Главная   Новости   Новости за 2008 год:   2008-04-02 научно-...

Новостная хроника Калужской епархии:

2008-04-02 научно-практическая конференция "Тоталитарные организации и культы: правовой аспект"

2 АПРЕЛЯ в Калуге состоялась научно-практическая конференция "Тоталитарные организации и культы: правовой аспект". Её организаторами выступили Калужская епархия Русской Православной Церкви, Российская Ассоциация центров изучений религий и сект при участии Министерства образования, культуры и спорта Калужской области.

В ходе конференции были подняты вопросы, касающиеся воздействия тоталитарных сект на личность, общество и государство. С докладами выступили специалисты в области изучения тоталитарных сект, такие как доктор теологии Венского университета, референт по вопросам новых религиозных движений Минской епархии Белорусской Православной Церкви, руководитель Информационно-консультативного Центра имени преподобного Иосифа Волоцкого Владимир Мартинович, профессор, доктор философии, президент РАЦИС, член Совета директоров Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах - консультанта Совета Европы Александр Дворкин, ответственный секретарь РАЦИРС, доцент кафедры сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук протоиерей Лев Семенов, протоиерей Александр Новопашин, председатель Новосибирского регионального отделения Центра религиоведческих исследований им. священномученика Иринея Лионского и другие.

Как было не раз подчеркнуто участниками конференции, тоталитарные секты стали серьезной проблемой современности, и они представляют опасность для любого общества. Главное средство борьбы с сектантами – это просветительская работа. Средства массовой информации, религиозные и общественные организации должны объединить свои усилия в этом направлении.

Лидеры тоталитарных сект, стремясь к власти над своими адептами и к их использованию, скрывают свои намерения под религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научными и другими прикрытиями. Тоталитарные секты прибегают к обману и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, а также к психологическому давлению и запугиванию. Очевидно, что тоталитарные секты нарушают права человека.

Многие сектанты спекулируют на проблемах общества. Завлекая в свою организацию людей, подверженных депрессиям, сектанты превращают их в зависимых адептов. В научных работах по психиатрии уже появился термин «сектоман».

Можно надеяться, что прошедшая конференция положит начало какой-то более организованной работе хотя бы по информированию населения. Возможно, со временем в Калуге будет создан некоммерческий информационно-консультативный центр по вопросам сект.


ПОСЛАНИЕ
Митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА 

УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ»
г. КАЛУГА, 2 АПРЕЛЯ 2008 ГОДА
.

Дорогие участники и организаторы конференции!

Сердечно приветствую вас, собравшихся сегодня для обсуждения одной из серьезных проблем современности. Мы живем в то время, когда в России происходит возрождение церковной жизни во всей её полноте. Однако, вызывает тревогу рост активности псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, распространение оккультизма и неоязычества в обществе. При этом следует отметить, что законодательная база противодействия этим явлениям у нас в стране не разработана и отсутствуют общественные механизмы защиты населения. В этой связи, данная конференция приобретает особо важное значение.

Тоталитарные секты носят опасность для любого цивилизованного общества. Главным противодействием этому должно быть просвещение народа и неравнодушие к их появлению власти, светских специалистов и представителей традиционных религий. И здесь власть, СМИ, общественные институты, органы системы образования, религиозные деятели должны выступать сообща. Полноценное информирование общества о сущности и деятельности данных организаций и проведение профилактических мероприятий поможет сдержать сектантскую экспансию и тем самым внести весомый вклад в укрепление духовно-нравственного здоровья нации.
Выражаю надежду, что конференция привлечет внимание широких кругов общественности, различных институтов гражданского общества, движений и организаций, средств массовой информации к проблеме деструктивных культов, внесет свой весомый вклад в укрепление духовных основ общества и общества и станет значимым событием в общественной жизни Калужской области.
Молитвенно желаю всем подвизающимся на ниве просвещения, образования и воспитания помощи Божией, плодотворной работы в проведении конференции и благословенных успехов в дальнейших трудах во благо России.

+ КЛИМЕНТ
Митрополит Калужский и Боровский


РЕПОРТАЖ
Секты. Предупреждён значит вооружён

2 апреля  в Калуге состоялась областная научно-практическая конференция «Тоталитарные организации и культы: правовой аспект». Организаторами конференции выступили Калужская епархия Русской Православной Церкви, Российская Ассоциация центров изучений религий и сект и министерство образования, культуры и спорта Калужской области. В работе конференции участвовали более трёхсот представителей педагогической общественности, духовенства, светских специалистов, молодёжи.

Конференция открылась выступлением министра образования, культуры и спорта Калужской области Максима Дулинова. Затем было оглашено приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента.  В своём обращении к участникам конференции владыка подчеркнул опасность, какую тоталитарные секты представляют для современного общества. Он отметил также, что главное средство борьбы с сектантством – это просвещение. Причём в этой работе религиозные деятели, общественные организации и средства массовой информации должны действовать сообща.

С информацией о деятельности религиозных организаций на территории Калуги и области выступил преподаватель Калужской Духовной семинарии священник Роман Глыбовский. Так, он рассказал, что сейчас на территории нашего региона действует около сорока восьми нетрадиционных религиозных организаций.

Теоретические и практические аспекты появления и деятельности различных тоталитарных сект, а также проистекающих от них угроз осветил в своем докладе «Нетрадиционная религиозность в современном обществе» референт по вопросам новых религиозных движений Минской епархии Белорусской Православной Церкви, руководитель Информационно-консультативного Центра имени преподобного Иосифа Волоцкого Владимир Мартинович.

Наиболее типичные нарушения норм действующих Федеральных Законов («О свободе совести и о религиозных объединениях», Кодекса об административных правонарушениях, Семейного кодекса, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации и др.) на примерах деятельности мунитов, иеговистов, мормонов, сайентологов, неопятидесятников, «богородичников», адептов «Поместной церкви» Уитнеса Ли, «Детей Бога» («Семья») и других тоталитарных сект раскрыл ответственный секретарь РАЦИРС, ответственный секретарь Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского, доцент кафедры сектоведения Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук протоиерей Лев Семенов.

С большим интересом был выслушан доклад «Тоталитарные секты и дети», с которым выступил профессор, доктор философии, президент РАЦИС, член Совета директоров Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах - консультанта Совета Европы Александр Дворкин. Он рассказал о реальной опасности, которую представляют секты для нормального, физического, психологического, нравственного развития и здоровья детей, а порой и их жизни. Также с интересными докладами выступали и другие участники конференции.

Как было не раз подчеркнуто участниками конференции, тоталитарные секты стали серьезной проблемой современности, и они представляют опасность для любого общества.

Лидеры тоталитарных сект, стремясь к власти над своими адептами и к их использованию, скрывают свои намерения под религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научными и другими прикрытиями. Тоталитарные секты прибегают к обману и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, а также к психологическому давлению и запугиванию. Очевидно, что  тоталитарные секты нарушают права человека.

Многие сектанты спекулируют на проблемах общества. Завлекая в свою организацию людей, подверженных депрессиям, сектанты превращают их в зависимых адептов. В научных работах по психиатрии уже появился термин «сектоман». Вредоносную силу сектантства сравнивают с наркоманией.

Тоталитарная секта – это авторитарная организация, главный смысл существования которой – власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками – религии, психологии, культурологии, педагогики, политики. Секта распознаётся по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера.

В девяностых годах началось завоевание российского рынка сектантами. Потом секты вычерпали до дна те сегменты общества, на которые делали ставку. То есть, например, «Свидетели Иеговы» работали с людьми пенсионного и предпенсионного возраста, «Церковь Христа» – с учащимися технических вузов, муниты – с идеалистически настроенными студентами. В какой-то момент рост числа адептов прекратился. Теперь задача сектантов – закрепиться в обществе. Они стремятся обзавестись недвижимостью, создать положительный имидж, через судебные иски приучить журналистов к тому, что не стоит их критиковать.

Также стали распространены психокульты. Это секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров. Очень перспективное направление для предприимчивых людей. Ещё существуют коммерческие культы – многочисленные сетевые пирамиды. Во всём сетевом маркетинге много признаков сектантства, а ряд сетевых компаний являют собой полностью сформировавшиеся секты. К таковы относятся «Гербалайф», «Цептер».

Как же люди попадают в секты? Как говорит Александр Дворкин, люди не приходят в секту сами, их приводят. То есть людей обманывают. Кроме того, как правило, в секту попадают те, кто испытывает стрессовое состояние. При стрессе человеку легче что-либо внушить. А когда он уже в секте – это состояние в нем искусственно поддерживается. Иногда, чтобы вытащить человека из секты, достаточно сделать так, чтобы он отоспался, отъелся и на несколько дней просто остался один. Кстати люди не остаются в сектах на всю жизнь. Потому что когда человек отдает секте всё, что имеет – здоровье, деньги, силы – он сразу становится ненужным. И его выбрасывают на улицу.

Легче всего в секту заманить студентов первого-третьего курсов. Они испытывают возрастной стресс, переход от детской к взрослой жизни. Плюс первые разочарования, поиск смысла жизни. Вторая группа – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Человек чувствует себя невостребованным, одиноким. Появляется свободное время. Человек о многом начинает задумываться.

Хочется ещё раз сказать о той опасности, которую несут в себе тоталитарные секты.
Это опасность на уровне государства, потому что каждая из сект живет по собственным законам, часто противоречащим государственным.  Это огромная опасность для общества, потому что, в отличие от традиционных конфессий, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества людские, финансовые и прочие ресурсы.  Секты опасны для личности, так как они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.  Сектанты разрушают семьи, потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую «семью», претендующую на то, чтобы заменить собой подлинную, она вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы.

Воцерковленные люди, конечно, защищены от воздействия тоталитарных сект. А что же остаётся делать тем, кто еще не пришел в Православную Церковь и находится на пути духовных поисков, являясь привлекательной добычей для сект?

Основной упор в работе по противодействию сектам нужно делать на профилактику. Не только взрослые, но и дети должны знать об опасности, которая исходит от тоталитарных сект. В некоторых школах Франции, например, введены уроки духовной безопасности.

Конечно, чтобы научиться распознавать подделку, нужно хорошо знать оригинал. А эти знания дает обычное религиозное образование. И тогда любую секту ребёнок будет воспринимать как чуждый элемент. В школах Германии, к примеру, дети по желанию родителей изучают римо-католичество или лютеранство. И даже есть предмет для неверующих – что-то вроде "внеконфессиональной этики". В результате, проблема вовлечения в тоталитарные секты детей в этой стране стоит не так остро, как в России.

Юлия РАХАЕВА,
Информационно-издательский центр Калужской епархии

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика