Главная   Периодика   2004-05-14...
2004-05-14

11-14 МАЯ на Калужской земле прошли V Всероссийские Чтения, посвященные братьям Киреевским. Тема Чтений - "Оптина Пустынь и русская культура". Программа проводимых мероприятий в этом году была особенно интересной. Рабочие заседания сочетались с молитвой и интересными экскурсиями по Оптиной пустыни и Боровскому монастырю.

 

Большая благодарность в этом организаторам: Министерству образования, культуры и спорта Калужской области, Калужской епархии, Российскому философскому обществу, КГПУ им. Циолковского, Калужскому областному институту повышения квалификации работников образования, Управлению культуры городской Управы Калуги. Представительным был и состав участников Чтений. Это профессора и доценты более чем 20-ти ВУЗов страны, представители министерства образования города Калуги, духовенство и миряне. Кроме пленарных заседаний проходила работа по секциям: "Русская литература и православие", "Православная культура в современной школе", Русская религиозная философия и Оптина Пустынь", Православие и русская культура".

СЛОВО МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА УЧАСТНИКАМ V ВСЕРОССИЙСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ БРАТЬЯМ КИРИЕВСКИМ

Уважаемые организаторы, участники и гости чтений!

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с началом V Всероссийских чтений, посвященных памяти братьев Киреевских и ставших традиционными в нашем городе, и хочу пожелать вам помощи Божией в предстоящих трудах и успехов.

Три дня назад наша страна отмечала 59-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В день Победы особенно полно проявляется подъем национального самосознания, когда вся страна объединяется общим чувством радости, благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину, нашу веру, наши традиции в этой кровопролитной войне, а также памятью и скорбью о родных и близких, отдавших жизни за свое Отчество. Мы чувствуем свою нераздельную причастность к поколениям, проявившим беспримерное мужество в тяжелые военные годы, делавшим все, чтобы приблизить наступление этого великого для нашего народа дня.

Празднование Победы начинается со всеобщего молитвенного поминовения павших на поле брани, и в течение всего дня к местам захоронений солдат и офицеров идут люди, несут цветы и снова молятся о погибших. Так, ежегодно мы наблюдаем наиболее выраженное проявление единства жителей нашей страны, того, что всегда отличало организацию российского общественного бытия.

Впервые принцип построения российской общественной жизни был выявлен русскими религиозными мыслителями в конце первой половины XIX века, известными нам как славянофилы (среди них И.В. Киреевский и А.С. Хомяков, К.С. Аксаков). Этот принцип был определен как соборность.

Соборность, как схема общественного устройства, берет свое начало в Христианской Церкви и является, в первую очередь, идеальной схемой отношений между Богом и человеком, человеком и Церковью, человеком и человеком. Это одно из определений Церкви, включенных в Православный символ веры: единая Святая, Соборная и Апостольская. Соборность, по словам Хомякова, – это «дар благодати, даруемый свыше».

В русской традиции эта схема исторически становится основополагающей в построении общественной жизни. Даже когда русский человек отходит от веры в Бога, он продолжает предъявлять к общественной жизни требования, свойственные именно церковному идеалу.

В системе взглядов Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Эта идея гармонизирует с идеей соборности, как основы русского бытия. Цельность духа – это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске «того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума». Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно») избежать «уклонения разума и сердца от истинных убеждений», и «отделенного логического мышления», способного отвлечь человека от всего в мире, кроме его собственной «физической личности».

В основу всего построения Киреевский положил различие «внешнего» и «внутреннего» человека. «В глубине души есть живое общее средоточие для всех отдельных сил разума, сокрытое от обыкновенного состояния духа человеческого», то есть речь идет о тех силах духа, которые отодвинуты вглубь человека грехом: способность любви к Богу и к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту, прощать, жертвовать собой. Внутренний человек закрыт в силу власти греха, и потому познавательная жизнь в человеке имеет различный характер, в зависимости от того властвует ли грех в человеке или нет. «Главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости». Киреевский устанавливает, что «внутреннее средоточие в человеке» таит в себе неповрежденное грехом единство, – нужно только связать эмпирическую сферу души с этим внутренним центром».

Внешний человек объединяет в себе различные социальные роли, которые часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и антагонизм внутренней и внешней жизни. Как только ослабевает или утрачивается цельность в духе, рождается «логическое мышление» или «рассудок», уже оторвавшийся от реальности. «Раздробив цельность духа на части и предоставив определенному логическому мышлению высшее сознание истины, мы отрываемся в глубине самосознания от всякой связи с действительностью», — этот разрыв совершается, как видим, «в глубине самосознания», то есть во внутреннем средоточии человека.

Сегодня, несмотря на очень высокий процент крещеных людей (около 82% населения), российское общество живет так, как будто никогда не слышало о системе христианских ценностей. Достаточно включить телевизор, просмотреть современные книги, газеты, журналы или поговорить с людьми на улице, — и создается впечатление, что монастыри, храмы, духовные печатные издания, русская классическая литература и традиционно сложившийся в ней образ положительного героя — это одно, а наша повседневная жизнь — нечто совсем другое, нас не касающееся. В наше время образовался опасный разрыв между реальной жизнью и духовно-нравственными ценностями, которые провозглашаются Русской Православной Церковью. Тот самый разрыв, о котором писал И.В. Киреевский и результатом которого является не только «отвлеченное», опустошенное мышление, но «и сам человек становится существом отвлеченным», опустошенным, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению, которое легко может повлечь за собой порабощение и физическое.

Сегодняшние воспоминания о военных годах, когда все люди, жившие в пределах огромной страны, стали одним целым, объединенные общей трагедией, — эти воспоминания вызывают чувство единения и у нас, живущих сейчас, спустя почти 60 лет после войны, но, тем не менее, это ощущение лишь временного единения, которое проходит. Через несколько дней мы уже забудем тот душевный подъем, который испытали. В условиях светского государства и общества, зараженного рационализмом, соборность не может осуществляться во всей полноте. Более того, в современном российском обществе назревает опасность

Основные вопросы национальной жизни исторически решались на основе традиционных российских ценностей. От того, обратимся мы к тем фундаментальным связям, объединявшим наше общество на протяжении веков, или нет, зависит, насколько прочным окажется будущее нашей страны. И если мы будем строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями русского народа, сложившимися со времени принятия христианства в X веке, мы сможем рассчитывать на то, что наша страна станет процветающей и не зависящей от многих внешних влияний, ибо она обретет силу в духовном объединении. Больше 100 лет назад И.В. Киреевский писал: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже торжество для всего христианского мира; каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира», — эти слова в условиях сегодняшней жизни звучат особенно своевременно.

+ КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика