князь Владимир Андреевич Храбрый сражался за независимость Руси на Куликовом поле рука об руку со святым благоверным князем Димитрием Донским. В годы Смутного времени братия Свято-Пафнутьева монастыря и горожане, не щадя своей жизни, стояли на пути польско-литовских войск, шедших на Москву. После освобождения столицы здесь же, от разрушенных стен обители преподобного Пафнутия князь Дмитрий Пожарский начал освободительный поход русского войска и ополчения на Калугу, Брянск и Смоленск. И сегодня любовь к своей Родине - оплоту Православия и преддверию Небесного Отечества, неотделима от мировосприятия православного человека.

Забота о будущем России, о судьбе подрастающего поколения побуждает нас вернуть это сознание всему обществу, особенно молодежи, воспитывать в нем наших детей. Ведь разработанные на Западе политтехнологии глобализма имеют успех только в тех странах, где ментальность молодежи легко изменяется с помощью наднациональной антихристианской культуры. И в настоящее время идет информационная война за умы и сердца людей, живущих в России. Через средства массовой информации и электронные средства коммуникации, через массовую культуру и молодежную субкультуру в сознание людей внедряются чуждые русскому сердцу идеалы. В частности, у наших сограждан, в первую очередь - у подрастающего поколения формируют комплекс национальной неполноценности, пренебрежение к историческому пути и культуре народов России и ориентированность на западный образ жизни с его антихристианской ментальностью. В результате многие восприняли потребительское отношение к жизни, чуждое Православию, и готовы жить по принципу: где хорошо, там и Родина. Если вспомнить историю, то именно такое умонастроение имели римские граждане накануне падения своей империи.

На протяжении веков Православие составляло основу национального, культурного и государственного развития России и навсегда определило ее историческую роль. Поэтому с удалением от веры и благочестия предков у русских людей утрачивается национальное самосознание, и вместе с ним иссякает патриотизм народа, его любовь к Родине, готовность служить Отечеству, защищать интересы родной страны. Без высоких идеалов отеческой веры люди начинают жить ради собственной выгоды, ради сытости и комфорта, и каждый на своем месте становится предателем интересов своей Родины, разрушителем ее благосостояния и безопасности: одни насаждают коррупцию, другие расхищают природные богатства страны, третьи поддерживают преступность, четвертые убивают своих же не рожденных детей, а совершают это те, кто призван сохранять жизнь человека. Чтобы каждый трудился добросовестно на своем месте недостаточно вводить контроль и ужесточать дисциплину, надо, чтобы каждый осознавал себя частью своей страны, в зависимости от состояния которой находится благополучие каждого ее члена, и его самого. Поэтому патриотическое воспитание - это не только изучение истории страны, но и пробуждение живого интереса к ее настоящему и осознание ответственности за ее будущее.

Прививать патриотическое чувство, воспитывать любовь к Родине должны, в первую очередь семья и школа. Но современные учебные заведения и родители сами еще в значительной мере стоят на материалистических позициях и ориентированы на идеалы потребительского общества. Будучи сами оторваны от духовных основ воспитания, они неспособны стать надежной преградой пропаганде зла и безнравственности и воспитать честных, бескорыстных, ответственных и трудолюбивых граждан своей страны. Укорененность в родной культуре, воспитание целостной личности, жертвенное служение Отечеству хранятся в традициях русского Православия. Поэтому и семья, и школа должны дать в своей жизни достойное место Церкви и совместными усилиями наладить процесс воспитания в стране, чтобы не потерять подрастающее поколение.

На сегодняшний день совместная задача семьи, школы, Церкви и всех, кто не равнодушен к будущему России, занять полезным служением наше юношество, помочь им найти путь к Богу, наполнить высшим смыслом все стороны жизни молодого человека. Оздоровительные лагеря, туристические походы, встречи с интересными людьми, краеведческая работа, помощь престарелым и забота о младших способны объединить поколения, указать молодежи цель, к которой следует стремиться. Дать представления о Евангельских идеалах, научить детей различать добро и зло, давать отпор пороку и безнравственности может изучение Основ Православной культуры, и мы должны сделать все, чтобы все, кто желает изучать этот курс, получили такую возможность.

Еще одним актуальным направлением патриотического воспитания является сегодня организация и проведение церковных праздников, которые объявлены государством выходными праздничными днями. Все они вместе с праздником Пасхи должны прочно войти в жизнь нашей молодежи, чтобы впредь освящать жизнь будущих поколений россиян. Особое место в патриотическом воспитании должно занять День народного единства - 4 ноября. В этот день заступничеством Пресвятой Богородицы было положен конец владычеству иноверцев и Смутному времени на Руси. Он знаменует одну из наиболее ярких страниц отечественной истории, когда народ добровольно объединился под власть православного царя, и наша страна начала возрастать духовно и укрепляться экономически.

Шестые Свято-Пафнутьевские чтения проводятся в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. И это дает повод вспомнить, как в суровый час военных испытаний Церковь была рядом со своим народом, поддерживая дух воинов, утешая вдов и сирот. Несмотря на то, что перед войной Церковь переживала жестокие гонения со стороны атеистической власти, в час тяжелого испытания, она в первых рядах стала на защиту Отечества. Молитвенным предстательством, материальной поддержкой и укреплением единства в народе она жертвенно служила освобождению страны от иноземных захватчиков. Сегодня, когда мы без войны теряем миллион людей каждый год, когда при живых родителях сиротами растут сотни тысяч детей, когда от наркомания и алкоголизм в стране страдают сотни тысяч людей, в том числе молодых, празднование Великой Победы должно стать не только данью памяти погибших защитников Отечества, но и объединяющим началом, сплачивающим народ на преодоление социальных язв современной России.

Сегодня Россия обретает новые пути своего развития, и чтобы эти пути не стали тупиковыми, ее народ должен вернуться к своим духовным истокам, укрепиться в национальном самосознании, возвратить в свою жизнь утраченные вековые ценности Православия. Родина для нас - это не только "страна, где мы впервые вкусили сладость бытия", но и наши дети, и ради них мы должны трудиться, о них мы должны заботиться, об их спасении мы должны молиться, чтобы обрести путь в свое Небесное Отечество. Будем же усердно работать над воспитанием нашего юношества в Православной вере, в духе добра и любви к своему Отечеству и молитвенно уповать на обильную Небесную помощь в этих неустанных трудах.

+ КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский 

24 февраля 2005 года

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика