Новостная хроника Калужской епархии:

2006-09-20

20 СЕНТЯБРЯ Третий день Образовательных чтений Центрального федерального округа ознаменовался итоговым пленарным заседанием, которое состоялось в здании Администрации Калужской области.

Возглавили заседание Губернатор Калужской области Артамонов А.Д. и митрополит Калужский и Боровский Климент. Анатолий Дмитриевич приветствовал участников Чтений, затем гумен Феофилакт (Безукладников), председатель Богослужебной комиссии г. Москвы, член Епархиального совета г. Москвы, благочинный храмов Всехсвятского округа г. Москвы, секретарь Оргкомитета, зачитал доклад на тему: "Педагогический опыт Церкви. Основные положения, цель и Идеал воспитания." Отец Феофилакт рассказал о проблеме воспитания в окружающем мире, где Церковь предлагает принципиально другой, отличный от мирского, опыт духовно-нравственного воспитания молодежи.

Далее выступили руководители секций с итоговыми документами. Первым выступил епископ Тамбовский Феодосий, который рассказал о работе I-ой секции, проходившей в школе № 5 г. Калуги. Выступления докладчиков свидетельствовали о значении роли учителя. Предложения: разработка правового кодекса учителя, изучение опыта по созданию методик по преподаванию ОПК, поддержка православных учебных заведений.

Архиепископ Людиновский Георгий сделал доклад по итогам работы II-ой секции, проходившей в школе № 6 г. Калуги. Прослушано 11 докладов, присутствовали 114 человек. Докладчики высказывали свои точки зрения по развитию духовно-нравственного образования. Предложения: ОПК необходим школам в качестве нравственной составляющей образования, школы должны повышать уровень образования по ОПК, рекомендовать Министерству образования разработать программу по введению Основ Православной культуры в школах, создать координационные советы.

Игумен Петр (Пиголь) сделал сообщение по работе III-ей секции, проходившей в лицее № 36 г. Калуги. Предложения: создать единый информационно-издательский центр по подготовке и выпуску учебной литературы по ОПК, эти учебники должны составляться согласно с возрастными особенностями учащихся, опубликовать материалы Чтений в Интернет.

По работе IV-ой секции выступил митрополит Калужский и Боровский Климент. Секция проходила в г. Обнинске. Число участников свыше 200 человек. Белогубова Марина Николаевна сделала сообщение по итогам секции. Все участники секции признали, что атмосфера была наполнена духовной радостью о сознании той роли, которую несет в себе учитель. Предложения: был сопоставлен потенциал светских и духовных школ, из чего необходимо синтезировать единую систему образования, необходима разработка законодательной базы по предотвращению нравственного разложения молодежи до 18 лет, больше использовать изречений видных светочей педагогической сферы деятельности, широко использовать проекты по улучшению средств в образовании, особенно по духовно-нравственному воспитанию.

Любовь Владимировна Шереметцева - директор центра духовного просвещения управления образования и науки Белгородской области, сделала сообщение об итогах работы V-ой секции, которая работала в виде круглого стола в г. Кондрово. Участники круглого стола предложили продолжить проведение образовательных чтений и в будущем году, наладить более активное сотрудничество школы и Церкви в вопросе организации преподавания ОПК в школах.

Митрополит Климент выразил надежду, что идея проведения подобных Образовательных чтений найдет поддержку со стороны Государства, но даже если таковой и не будет, Чтения все равно будут собираться. Последующие Чтения планируется проводить в других регионах Центрального федерального округа.

Председатель редакционной комиссии епископ Феодосий огласил проект итогового обращения к общественности и резолюцию образовательных чтений.

На итоговое пленарное заседание прибыл Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Полтавченко Г.С. Георгий Сергеевич поприветствовал участников заседания и высказал несколько замечательных мыслей по поводу образовательного процесса в нашей стране, вспомнил своих классных наставников, его слово к собравшимся явилось украшением итогового пленарного заседания, и зал долго и дружно ему аплодировал.

Завершением трехдневной работы Образовательных чтений явилось вручение Премии Центрального федерального округа "За нравственный подвиг учителя". Первое место было присуждено Петровской О.М., учителю истории и общественных дисциплин Рецицкой средней образовательной школы Брянской области. Премию второй степени поделили между собой Лебедева О.В., учитель музыки и мировой художественной литературы гимназии №15 города Костромы и Панов С. А., педагог дополнительного образования Сухинического Дома творчества Калужской области. Награжденные получили памятные дипломы, цветы, а также ценные подарки: компьютеры и книги.

Далее состоялось награждение 17 участников конкурса по пяти номинациям: «Лучшая инновационная разработка года», «Лучшее педагогическое исследование года», «Лучший издательский проект года», «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» и «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Награжденные получили сертификаты, книги и ценные подарки.

В заключении всем организаторам и участникам Образовательных чтений хор Калужской духовной семинарии пропел «Многая лета».


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»
Калужская область, 18-20 сентября 2006 г.

ДОКЛАД
игумена Феофилакта (Безукладникова)
(Епархия г. Москвы РПЦ: председатель Богослужебной Комиссии г. Москвы, член Епархиального Совета г. Москвы, благочинный Всехсвятского округа г. Москвы)

«Педагогический опыт Церкви. Основные положения, цель и Идеал воспитания»

Что такое воспитание? Отцы Церкви говорят, что под словом воспитание подразумевается постепенное возвышение человека к возможной для него полноте совершенства, через правильное развитие его сил и способностей. Таким образом, для правильного воспитания должно быть верное понятие о совершенстве, о средствах его достижения и результатах воспитания. Все эти условия воспитания необходимы.

Без ясного понятия о человеческом совершенстве воспитание идет по способу хождения слепых – на ощупь.

Без уверенности в средствах воспитания – воспитание пойдет с колебаниями и нерешительностью.

Без правильного понятия о должных результатах - воспитание может пойти не для пользы воспитанника, а для удовлетворения мечтаний родителей или для удовлетворения требованиям какой-либо воспитательной теории.

Первое условие воспитания – это понятие о совершенстве человеческом.

Что же такое совершенство человеческое?

Оно также называется Идеалом или первообразом человеческого совершенства.

Где же идеал истинный, объемлющий всю природу человека во всей полноте и в нескончаемом ее развитии, всем близкий, для всех доступный, легко познаваемый и всех удовлетворяющий? Такой идеал один – это Бог. Только гордость может отрицать всесовершеннейшие свойства этого идеала и родство его с душою человека. Он есть сама истина, любовь, благость, чистота, правда, бескорыстие, самоотвержение, трудолюбие, терпение, мужество, - но кто сможет перечислить все Его совершенства? "Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный" - призывает человека Евангелие и Церковь.

В Церкви воспитание идет перед лицом Бога, именно к Нему приводят верующие родители своих детей. Здесь воспитание идет по всем законам человеческого развития. Сначала через чувства – посредством впечатлений, через созерцание изображений, действий, символов указывающих на мир духовный. Мать, предмет всей любви и нежности ребенка, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконой Спасителя; ребенок смотрит то на нее, то на икону, и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания. Ребенок в храме: благолепие храма, освещение, светлые облачения священнослужителей, пение и безмолвное предстояние молящихся, обращенных к алтарю, священные действия, отсутствие предметов обыденной жизни, требование внимания к чему-то высшему, особенному – это еще один урок благоговения перед Богом. Эти уроки открывают в детях любовь к Богу, воспитывают религиозные чувства – главный двигатель духовной жизни.

Дальнейшее воспитание, сообщаемое Церковью, точно так же рационально. Нелегко душе человека, окруженной земными предметами, открыть мир духовный. Церковь открывает этот мир своим ученикам через ежедневное, внимательное чтение Слова Божия, утренних и вечерних молитв, участие в праздничных богослужениях, охранение себя в периоды постов, в которые запрещаются удовольствия и развлечения. Таким образом, душа сосредотачивается в себе и начинает анализировать свое нравственное состояние.

На следующем этапе Церковь открывает молодым людям все источники знания под охраною веры, приучая их к употреблению свободы под наблюдением нравственного закона. Она ставит законом воспитания одно основное начало знания и жизни: все от Бога исходит и к Богу возвращается. Воспитанник Церкви видит Бога в истории мира, в природе, в своем личном жизненном опыте, а главное – в своем сердце; перед Богом он трудится, скорбит и радуется, на Него надеется, с Ним живет и к Нему отходит после смерти. С каким же еще идеалом человек может внутренне так сдружиться и быть неразлучным, в каком другом идеале может почерпнуть столько внутреннего успокоения, вдохновения и силы?

Одновременно с формированием в сознании воспитанника высочайшего Первообраза человеческого совершенства Церковь принимает меры к тому, чтобы направить деятельность воспитанника согласно с совершенством Первообраза. Так должно быть по требованиям всякой науки о человеке.

Внутренняя жизнь человека есть тайна. Во-первых, мы можем говорить воспитаннику, учить его, советовать ему, но что происходит в его душе вследствие наших убеждений, мы не можем знать, если он сам этого не откроет, да еще и сможет ли он сам объяснить, что с ним происходит? Во-вторых, существует особая способность человека, составляющая величайшее его преимущество, но вместе с тем и величайшее затруднение для педагогов – это свобода воли человека.

Если мы воздействуем на свободу воспитанника по нашему желанию хитростью, обольщением, то воспитанник скоро поймет это и, увидя себя обманутым, потеряет к нам доверие. Если мы принуждаем насильно воспитанника делать то, что мы желаем, он внутренно будет нам сопротивляться, и сделанное по принуждению не признает своим. Кто может войти в душу человека и привести все в ней в порядок, заставить ее думать, желать и делать все так, как лучше для ее же блага? Никто, кроме Бога-Сердцеведца. Ему Церковь и вручает воспитание под наблюдением недремлющего наблюдателя – собственной совести.

Что такое совесть? Она - чувство контроля духовной жизни. Совесть нам свидетельствует гармонией духа, когда мы делаем добро и, напротив, проявляется в стеснении и страдании, когда мы делаем зло. Смущение ребенка уличенного во лжи, краска стыда на лице девушки при появлении соблазна – вот самые первые проявления совести, свидетельствующей о нравственном замешательстве. Самые страшные потрясения совести при первом грехе и, наоборот, утешения при добром деле начинаются очень рано и не покидают нас всю жизнь. Поэтому тайна нравственного воспитания заключается в том, чтобы сохранить в воспитаннике чистую совесть, то есть чуткую, бодрую, верно показывающую ему его нравственное состояние и саму душу сохранить от расстройства или немедленно восстановить после расстройства, т.е. дать юному человеку почувствовать то благо, которое приобретается исполнением нравственного закона, или, говоря языком Церкви, познакомить человека с духовным опытом. В этом безошибочною и благонадежною руководительницей является Церковь.

Церковь прилагает огромные усилия, чтобы прежде всего просветлить или так сказать – выверить совесть своих воспитанников, чтобы совесть была безошибочным показателем преступления и добродетели от самого зарождения их в мысли, до осуществления на деле. Для этого непрестанно при богослужениях преподается учение о Боге всесовершенном и всеправедном, ненавидящем грех и любящем добродетель, возносятся молитвы о прощении наших согрешений и избавлении от соблазнов и искушений. На это направлены все правила об исповеди и причащении. Именно здесь ребенок вместе с родителями ставится со своею совестью перед Богом – ни для кого невидимо, но для него понятно; здесь совершается процесс разделения в нашем сознании двух присущих нам природ или двух человеков – ветхого и нового, доброго и злого, и не только предлагается нашей свободе выбор направления жизни, но и прямо дается почувствовать, что только в направлении к добру есть истинная жизнь и счастье человеческой души.

Эти приемы нравственного воспитания Церковь ввела и в семью. Мать-христианка – в прежнее время чаще указывала ребенку: «это грех». Что это значит? Это значит указание на уклонение от идеала человеческого совершенства. Ничего не может быть рациональнее, как замечать ребенку с раннего возраста его уклонения от предназначенного ему совершенства. Это самый верный способ научить ребенка различать грехи и боятся грехов. А так как раньше люди страшились не только тяжких грехов, но и нарушения воспитательных уставов Церкви, то случаи остерегать детей от греха предоставлялись часто. Сейчас многими ничто не почитается за грех кроме разве уголовных преступлений. Но по учению Церкви, есть грехи малые, которые ведут к грехам великим. Если ребенок просил скоромной пищи в постный день или в праздник до обедни, ему говорили: «Это грех» и таким образом учили воздержанию и терпению. Если ребенок позволял себе неприличные движения на молитве, ему говорили: «Это грех» и таким образом учили благоговению. Если он уронит часть просфоры, ему говорили: «Это грех» то есть учили почитать святыню. От того-то прежде и боялись больших грехов, что совесть была чутка к малым, что велик был страх ответственности перед Богом. Сейчас очень многое можно и ничто не страшно. От притупления нравственного чувства и совести происходит это бесстрашие по отношению к порокам и тяжким преступлениям, распространение которых мы видим в настоящее время.

При этих уроках Церкви зарождается духовный опыт. Он начинается борьбой с влечениями нашей испорченной природы, обнаруживающимися с раннего детства, и сопровождается чувством глубокого удовлетворения при преодолении их, и таким образом, полагается начало мужества и твердости в подвигах добродетели. Здесь приобретается опытное познание высших утешений: чувство душевного мира, облегчение совести после исповеди, радость при церковных торжествах.

Какие плоды такого воспитания могут приносить молодые люди вступая в общественную жизнь? Юноши и девушки получают способность противостоять соблазнам, получают предостережение совести против искушений. Они, даже и одолеваемые силою страсти, пройдут долгую борьбу, много переплачут внутренне прежде, нежели решатся на тяжкий проступок, а в случае падения им есть к чему вернуться. Им знакомо и приятное чувство нравственного выздоровления.

Воспитанники Церкви опытом жизни, с помощию благодати Божией, утвердившиеся в добрых правилах и навыках, становятся гораздо более устойчивыми к преступлениям. Видят или не видят их люди, угрожает или не угрожает им наказание, - они постараются приложить все силы, чтобы не совершить преступления: оно им гадко, оно страшно и противно их природе.

Таким образом, у воспитанников Церкви есть возможность быть внутренне счастливыми как при трудностях и лишениях жизни, так и при внешнем благополучии.

(Доклад составлен по материалам трудов в Бозе почившего Архиепископа Харьковского Амвросия)


ПОЛОЖЕНИЕ
о Премии Центрального федерального округа в
области педагогики, работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»

1. Премия Центрального федерального округа в области педагогики и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» (далее по тексту Премия) учреждается в целях стимулирования творчества педагогов и воспитателей; расширения охвата детей и молодёжи духовно-просветительской и гражданско-патриотической работой; организации всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию; за многолетнее высокое качество обучения и воспитания учащихся; за внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России.

2. Премия учреждается в 2006 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и Министерства образования и науки Российской Федерации.

3. Премия присуждается на конкурсной основе гражданам Российской Федерации за достижение значительных результатов в области образования, за эффективную деятельность по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей и молодёжи, получившую широкое общественное признание, с целью выявления и распространения лучших моделей образования и внеучебной работы с детьми и молодёжью, взаимодействия светской и церковной систем по формированию успешной духовно развитой личности гражданина России и имеет следующие задачи:

• обобщение имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодёжи в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и программ общественных объединений;

• отбор и популяризация наиболее эффективных практик и технологий по духовно-нравственному образованию и формирование базы данных о реальных образовательных и воспитательных технологиях;

• общественного признания и общественного поощрения граждан РФ, внесших существенный личный трудовой, творческий, организационный, материальный вклад в развитие образования, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи на территории Центрального федерального округа.

4. На Премии выдвигаются выдающиеся педагоги, представители общественных объединений и клубов, достигшие высоких результатов в практическом обучении и воспитании детей и молодёжи, осуществляющие

реализацию новых направлений в области педагогической науки, инновационных разработок и технологий обучения и воспитания.

Премии присуждаются педагогам, проживающим и работающим на территории Центрального федерального округа.

5. Премия состоит из денежного вознаграждения и почетного диплома и вручается в торжественной обстановке, решение о месте и сроках вручения принимается экспертной комиссией Премии.

Финансирование Премии осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств в установленном законом порядке.

Наряду с денежным вознаграждением педагогов, поощряются работы и произведения авторов и педагогических коллективов, которые отмечаются сертификатами по отдельным направлениям деятельности:

• сертификат «Лучшая инновационная разработка года» - отмечающий работу (работы), имеющий значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы духовно-нравственного образования;

• сертификат «Лучшее педагогическое исследование года» - отмечающий работу (работы), имеющую высокий научный уровень, представляющие завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам развития системы духовно-нравственного образования;

• сертификат «Лучший издательский проект года» - фиксирующий наиболее удачную и принятую широкой общественностью публикацию, журнал, учебник, книгу и т.п.;

• сертификат «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» - отмечающий работу клуба по месту жительства, учреждения дополнительного образования, общественного объединения;

сертификат «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» - за создание структуры воспитательно-просветительской и военно-патриотической региональной организации работающей на методическом, информационном и образовательно-воспитательном уровнях (общественные объединения, учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства).

По итогам конкурса за долголетнею плодотворную работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи «За нравственный подвиг Учителя» - присуждаются одна премия Первой степени и две Второй степени.

6. Премия присуждается решением Конкурсной комиссии премии (далее именуется - Комиссия). Состав Комиссии формируется из специалистов Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущих ученых и специалистов Российской академии образования, представителей религиозных организаций, общественных объединений, известных общественных деятелей.

К рассмотрению не принимаются работы, награжденные в текущем году на соискание иных премий.

7. Отбор номинантов осуществляется до 1 июля 2006 г. в регионах Центрального федерального округа органами управления образованием субъектов Российской Федерации по представлению учреждений образования, молодёжной политики и общественных объединений из расчета не более трёх кандидатов от региона.

Негосударственные учреждения обязательно представляют лицензию на право образовательной деятельности.

Основными критериями отбора работ и кандидатур соискателей являются:

• Соответствие содержания работ и личностей соискателей историческим традициям российского образования, реально достигнутые результаты.

• Разработка новых авторских курсов, программ, создание учебно-методических пособий, затрагивающих в первую очередь аспекты гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

• Актуальность работы для осуществления духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодёжи.

• Возможность тиражирования и внедрения результатов работы в практику педагогической деятельности образовательных учреждений всех видов и типов.

К участию в конкурсе работ и произведений принимаются только уже обнародованные работы, выполненные в течение последних 5 лет, после их опубликования в печати и практического использования в педагогической деятельности не менее 2 лет.

8. Конкурсный отбор проводится с мая по сентябрь 2006 года.

I этап: май - июнь 2006 г. - региональный этап Конкурса.

II этап: июль - сентябрь 2006 г. - окружной (федеральный) этап (работа экспертных групп и жюри, подведение итогов Конкурса, определение лауреатов и дипломантов Премии).

Для участия в федеральном этапе Премии в адрес Конкурсной комиссии (127051, Москва, ул. Петровка, 28, Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии Русской Православной Церкви, e-mail: r2005@prokimen.ru, mail@prokimen.ru) до 10 июля 2006 года за подписью руководителя субъекта Российской Федерации направляется представление на победителей регионального конкурса для рассмотрения. В представляемых материалах указывается фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого номинанта, адрес его места жительства, место работы или род занятий, почетные звания (при их наличии), а также сведения о наличии премий, призов и иных наград свидетельствующих о признании его вклада в педагогическую и воспитательную деятельность, творческий паспорт коллектива.

9. Все материалы, поступившие из регионов Центрального федерального округа, рассматриваются в срок до 10 сентября Конкурсной комиссией.

В случае если предложенные кандидатуры номинантов вызывают разногласия среди членов комиссии, решающим является голос Председателя комиссии, который поддерживает одну из предложенных кандидатур двумя решающими голосами.

Результаты обсуждения работ и соискателей Премии и ход голосования по ним разглашению не подлежат.

10. Членство в Конкурсной комиссии утверждается решением Организационного комитета Образовательных чтений Центрального федерального округа, по согласованию с Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, а материалы заседаний оформляются протоколом и утверждаются Председателем комиссии. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии.

11. Решение экспертной комиссии о присуждении Премии Центрального федерального округа в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» публикуется в региональных и федеральных СМИ, в том числе электронных.

12. Организационное, информационное и документационное обеспечение деятельности Конкурсной комиссии по присуждению Премии Центрального федерального округа в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» осуществляется Отделом религиозного образования и катехизации. Материалы, поступившие на рассмотрение экспертной комиссии, в соответствии с установленным порядком хранятся там же.


РЕЗОЛЮЦИЯ
Образовательных чтений Центрального федерального округа
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»

Участники Образовательных чтений, обсудив вопрос духовно-нравственного воспитания школьников, пришли к выводу, что изучение основ православной культуры способствует воспитанию патриотизма, личной ответственности за судьбу Отечества и сохранение историко-культурного и духовного наследия народа, формирует нравственные основы личности. Преподавание основ православной культуры не может вызывать ни межнациональных, ни межрелигиозных противоречий, так как любовь к родной культуре и родным святыням учат уважать также и иные традиции. Преподавание учебного предмета «Православная культура» не противоречит принципу отделения религиозных организаций от государства, так как осуществляет светское культурологическое образование.

Для успешного преподавания основ православной культуры необходимо создать организационно-методические и финансовые условия и подготовить кадры. В связи с этим участники Чтений предлагают принятие следующих мер:

  • Министерству образования и науки РФ утвердить примерную программу и минимум содержания образования курса «Основы православной культуры». Оказать содействие в преподавании этого предмета в школах. Рассмотреть вопрос о включении специализации «Учитель православной культуры» в педагогических ВУЗах и колледжах.
  • Российской Академии повышения квалификации работников образования и региональным институтам усовершенствования учителей разработать и внедрить программы повышения квалификации учителей основ православной культуры (объемом от 72 до 500 часов) на бюджетной основе.
  • Органам управления образования субъектов Российской Федерации в ЦФО разработать учебный предмет регионального компонента по православной культуре. Создать региональные учебники, учебные программы, учебно-методическое обеспечение. Внести соответствующие дополнения в базисные учебные планы регионов ЦФО.
  • Руководителям общеобразовательных учреждений обеспечить право ребенка изучать курс «Основы православной культуры» в каждой школе.
  • Епархиям Русской Православной Церкви принять участие в организации внеклассных мероприятий по духовно-нравственному развитию личности ребенка в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (экскурсии по святым местам России, церковно-государственные праздники, детские фестивали православной культуры и т.д.).
  • Субъектам Российской Федерации в ЦФО включить в региональные программы развития образования раздел «Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи. Взаимодействие с епархией Русской Православной Церкви» с соответствующим финансированием.
  • Депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерации в ЦФО рассмотреть вопрос о разработке и принятии закона об установлении регионального компонента по православной культуре государственных образовательных стандартов.
  • Просить полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО Г.С. Полтавченко довести резолюцию Образовательных чтений до Глав администраций, Председателей законодательных собраний субъектов Российской Федерации в ЦФО и средств массовой информации.
  • Считать важным ежегодное проведение Образовательных чтений Центрального федерального округа.

г. Калуга
20 сентября 2006 г.


ОБРАЩЕНИЕ
участников Образовательных чтений Центрального федерального округа
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»

Уважаемые соотечественники!
Дорогие братья и сестры!

Происходящее в настоящее время строительство новой России невозможно без опоры на культурное и духовное наследие нашего народа, которое веками формировалось под влиянием Православия и высоких нравственных христианских ценностей. Мы обязаны использовать опыт поколений для воспитания достойных граждан и тем самым обеспечить духовную и культурную преемственность, что невозможно без правильной организации воспитательного процесса в учебных заведениях страны. Это задача огромной государственной важности.

Современный кризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа всё более обособляется от других институтов общества. С одной стороны, от родителей и семьи, где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению, а созиданию семейных и родовых ценностей. С другой стороны, школа не получает в должной мере научного осмысления своего практического опыта в воспитании. В результате в системе образования появились низкокачественные учебники и учебные пособия, далёкие от истинных научных знаний, практики и нравственных принципов. Школа перестала быть приоритетным объектом государственного управления. Вместе с тем образование не может и не должно являться функцией от экономики. Главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.

При несомненной важности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательного учреждения именно средняя школа должна быть признана государством ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственный и интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать всё, чтобы среднее учебное заведение могло дать ученику глубокие базовые знания в широком спектре дисциплин, практические навыки; привить интерес к творчеству и саморазвитию. Это позволит сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире.

Не менее важным и весьма полезным представляется организация школ продлённого дня, в которых после основных занятий уроки приобретают более свободную форму, проходя в школьных технических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивных залах.

Непременной является задача постоянного эстетического воспитания путём ознакомления с шедеврами мирового и отечественного искусства, развитие творческих способностей. При этом государство обязано предоставить одинаковые возможности для развития всех учащихся.

Подготовка гармонично развитых и способных к самореализации выпускников должна осуществляться не только через гибкое соединение универсальной и профильной целей образования, но и через воспитание навыков восприятия знания в духовной и научной формах, или образно говоря, «зажечь в умах свет знаний, а в сердцах – свет веры».

Приоритетный национальный проект совершенствования и развития отечественного образования должен опираться на чётко сформулированную концепцию реформы образования, разработанную правительственной комиссией и утверждённую Правительством Российской Федерации. В комиссию должны войти представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Академии наук Российской Федерации, ведущих университетов, специалисты из Совета Безопасности РФ и соответствующих институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций.

Нравственная, интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на отечественных духовных и нравственных традициях, в отличие от природных ресурсов, составляет неисчерпаемое богатство России.

Мы призываем государство не экономить на школе и обеспечить качественный прорыв в сфере образования и науки, что в перспективе обеспечит превращение России из сырьевой державы в передовую страну с развитой отечественной экономикой.

Опыт показывает, что во многом будущее страны решается за школьной партой. Вот почему огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия, ибо он строит жизнь человека. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями, он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества учителя.

Духовно-нравственный потенциал российских учителей ещё достаточно высок, несмотря на разрушительные процессы последнего пятнадцатилетия. Но достойный многовековых традиций российской педагогики учитель должен иметь достойные условия труда и жизни; быть в центре внимания государства и общества. У каждого из нас был первый и любимый учитель. Вспомним его и сделаем всё, чтобы российское учительство не бедствовало, не обучало в разрушающихся школьных зданиях, не преподавало, использую контрафактные учебники и учебные пособия, не имея широкой опоры на научные и педагогические достижения последних лет.

Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре. Школа должна сформировать интерес учащегося не только к прошлому, но к настоящему и будущему своей страны. В России предстоит построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой одухотворенной нации и сохранит позиции лучшей интеллектуальной школы мира.

Основой системы образования должно стать воспитание национального духа и национального достоинства. А педагогику следует рассматривать как своеобразное искусство нравственного воспитания и передачи растущему поколению знаний и опыта, накопленных народом за века. 

Обращение принято на Образовательных чтениях
Центрального федерального округа, состоявшихся
18 - 20 сентября 2006 г. в городе Калуге.

Архив новостей

2024
Июль
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика