Новостная хроника Калужской епархии:

2009-10-01

1 ОКТЯБРЯ. Калуга. Киреевские чтения начали свою работу в Калуге. Открытие чтений и первое заседание состоялось в КГПУ им. К.Э. Циолковского. Всероссийская научно-практическая конференция «Оптина Пустынь и русская культура», посвящённая братьям Ивану и Петру Киреевским, проходит уже в седьмой раз.

Организаторами конференции выступают министерство образования и науки Калужской области, Калужский Государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского, Калужский областной институт повышения квалификации работников образования, Калужское отделение Российского Философского общества при РАН РФ, Калужская региональная организация ВПП «Единая Россия» и Калужское Епархиальное управление РПЦ.

Среди других участников на конференцию приехали двадцать докторов наук и тридцать кандидатов и доцентов из разных городов России и ближнего зарубежья.

После приветственных слов ректора КГПУ Ю.А. Дробышева и заместителя секретаря КРО ВПП «Единая Россия» А.П. Сафронова к собравшимся обратился архиепископ Людиновский Георгий. Владыка зачитал приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента. В своем приветственном слове Митрополит подчеркнул, что данная научно-практическая конференция является живым свидетельством того, что идеи братьев Киреевских актуальны по сей день. Братья Киреевские напомнили нам о том, что у нашего народа есть свой национальный характер. Владыка подчеркнул, что наша задача состоит в том, чтобы видеть ошибки прошлого и пытаться их исправить.

Далее архиепископ Людиновский Георгий выступил с докладом о христианской вере, как источнике благочестивой культуры.

На пленарном заседании с докладами выступили доктор философских наук, профессор, декан факультета философии и психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского В.Н. Белов, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории русской философии М.А. Маслин, доктор философских наук, профессор МГОУ «Университет управления» П.В. Калитин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики КГПУ им. Циолковского Маслов С.И. и другие.

Работа конференции продолжилась на секциях и круглых столах, на которых обсуждались вопросы русской религиозной философии, проблемы современной педагогики и многое другое.


МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ (КАПАЛИН)
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО НА VII ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ: «ОПТИНА ПУСТЫНЬ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА», ПОСВЯЩЕННОЙ БРАТЬЯМ ИВАНУ И ПЕТРУ КИРЕЕВСКИМ (КИРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ) »

Город Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского
01 октября 2009 г.

Дорогие братья и сестры!

В седьмой раз Киреевские чтения собрали ученых, педагогов, общественных деятелей из многих городов России, которых объединяет интерес к творческому наследию видных русских философов - братьев Киреевских.

Движение славянофилов, к которому принадлежали Иван и Петр Киреевские, возникло на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века и совпало с зарождением русской философской и политической мысли, определив дальнейшее развитие отечественной философии, положив в его основу теоцентричный тип мышления.

И традиционная научная конференция «Оптина пустынь и русская культура» - живое свидетельство тому, что идеи братьев Киреевских остаются актуальными и сегодня. Ныне, когда на первый план выходят идеи гуманизма, когда человек провозглашаются мерой всех вещей, когда собственный комфорт, материальное благополучие и мирской успех составляют смысл жизни миллионов людей «цивилизованного мира», мы вновь возвращаемся к наследию Ивана и Петра Киреевских.

В наши дни идеи этих видных мыслителей в очередной pаз напоминают каждому из нас о том, что приближение к Господу, спасение и богообщение являются истинным смыслом человеческого существования.

Работа этого научного форума неразрывно связано с Оптиной пустынью. Братья Киреевские одними из первых обратившись к учению Святых Отцов сумели навести мосты между русской интеллигенцией и Церковью, придя к Ней за истиной.

За последние десятилетия мир сильно изменился, и вопрос «Как нам обустроить Россию» уже многие годы волнует умы ученых, философов, политиков, которые часто пытаются пересадить на нашу почву чуждые нам ценности. И в этой исторической ситуации братья Киреевские вместе с другими мыслителями славянофилами - напоминают нам, что у нашего народа есть свой национальный характер и свой исторический путь. В жизни нашей страны было немало трагических промахов и роковых ошибок. И задача сегодняшней исторической и философской мысли - видеть их, осознать и научиться не повторять.

Идеи братьев Киреевских перешагнули из XIX столетия в наше время и нам следовало бы глубоко задуматься над ними, понять и осмыслить их.

От всей души желаю всем собравшимся здесь представителям сегодняшней русской интеллигенции помнить о своей просветительской миссии и последовательно продолжать свои исследования творчества братьев Киреевских.


Слово викария Калужской епархии
Архиепископа Людиновского Георгия
на Седьмой Всероссийской научно-практической
конференции «Оптина пустынь и русская культура»,
посвященной братьям Ивану и Петру Киреевским
(Киреевские чтения) 1-3 октября 2009 г.

на тему: «Православно-христианская вера в Бога и духовно-нравственная жизнь по заповедям Господа Иисуса Христа - источник благочестивой культуры».

Ваши Превосходительства, Высокопреподобия и Преподобия, уважаемые господа, братья и сестры во Христе Иисусе!

Понятие культуры объемлет собою историю идеологии христианского мировоззрения и нормативную практику внутреннего и внешнего его выражения.

Родоначальником нашего христианского культурно-нравственного возрождения и возрастания явился Иисус Христос, Сын Божий. Его заветы о нормах и правилах мышления, речевого изложения и образа добродетельного жития представлены отчасти в Священном Писании, Новозаветных Евангелиях и в посланиях святых апостолов.

Господь Иисус Христос в Евангелии часто называется учителем и наставником, а апостолы Его учениками. Духовно-нравственному поведению людей и самой высокой их культуре, отношения к ней Христос учил повседневно во время своего миссионерского служения. Христос Спаситель в своих речах поправлял человеческую культуру поведения, вносил значительные коррективы в понимание основ духовной и нравственной жизни - «Вы слышали, что сказано древними не убивай, а Я говорю вам, - напоминает Христос, - что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; пойди и прежде примирись с братом» (Мф.5,21-24).

«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,27-28).

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, - и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5,31-32).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,43-45).

«Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48).

История жизни последователей Христовых, сынов и дочерей Святой Православной Церкви явственно показывает нам лучшие духовно-нравственные опыты и примеры исключительно правильного поведения по заветам Христа Спасителя.

Достаточно много положительных примеров мы находим из истории нашего российского православия. С христианизацией Древней Руси нравственность и культура изменялись на протяжении многих веков в лучшую сторону.

В средние века Русь даже иностранцы любезно называли святой Русью. Эту святыню на нашей земле государства Российского создавали святые обители, монастыри, православные храмы, насельники, труженики и паломники в них, находившиеся, с помощью Божий и с благодатью Святого Духа.

В начале ХХ-го столетия в России в подвиге духовного оздоровления граждан нашей страны действовало более 1000 монастырей православных и свыше 50 тысяч приходских храмов. На каждые 800-1000 жителей страны действовал православный храм, посещаемый нашими благочестивыми предками.

Монашеская жизнь на Руси занимала значительное место. Многие наши монастыри по уровню духовной жизни и подвижничеству и по сей день даже не уступают Афонским. В них было и есть все лучшее из традиций православно-подвижнической жизни, в том числе из таких духовных центров как Афон, Греция и ближневосточные страны.

Мы назовем некоторых из отцов подвижников наших российских монастырей: преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские (XI в.), преподобные Сергий, Никон и Михей Радонежские (XIV в.), Савва Вишерский, Нил Сорский (XV в.), преподобные Кирилл Белозерский, Павел Обнорский, Дионисий Глушицкий, Григорий Пельшемский, Корнилий Комельский, Тихон Калужский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий (XV в.)

Оптина пустынь явилась преемницей духовного наследия и Афонских и Молдавских обителей - преподобные Паисий Величковский и Оптинские его продолжатели святой жизни: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий, Исаакий, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Никон, Исаакий II (XIX-XX вв.).

Преподобный Макарий Оптинский придерживался такого правила, что подвизающиеся должны не только изучать теоретически священные книги, но и исполнять опытно жизнью сказанное о добродетельной жизни в них. Иначе, мало бывает пользы читателям.

Жители окрестных городов и сел возле Оптиной пустыни отзывались с почтением об иеросхимонахе Льве: «Как нам не знать отца Льва. Да он для нас, бедных, лучше отца родного. Мы без него были, почитай, сироты круглые»1.

Преподобный старец Амвросий «скорбел и болезновал душой и о всем дорогом ему Отечестве, и о благочестивых царях русских».

Старец архимандрит Моисей оказывал многоразличную помощь голодающему в неурожайные и злополучные годы народу.

Старец Варсонофий говорил своему духовному сыну: «Нас называют прозорливыми, указывая этим, что мы можем видеть будущее, да, великая благодать дается старчеству - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У нас, кроме физических очей, есть еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы видим даже причину возникновения такой мысли. И от нас не скрыто ничего. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь»2.

Преподобный Варсонофий поведал скитской братии, что когда умирал батюшка Макарий, то предсказал, что после него будут старцами отец Амвросий, отец Илларион и отец Анатолий и что в скиту не оскудеет старчество. Среди последующих старцев будут люди еще выше по духовным дарованиям, нежели великие старцы отцы: Лев, Макарий, Амвросий, Анатолий.3

Преподобный старец Иосиф завещал: «Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отцов наших... Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым»4.

Мы собрались сегодня вместе, чтобы почтить память преподобных отцов Оптинских и вошедших в их число братьев Киреевских Ивана Васильевича с супругой благочестивейшей Натальей Петровной и брата Петра Васильевича, почивающих в Оптиной пустыне.

Братья Киреевские и особенно Иван Васильевич, хотя и был весьма образованным, но до вступления в брак с Натальей Арбенёвой был почти неверующим и даже креста не носил на себе.

Но, благодаря очень религиозной и благочестивой супруге Наталье Петровне, ее примером, добрыми религиозными убеждениями склонился к вере в Бога.

Наталья Петровна духовно окормлялась у старца архимандрита Филарета, духовника Новоспасского Подмосковного монастыря, и даже имела доступ к святителю митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Наталья Петровна приводила на собеседование в Новоспасский монастырь и мужа своего Ивана Васильевича. Она и воцерковила вместе с архимандритом Филаретом Новоспасским своего супруга Ивана Васильевича.

А дело окончательного воцерковления Ивана Васильевича происходило таким образом. Наталья Петровна, уезжая к духовнику Филарету за советом по отношению воцерковления супруга своего, спросила Ивана Васильевича, чтобы он пожелал для воцерковления своего. Иван Васильевич ответил: пусть отец Филарет подарит мне свой нательный крестик, и тогда я одену его и стану по-настоящему христианином. Наталья Петровна и поехала с таким поручением своего мужа к старцу. Отец Филарет, выслушав просьбу своей духовной дочери, снял свой крестик и, передавая Наталье Петровне, изрек: «Да будет этот крест Ивану Васильевичу во спасение»5.

Когда Наталья Петровна вернулась домой к мужу и сообщила ему, что сказал через передачу креста отец Филарет, то Иван Васильевич опустился на колени, поцеловал переданный ему крестик и одел его на свою грудь и произнес: «Теперь чаю спасения для души моей»6.

С той поры Иван Васильевич как будто духовно переродился, стал благочестиво верующим христианином, исполняющим уставные предписания духовной жизни.

Да и брат Петр Васильевич тоже стал более духовным, нежели прежде был. Так и все трое они вошли в Оптиной в послушание к духовнику иеромонаху Макарию, участвуя в деле книгоиздательства святоотеческих книг в Оптиной пустыне, для духовных нужд паствы оптинской и для самих отцов оптинских.

Как видим, источником и силой Божией в деле возрождения и в восхождении по путям, ведущим в Царство Небесное, была и остается поныне вера в Бога и православно-христианская, и подвижническая жизнь, исполненная любви, благочестия и святой праведной культуры.

И наоборот, где нет этой связи с Богом, там нет и благодатной помощи от Него. В таком положении в человека вторгаются нечистые силы - бесы, внушают грешные идеалы, безобразные образы мышления и поведения, создают нечистые страсти, скорби, болезни, вражду с людьми, по сути, убивают человека.

Такова реальность сей жизни. Пусть каждый да уразумеет, какой путь жизни избрать и определиться - или в рай или в ад. В последнее место - не приведи Господь. Изберем же все православно-праведную дорогу к Богу - в рай, где пребывают ныне воспоминаемые преподобные оптинские и российские святые.

Пусть светлая и добрая память о православно-христианских подвижниках веры и благочестия земли Российской и одновременно Калужской сохраняет нас на пути земной христианской жизни и располагает по примеру Оптинских подвижников к восприятию тех идеалов, образа жизни и православной культуры поведения, которыми просияли наши церковные предки. Последуем за ними к Богу мы, люди 21-го века. Помоги всем нам Христос и благослови нас.

  • 1 Преподобные оптинские старцы. Жития и наставления. Изд.Введенской Оптиной пустыни, 1998 г., стр.18.
  • 2 Там же, стр.20
  • 3 Там же, стр.23
  • 4 Преподобные оптинские старцы. Жития и наставления. Изд.Введенской Оптиной пустыни, 1998, стр.24
  • 5 Цит. по книге протоиерея Евгения Шестуна. Православная педагогика. Учебное пособие изд.2-е. Москва, 2001 г., стр.229
  • 6 Там же.

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика